Урок по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Вольковская Марина Станиславовна

На данном уроке обучающиеся, работая в группах, рассматривают различные способы получения алкенов, знакомятся с их физическими и химическими свойствами, применением с помощью различных источников информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alkeny._10kl.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 10 классе по теме

«Получение, свойства и применение алкенов».

Цель урока: рассмотреть различные способы получения алкенов, их физические и химические свойства и применение через работу с различными источниками информации.

Задачи урока:

  1. разобрать промышленные и лабораторные способы получения алкенов;
  2. изучить физические и химические свойства алкенов;
  3. определить личную значимость полученных знаний, рассмотрев области практического  применения алкенов на примере этилена и пропилена;
  4. продолжить формирование умения работать с учебными текстами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Д/з: §10, стр. 43 (?) 10, 11, 14, 15 (у), 12, 16 (п); и как вариант, предлагаю для желающих расширить свои знания (?) 13 (п).
  3. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

  • Какой класс соединений мы начали изучать на прошлом уроке? (алкены).
  • Что такое алкены? Дайте определение (алкены – это углеводороды с общей формулой CnH2n, в молекулах которых между атомами углерода имеется одна двойная связь).
  • Простейший представитель алкенов? (этилен C2H4).

Итак, чтобы определить тему сегодняшнего урока и поставить перед собой цели, необходимо выяснить и повторить, что нам уже известно об алкенах.

  • Что мы уже знаем об этих органических соединениях? (строение, гомологию, изомерию, номенклатуру).

Задание на повторение.

Чтобы освежить в памяти основные моменты, предлагаю выполнить следующее задание (Приложение 1, слайд 1).

Даны формулы веществ и их названия:

а)     H2C = CH – CH - CH2 - CH3                                б)     H3C - CH = C - CH2 - CH3

                                  CH3                                                                                            CH3   

                3 – метилпентен – 1                                                     3 – метилпентен – 4

в)     H2C = CH – CH - CH2 – CH2 - CH3                       г)     H3C – CH2 – CH – CH2 - CH3

                             CH3                                                                                          CH3 

                 3 – метилгексен – 1                                                        3 - метилпентан

I ряд – проверьте, правильно ли названы вещества;

II ряд – определите изомеры;

III ряд – найдите гомологи.

Ответы:

I ряд – неправильно названо вещество б), так как нумерация атомов углерода должна начинаться с того конца, где ближе двойная связь. Вещество называется 3–метилпентен- 2.

II ряд – изомеры а) и б) по положению двойной связи.

  • Какие вещества называют изомерами? (вещества, имеющие один и тот же состав и одну и ту же молекулярную массу, но разное строение).
  • Какие еще виды изомерии характерны для алкенов? (углеродного скелета, межклассовая, цис-, транс- изомерия).

III ряд – гомологи а) и в).

  • Какие вещества называют гомологами? (вещества, сходные по своему строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – CH2).
  • Как называется группа – CH2? (гомологическая разность).

Почему вещество г) не прозвучало в ваших ответах? (это алкан).

  1. Изучение нового материала.

Продолжим изучение алкенов.

  • Что еще мы рассматриваем при изучении классов органических соединений, кроме строения, гомологии, изомерии и номенклатуры? (получение, свойства и применение).

Итак, тема урока: «Получение, свойства и применение алкенов» (Приложение 1, слайд 2).

Давайте определим цели нашего урока.

  • Как мы рассматриваем получение? (в лаборатории и промышленности).
  • Какие свойства изучаем? (физические и химические).
  • Для чего знакомимся с применением? (чтобы знать, где вещества используются и какую личную значимость для нас они представляют) (Приложение 1, слайд 3).

Чтобы достигнуть поставленной цели, мы будем работать с текстовыми источниками информации – это наш учебник (авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман) и в дополнении еще один учебник по химии (авторы О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин).

У вас на столах лежат рабочие листы (Приложение 2), которые вам необходимо заполнить, работать будем по рядам:

I ряд - рассматривает химические свойства алкенов;

II ряд – знакомиться с получением;

III ряд – изучает физические свойства (перевод текстовой информации в таблицу) и применение (перевод информации в текстовую форму).

  1. Обсуждение и закрепление материала.

Заслушивание ответов учащихся по плану: получение, химические свойства, физические свойства и применение.

Когда отвечают ученики одного ряда, другие заполняют рабочий лист.

Учитель дополняет ответы учеников и предлагает одно задание на закрепление изученного материала (Приложение 1, слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

  1. Подведение итогов.
  • Что мы сегодня узнали об алкенах? Достигнули ли поставленной цели? (Приложение 1, слайд 12).
  1. Рефлексия (Приложение 1, слайд 13).

У каждого ученика на столе лист «Оцени себя на уроке».

Урок

Я на уроке

Итог

  • Интересно
  • Работал
  • Понял материал
  • Скучно
  • Отдыхал
  • Узнал больше, чем знал
  • Безразлично
  • Помогал другим
  • Не понял

Слайд 14. Спасибо за урок!

Приложение 2.

Рабочий лист

ученика 10 __ класса

Ф.И. _________________________________________

Тема урока: __________________________________________________________________

Получение алкенов

  1. Промышленные способы

  1. Лабораторные способы

        

Химические свойства алкенов

_________________________         ________________________      _____________________

1.________________________       1._______________________        ___________________

_________________________        ________________________         ___________________

_________________________        ________________________         ___________________

2._______________________        2._______________________          ___________________

_________________________        _________________________

_________________________         ________________________

3.________________________        3._______________________

_________________________         ________________________

_________________________          ________________________

4._______________________

_________________________

_________________________

5.________________________

_________________________

Физические свойства алкенов

Этилен - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Формула - название

t кип., 0С

Агрегатное состояние

-103,8

газы

-47,7

-6,3 (бутен-1)

+30,1 (пентен-1)

жидкие

+63,5

+93,6

твердые

При увеличении молекулярной массы соединений __________________________________

_____________________________________________________________________________

Применение алкенов

Этилен _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пропилен ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора"

Конспект урока по химии 9 класс "Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора". Подробная разработка урока с презентацией....

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

Разработка урока по теме "Алкены. Получение, химические свойства и применение алкенов".

Рассмотреть лабораторные и промышленные способы получения алкенов, химические свойства алкенов, реакции полимеризации....

Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".

Данное пособие  рекомендовано при проведении  урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды".  Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...

Презентация к уроку по химии "Получение, свойства и применение алкенов". 10 класс.

Данная презентация является приложением к уроку по химии в 10 классе по теме "Получение, свойства и применение алкенов"....

Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.

Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакоми...

Технологическая карта урока по теме "Получение, свойства и применение алкенов"

Технологическая карта разработана для проведения урока по химии в 10 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г....