Конспект урока по химии на тему:Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.
план-конспект урока по химии (10 класс)

Алимова Эльвие Назимовна

Цель: изучить состав и сроение фенолов; рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства; познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакомить с качественной реакцией на фенолы; раммотреть применение фенола, его биологическую роль.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fenoly.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Алимова Э.Н.

Химия   Дата:____________Урок №33                      Класс:10

Тема:_ Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влияние атомов в молекуле. Понятие крезолов.    

Цель: 

Образовательные:

  • Изучить состав и строение фенолов;
  • Рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства;
  • Познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фенола, ознакомить с качественной реакцией на фенолы;
  • Рассмотреть применение фенола, его биологическую роль;

Развивающие:

  • Совершенствовать умение учеников прогнозировать свойства веществ на основе его строения;
  • Продолжить формировать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью, умения работать в парах, группах, с дополнительными источниками информации.

Методы: Индивидуальная, групповая, беседа, проблемно-поисковая, исследовательская

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Цель: Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Формулирование учащимися цели урока.

Сегодня мы познакомимся на уроке с соединением, которую используют для изготовления красок, в качестве антисептика для обработки раны, антиоксидант, используют для изготовления лекарственных препаратов. Это уникальное вещество впервые обнаружил

в 1834г. немецкий химик-органик Фридлиб Рунге в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом. Ему не удалось определить состав вещества, сделал это в 1842г. Огюст Лоран. Вещество обладало выраженными кислотными свойствами и было производным открытого незадолго до этого бензола. Лоран назвал его бензол феном, поэтому новая кислота получила название фениловой. Шарль Жерар считал полученное вещество спиртом и предложил называть его фенолом.

Про это вещество вы, возможно, слышали, когда читали произведения писателей XIX века, например Л.Н. Толстого. Называлась она раньше карболкой или карболовой кислотой.

Сегодня нам интересно знать к какому классу соединений относятся фенолы? Ведь они тоже отвечают формуле R- ОН?

Проблемный вопрос:

Как и вода и спирты, молекула этого вещества имеет гидроксильную группу. Как толуол имеет бензольное кольцо. Попробуйте самостоятельно вывести формулу этого вещества.

После получения ответа учитель объявляет тему урока и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения (слайд 2)

Высказывают свои предположения о теме урока. Формулируют вместе с учителем цель и задачи урока

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий, повторение изученного материала деятельности, подготовка мышления учащихся и организация внутренней потребностей УД

Организует повторение материала, изученного на предыдущем уроке и основных терминов, и понятий, необходимых для освоения нового материала.

Проверяется наличие у учеников выполненных письменных работ. Обсуждаются задания, которые вызвали затруднения

Выполнение блицконтроля по терминам  (слайд 3).

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Пишут

самостоятельную работу

Работа по усвоению новых знаний

Цель:  формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

1.Состав, строение, физические свойства фенола.

Учитель дает определение, деление по составу, общая формула фенолов  (слайд 4,5).

Физические свойства фенолов (слайд 6).

Работа с учебником: агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr;

Демонстрация:  Растворимость фенола в воде при комнатной температуре и нагревании.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbc648f6-1fdf-1f02-8675-1dfc12089436/index.htm

Строение  фенолов

Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствами фенолов.

Выявить типы реакций, характерные для фенолов, и условия их протекания (слайд 7)

2.Химические свойства фенола (слайд 8)

Беседа:

1.Что общего в строении насыщенных спиртов и фенола?

2. Какие химические свойства характерны для спиртов?

3. Как связаны свойства спиртов с их строением?

Заполнение таблицы «Химические свойства фенола».

Реакции обусловленные гидроксильной группой – ОН:

1)Взаимодействие с активными металлами с образованием фенолятов.

2)Взаимодействие со щелочами;

3) Качественная реакция на фенол

Реакции обусловленные бензольным ядром:

1)Взаимодействие с бромной водой.

2.Взаимодействие с азотной кислотой.

Заполнение таблицы сопровождается демонстрацией химических свойств фенола.

Демонстрация опыта: 

«Взаимодействие фенола с металлическим натрием».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2902f1c7-622b-d84b-fce5-f652d1cc81f7/index.htm

«Взаимодействие фенола с раствором щелочи»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0caf7a8d-7397-1c33-1bd0-904de4c907dc/index.htm

«Взаимодействие фенола с хлоридом железа (III)»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7f253c7-cbc3-02ef-2557-e5b59c1d26c8/index.htm

«Взаимодействие фенола с бромной водой».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93fcbfc1-6dcb-1649-d4d9-7f5f264e89eb/index.htm

 Демонстрацию можно заменить видеоопытом.

Записывают определение, общую формулу и гомологический ряд фенолов

Определяют физические свойства фенолов

Устанавливают связь между строением фенола и его химическими свойствами

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Заполняют таблицу в тетради «Химические свойства фенола»

Просматривает опыты по химическим свойствам. Высказывают свое мнение об опытах.

Физкультминутка

Цель: Здоровье сбережение

Задача: релаксация и смена физической нагрузки.

«Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

Учащиеся выполняют комплекс упражнений физкультминутки

Работа по усвоению новых знаний /продолжение/

Цель: Обеспечение восприятия и запоминания детьми теоретического материала урока.  Решение проблемной ситуации.  

3.Способы получения фенола:

1)Кумольный способ.

2)Из каменноугольной смолы;

3) Из галогенбензолов.

Задание: Вспомните и напишите уравнение реакции взаимодействие бензола с серной кислотой (сульфирование) и хлором (хлорирование).

Для каждой реакции условия протекания (слайд 9).

4.Применение фенола:

Постановка проблемного вопроса: Фенол – ядовитое вещество!

Как описывал А.П. Чехов в своем произведении «Враги» действие фенола на организм человека.

"По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь".

Вопросы:

  1. Почему у доктора Кирилова были обожжены руки?
  2. Чем опасен фенол?
  3. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с ним?
  4. Всегда ли фенолы ядовиты?
  5. Где применяют фенол? (слайд 10).

Применение фенола:

1)Производство синтетических смол, пластмасс;

2) в качестве лекарственного препарата;

3) в качестве красителей;

4) антисептиков и антиоксидантов;

5) взрывчатых веществ;

6) поверхностно-активных веществ.

5.Охрана окружающей среды от промышленных отходов, которые содержат фенол.

Записывают в тетрадь способы получения фенола, а также самостоятельно пишут уравнение реакции взаимодействие бензола с серной кислотой (сульфирование) и хлором (хлорирование).

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы и делают выводы, какое значение имеет фенол в нашей жизни.

Сообщение учащихся по теме: «Методы очистки отходов от фенола».

Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала

Цель: Подведение итогов урока, формулирование выводов по изучаемому материалу исходя из цели урока.

Оценка результатов деятельности каждого учащегося и всего класса.

Вопросы:

1)Какие вещества называются фенолами?

2) Каково влияние бензольного кольца на гидроксильную группу в молекуле фенола?

3) Сформулируйте физические и химические свойства фенолов.

4) Область применения фенолов.

5)Чем опасен фенол.

Задания для закрепления:

1)Решение задачи;

2) Составление цепочки превращения;

3) В трех пробирках содержится этанол, глицерин и раствор фенола. С помощью, каких химических реакций можно различит эти вещества? Составьте уравнения соответствующих реакций (слайд 11).

Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания на усвоение материала.

Домашнее задание:

Цель: овладение способами учебной деятельности

Предлагает домашнее задание на следующий урок

§22 №5 стр.110 (слайд 12)

Задание по выбору:

Подготовить небольшие сообщения или

создать плакаты об опасности фенолах

Рефлексия

Цель: подвести итоги деятельности на уроке, анализ деятельности и содержания урока.

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

«Мишень»

Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора.

  • Моя деятельность;
  • Деятельность группы;
  • Деятельность класса;
  • Деятельность учителя.

Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.

(слайд 13)

Лист самооценки:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о фенолах …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

Оценивают свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"

Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...

Конспект урока по математике в 6 классе по теме"Применение распределительного свойства умножения".

Конспект урока по математике 6 класс по теме "Применение распределительного свойства умножения"...

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.

Одним из фундаментальных понятий органической химии  является  взаимное влияние атомов в молекулах. Без знаний электронных эффектов (индуктивного и мезомерного) органическая химия представля...

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнения по теме.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен...

Презентация по химии на тему "Фенол-строение, свойства и применение. Взаимное влия¬ние атомов в молекуле. Понятие крезолов"

Цель:Образовательные:Изучить состав и строение фенолов;Рассмотреть зависимость взаимного влияния атомов в молекуле фенола на его свойства;Познакомить учеников с физическими и химическими свойствами фе...

Конспект урока по химии на тему "Химические свойства, получение и применение оксидов"

Планируемые результаты:Личностные:Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.Метапредметные:Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным ...

Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).

Технологическая карта урока  « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени"    была разработана  ...