Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Кононова Елена

Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 8 классе по ФГОС

(Урок "открытия" нового знания)

Общая часть

Предмет - ХИМИЯ

Класс - 8

Тема урока: Реакции обмена

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение формулировать определения понятий «реакции обмена», «реакции нейтрализации», выявление условий их протекания до конца, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, описывать и различать изученные классы сложных веществ, химические реакции, моделировать реакции.

Умение логически мыслить, сравнивать, использовать знаково-символические и образные средства для описания химических реакций, выделять проблему, делать выводы, обобщать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, выполнять самооценку, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результату, участвовать в продуктивном учебном диалоге, умение работать в паре, осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Умение учиться, соблюдать правила ОТ при работе с хим. реактивами, целеустремленность, быть активной личностью, проявляющей инициативу, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Словарь урока: реакции обмена, реакция нейтрализации

Ресурсы урока: держатель для пробирок,  растворы HCl, H2SO4, CuSO4, КOH, NaCl, HNO3 ,Na2CO3,фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Мотивирует эмоциональный настрой на изучение темы.

Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на необычном уроке. Сегодня вы побываете в роли исследователей и самостоятельно постараетесь различными методами получить очередную порцию знаний. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, где нам предстоит провести  исследования. Поэтому эпиграфом нашего урока станут слова :

"Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции" (М.В. Ломоносов) (Слайд №1 ). А результаты своих исследований вы будете записывать в рабочих листах.

Приветствуют  учителя и гостей, настраиваются на работу на уроке, знакомятся с содержанием рабочих листов.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Подводит обучающихся к формулировке новой темы

И прежде чем приступить к практической части нашего урока нам необходимо теоретически подковаться. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом .Давайте посмотрим на доску. Сейчас я предлагаю вам немного поиграть в "Найди лишнюю реакцию".На слайде и в ваших рабочих листах 4 химические реакции, 3 из них вам знакомы, а одна является «лишней», т.е. еще неизученной нами. Вам необходимо определить тип известных химических реакций и найти лишнюю.

(Слайд №2 )

1.Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 

2.2NO + О2 = 2NO2 

3.2KNO3= 2 KNO2+ O2 

4.3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O

Ответы обучающихся на задание "Найди лишнюю реакцию" и запись их в рабочие листы:

1. Реакция замещения

2. Реакция соединения

3. Реакция разложения

3.Неизвестная реакция

3 этап. Актуализация знаний

Организуется беседа по вопросам: 

1Какие типы реакций вам известны?

2. Под какими номерами они отражены?

Четвертое уравнение вам пока не известно, но давайте его проанализируем: (слайд №3-на нем отдельно 4-ая  реакция ,но ионы разного цвета)

1.Какие вещества по составу вступают в химическую реакцию?

2. Какие вещества по составу образуются в ходе данной реакции?

3.Что происходит со сложными веществами в результате реакции?

4. Как же будет называться такой тип реакции?  Давайте попробуем сформулировать тему урока и запишем ее в рабочие листы. (Слайд №4)

Давайте сформулируем самостоятельно определение реакции обмена. Демонстрирует слайд №5- с определением реакции обмена и схемы (Эта схема также имеется в рабочих листах).

Отвечают фронтально на вопросы беседы:

1.Сложные вещества.

2. Сложные вещества.

3. Обмен составными частями

4. Реакции обмена

Называют тему урока и записывают ее в рабочие листы.

Формулируют самостоятельно определение реакции  обмена.

Подробно разбирают схему реакции обмена в рабочих листах.

4этап.

Целеполагание и планирование

Подготовка к экспериментальной части

Учитель: Пришло время приступить к практической части нашего урока. Основополагающий вопрос урока: Какие условия необходимы для протекания реакций  обмена до конца?

Вопрос непростой, а исследователи, которые ищут на него ответ – это вы, ребята. (Класс разбивается на 3 творческие мастерские.) Каждая мастерская выявит одно из условий. А объединив усилия всех групп, мы и получим ответ на основополагающий вопрос урока.

В ваших учебниках и рабочих листах  для  каждой группы есть описание опыта, следуя которому, вы и будете проводить исследование. Работать вам предстоит в парах. После проведения опыта каждая творческая мастерская должна дать отчет о своей работе в форме таблицы. Эта таблица есть у вас в рабочем листе. (Слайд №7)

1 горизонтальную строку мы с вами заполним совместно, 2 строку таблицы заполняет 1 группа, 3строку -2 группа, 4 строку -3 группа. Но перед тем, как вы начнете работу, необходимо повторить правила техники безопасности в химической лаборатории

На экране высвечивается стихотворение (слайд №6)

           Не спеши хватать пробирку,

           А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!

Организуется беседа по правилам безопасности при выполнении лабораторных опытов :

1.Какие правила безопасности отражены в этом стихотворении ?

2. А какие правила не учтены в стихотворении, но они необходимы нам при выполнении работы?

Учитель: помните- пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов. 
(Слайд №7)

Обучающиеся знакомятся с отчетной формой экспериментальной части .

Читают стихотворение по правилам безопасности в кабинете химии. Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

1. Выполнять опыты строго по инструкции, нельзя пробовать вещества на вкус, работать спокойно, не мешая соседям.

2. Пробирки должны быть чистыми и без трещин, очень осторожное обращение при работе с растворами кислот и щелочей.

5 этап. "Открытие" нового знания

Выполнение демонстрационного эксперимента

А теперь давайте возьмем чистую  пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.

Что мы наблюдаем?(Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.)

Беседа с классом:

Учитель: Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.

Запись уравнения реакции: КOH + HCl = КCl + HOH(Н2О)

В каждом из  двух взаимодействующих растворов была своя среда.

Вопрос классу:
1)Какая среда в  растворе гидроксида калия? (Ответ: щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).

щелочная + кислотная  = нейтральная 
среда         среда               среда
(     ОН
-    +       Н+      =   Н2О  )  (Слайд №8)

Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между растворами кислоты и щелочи?  
Вывод: Вид реакции -реакция нейтрализации.

Организация выполнения опытов по группам на выявление признаков протекания реакций обмена до конца.

Лабораторный опыт  для группы № 1.

В пробирку налейте 1-2 миллилитра раствора сульфата меди – CuSO4 и столько же раствора гидроксида калия – КOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.

Лабораторный опыт  для группы № 2.

В две пробирке нальем 1-2 миллилитра раствора карбоната натрия и прильем раствор  соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Составьте уравнение химической реакции.

Лабораторный опыт  для группы № 3.

В две пробирке нальем 1-2 миллилитра раствора хлорида натрия и прильем раствор  щелочи - КOH. Что мы наблюдаем? Составьте уравнение возможной химической реакции.

Формулировка условий протекания реакции обмена до конца.

Учитель: на основе проделанных опытов сформулируем правило, согласно которому реакции обмена идут до конца. Отразите в рабочих листах.  (Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется ......(осадок, газ или вода). 

(Слайд № 9)

Если выделится газ - Это раз;
И получится вода - Это два;
А еще - нерастворимый 
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода, 
Выпадет осадок ,вот тогда - порядок!

Выполнение демонстрационного эксперимента

В раствор щелочи добавляют фенолфталеин, наблюдают изменение окраски полученного раствора в малиновый цвет. Определяют среду раствора (щелочная). Добавляют раствор кислоты, наблюдают обесцвечивание раствора, что является признаком химической реакции.

В ходе беседы с учителем записывают в таблицу уравнение реакции:

КOH + HCl = КCl + HOH (Н2О)

Отвечают на вопросы учителя:

1. Щелочная среда.

2. Кислотная среда.

3.Нейтральная среда.

Разбирают схему реакции нейтрализации и определяют данный тип реакции.

Заполняют первую горизонтальную строку таблицы.

Выполняют самостоятельно экспериментальную часть по группам. Заполняют соответствующую  горизонтальную строку.

Отчет о проделанной работе каждой группы (представитель каждой группы записывает уравнение реакции и признак на доске, все остальные заполняют информацию в таблицу)

Предполагаемые результаты:

Реагенты

Продукты реакции

Признак протекания

химической реакции

1, 2,3

КOH + HCl

КCl + HOH (Н2О)
реакция нейтрализации.

образование воды

1

СuSO4 + КOH →

Сu(OH)2 +К2 SO4

выпадение осадка

2

HNO3+ Na2СO3

2NaNO3 + H2СO3 (СО2↑+ Н2О)                                                                                                                                

выделение газа

3

NaCl+ KOH→

→ ?     +     ?

Нет изменений  (реакция не идет)

Выявляют условия протекания реакций обмена до конца (образование осадка, газообразного вещества, воды). Фиксируют вывод в своих тетрадях.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Учитель: Любое исследование  должно найти свое применение. А сейчас мы узнаем , как вы усвоили результаты проделанной работы. Давайте в игровой форме на слайде найдем реакции обмена. Здесь предложены записи 5-ти реакций. К каждому уравнению я задаю вопрос: это уравнение реакции обмена? Если ваш ответ "да", то вы киваете головой 3 раза, если "нет"-машете головой 3 раза, если "не знаю" -3 раза моргаете глазами.

(Слайд 10)

Задание 1

1.Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag↓

2.3CaCl2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2 +6NaCl

3.2H2O = 2H2↑ +O2 ↑      

4.2SO2 + 3O2 =2SO3   

5. Pb(NO3)2 + K2S =  PbS ↓+ 2KNO3

Учитель: оцените себя самостоятельно. Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе "5", если ошиблись 1 раз - оценку "4", если 2раза и более  - оценку "3".

А сейчас в рабочих листах выполните следующее задание. Найдите уравнения реакций обмена, идущих до конца. Допишите эти уравнения , расставьте коэффициенты.(работа в парах).

Задание 2

1. K2SO4  + BaCl2 

2. KCl и Na2SO4 

3. KOH и H2SO4 

Из предложенного задания обучающиеся выбирают реакции обмена (№2, 5). Проводят самопроверку.

В рабочих листах выполняют задание: находят реакции обмена, идущие до конца(1 и 3). Дописывают уравнения, расставляют коэффициенты по мере необходимости.

K2SO4 + BaCl2→2KCl + BaSO4

KCL+ Na2SO4 → реакция не идёт

2KOH + H2SO4 → K2SO4 + 2H2O

7 этап.

Рефлексия и оценивание

Проведите самопроверку (на слайде12  высвечиваются  правильные ответы). Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе "5", если ошиблись 1 раз - оценку "4", если 2раза и более  - оценку "3". Сложите ваши оценки за 2 задания и разделите на 2, округлите до целого числа. Это ваша оценка за урок. Внесите ее в рабочий лист.

В качестве рефлексии учитель применяет "Метод пяти пальцев":

На  обратной странице рабочего листа обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Ответы должны быть краткими (одно слово или словосочетание)

(Слайд 13)

Метод пяти пальцев

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил, что изучил

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.

Учитель благодарит за урок. Собирает рабочие листы для оценивания работы обучающихся.

Самостоятельно выставляют себе оценку согласно предложенным критериям

На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции. Отдают рабочие листы учителю для проверки.

8 этап. Домашнее задание.

Домашнее задание: п.32,  упр.3,4,5 (в тетради). Подумайте, где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"

Технологическая карта к уроку химии по ФГОС для 8 класса на тему: "Соли как производные кислот и оснований"  с обозначенными целями и задачами. Указываютя УУД, формируемые на каждом этапе урока. ...

Технологическая карта к уроку химии по теме "Оксиды

В ней указаны цели и задачи урока, деятельность учителя и обучающихся, результат их взаимодействия...

Технологическая карта к уроку Реакции ионного обмена

Цель урока: на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие «реакции ионного обмена»;экспериментально доказат...

Технологическая карта интегрированного урока химии и биологии на тему "Белки"

Технологическая карта урока химии и биологии в 10 классе на тему  "Белки"....

Технологическая карта интегрированного урока химии и биологии по теме: "Белки, их строение и функции" 10 класс

Технологическая карта  интегрированного урока химии и биологии по теме:  "Белки, их строение и функции" для 10 класса...

Технологическая карта к уроку химии для самостоятельной работы по теме: « Строение атомов галогенов . Галогены – простые вещества»

технологическая карта способствует формированию самостоятельности, прочного , сознательного овладения знаниям....

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...