РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии на тему

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. По мнению К.Д. Ушинского: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. 

Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося. Это достигается путем использования самостоятельных заданий различного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

МЕДВЕДЕВА ОЛЬГА ВАЛЕРИЕВНА

МБОУ «Икрянинская средняя общеобразовательная школа»

www.olenka.1984.2007@yandex.ru

Каждое вновь полученное знание оказывает определенное влияние на развитие мышления учащихся. В свою очередь характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Поэтому наряду с вооружением учащихся системой научных знаний одной из основных задач обучения является развитие мышления и активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе овладения ими знаний по химии.

Что же такое мышление?

Мышление – творческий, познавательный процесс, отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира. Организация самостоятельной работы на уроке – очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, систематизировать полученные знания, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. По мнению К.Д. Ушинского: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. [1]

Активизация мыслительной деятельности учащихся должна осуществляться учителем на каждом уроке у каждого учащегося. Это достигается путем использования самостоятельных заданий различного характера.[2]

       1) Например, по мере накопления знаний о веществах возможны разные способы их классификации: простые и сложные вещества; вещества, относящиеся к разным классам; электролиты и неэлектролиты; окислители и восстановители; растворимые и нерастворимые воде вещества и т.д.

Установите признак классификации веществ и определите, какой объект является лишним в ряду:

СаО, Na2O, SO2, BaO.

2) Использование творческих заданий.

Творческие задания – это наиболее трудные познавательные задания, для выполнения которых необходимы система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческими могут быть задания в форме химических задач, дидактических игр и т.д. К ним относят многие химические загадки, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.

а) На вес аурум.

(на вес золота)

б) Верная любовь ни в огне не горит, ни в H2O не тонет.

(Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет)

в) Куй феррум – пока горячо.

(Куй железо – пока горячо)

г) Белый, как карбонат кальция.

(Белый как мел).

         3) Использование химических диктантов.

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно запоминаются специальные сведения по предмету. Химический диктант несет дополнительные сведения к изучаемой теме, помогает понять применение химических знаний в производстве, медицине, быту. Он подтверждает связь науки с жизнью, осуществляет межпредметные связи, развивает кругозор, широту и научность взглядов, усиливает мотивацию к изучению предмета.

Вставьте пропущенное слово «атом» или «молекула»:

а) химический элемент – это вид … ;

б) …простых веществ образованы … одного химического элемента;

в) …воды образованы….водорода и …..кислорода.

Диктанты вызывают большой интерес учащихся. Они оказались особенно полезными при обобщении и систематизации пройденного материала, а также для первичного закрепления знаний учащихся.

4) Применение тестов интеллекта.

Сочетание тестовых заданий разных видов (тестов дополнения, выборочного, сличения) позволяет не только развивать умственные и мыслительные умения учащихся, но и не терять интереса к предмету.

1. Символ химического элемента натрия:

1) Ca 2) Na 3) Ba 4) S

2. Название химического элемента Ag:

1) серебро 3) золото

2)  бром 4) цинк

3. Латинское название химического элемента Fe:

1) Phosphorus 3) Ferrum

2) Aurum 4) Chlorum

4. Русское название химического элемента Cuprum:

1) фосфор 3) магний

2) медь 4) алюминий

5. Символ химического элемента кальция:

1) K 2) C 3) Si 4) Ca

6. Соотнесите:

Название химического элемента

А) фосфор В) барий

Б) калий Г) кремний

Символ химического элемента

1) S 4) N

2) P 5) Ba

3) Si 6) K

5) Использование межпредметных связей.

При изучении химии прослеживаются межпредметные связи с предметами естественно – математического цикла. Однако внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся.[3] Использование литературных загадок развивает логическое мышление учащихся, а так же способствует их эвристической деятельности на уроке:

Я в периодической системе

Живу на третьем этаже.

Хоть группа у меня седьмая,

Но применяюсь я везде.

Кислоты, соли есть повсюду,

Даже в воде встречаюсь я.

Я очень – очень счастлив буду,

Коль назовёте вы меня. (хлор)

Применение описанных приемов придаёт уроку химии особую загадочность и является одним из способов развития интереса к химии как к науке, а также способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.

Литература

  1. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии: пособие для учителей / М. В. Зуева.– М.: Просвещение, 1978.– 190 с.
  2. Козлова Е.Г. Давайте поиграем. (Развитие творческого мышления учащихся)// Химия в школе. –1998. – №5. – С. 44-46
  3. Комиссарова С.В. Если интересно, то будет результат// Химия в школе. –1988. – №1. – С. 49-54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые ...

"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...