Рабочая программа для 9 класса по химии
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Батаева Ирина Анатольевна

Рабочая программа для 9 класса по химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ  средняя общеобразовательная школа № 591

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №591

Т.М. Косенко

Приказ №

 «____» ____________2013 г.

СОГЛАСОВАНО                                                 РАССМОТРЕНО

Заместитель директора по УВР                          на заседании м\о

Н.Г. Викторова                                                     Протокол №_____

«____»__________2013 г.                                    «____»________2013 г.

 

 Рабочая программа

по химии

для 9 класса

на 2013-2014 учебный год

Составитель программы

 И. А. Батаева

Используемая программа

и примерное планирование

Н.Н. Гара

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Химия», 9 класс  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по химии, 9 класс, М.: Просвещение», 2008г., учебно – методического  комплекса  учебного предмета «Химия», 9 класс:

  • учебник для общеобразовательных учреждений Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 9 класс. - М.: Просвещение, 2008г;
  • рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся. Габрусева Н. И. - М.: Просвещение, 2013 г;
  • дидактический материал по химии для 8-9 классов. Пособие для учителя. Радецкий А. М., Горшкова В. П. - М.: Просвещение, 2008г;
  • химия - задачник с "помощником". 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. - М.: Просвещение, 2008г.

Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 68 часов (2 ч в неделю), в том числе на контрольные работы – 4 часа, практические работы - 7 часов, лабораторные работы – 26 часов.

Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей и неорганической химии, краткие сведения об органических веществах.

Цели и задачи ступени основного общего образования:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного   отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия»,  9 класс

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законов химии, химической символики;
  • овладение умениями наблюдать химические  явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний  в соответствии с возникшими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ  и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

Задачи развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Задачи воспитания: 

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
  • формирование гуманистических отношений  и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,    

9 класс: изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду; развивать гуманистические черты личности; формировать творческие задатки, воспитывать экологическую культуру.

Специальные умения, навыки и способы деятельности  по  учебному предмету «Химия»,    

9 класс:

Учащиеся должны знать:

  • положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;
  • общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;
  • основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия;
  • качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;
  • причины многообразия углеродных соединений, важнейшие функциональные группы органических веществ. Номенклатуру, строение, свойства и практическое применение основных представителей групп органических веществ. Понятие о реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Должны уметь:

  • называть: химические  вещества, соединения изученных классов.
  • объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп; сущность ТЭД.
  • давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность.
  • характеризовать: химические свойства классов и групп  химических элементов (щелочных щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.
  • определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена.
  • составлять:  формулы неорганических и органических соединений изученных классов; уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных веществ, их генетическую связь.
  • обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
  • распознавать опытным путем: углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-,  сульфат-, карбонат – ионы.
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Требования к уровню подготовки обучающихся  по учебному предмету «Химия»,    

9 класс:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически  грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

                                        

Содержание по  учебному предмету  «Химия»,  9 класс

Тема 1. Электролитическая диссоциация и свойства электролитов   (10ч)   

   Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции  ионного обмена и условия их протекания. Свойства кислот, оснований и солей с точки зрения  теории электролитической диссоциации. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Понятие о гидролизе солей на примере карбоната натрия и хлорида алюминия. Вычисления по химическим уравнениям реакций с учетом избытка одного из реагирующих веществ

Демонстрации:

  1. Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость. Сравнение электрической проводимости концентрированных и разбавленных растворов уксусной кислоты и соляной кислоты.
  2. Качественные реакции на некоторые катионы и анионы.
  3. Определение реакции среды растворов солей индикаторами.

Лабораторная работа:

  1. «Испытание веществ и растворов на электрическую проводимость».  
  2. « Реакции обмена между растворами электролитов» 

Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД».

 

Тема 2 «Кислород и сера» (9ч).

     Положение  кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода. Сера. Положение в ПСХЭ. Строение атома. Физические и химические свойства серы. Важнейшие соединения. Сероводород, сульфиды. Оксид серы (VI), серная кислота, их свойства. Определение сульфат-иона. Окислительные свойства концентр серной кислоты.  Понятие о скорости химич реакции. Катализаторы.  Принцип Ле Шателье  Расчеты по химическим уравнениям. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества и объема по известной массе, количеству вещества и объему одного из вступивших или получающихся веществ.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом.
  2. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
  3. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие цинка с соляной кислотой разной концентрации и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при рпзных температурах.
  4. Видеофильм «Химические элементы».

Лабораторная работа: 

  1. Получение и свойства озона.
  2. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.
  3. Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе.
  4. Распознавание сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Тема 3 «Азот и фосфор» (10ч)   

    Азот. Положение в ПСХЭ, строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота. Важнейшие соединения азота: аммиак, оксиды азота (II)  и (IV). Соли аммония. Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Нитраты. Фосфор, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота, фосфаты. Минеральные удобрения. Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с физическими свойствами азота.
  2. Получение аммиака и его обнаружение. Растворение аммиака в воде.
  3. Качественная реакция на растворы солей аммония (взаимодействие их с растворами щелочей при нагревании).
  4. Видеофильм «Химические элементы».

Лабораторная работа: 

  1. «Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)».
  2. «Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями».

Практическая работа:

  1. «Определение минеральных удобрений».
  2. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота».

Тема 4 «Углерод и кремний» (7ч).   

   Углерод, положение в ПСХЭ, строение атома. Аллотропия. Адсорбция. Физические и химические свойства углерода. Основные соединения углерода: оксиды углерода  (II) и  (IV). Круговорот углерода в природе, значение соединений углерода в живой и неживой природе. Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV).  Кремневая кислота и её соли. Силикатная промышленность. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества ,содержащего примеси.

Демонстрации:

  1. Поглощение углем растворенных веществ и газов.
  2. Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.
  3. Получение кремневой кислоты.
  4. Коллекция «Стекло и изделия из стекла».
  5. Видеофильм «Химические элементы».

Лабораторная работа: 

  1. «Ознакомление с различными видами топлива (коллекция топлива)».
  2. «Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов».
  3. «Ознакомление с образцами природных силикатов».
  4. «Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).

Практическая работа: «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

Тема 5 «Общие свойства металлов» (14ч)

    Общая характеристика металлов. Физические и химические свойства. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III  групп Периодической системы Д.И.Менделеева (в сравнении). Натрий и кальций. Строение и свойства. Соединения натрия и кальция. Жесткость воды и способы её устранения. Алюминий. Характеристика алюминия и его соединений. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Применение алюминия и его сплавов. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от неё. Понятие о металлургии. Сплавы железа – чугун и сталь, их применение.

 Демонстрации:

  1. Образцы металлов. Изучение их электропроводности. Модели кристаллических решеток металлов
  2. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой  другими веществами.
  3. Электролиз водного раствора хлорида меди (II).
  4. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Качественная  реакция на ионы кальция и бария.
  5. Взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочью, солями.
  6. Ознакомление с образцами чугуна и стали.
  7. Видеофильм «Химические элементы».

Лабораторная работа:

  1. «Рассмотрение образцов металлов».
  2. «Взаимодействие металлов с растворами солей».
  3. «Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция».
  4. «Ознакомление с природными соединениями кальция». 
  5. «Ознакомление с образцами алюминия и сплавов».
  6. «Получение гидроксида железа (II) и  взаимодействие его с кислотами».
  7. «Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами».

Практическая работа:

  1. «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA –IIIA групп периодической системы химических элементов».  
  2. «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Тема 6 «Первоначальные представления об органических веществах» (2ч)

Органические соединения. Теория химического строения органических соединений. Понятие об изомерии. Упрощенная классификация органических соединений.

Демонстрации: Качественное определение углерода в органических веществах.

Тема 7 «Углеводороды» (4ч)   

     Предельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакции замещения). Применение предельных углеводородов. Понятие о гомологах и гомологическом ряде. Непредельные углеводороды: состав, строение, свойства (горение, реакции присоединения). Применение непредельных углеводородов.  

Демонстрации:

  1. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.
  2. Отношение ацетилена к бромной воде и KМnO4

Лабораторная работа:

  1. « Изготовление моделей молекул углеводородов».
  2. «Ознакомление с образцами нефтепродуктов».
  3. «Этилен, его получение и свойства».
  4. «Ацетилен, его получение и свойства».

Тема 8 «Спирты» (2 часа)     

Кислородсодержащие органические соединения, их классификация. Этанол – представитель класса «Спирты», его свойства,  применение. Понятие о многоатомных спиртах.

Демонстрации: Качественная реакция на многоатомные спирты.

Тема 9 «Карбоновые кислоты. Жиры» (3ч)

Карбоновые кислоты. Свойства и применение карбоновых кислот. Биологически важные органические соединения. Жиры, нахождение в природе, свойства. Роль жиров в организме.

Демонстрации:

  1. Действие уксусной кислоты на индикаторы, взаимодействие с металлами и содой.
  2. Сравнение свойств мыла и СМС.
  3. Образцы твердых и жидких жиров. Растворимость жиров. Получение сложных жиров.

Тема 10 «Углеводы»  (2ч)

Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Нахождение в природе, свойства, применение.

Лабораторная работа:  «Знакомство с образцами углеводов. Действие йода на крахмал».

Тема 11 «Белки. Полимеры» (5ч)

Аминокислоты. Белки. Пищевая промышленность. Полимеры. Лекарства.

Лабораторная работа:  

  1. «Денатурация белков. Цветные реакции белков».
  2. «Знакомство с образцами природных и химических  полимеров».

  

Учебно-тематический план раздела «Химия» 9 класс (базовый уровень)

Дата

№ п/п

Тема урока

К-во час

Лабораторная  

работа

Практическая

работа

Тема1. Электролитичес-кая диссоциация и свойства электролитов  

10ч   

02.09.-

07.09.

1.

Электролиты и неэлектро-литы. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Л.р.№1: Испытание веществ и растворов на электрическую проводимость.

02.09.-07.09.

2.

Электролитическая диссо-циация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

Д: Сравнение электрической проводимости соляной и уксусной кислот.

09.09.-

14.09.

3-4.

Реакции  ионного обмена и условия их протекания.

Л.р.№2 « Реакции обмена между р-рами электролитов»

видеоурок

16.09.-21.09.

5.

Свойства кислот, основа-ний и солей с точки зрения  ТЭД.

Д: Качественные реакции на некоторые катионы и анионы.

16.09.-

21.09;

23.09.-28.09.

6-7.

Окислительно-восстано-вительные реакции. Окис-ление и восстановление.

Д: Определение реакции среды растворов солей индикаторами.

23.09-

28.09.

8.

Понятие о гидролизе солей на примере Na2CO3  и AICI3

30.09.-05.10.

9.

Электролитическая диссоциация.

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД».

30.09.-

05.10.

10

Контрольная работа № 1 по теме «ТЭД».

Тема 2. «Кислород и сера»

07.10.-12.10.

11

Положение  кислорода и серы в ПС, строение их атомов. Озон – аллотроп-ная модификация О2.

Л.р.№3 «Получение и свойства озона»

07.10.-

12.10.

12

Сера.Положение в ПС. Строение атома. Физичес-кие и химические свойства серы. Важнейшие соедине-ния серы: сульфиды, окси-ды, Месторождения серы и ее соединений.

Л.р.№4 «Ознакомление с образцами серы и её природных соединений».

Д: Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом.

14.10.-

19.10.

13

Сероводород, сульфиды.

Л.р.№5 «Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе»

14.10.-

19.10.

14

Оксид серы (VI), серная кислота, их свойства. Определение сульфат-иона.

Л.р.№6 «Распознавание сульфат-ионов в растворе»

21.10.-

26.10.

15

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Видеоурок

21.10.-

26.10.

16

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая работа №2. «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

28.10.-

01.11;

11.11.-

16.11.

17-18

Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.  Принцип Ле Шателье.

Д: Опыты, выясняющие зависи-мость скорости химической реакции от природы реагирую-щих веществ. Разложение перо-ксида водорода в присутствии катализатора.

Видеоурок

11.11.-

16.11.

19

Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества и объема веществ.

Тема 3. «Азот и фосфор»

10ч

18.11.-

23.11.

20

Азот. Физические и химические свойства азота.

Д: Ознакомление с физическими свойствами азота.

18.11.-

23.11.

21

Важнейшие соединения азота: аммиак, оксиды азота (II)  и (IV).

Д:  Получение аммиака и его обнаружение. Растворение аммиака в воде.

25.11.-

30.11.

22

Соли аммония.

Л.р.№7 «Взаимодействие солей аммония со щелочами»

Д: Качественная реакция на р-ры солей аммония.

 25.11.-30.11.

23

Азотная кислота.

02.12.-

07.12.

24

Соли азотной кислоты. Нитраты.

02.12-

07.12.

25

Фосфор, строение атома, физи-ческие и химические свойства.

09.12-

14.12.

26

Основные соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфор-ная кислота, фосфаты.

09.12-

14.12.

27

Минеральные удобрения.

Л.р.№8 «Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями»

16.12.-21.12.

28

Минеральные удобрения.

Практическая работа 3 «Определение минеральных удобрений».

16.12-

21.12.

29

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота».

Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота».

Тема 4. «Углерод и кремний»

23.12.-27.12.

30

Углерод, положение в ПСХЭ, строение атома. Аллотропия. Адсорбция. Физические и химические свойства углерода.

Л.р.№9 «Ознакомление с различными видами топлива».

Д: Поглощение углем растворенных веществ и газов.

Видеоурок

23.12.-

27.12.

31

Основные соединения углерода: оксиды углерода  (II) и  (IV). Круговорот углерода в природе, значение соединений углерода в живой и неживой природе.

Л.р.№10 «Качественная реакция на карбонат-ион».

Д:  Получение оксида углерода (IV) и его свойства. 

13.01.-

18.01.

32

Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV).  

13.01.-

18.01.

33

Кремневая кислота и её соли.

Л. р.№11 «Ознакомление с образцами природных силикатов».

20.01.-

25.01.

34

Силикатная промышленность.

Л.р.№12«Ознакомление с видами стекла (коллекция «Стекло и изделия из стекла»)

20.01.-

25.01.

35

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа углерода».

Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».  

27.01.-

01.02.

36

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

Тема 5. «Общие свойства металлов»

14ч

27.01.-

01.02.

37

Положение металлов в ПСХЭ, особенности строе-ния атомов и кристаллов. Характерные физические свойства металлов.

Д:  Образцы металлов. Изучение их электропроводности. Модели кристаллических решеток металлов

Видеоурок

03.02.-

08.02.

38

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.

Л.р.№13 «Рассмотрение образцов металлов».

Л.р.№14Взаимодействие металлов с растворами солей».

03.02.-

08.02.

39

Коррозия металлов, меры ее предупреждения. Основные направления использования металлов в современной технике.

Д: Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция. Электролиз водного раствора хлорида меди (II).

10.02.-

15.02.

40

Кальций, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция

Л.р.№15 «Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция».

Д:  Взаимодействие натрия и кальция с водой. Качественная  реакция на ионы кальция и бария.

10.02.-

15.02.

41

Понятие о жесткости воды и способы  их  устранения.

Л.р.№16«Ознакомление с природными соединениями кальция». 

17.02.-

22.02.

42

Алюминий, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Месторождения алюминия.

Л.р.№17«Ознакомление с образцами алюминия и сплавов».

17.02.-

22.02.

43

Соединения алюминия. Амфотерность. Применение алюминия и его сплавов.

Д:  Взаимодействие алюминия с водой, кислотами, щелочью, солями.

24.02.-

01.03.

44

Железо, положение в ПСХЭ, строение атома, физические и химические свойства. Важнейшие соединения железа.

Л.р.№18«Получение Fe(OH)2 и взаимод его с кислотами».

Л.р.№19 «Получение Fe(OH)3 и взаимодействие  его с кислотами». 

Видеоурок

24.02.-

01.03.

45

Понятие о металлургии. Сплавы железа – чугун и сталь, их применение.

Д: «Ознакомление с образцами чугуна и стали».

03.03-

08.03.

46

Решение экспериментальных задач

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA –IIIA групп периодической таблицы химических элементов».  

03.03.-

08.03.

47

Решение экспериментальных задач

Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

10.03.-

15.03.

48

Решение расчетных задач с учетом содержания примесей в исходном веществе.

10.03.-

15.03.

49

Решение расчетных задач на выход продукта реакции от теоретически возможного.

17.03.-

22.03.

50

Контрольная работа № 3

по теме «Металлы»

Тема 6 «Первоначальные представления об органических веществах»

17.03.-

22.03.

51

Органические соединения. Теория химического строения органических соединений. Понятие об изомерии.

31.03.-

05.04.

52

Упрощенная классифи-кация органических соединений.

Тема 7 «Углеводороды»

31.03.-

05.04.

53

Метан и этан – представи-тели насыщенных углево-дородов, их распростра-нение в природе. Физичес-кие свойства метана. Понятие о гомологическом ряде.

Л.р.№20 « Изготовление моделей молекул углеводородов».

Л.р.№21  «Ознакомление с образцами нефтепродуктов».

07.04.-

12.04.

54

Ненасыщенные углеводо-роды. Этилен, особенности строения, физические и химические свойства. Получение полиэтилена полимеризацией этилена.

Л.р.№22  «Этилен, его получение и свойства».

Д:  Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

Видеоурок

07.04.-

12.04.

55

Ацетилен, строение, получение, свойства и применение.

Л.р.№23  «Ацетилен, его получение и свойства».

Д:  Отношение ацетилена к бромной воде и KМnO4

14.04.-

19.04.

56

Бензол, строение, свойства, применение. Генетическая связь между классами углеводородов.

Тема 8 «Спирты»

14.04.-

19.04.

57

Кислородсодержащие органические соединения, их классификация.

21.04.-26.04.

58

Этанол – представитель класса «Спирты», его св-ва применение. Понятие о многоатомных спиртах.

Д:  Качественная реакция на многоатомные спирты.

Тема 9 «Карбоновые кислоты. Жиры»

21.04.-

26.04.

59

Карбоновые кислоты. Свойства и применение карбоновых кислот.

Д:  Действие уксусной кислоты на индикаторы, взаимодействие с металлами и содой. 

28.04-

03.05.

60

Мыло как соль высших карбоновых кислот. СМС, их производство.

Д:  Сравнение свойств мыла и СМС.

Видеоурок

 28.04.-

03.05.

61

Биологически важные органические соединения. Жиры.

Д:  Образцы твердых и жидких жиров. Растворимость жиров. Получение сложных жиров.

Тема 10 «Углеводы»  

05.05.-

10.05.

62-63

Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза.

Л.р.№24 «Знакомство с образцами углеводов. Действие йода на крахмал».

Тема 11 «Белки. Полимеры»

12.05.-17.05.

64

Аминокислоты.

12.05.-17.05.

65

Белки. Пищевая промышленность.

Л.р.№25 «Денатурация белков. Цветные реакции белков».

19.05.-

24.05.

66

Полимеры.

Л.р.№26 «Знакомство с образцами природных и химических  полимеров».

19.05.-

24.05.

67

Лекарства.

26.05.-31.05.

68

Контрольная работа № 4 по теме «Органические вещества».

Контрольных работ  - 4

(тест - 3)

Практических работ  -7

Лабораторных работ - 26

Форма промежуточной аттестации обучающихся 9 класса: итоговая контрольная работа

Форма итоговой аттестации обучающихся 9 класса: Государственная (итоговая) аттестация за курс основной общеобразовательной школы

Перечень лабораторных работ  и практических работ по учебному  предмету  «Химия», 9 класс

Наименование тем

Лабораторные  работы

Практические работы

I. Электролитическая диссоциация и свойства электролитов  

Л. р.№1 «Испытание веществ и растворов на электрическую проводимость».  

Л. р.№2 « Реакции обмена между растворами электролитов» 

Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме: «Теория электролитической диссоциации».

II. «Кислород и сера».

Л. р.№3 «Получение и свойства озона».

Л. р.№4  «Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.

Л. р.№5 «Распознавание сульфид- и сульфит-ионов в растворе».

Л. р.№6 «Распознавание сульфат-ионов в растворе». 

Практическая работа №2  «Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

III. Азот и фосфор.

Л. р.№7«Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)».

Л. р.№8«Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями».

Практическая работа №3 «Определение минеральных удобрений».

Практическая работа .№4 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота». 

IV. Углерод и кремний.

Л. р.№9«Ознакомление с различными видами топлива (коллекция топлива)».

Л.р.№10 «Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов».

Л. р.№11 «Ознакомление с образцами природных силикатов».

Л.р.№12«Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»)

 Практическая работа №5  «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».

V. Общие свойства металлов.

Л. р.№13 «Рассмотрение образцов металлов».

Л.р.№14  «Взаимодействие металлов с растворами солей».

Л. р.№15 «Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция».

Л. р.№16 «Ознакомление с природными соединениями кальция». 

Л. р.№17«Ознакомление с образцами алюминия и сплавов».

Л. р.№18«Получение гидроксида железа (II) и  взаимодействие его с кислотами».

Л. р.№19«Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами». 

 Практическая работа №6  «Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IA –IIIA групп периодической системы химических элементов».  

Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

VI. «Первоначальные представления об органических веществах».

-

-

VII.  Углеводороды.

Л.р.№20 « Изготовление моделей молекул углеводородов».

Л.р.№21  «Ознакомление с образцами нефтепродуктов».

Л.р.№22  «Этилен, его получение и свойства».

Л.р.№23  «Ацетилен, его получение и свойства».

VIII. Спирты.

-

-

IX. Карбоновые кислоты. Жиры.

-

-

X. Углеводы.

Л.р.№24 «Знакомство с образцами углеводов. Действие йода на крахмал». 

XI. Белки. Полимеры.

Л.р.№25 «Денатурация белков. Цветные реакции белков».

Л.р.№26 «Знакомство с образцами природных и химических  полимеров».

Список литературы

Литература для учителя

  1. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  8-11 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
  2. Брейгер Л.М., Химия. 8-9 класс: дидактический материал, самостоятельные итоговые контрольные работы/Л.М.Брейгер. –Волгоград: Учитель, 2004г.
  3. Химия в школе: науч. метод. журн. – М.: Российская академия образования, изд-во «Центрхимпресс». – 2005-2006г.
  4. Горковенко М.Ю. Химия. 9 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея и др., Г.К.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2005г. – 368с
  5. CD-ROM  Электронная библиотека «Просвещение». Мультимедийное пособие нового образца. 9 класс. М.: Просвещение, 2005г
  6. CD-ROM  Цифровая база видео. Химия. Сетевая версия.М.: Институт новых технологий. Интерактивная линия www.intline.ru, 2006г.
  7. CD-ROM  Полный интерактивный курс химии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. Поддержка обучения на образовательном портале «Открытый колледж» www. сollege.ru, 2005г.
  8. CD-ROM  Интерактивный мультимедия – курс. Образовательный комплекс 1С: Школа. Химия. 9 класс. под редакцией Ахлебина А.К., выпуск 3.00.028, 2005г.
  9. CD-ROM  Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
  10. CD-ROM  Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Водные растворы. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
  11. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
  12. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Минеральные вещества. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
  13. CD-ROM Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды. М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
  14. Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного  образования. М.: Кварт, 2005г.
  15.  Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
  16. Видеофильм «Химические элементы». Леннаучфильм, видеостудия «Кварт», 2004г

Литература для учащихся

  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
  2. Габрусева Н. И. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2008г;
  3. Гара Н. Н., Габрусева Н. И. Химия - задачник с "помощником". 8-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008г.
  4. Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин « Задачник по химии – 9 кл.» М.; « Вентана – Граф» , 2000 – 2007.
  5. И.Г. Хомченко  « Сборник задач и упражнений по химии для  средней школы»  М.; « Новая Волна», 2001 – 2005.
  6. Шмаков Ю. А. Химия. 9 класс.  Лабораторные работы. – Саратов: Лицей, 2006г
  7. CD-ROM  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
  8. CD-ROM  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
  9. CD-ROM  Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
  10. CD-ROM  Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Общая и неорганическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»

http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».

http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"...

рабочая программа элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 11 класс "экспериментальная химия"...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа 11 класса по химии.Базовый уровень.

Титульный лист.Пояснительная записка.Тематический план. Содержание.Календарно- тематическое планирование.требования. Литература....

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...