Интегрированный урок биологии - химии "Пищеварительная система - химическая лаборатория".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Захарова Зоя Геннадьевна


Решением проблемы фрагментарности мировоззрения учащихся является интегрированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_biologii-himii.docx36.7 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.21 КБ
Файл prilozhenie_2.docx13.54 КБ
Файл prilozhenie_3.docx14.23 КБ

Предварительный просмотр:

       Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

     Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, культурной, информационной интеграции. Одним из решений этой проблемы может явиться интегрированный урок, построенный на системно-деятельностном подходе.

Интегрированный урок биологии - химии.

«Пищеварительная система – химическая лаборатория.»

8 класс ЧУ ОО «Татьянинская школа»

Проводили: учитель биологии  Ахрамеева Светлана Владимировна,

                               учитель химии Захарова Зоя Геннадьевна.

Цель: создать условия для развития у детей системного мировоззрения , разностороннее изучение темы «Пищеварительная система» с помощью различных видов учебной деятельности школьников.

Задачи:

  • Предметные

Обеспечить усвоение знаний о строении пищеварительной системы, механической и химической обработке пищи в желудочно-кишечном тракте. Раскрыть роль ферментов.

  • Метапредметные – формирование УУД

Познавательные УУД:

-умение наблюдать и делать выводы

-умение формулировать определение понятий

-умение структурировать знания

Регулятивные УУД:

-соотнесение известного с неизвестным, постановка задачи

-планирование действий по решению задачи

-прогнозирование результата

-контроль и коррекция

Коммуникативные УУД:

-работа в группе

-сотрудничество, умение слушать другого

- умение выражать и отстаивать свою точку зрения

  • Личностные УУД:

- осмысленность учения

- оценивание своего места в окружающем мире

- участие в мини-проектах

Ход урока.

  1. Организационный момент. Класс делим на 3 группы.
  2. Актуализация знаний.

Учитель биологии.  На прошлом уроке мы рассмотрели строение пищеварительной системы. Давайте проверим ваши знания.

Задание 1 группе:  на доске расположить слова в порядке, который соответствует расположению органов в  пищеварительной системе (таблички со словами и магниты) работа у доски.

Задание 2 группе: заполнить таблицу ( Кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы)  работа за столом. 

Задание 3 группе: Вставить в текст пропущенные слова (слова предоставить). Работа за компьютером учителя. 

После выполнения заданий проверить, нет ли ошибок. Прием «Лови ошибку»

(5-7 минут)

  1. Новый материал.

Каково значение питания? Получение энергии в результате окисления питательных веществ. Анализ схемы. (2 слайд) 

На доске -  картинки продуктов питания и таблички с надписями питательных веществ. Пища содержит разные питательные вещества. Определите, пожалуйста, в какой пище больше тех или иных питательных веществ?

Предложить ребятам разделить картинки и слова на два столбика: 1-й –пища,

 2-й - питательные вещества  (оставить место для 3-го.)

В результате какого процесса продукты питания превращаются в питательные вещества? (переваривания).

Дайте определение перевариванию пищи (это механическая и химическая обработка пищи),  т.е. можем сказать, что пищеварительная система, которая все осуществляет – это химическая лаборатория.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

 Это тема сегодняшнего урока: « Пищеварительная система – химическая лаборатория.»    Записать тему в тетрадь. 

Какие вещества способствуют превращению продуктов питания в питательные вещества ?  (ферменты)

(3 слайд)  Таблица ферментов

 Ферменты – это органические вещества белковой природы, ускоряющие процесс пищеварения. В каждом отделе пищеварительной системы организм вырабатывает свои ферменты.

 

Учитель химии:   Вспомните, как в химии называются вещества, ускоряющие реакции? (Катализаторы.)

На уроках химии в теме «Кислород» мы рассматривали реакцию разложения перекиси водорода (записать уравнение на доске).  Химическим катализатором этой реакции является оксид марганца. В клетках живых организмов его нет, но реакция ускоряется ферментом каталазой.

Эксперимент. В две пробирки с перекисью водорода - картофель вареный и сырой.

Вывод: в сырой картошке фермент активен, а в вареной –нет (фермент –это белок, а белки при температурной обработке разрушаются, происходит процесс денатурации).

  Учитель биологии:  Давайте проследим путь пищи в организме и те химические преобразования, которые с ней происходят.

 (4 слайд) Пища начинает свой путь по пищеварительной системе с ротовой полости. Здесь 3-мя парами слюнных желез вырабатывается слюна.

 (5 слайд) Состав и функции слюны. Записать в тетрадь.

Ферменты слюны способствуют расщеплению углеводов. Они активируются  в слабощелочной среде.

Учитель химии: Что такое щелочь?  (растворимое основание)

Какие вещества называют основаниями? Найдите на столе склянку со щелочью.

Первый ученик   представляет  свой мини-проект « Действие слюны на крахмал».

  (6-8 слайд)  

Учитель биологии  (9слайд):

Из ротовой полости пища, разжеванная и обработанная слюной, в виде пищевого комка поступает в пищевод, а затем в желудок.

 В желудке работает фермент пепсин, который активизируется кислотой, входящей в состав желудочного сока.

(10 слайд) Состав желудочного сока. Записать в тетрадь.

(11 слайд) Разные клетки слизистой оболочки желудка выделяют различные составные части желудочного сока.

Учитель химии:    Какая кислота находится в желудке человека? (соляная)

Найдите на столе склянку с этой кислотой.

Эксперимент.  Налейте в одну пробирку воду, в другую –щелочь, в третью- кислоту.

Можно ли на взгляд отличить вещества в пробирках?

С помощью каких веществ мы можем различить эти вещества? (индикаторы)

Проведение опыта с универсальным индикатором и с лакмусом.

В ротовой полости щелочная среда, в желудке – кислая. Строение пищеварительной системы не позволяет встречаться кислоте со щелочью в одном органе. Почему?

Эксперимент.  В пробирку –щелочь, добавить фенолфталеин, нейтрализовать кислотой.

Второй ученик представляет мини-проект  «Значение соляной кислоты»

(Слайд 12-14)

 Учитель химии:  Демонстрация опыта. Показать желудочный сок. Лакмусом определить, что в нем присутствует соляная кислота. Добавить его в белок, поставить на водяную баню на 15 мин и понаблюдать, что с белком будет происходить. Пепсин должен растворить белок.

Учитель биологии: (15слайд) Из желудка пища попадает в двенадцатиперстную кишку тонкого кишечника, в котором продолжает работать  химическая лаборатория человеческого организма.

В кишечнике слабощелочная среда, в которой активны ферменты, вырабатываемые поджелудочной железой и печенью.

(16 слайд) Состав сока поджелудочной железы. Записать в тетрадь

(17 слайд) В тощей и подвздошной кишках тонкого кишечника также слабощелочная среда. Кишечный сок содержит те же ферменты, что и сок поджелудочной железы. Именно здесь происходит окончательная химическая обработка питательных веществ, расщепление их до мельчайших молекул и всасывание в кровь, где они растворяются в плазме и в таком состоянии поступают в клетки.

(18 слайд) В толстом кишечнике усваивается вода, симбиотическими бактериями (кишечной палочкой) расщепляется клетчатка и вырабатываются витамины К и В. Формируются каловые массы. Ферментов толстая кишка не производит, только слизь (муцин).

 

  1.   Закрепление.

Мы проследили путь пищи в пищеварительной системе – в этой химической лаборатории человеческого тела и выяснили роль ферментов в процессе пищеварения.

С какими свойствами ферментов вы познакомились?

(19 слайд) Свойства ферментов

 Вернуться к таблице на доске. Дополнить её – третий столбец «Ферменты».

Продукты

Питательные вещества

Ферменты

мясо

белки

пепсин, трипсин

масло

жиры

липаза

овощи и фрукты

углеводы

амилаза, мальтаза ,

(20 слайд) Задания группам:

У каждой группы есть страницы текста рассказа, написанного американской писательницей Кэрол Доннер « Тайны анатомии». Прочитайте и ответьте на вопросы.

1 часть

Кэрол Доннер   «Тайны анатомии».

Из путешествий Макса и Молли

…- Держись!- крикнул Макс. – Нас глотают!

В это время прямо перед собою они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.

Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.

- По-моему, этот уступ – что-то вроде крышки туннеля, - задумчиво сказала Молли…

…Пищевод закончился. Под ними бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.

- По-моему, у меня начинается морская болезнь! – сказал Макс…

Итак, путешествие сказочное, а отвечать на вопросы вам нужно будет  с научной точки зрения.

Задание.

  1. В какой орган попали близнецы?
  2. О каком мелком едком дождичке идет речь?
  3. О каком уступе идет речь?
  4. Почему стены пещеры ходили ходуном?

2 часть

Кэрол Доннер   «Тайны анатомии».

Из путешествий Макса и Молли

…Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переводя дух, а плотик двигался все дальше под красными сводами круглого туннеля.

- Тонкая кишка, - сказал Вольняшка (капелька тканевой жидкости), а когда стенки туннеля позади них сжались, подгоняя плотик, он весело добавил:

-Перистальтика. Больше вам грести не понадобится.

- Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, примирительно сказала Молли.

-Почему же? Тут много чего происходит, - сказал Вольняшка, только не так эффективно, как в желудке. Тонкая кишка завершает процесс пищеварения, прежде чем передать питательные вещества в кровь.

- А где кровь? – Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.

- Но это же не кровь, - возразила Молли.

- Это еще один пищеварительный сок, он-то и завершает весь процесс, - объяснил Вольняшка.

- Но почему водопад зеленый? – поинтересовался Макс…

Задание

  1. Что за отверстие появилось среди складок желудка?
  2.  О каком круглом туннеле идет речь?
  3. Зелёный водопад, что это?
  4. Почему водопад зелёный?

3 часть

Кэрол Доннер   «Тайны анатомии».

Из путешествий Макса и Молли

… они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась – бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.

- Тонем! – вскрикнула она. – Лист весь в дырках!

И они отчаянно погребли к берегу.

- Наверное, лист был покрыт оливковым маслом, которое предохраняло его в желудке. А сейчас желчь смыла масло. И лист начал перевариваться, - предположил Макс.

Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик.

- Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат…

….Оставшись без своего плотика, близнецы заметили уступ. Они начали карабкаться к нему. Стенку тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс. Они еле шли, потому что очень трудно было поднимать ноги. Их ступни погружались в липкий мягкий мех. Чем больше усилий они делали, чтобы высвободиться, тем глубже проваливались: по колено…по пояс… по грудь… по подбородок… по самые ошеломленные глаза. Красивый мех бесшумно сомкнулся над вытянутой вверх рукой Макса, и близнецы исчезли без следа…

Задание.

1. Предположите, каким был химический состав листа близнецов, и почему он растворился в тонком кишечнике? (Вспомните свойства пищеварительных ферментов).

2. Какова роль печени и поджелудочной железы в расщеплении «плотика» - листа, на котором плыли близнецы?

3.Что это был за красный мех, в который погружались ноги детей, и почему он был красным?

4.Что и где случилось с близнецами?

Обсуждение и коррекция ответов.

Чтобы эта удивительная лаборатория работала без сбоев и дарила людям радость от приема пищи, нужно знать и соблюдать правила гигиены пищеварения.

Третий ученик рассказывает о правилах гигиены питания.

Заполните таблицу «Обоснование правил гигиены пищеварения».

Основные правила гигиены пищеварения

Анатомо-физиологические обоснования

  1. Часть пищи должна употребляться в вареном виде.

2.В пищу должны обязательно употребляться овощи и фрукты.

3.Необходимо принимать пищу в одни и те же часы.

4.Вредно есть за один раз много пищи.

5.Хранеие продуктов без холодильника опасно

  1. Во время еды нельзя разговаривать и читать.

7.Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно.

Д/З параграф 37. Заполнить таблицу «Обоснование правил гигиены пищеварения»  (Если в классе не успеют)



Предварительный просмотр:

Приложение1

Кровеносная система

Дыхательная система

Пищеварительная система

Заполните таблицу. Запишите названия органов, соответствующих данным системам.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Вставьте пропущенное слово:

  1. Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.
  2. Зубы у человека вырастают в две смены: сначала ____________________  , затем_________________ .
  3. Последними вырастают зубы  ________________ .
  4. Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и _______________ .
  5. В сутки выделяется более ____________  литра слюны.
  6. Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .
  7. Важную роль в ротовой полости играет  _______________ .
  8. Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________ .

Слова

  1. Коронка
  2. Подчелюстные
  3. Один
  4. Молочные
  5. Мудрости
  6. Ротовая
  7. Постоянные
  8. Язык
  9. Пищевод
  10. Шейка
  11. Глотка


Предварительный просмотр:

Приложение 3

Мини-проект «Действие ферментов слюны на крахмал»

Цель : выяснить, воздействуют ли ферменты слюны на крахмал.

1.Сполоснуть рот водой, собрать слюну вместе с водой в пробирку с  лейкой.

2. Пронумеровать три пробирки.

3. Во все пробирки налить по 3 мл крахмального клейстера.

4. В пробирки под номерами 1 и 3 добавить по 1 мл слюны, а в пробирку под номером 2 – 1мл.воды.

5. Пробирки под номерами 1 и 2 держать в руках (зажав в ладонях), а 12-15 мин. или на водяной бане при температуре 38о С  а пробирку под номером 3 опустить в стакан со льдом.

6. Через 12-15 мин вынуть пробирки из водяной бани и стакана со льдом. Поставить в штатив.

7. Исследовать содержимое пробирок с помощью йодной пробы на наличие крахмала. Для этого в каждую из них следует добавить 1-2 капли раствора йода. В случае наличия крахмала содержимое пробирки окрасится в синий (фиолетовый)цвет.

8. Записать результаты опыта.

9. Составить презентацию опыта.

Мини-проект   «Значение соляной кислоты»

Цель:

выяснить обладает ли соляная кислота бактерицидными свойствами.

  1. Размять свежее мясо в ступке.
  2. В два стакана ,пронумеровать их.
  3. В стакан №1 налить 50 мл воды.
  4. В стакан №2 налить 50 мл воды и немного соляной кислоты.
  5. Опустить в оба стакана равное количество мяса.
  6. Поставить в теплое место на сутки.
  7.  Наблюдать 3 дня. Наблюдения записывать.
  8. Сформулировать вывод.
  9. Составить презентацию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Интегрированный урок биология + физическая культура "Опорно-двигательная система человека"

Интегрированный урокЦели урока:Образовательные -  сформировать  представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной  работе организма, раскрыть особенности строения и соединения ...

Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».

     Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...

«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» интегрированный урок биология, физическая культура в 8 классе .

Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека. Задачи:изучить  материал об основных группах мышц;познакомить учащихся с физи...

Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система

Тип урока: обобщающийЦели:Образовательные:обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей...