Главные вкладки

    Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
    план-конспект урока (биология, 10 класс) на тему

    Ратушняков Владимир Владимирович

     

    Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его бытие определяется тем, какими языками культуры он владеет. Здесь каждый выбирает свой путь. И задача образования заключается в том, чтобы предоставить каждому учащемуся широкие возможности для такого выбора, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир. 

    Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. 
    Вот некоторые из таких задач: 
    повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
    рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
    организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
    показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
    На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon himiya_kletki.doc58.5 КБ
    Binary Data himiya_kletki.notebook297.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Химическая организация клетки.

    Неорганические вещества клетки.

    (интегрированный урок: биология + химия)

    Задачи:

    1. Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки.
    2. Рассмотреть особенности строения молекул воды в связи с её важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки.
    3. Совершенствование навыков логического мышления.

    Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

    Методы используемые на уроке: частично-поисковые, репродуктивные, эксперимент.

    Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические вещества, посуда для проведения опытов.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Вводная беседа
    1. Какова тема нашего урока?(слайд1)
    2. Что вы знаете о химическом составе клеток?
    3. Используя периодическую систему химических элементов, перечислите химические элементы, входящие в состав клетки. (слайд2)
    4. Возможно ли собрав все элементы     сотворить живое существо? (слайд4)

          5. Уровни химического состава клетки (слайд 6)

    - Каково значение минеральных солей в клетке? Приведите примеры возникновения нарушений в организации живых существ в связи с изменением количества  минеральных солей в их клетках. (Анемия, базедова болезнь у человека).

    3. Каково значение воды в жизни человека? ( Пьёт, моется, использует в различных производствах).

    4. Учитель читает строки стихотворения М.Дудника:

    Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек,

    Из воды, добавлю, родных его рек,

    Из воды, добавлю, дождей, что его напоили,

    Из воды, добавлю, из древней воды родников,

    Из которых деды и прадеды пили.

    1. Примеры содержания воды в различных клетках организма (слайд7)

    - в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;

    - в клетках старого организма – 60%

    - в головном мозге – 85%;

    - в клетках эмали зубов – 10-15%.

    При потере 20% воды у человека наступает смерть.

    Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках?

    II Изучение нового материала.

    1. Рассказ учителя

    Строение молекулы и свойства воды (слайд8)

    Молекула воды имеет форму треугольника:

                                   

            

                                                     

    Каков характер ковалентной связи между атомом кислорода и атомами водорода?

    Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы притягивает положительно заряженные атомы водорода двух других молекул, поэтому молекулы воды оказываются связанными друг с другом водородными связями:

                     

    Именно благодаря способности молекул воды связываться друг с другом при помощи водородных связей, вода обладает рядом свойств, имеющих важное значение для жизни.

    1. Демонстрация опытов. Составление таблицы вместе с учащимися.

    а) Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.

    - Почему одни вещества в воде растворяются, а другие – нет?

    Даётся понятие гидрофильных и гидрофобных веществ.

    Б) Опустить кусочек льда в стакан с водой.

    - Что вы можете сказать о плотности воды и льда?

    В) В пробирку с хлопьями яичного белка добавить желудочный сок.

    - Какая реакция произошла? С какими свойствами воды вы познакомились?

    Ответ: ферментативный гликолиз (расщепление) на аминокислоты с присоединением молекул воды при разрыве каждой пептидной связи.

    III. Закрепление.

    1. слайд 9

    1. Задача.

    В ясный весенний день температура воздуха  +10оС, влажность 80%. Будут ли ночью заморозки?

    3.  Формулирование вывода по теме урока.

    Отвечают на вопросы. Перечисляют, что знают о химическом составе клеток.

    Записывают тему «Химический состав клеток».

    Составляют схему деления химических элементов на группы, в зависимости от содержания в клетке.

    Анализируют факты и делают вывод о необходимости сочетания элементов в тех веществах, которые они образуют, соединяясь между собой. (слайд5)

    Практическое упражнение

    Анализируют факты, делают вывод о соответствии содержания воды интенсивности процесса обмена веществ.

    Ответ: воды больше в тех клетках, в которых обмен веществ протекает интенсивнее.

    Слушают объяснения, делают записи в тетради.

    Ответ: ковалентная полярная.

    Делают выводы о свойствах воды. Заполняют таблицу.

    Свойства воды

    Роль в жизнедеятельности клеток

    А) Способность растворять в себе вещество.

    Б) Плотность и особенности поведения воды вблизи точки замерзания.

    В) Вода как реагент.

    Г) Теплоёмкость.

    Функции:

    - все биохимические реакции протекают в водных растворах;

    - среда для транспорта различных веществ (гомеостаз);

    - обеспечение тургора;

    - защита среды обитания водных организмов от перемерзания;

    - вступает в реакции гидролиза.

    Ответ: нет. Так как влажность воздуха высока и на его нагрев нужно затратить много тепла, то ночью содержащаяся в воздухе вода будет играть роль «грелки».

    Домашнее задание: с. 86-87, ответить на вопросы на с. 88.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 9 классе на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки».

    Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие  в состав клетки».Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.Задачи...

    Учение о клетке. Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

    Конспект занятия. Описание химических веществ, входящих в состав клетки и их роль....

    Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

    Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

    Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».

         Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...

    Интегрированный урок биологии - химии "Пищеварительная система - химическая лаборатория".

    Решением проблемы фрагментарности мировоззрения учащихся является интегрированный урок....

    Разработка урока на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки"

    Разработка урока с межпредметными связями на тему: "Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки". Конспект и презентация к нему....

    Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

    Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....