Сценарий урока по теме: "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Дмитрюкова Лилия Александровна

Тема: Карбоновые кислоты

Тип урока: изучение нового учебного материала с практическим исследованием.

Вид урока: самостоятельная работа с элементами исследовательской деятельности.

Технология: модульное обучение, с использованием  информационно-коммуникативных  технологий

Цель урока:

Познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и показать пути их достижения, ознакомить с предполагаемыми результатами данного модуля, возможными способами проверки его усвоения.

Задачи урока:

Образовательные:

1.      Продолжить формирование  знаний по теме: номенклатура, классификация,  физические свойства, способы получения и применение карбоновых кислот.

2.      Исследовать экспериментальным путём химические свойства карбоновых кислот на примере раствора уксусной кислоты с помощью цифровой лаборатории

3.      Продолжить обучать навыкам работы с приборами цифровой лаборатории

Развивающие:

1.      Способствовать формированию УУД: наблюдение, эксперимент, анализ информации, обобщение; работа по аналогии.

2.      Развивать познавательную активность обучающихся, совершенствовать навыки   самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение самостоятельно формулировать выводы;

Воспитательные:

4.      Продолжить формирование научного мировоззрения

5.      Формировать умение работать индивидуально и в группе, оценивать результат работы.

6.       Прививать сознательную дисциплинированность и организованность в работе.

Оборудование и реактивы:

1.       Терминальная зона  (пять терминалов, подключенных к серверу)

2.       Персональный компьютер

3.       Мультимедийный проектор

4.       Регистратор (планшетный) данных Еinstein™ Tablet+ с программным обеспечением MiLAB

5.       Датчик рН, датчик температуры

6.       Магнитная мешалка

7.       Растворы: уксусной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, фенолфталеина; оксид кальция кристаллический, цинк гранулированный;  индикаторная бумага универсальная

8.       Химические стаканы, стеклянные палочки, пипетка

9.       Раздаточный материал: Инструкции по выполнению лабораторной работы, отчеты по лабораторной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx104.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Карбоновые кислоты

Тип урока: изучение нового учебного материала с практическим исследованием.

Вид урока: самостоятельная работа с элементами исследовательской деятельности.

Технология: модульное обучение, с использованием  информационно-коммуникативных  технологий

Цель урока:

Познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и показать пути их достижения, ознакомить с предполагаемыми результатами данного модуля, возможными способами проверки его усвоения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование  знаний по теме: номенклатура, классификация,  физические свойства, способы получения и применение карбоновых кислот.
  2. Исследовать экспериментальным путём химические свойства карбоновых кислот на примере раствора уксусной кислоты с помощью цифровой лаборатории
  3. Продолжить обучать навыкам работы с приборами цифровой лаборатории

Развивающие:

  1. Способствовать формированию УУД: наблюдение, эксперимент, анализ информации, обобщение; работа по аналогии.
  2. Развивать познавательную активность обучающихся, совершенствовать навыки   самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение самостоятельно формулировать выводы;

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения
  2. Формировать умение работать индивидуально и в группе, оценивать результат работы.
  3.  Прививать сознательную дисциплинированность и организованность в работе.

Оборудование и реактивы:

  1. Терминальная зона  (пять терминалов, подключенных к серверу)
  2. Персональный компьютер
  3. Мультимедийный проектор
  4. Регистратор (планшетный) данных Еinstein™ Tablet+ с программным обеспечением MiLAB
  5. Датчик рН, датчик температуры
  6. Магнитная мешалка
  7. Растворы: уксусной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, фенолфталеина; оксид кальция кристаллический, цинк гранулированный;  индикаторная бумага универсальная
  8. Химические стаканы, стеклянные палочки, пипетка
  9. Раздаточный материал: Инструкции по выполнению лабораторной работы, отчеты по лабораторной работе

п/п

Этапы урока и их содержание

Деятельность

учителя

обучающихся

I

Организационный момент

Урок начинается с игры «черный ящик», в ходе которой формулируется тема, цели и задачи урока.

Готовятся к уроку, настраиваются, отвечают на вопросы игры

1.2

Техника безопасности при работе с кислотами

Информирует о правилах ТБ

Слушают,  высказывают свои суждения

1.3

Подготовка к работе регистратора «Einstein™ Tablet+»

Даёт инструктаж (Приложение 1)

Подготавливают регистратор «Einstein™ Tablet+» к  работе

II

Изучение нового материала

Теоретическая часть модуля

Объясняет план изучения нового материала, инструктирует,  как работать с учебным модулем.

Работают с учебным модулем на индивидуальных терминалах, подключенных к серверу

Практическая часть модуля

Инструктирует выполнение эксперимента по изучению химических свойств карбоновых кислот с помощью цифровой лаборатории Еinstein™ Tablet+  (Приложение 1)

Выполняют опыты, заполняют таблицу, вносят результаты измерений в отчет (Приложение 2)

III

Рефлексия

Предлагает оценить проделанную работу

Дают оценку своей работы

IV

Домашнее задание:

§20 упр. 1, 2, 6, 7, 9, стр.222-223.

Записывают домашнее задание


Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: В 9 классе при изучении кислородсодержащих органических соединений вы знакомились со спиртами, альдегидами, карбоновыми кислотами. А хорошо ли вам знакомы отдельные представители класса карбоновых кислот?

Задание «черный ящик».

В черном ящике находится вещество, хорошо вам знакомое. Древние греки отождествляли название этого вещества  с самим представлением о кислом. Нам оно хорошо известно в жидком агрегатном состоянии, но при охлаждении ниже 17 0С превращается в бесцветные кристаллы, похожие на лед.

Ответ: уксусная кислота – в ящике находится бутылка с уксусом.

Итак, тема нашего урока: «Карбоновые кислоты». Целью  урока является изучение темы «Карбоновые кислоты» по учебному модулю. Работа над модулем будет осуществляется на базе терминального класса, при исследовании химических свойств уксусной кислоты вы будите применять цифровую лабораторию (Приложение 1)

II. Изложение нового материала.

Учитель объясняет план изучения нового материала, информирует, как правильно работать с учебными модулями и цифровой лабораторией «Einstein™ Tablet+», напоминает  правила техники безопасности.

Организация работы

На терминалах находится инструкционная карта модуля «Карбоновые кислоты» (каждый обучающийся работает за индивидуальным терминалом). Обучающиеся осваивают  материал данного модуля, пользуясь информацией §20 учебника «Химия 10 класс» (Углубленный уровень. Габриелян О.С.), электронная версия §20 в виде документа находится на рабочем столе каждого терминала.

В ходе работы обучающиеся создадут отчетный документ, в котором разместят ответы на вопросы и выполненные задания. Сохранят документ на общем диске. Учитель сделает проверку УЭ-1 (Входной контроль) на сервере, где отображается информация с каждого терминала. В зависимости от результатов выполнения входного контроля учитель определит индивидуальный уровень освоения УЭ-7 (Выходной контроль) для каждого. В течение всего занятия учитель имеет возможность контролировать деятельность обучающихся с помощью сервера.

Осваивая практическую часть модуля (УЭ-5), обучающиеся будут выполнять лабораторную работу «Химические свойства карбоновых кислот» по инструкции (Приложение 1) и заполнят отчет (Приложение 2)

Модуль. Карбоновые кислоты (2ч.)

Структура модуля

УЭ-0. Интегрирующие дидактические цели.
УЭ-1. Входной контроль.
УЭ-2. Классификация карбоновых кислот.
УЭ-3. Номенклатура и изомерия карбоновых кислот.
УЭ-4.Строение и физические свойства карбоновых кислот.
УЭ-5. Практическая работа “Химические свойства карбоновых кислот”.
УЭ-6 Получение и применение карбоновых кислот.
УЭ-7. Выходной контроль.

УЭ-0. Интегрирующие дидактические цели.

Изучив данный модуль, вы должны знать: 

взаимосвязь между гомологическим рядом и общей формулой карбоновых кислот; изомерию и номенклатуру карбоновых кислот; физические свойства карбоновых кислот, их зависимость от состава и строения веществ; типы химических реакций, характерных для карбоновых кислот, области применения карбоновых кислот,  общие способы получения карбоновых кислот, алгоритмы решения задач на выход продукта от теоретически возможного.

уметь: выводить формулы веществ по общей формуле, составлять название вещества по формуле и формулу – по названию; составлять уравнения реакций, отражающих химические свойства карбоновых кислот; записывать уравнения реакций получения карбоновых кислот; решать задачи на выход продукта реакции


Инструкционная карта модуля

Учебный элемент

Частные дидактические цели

Работа обучающихся

Задание

УЭ-1

Входной

Определить исходный уровень знаний

Выполните задания по вариантам

I вариант

  1. Общая формула карбоновых кислот.
  2. Структурная формула муравьиной кислоты.
  3. Название вещества: CH3-CH2-COOH по систематической номенклатуре.
  4. Изомер углеводородной цепи бутановой  кислоты
  5. Кислота, содержащаяся в соке крапивы.

II вариант

  1. Функциональная группа карбоновых кислот.
  2. Структурная формула  2-метилбутановой кислоты.                                  
  3. Название вещества: CH3–COOH по систематической номенклатуре.
  4.  Межклассовый изомер уксусной кислоты.
  5. Кислота, раствор которой используется как консервирующее средство.

УЭ-2

Классификация карбоно-

вых кислот

1.Вспомнить определение, общую формулу, состав карбоновых кислот.
2.Познакомиться с классификацией
 карбоновых кислот.
3.Научиться давать характеристику.

Пользуясь текстом учебника на стр.206-208,   выполните задания

1.Выпишите определение карбоновых кислот. Составьте общую формулу карбоновых кислот. Укажите функциональную группу.

2.Составьте схемы классификаций карбоновых кислот по:
а) строению  радикала.
б) количеству карбоксильных групп. Приведите примеры.

3. Дайте характеристику карбоновых кислот:

а) муравьиной

б) пропановой

УЭ-3

Номенклатура и изомерия карбоно-

вых кислот

1.Изучить номенклатуру и  изомерию карбоновых кислот.
2.Совершенствовать умение
 выводить формулы веществ по общей формуле, составлять формулу  по названию, составлять формулы изомеров на примере карбоновых кислот.

Изучите материал учебника на стр. 208-209, рассмотрите табл. 7. стр. 209, вспомните понятия изомерии и изомеров, выполните задания

1.Назовите соединения по международной номенклатуре:
   а) CH
3-CH2- CH2-COOH                    

 б) CH3-CH2- CH2-CH2-COOH    
   в) C
6H5-COOH

2. Составьте структурные формулы  карбоновых кислот:

    а) 2-метилпропановая              

    б) дихлоруксусная      
   в) бутен-2-овая

 3. Составьте структурные формулы изомерных веществ состава C4H8O2. Укажите названия веществ.

УЭ-4

Строение и физические свойства карбоновых кислот

1.Изучить особенности строения и физические свойства карбоновых кислот.

2.Учиться объяснять свойства карбоновых кислот, исходя из строения

Прочитайте текст учебника на стр. 210-211, ответьте на вопросы.

Вопросы:

1.Охарактеризуйте   агрегатное состояние  карбоновых кислот.  Почему среди карбоновых кислот нет газообразных веществ?

2.Как изменяется растворимость и температура кипения карбоновых кислот с увеличением  относительной молекулярной массы? Почему?

4. Сравните кислотные свойства веществ.

а) вода, этанол и уксусная кислота

б) муравьиная кислота и пропионовая кислота.

УЭ-5

Практическая работа.  Химические свойства карбоновых кислот.

Развивать  исследовательские  умения

Выполните практическую работу, используя инструкцию  и текст учебника стр.211-214, 

заполните таблицу

№ опыта

Уравнения

реакций

Наблюде-

ния

Вывод

УЭ-6

Получение и применение карбоновых кислот

1.Изучить способы получения и области применения карбоновых кислот.

Изучите материал учебника на стр. 216-218, выполните задания

Рассмотрите рис. 48, 50 и выпишите применение муравьиной и уксусной кислот

УЭ-7

Выходной контроль

Определить степень сформированности знаний учащихся

Выполните задания

Уровень I

1. Назовите вещества. Дайте   характеристику.                              
а) CH
3- CH (CH3)-COOH            

 б) C6H5-COOH        
в) HOOC-CH
2- COOH  

2. Напишите уравнения  возможных реакций.

а)  CH 3-COOH +  Zn →    

б)  CH 3– CH2 –COOH + K2CO3 →  

в)  CH2 = CH – COOH + H2

Уровень II

1. Для вещества:  CH 3- CH 2-CH2-COOH составьте по одному  изомеру разных видов. Укажите названия.

2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, укажите условия реакций.

CH4 → C2H2→ CH3CHO→CH3COOH→ ( CH3COO )2Ca

Уровень III

1. Предложите не менее 3 принципиально разных способов      получения уксусной кислоты.
2. Рассчитайте массы исходных веществ для синтеза 19,2т. уксусной кислоты из синтез-газа в предположении, что выход на каждой стадии равен 80%

III Рефлексия

  1. Закончите, пожалуйста, предложения: Сегодня на уроке Я научился..., Я узнал…, Я понял, что могу..., Мне понравилось..., Для меня стало новым..., Меня удивило..., У меня получилось..., Я приобрёл...
  2. Комментирование оценок за урок: одна оценка - за выполнение работы по теоретической части модуля и выходного контроля, вторая оценка – за лабораторную работу.

 IV Домашнее задание: §20 упр. 1, 2, 6, 7, 9, стр.222-223.

 Список используемой литературы

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.
  2. Габриелян О.С. Химия 10 класс. Углубленный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2013.
  3. http://natursciences.ru  Иванова С. В. Возможности использования модульного обучения при изучении курса органической химии.
  4. http://festival.1september.ru Крупина А. М. Модульное обучение при изучении органической химии. 10-й класс

Приложение 1. Инструкция по выполнению лабораторной работы

1.        Подготовка к работе регистратора «Einstein™ Tablet+»:

-включить компьютер;

-подсоединить датчики температуры и рН;

-выполнить команды для входа в программу: пуск, программы, наука, Multi Lab;

-настроить регистратор: частота измерений (10 за секунду), продолжительность опыта  

(1 минута);

2.        Проведение опытов:

Опыт 1.  Определение рН раствора уксусной кислоты

В химический стаканчик  налить 20 мл 5 % раствора уксусной кислоты и добавить  индикатор-лакмус (или индикаторную бумагу). Опустить датчики  в раствор, запустить регистратор. Сделать измерения. Прервать опыт  кнопкой «Стоп».  

Опыт 2.  Кислота +металл

В химический стаканчик поместить несколько гранул цинка и налить 20 мл 5 % раствора уксусной кислоты .

Опыт 3.  Кислота + основной оксид          

В химический стаканчик налить 20 мл  5 % раствора уксусной кислоты , добавить примерно 0,5 г оксида кальция CaO, закрыть крышкой и поставить на магнитную мешалку. Включить магнитную мешалку, перемешать раствор, отключить магнитную мешалку. Опустить датчики в стакан, запустить регистратор. Сделать измерения. Прервать опыт  кнопкой «Стоп».  

Опыт 4.  Кислота + основание (щелочь)

В химический стаканчик налить 20 мл 5 % раствора гидроксида натрия NaOН и добавить несколько капель фенолфталеина. Опустить датчики в стакан, запустить регистратор. Аккуратно, не попадая на датчики, добавлять небольшими порциями 5 % раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора. Сделать измерения. Прервать опыт  кнопкой «Стоп».  

Опыт 5.  Кислота +соль

В химический стаканчик налить 20 мл 5 % раствора уксусной кислоты и  добавить примерно 20 мл 5 % раствора карбоната натрия Na2СО3.

Примечание: Все измерения проводятся до достижения постоянного значения рН и температуры (что соответствует горизонтальному ходу графика). Полученные  данные записываются в Отчет. Файл сохраняется в именной папке.


Приложение 2.  Отчет по лабораторной работе

1. Определение рН раствора кислоты

1. Температура:            ____                                              

2. Значение рН:              ____                                              

Вывод: рН раствора уксусной кислоты соответствует                          среде раствора

3. Визуальные наблюдения:      цвет индикаторной бумаги в растворе уксусной кислоты стал    ____________          (вписать верный ответ и соотнести с эталонной шкалой рН), что соответствует _________ среде

4. Дописать уравнения диссоциации кислот:  СН3СООН=

2. Кислота +металл

1. Визуальные наблюдения:    выделяется_______________( вписать верный ответ)

2. Дописать уравнение реакции,: СН3СООН +Zn=

3. Кислота + основной оксид

1. Температура:             в начале опыта____                                                  в конце опыта____

Вывод: реакция протекает            с выделением  теплоты                    поглощением теплоты               (зачеркнуть неверный ответ)

2. Значение рН:              в начале опыта____                                                 в конце опыта____

4. Дописать уравнение реакции, расставить коэффициенты, назвать вещества, указать тип реакции: СН3СООН +СаО=

4. Кислота + основание(щелочь)

 1. Температура:             в начале опыта____                                                  в конце опыта____

Вывод: реакция протекает            с выделением  теплоты                    поглощением теплоты               (зачеркнуть неверный ответ)

2. Значение рН:              в начале опыта____                                                 в конце опыта____

Вывод: в результате реакции  кислота расходуется  (рН возрастает) или кислота образуется    (рН снижается) (зачеркнуть неверный ответ)

3. Визуальные наблюдения:    цвет раствора не изменился                  цвет раствора стал _______________(зачеркнуть неверный ответ, вписать верный ответ)

4. Дописать уравнение реакции, :  СН3СООН +NаОН=

5. Кислота +соль

1. Визуальные наблюдения:    выделяется_______________( вписать верный ответ)

4. Дописать уравнение реакции: СН3СООН + Nа2СО3=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».

В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....

Cамоанализ открытого урока на тему «Карбоновые кислоты».

В статье дается полный самоанализ проведенного открытого урока на тему "Карбоновые кислоты"....

Конспект урока по теме "Карбоновые кислоты"

Конспект урока с использованием метода проектов по теме "Карбоновые кислоты"....

Разработка урока по теме Карбоновые кислоты, 10 класс

Урок по органической химии в 10 классе на тему "Карбоновые кислоты" с применением технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока на тему "Карбоновые кислоты"

Урок проводится в 10 классе. На уроке рассматривается номенклатура, физические и химические свойства, биологическая роль карбоновых кислот....

урок по теме "Карбоновые кислоты"

презентация для проведения цикла уроков по химии в 10 профильном классе...

Презентация к уроку по теме:"Карбоновые кислоты"

Презентация к уроку Карбоновые кислоты...