Технология развития критического мышления учащихся
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Шпаковская Елена Владимировна

Следует отметить универсальный характер данной технологии, которая позволяет эффективно работать в данном проекте любому учителю предметнику с учащимися различных возрастов. Кроме этого, данная технология даёт возможность одновременно эффективно решать задачи обучения и развития, гармонично сочетать работу с текстом и общение в группах.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо открыта по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, которые ориентированы на развитие и сотрудничество ученика и педагога в образовательном процессе.В 8 классе при изучении классов неорганических веществ, провожу серию занятий по данной технологии. Предлагаю один из таких уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления учащихся

Технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет развивать мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (тексты, параграфы учебника, видеофильмы, лекции). В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трёх стадий: 1) стадия вызова -  актуализируются и обобщаются имеющиеся знания, идёт мотивация учащихся к активной учебной деятельности; 2) стадия осмысления – получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями; 3) стадия размышления и рефлексии – анализ всего процесса изучения материала. Учитель организует коллективную, парную, индивидуальную самостоятельную деятельность на уроке. Использование этой технологии даёт возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, обучать каждого в зоне ближайшего развития. Следует отметить универсальный характер данной технологии, которая позволяет эффективно работать в данном проекте любому учителю предметнику с учащимися различных возрастов. Кроме этого, данная технология даёт возможность одновременно эффективно решать задачи обучения и развития, гармонично сочетать работу с текстом и общение в группах.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо открыта по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, которые ориентированы на развитие и сотрудничество ученика и педагога в образовательном процессе.

В 8 классе при изучении классов неорганических веществ, провожу серию занятий по данной технологии. Предлагаю один из таких уроков.

Тема урока «Соли»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.

2.1 Ситуация – проблема

а) Учитель:

Предлагает информацию о веществе, демонстрируя картинки на слайде:

« Вам хорошо знакомо неорганическое соединение, без которого человек не может обходиться длительное время. В старину оно нередко заменяло деньги. В средние века им иногда расплачивались с крестоносцами. У отдельных африканских племён это вещество и сегодня является ценной валютой. Химическое соединение, о котором сегодня пойдёт речь на уроке, посвящены многие поговорки. Есть пословицы, которые связаны с веществом, имеющимся на кухне. Оно фигурирует в загадках и сказках. В древности просыпать данное вещество означало накликать на себя гнев богов или просто неприятности. В России это соединение издавна было символом гостеприимства, верности и радушия»

Ученики: читают информацию на слайде, рассматривают картинки, рассуждают.

б) Учитель беседует с учащимися, обсуждая информацию:

  1. Что вас удивило?
  2. Что интересного заметили?
  3. Как можно сформулировать главный вопрос урока?
  4. Какая информация помогла определить тему урока?
  5. Какая будет тема урока?

в) Ученики записывают тему урока в тетрадь.

2.2 Ситуация целеполагания

а) цель: познакомить учащихся с новым классом неорганических веществ

б) учебные задачи:

- ученики дают определение новому классу неорганических веществ;

- называют  соли и указывает  их растворимость их в воде;

-  составляют формулы солей.

2.3 Ситуация планирования

(Стадия вызова)

а) формулировка вопросов, определяющих содержание темы:

А) Основные представители класса солей, их применение

Б) Состав солей

В) Составление формул солей

          Г) Номенклатура солей

Д) Растворимость солей

Е) Знаете ли вы, что…

б) план предстоящей деятельности – это работа с текстом:

1) чтение текста с пометками

2) заполнение таблицы

3) выполнение заданий с использованием материала текста

III. Открытие новых знаний.

Работа с текстом (Стадия осмысления)

  1. Чтение текста с пометками

Всё многообразие химических веществ можно объединить в группы по определённым признакам. Среди них можно отметить оксиды, кислоты, щелочи, соли. Объектом нашего изучения сегодня  на уроке становятся соли  – одна из групп веществ. Рассмотрим некоторые из них.

Основные представители класса солей

Поваренная соль или хлорид натрия NaCl – белое, кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови соль создаёт необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой невозможным было бы переваривание и усвоение пищи. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках и обычаях. «Хлеб да соль» - вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались  друг с другом во время приёма пищи, подчёркивая равноценное с хлебом значение соли. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг соли. Соль образует мощные отложения в земной коре. Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет. Солью, извлечённой из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 м. хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для приготовления продуктов питания.

Мел, мрамор, известняк или карбонат кальция – СаСО3 , нерастворимая в воде соль, из которой многочисленные морские животные строят покровы своего тела – раковины и кораллы. Остатки коралловых полипов образуют тропические острова и коралловые рифы. Скапливаясь после гибели своих «хозяев» на дне морей, эти раковины за десятки и сотни миллионов лет образуют мощные пласты соединений кальция. давших начало образованию горных пород – известняков. Из известняка получают негашёную и гашёную известь, его применяют в строительстве. Мрамор идёт на изготовление статуй. Им отделаны станции метро.

Апатиты и фосфориты или фосфат кальция – Са3 (РО4)2 , нерастворимая в воде соль. Соль входит в состав костей животных. Из минералов апатитов и фосфоритов производят фосфорные удобрения.

Состав солей

Если посмотреть на формулы солей, то можно отметить, что это сложные вещества и состоят из ионов металлов, связанных с кислотным остатком. Соли по составу похожи на кислоты, поэтому их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в кислоте на ионы  металла.

Составление формул солей

Выведем, например, формулу кальциевой соли фосфорной кислоты – фосфата кальция. По таблице растворимости определяем заряды ионов и

                                    6

записываем их: Са2+ (РО4) 3-           Са3 (РО4)2

(читают «кальций три, пэ-о-четыре дважды). Аналогично выводят формулы солей бескислородных кислот.

Номенклатура солей

Названия солей бескислородных кислот образованы из двух слов: электроотрицательная часть соединения – кислотный остаток, его латинское название с добавлением суффикса ид стоит всегда в именительном падеже; второе слово обозначает электроположительную часть, название которого стоит в родительном падеже. Например, NaCl – хлорид натрия,  MgS – сульфид магния, FeBr3 –бромид железа (III).

Названия солей кислородсодержащих кислот составляют из двух слов: названием иона, образованного кислотным остатком в именительном падеже и название иона металла – в родительном. Например, Са(NO3)2  - нитрат кальция,  Li2 SO4 – сульфат лития. Номенклатура солей приведена в таблице 5 учебника.

Растворимость солей

По растворимости в воде все соли делят на растворимые (Р), нерастворимые (Н) и малорастворимые (М). Для определения растворимости солей используют таблицу растворимости кислот, оснований  и солей в воде.

Интересная информация о солях

- Древние египтяне использовали гидрокарбонат натрия, содержавший незначительное количество хлорида натрия. Эта «божественная соль» вместе со смолой применялась для мумификации.

- Легионеры древнего Рима получали часть жалования солью. В ХIII веке, по свидетельству марка Поло, в Тибете монетой служили лепёшки из соли. По словам М.В. Ломоносова, ещё и в его время за 5 плиток горной соли в Абиссинии можно было купить раба.

- Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом - солью. Опрокинутая солонка с высыпавшейся на стол солью возле руки Иуды на известной картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» отображает суеверие, что рассыпать соль, значит совершить предательство или накликать беду.

- На торжественных пирах в Древней Руси поваренная соль подавалась в особых сосудах – солонках – лишь на столы знатных гостей. Прочие же гости расходились с пиршества несолоно хлебавши.

- Окислением чёрного сульфида свинца в белый сульфат свинца,  можно обновить старую картину.

2) заполнение таблицы

Учитель предлагает ученикам в течение 10 – 15 минут проработать текст, используя специальные пометки:

  • - это я знаю;

+   - новая информация;

?   - информация, которая требует пояснения;

!   - это интересно.

 Ученики выписывают информацию из текста в таблицу, которая состоит из четырёх столбцов. Это позволяет им проанализировать текст повторно.

Пометки

Вопросы

это я знаю

новая информация

информация, которая требует пояснения

это интересно

Представители класса, их применение

Состав солей

Составление формул солей

Номенклатура солей

Растворимость солей

Знаете ли вы, что…

IV. Применение новых знаний

Ситуация иллюстрация

Учитель анализирует с учащимися заполнение таблицы, выполнят с учащимися практико – ориентированные задания на основе теоретического материала.

Ученики работают в группах:

Задание №1. Назовите вещества, формулы которых:

 Na2 SiO3 ;    CuI2 ;     BaSO4 ;  K2 S;   LiF

Задание №2. Составьте формулы солей по их названию:

Фосфат натрия, хлорид цинка, бромид меди (II), нитрат алюминия, сульфат железа(III).

Ситуация выбора

Учитель предлагает задание на основе рассмотренного материала

Ученик работает индивидуально и осуществляет самопроверку.

V. Подведение итогов урока

(Стадия размышления и рефлексии)

Учитель с целью осмысления и обобщения полученной информации предлагает составить кластер по данной теме.

Ученик, работая в группе, составляет графический организатор – кластер.

Домашнее задание: (по выбору ученика)

1вариант – читать материал параграфа учебника;

2 вариант – подготовить презентацию по изученному материалу;

3 вариант – изучить материал параграфа и выполнить задание:

Составить формулу соли нитрат железа (III) и рассчитать массовую долю каждого элемента в веществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Технология развития критического мышления учащихся

Технология развития критического мышления учащихся  была разработана на примере урока по теме: " Существование плоскости, проходящей через данную прямую и точку. 10 класс"...

Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"

Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического ...

Учебно - методическое пособие. «Технология развития критического мышления учащихся»

Данное методическое пособие предназначено для учителей гуманитарного цикла. Технология позволяет эффективно сформировать ключевые компетенции учащихся. Развить способность брать на себя ответственност...

Приемы технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории.

Применение приемов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории....