Открытый урок. Признаки химических реакций. 8 класс
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Открытый  урок  по  х и м и и в  8 – ом  классе

 

МБОУ  СОШ с.  Комгарон  на  тему:

   

 

Практическая работа  по теме

«Признаки  х и м и ч е с к и х  реакций»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o._u._p.r_priznaki_himich._reaktsiy.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Открытый  урок  по  х и м и и в  8 – ом  классе

МБОУ  СОШ с.  Комгарон  на  тему:

   

Практическая работа  по теме

«Признаки  х и м и ч е с к и х  реакций»

                                               Учительница   химии  и  биологии  первой категории

                                                                    Ревазова   Эльма  Урусхановна

                                                                   

       

Тема урока: Практическая работа по теме

«Признаки химических   реакций»      

           

Цель урока:  Закрепить навыки наблюдать за химическими  явлениями, описывать их и делать  выводы к ним. Продолжить формирование  умений и навыков в работе с использованием лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента. Обучить практике элементарного анализа на примере признаков химических реакций.

Оборудование: пробирки, химические стаканы, спиртовка, держалка, спички.

Реактивы: медная проволока(Cu), серная кислота (Н2SO4), мрамор(CaCO3), соляная кислота(HCl), хлорид железа +3(FeCl3), роданид калия(KCNS), сульфат натрия(Na2SO4), хлорид бария (BaCl2), цинк(Zn).

 Эпиграф:      

« Теория без практики мертва, а практика  без теории сверх того пагубна»

                                                                                                             Н.М.Крылов

           

                                                          Ход урока

Учитель: Сегодня у нас продолжение практикума. Тема очередной практической  работы    «Признаки химических реакций»

1.Фронтальный опрос

Учитель

  1. Что называется хим. реакциями?
  2. Какие типы хим. реакций мы знаем?
  1. Что называется р. соединения?
  2. Что называется р. разложения?
  3. Что называется р. замещения?
  4. Что называется р. обмена?
  5.  Назовите  признаки химических реакций

Прежде, чем  приступить к практической опытам, напомню, что у нас в работе  4 пункта, с учетом  типов  химических реакций,  мы их  повторили. Нужно знать ход работы каждого опыта с соблюдением соответствующих пунктов из техники безопасности.

Сегодня у нас   за технику безопасности отвечает  ( имя  ученика )

 Ученик:  1.  В оборудовании спиртовка. Напоминаю, что спирты легковоспламеняющиеся горючие  вещества. Этиловый, то есть медицинский  спирт, которым заправлены наши спиртовки, не исключение. Поэтому при окончании опыта нужно немедленно потушить пламя, накрыв её колпачком спиртовки. Использованные спички не разбрасывать, складывать в фарфоровую чашку

2. 1.    В реактивах две кислоты - серная и соляная, с которыми нужно работать крайне осторожно. При попадании даже небольшого количества кислоты на кожу, надо немедленно промыть под проточной водой. Проточной воды нет, но на каждом столе есть колба с чистой водой

2. 2.    Во время работы не отвлекаться и полностью сконцентрировать внимание на своей  практической работе

2.3.    По окончании опытов привести в порядок рабочее место.

                                                  2.     Ход работы

опыта

Название и ход работы

Наблюдение

Выводы и уравнения реакций

1

Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди с серной кислотой.

Зажечь спиртовку,

Медную проволоку внести в её пламя. На лист счистить чёрный налёт.

Опыт повторить несколько раз.

Полученный черный налёт поместить в пробирку и прилить раствор серной кислоты. Смесь подгореть.

Медная проволока покрывается черным налётом.

Черный порошок CuO растворяется в кислоте.

Раствор постепенно становится голубым.

Черный налет- это оксид меди (+2), которым покрывается медная проволока при поднесении к  пламени спиртовки.

    2Cu+   O2    =   2CuO

 Тип реакции соединения

Голубой цвет – цвет образовавшейся соли-сульфата меди.

Изменение цвета раствора -  признак химической реакции.

                            t

CuО +  H2SO4  =   CuSO4 +  H2O

черн             голуб.

Вывод: Данная реакция относится к реакциям обмена.

2.

3.

4.

Взаимодействие мрамора с кислотой

Поместим в химический стакан 1-2 кусочка мрамора, добавим соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки мрамора.

К выделяющемуся газу внесли зажжённую лучинку.

 

 

Взаимодействие хлорида железа + 3 с роданидом калия

 

В пробирку налить 2 мл. раствора хлорида железа (+3), добавить несколько капель раствора роданида калия

Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария

 

В пробирку налить 2мл раствора карбоната натрия

Затем добавить несколько капель раствора хлорида кальция

Выделение пузырьков газа

Лучинка погасла.

Изменение окраски, в результате раствор стал кроваво - красным

Выпадение белого молокообразного  осадка( ВаSO4)

Выделение газа является признаком протекания химической реакции:

CaCO3 + 2HCl =  CaCl2+ H2O+ CO2

                                                      ГАЗ

Прошла реакция обмена, в результате которой мрамор растворяется и выделяется углекислый газ.

Лучинка погасла, т.к. CO2 не поддерживает горения.

Тип реакции  обмена.

Изменение окраски раствора является признаком химической реакции

 

FeCL3  +  3KCNS = Fe(CNS)3 +  3KCL

Бурый                  кроваво-красный

Тип реакции обмена

Выпадение осадка, это признак химической реакции:

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaСl+ BaSO4

                                               осадок

Тип  реакции обмена.

                                                                                                                                   СЛАЙД

                                               

Учитель:    Как называются вещества, которые пишутся после уравнения реакции?          

                                                                                                         (продукты реакции)

Какой продукт реакции в первом опыте представляет наибольший интерес?

 Ученик                                 Рассказ о CaSO4

Спросите любого труженика села, что такое медный купорос, и вам ответят:

Это – незаменимый яд против вредителей сельскохозяйственных культур. Он надежно охраняет поля и позволяет выращивать хороший урожай. Медный купорос, или, как его называют, синий купорос- это соединение меди с серной кислотой. Помимо употребления в сельском хозяйстве медный купорос применяется для производства красок, в медицине, в ветеринарии. Производят его и у нас в республике на заводе                 « Электроцинк». В прошлом это производство было по существу полукустарным. Новый же цех, вступивший в эксплуатацию, представляет собою современное производство, богато оснащенное автоматикой. На руководство этого огромного химического предприятия лежит ответственная задача. Это экология нашей республики. Мы уже знаем, что в этом вопросе ни всегда все гладко на Земле. Совсем свежий пример- Япония (авария на АЭС). Я очень хочу, чтобы жила моя планета!                                          СЛАЙД

Учитель.  Какой продукт реакции или продукты привлекли ваше внимание во втором опыте?

 

  Ученик                          Рассказ о CaCO3

Применяют в строительном  деле, для получения стекла.

     «Пою перед Тобой в восторге похвалу

        Не камнем дорогим, ни злату, но стеклу»,- писал М.В. Ломоносов.           СЛАЙД

Из курса биологии мы узнали, что благодаря содержанию Ca в  крови, она обладает защитным свойством - свертывается.

                                                          СO2 – Углекислый газ

Является продуктом обмена вещества в организме и играет ведущую роль в процессе уникального процесса на нашей планете -  фотосинтеза растений.

Учитель:  Мы справились с  задания практической работы. Посмотрите на свои реактивы, все ли они были в работе?

                                 Ни все                     (это цинк)

3  Учитель: С чем может прореагировать цинк из тех реактивов, которые у вас имеются?

                                                  (с соляной кислотой)

Написать ур. р. на доске:

      Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2  -  р. замещения, определить с.о. (Повторение С.О)

-  Как можно обнаружить водород?      (при помощи спички)

                                                                                    ( назвать тип Х.Р.)

                                                                                      ( опыт проводится демонстрационно)

-Итак, с какими типами химических реакций мы сегодня работали?

                             (соединения, замещения, обмена)

Учитель. Какой тип х.р. не был назван?    ( РАЗЛОЖЕНИЯ)

Задание:  Среди след. уравнений реакций назвать реакции разложения:

  1. 4P+O2=2P2O5                                                                                                             СЛАЙД
  2. CuSO4+Fe=FeSO4+Cu
  3. CaCO3=CaO+CO2
  4. 2Al(OH)3+3H2(SO4)3+3H2O
  5. 2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O
  6. H2O=H2+O2                                  Ответ: (3,5,6)

- Всё ли правильно в уравнениях – 2,5,6?

                                                                                           (в ур.р. 6 нет коэф.)

2H2O=2H2+O2

4. Учитель:  Решим задачу на это ур. р., в вычислениях участвуют все. (Работа у доски)

Сколько молекул кислорода образуется при разложении 180 г воды электрическим током? Какой объём (н.у.) водорода при этом получится?                                         СЛАЙД

                           Решение:

180г           yл        х молекул                           n = m: M = 180 : 36 =5 моль

2H2O = 2H2 + O2                                               V= Vm * n = (22,4 * 2) * 5 моль = 224 л.

36г         44,8л   6.10 молекул

  1. N=NA * n = 6*10  23 * 5 = 30*6 * 10 23                                                          

Ответ: N(O2)=30*6*10 молекул; V (H2)=224л

Учитель: Задержимся ещё на уравнении реакций разложения воды, т.е. на воде.

- Что вам известно о воде из курса биологии 8 класса?

    Ученик                             (сообщение ученика)

 Любая жидкость, вводимая в организм человека, представляет собой раствор какого-либо вещества в воде. Иными словами все вещества, и органические, и неорганические, которые человеку необходимы для нормальной жизнедеятельности организма усваиваются только в жидком агрегатном состоянии. По сути, вода является универсальным растворителем на нашей планете.        Организм человека примерно на 60-65% ( по массе) состоит из воды. Причем с возрастом организм как бы «усыхает»: у новорождённых – 75%, а у семидесятилетнего человека-55% воды (по массе). Многие геронтологи считают, что одной из причин старения является утрата некоторыми веществами( особенно белками) способность удерживать воду. Потребность организма в воде покрывается за счет потребляемой жидкости. Суточная потребность воды для организма человека составляет 2,5-2,7 л. Превышение нормы потребителя воды приносит вред организму (растет  нагрузка на сердце и распад белка), поднимается кровяное  давление .Удержание воды в организме зависит от потребления некоторых солей. Так, поваренная соль способствует задержанию воды в организме.

Следовательно , употребление NaCl должно быть снижено при заболеваниях почек и сердца. Соли калия и кальция способствуют выделению воды из организма. Большое количество воды рекомендуется выпивать с утра, тем самым создавая «водный запас» организма на день. Наиболее благоприятная температура питьевой воды –около 7-12 градусов.

(словарная работа)        Геронтология- наука, изучающая процессы старения в организме.

Учитель: Как называются болезни, связанные со скачками кров. давления?            СЛАЙД

                                                                                                            (гипертония и гипотония)

Ученик       стихотворение: « Размышление о воде»

Вода- это божий источник,

Вода-это солнечный свет!

 Воде задаем мы вопросы,

С водой получаем ответ.

           Водой очищаем мы тело,

            В воде плещет наша душа.

          Когда говоришь ты с водою,

             То надо шептать не спеша.

Водой умываем ребенка,

Чтоб смылась беда, худоба.

Водой окропляем квартиру,

Чтоб сгинула в доме беда.

          Вода-это чудо природы,

         И нам без воды не прожить.

         Вода-достоянье народа!

          Водой мы должны дорожить!!!

Учитель:  Жак - Ив  Кусто французский исследователь морских глубин утверждал, что нашу планету следовало бы назвать не Земля, а Океан. И правда, на долю воды приходится  примерно 70% поверхности земного шара, а мир страдает от жажды, потому, что основная масса воды соленая. Пресной воды же совсем немного.

Очень хочется узнать, насколько благоприятна такая мировая проблема  на планете в нашей республика.

5. Ученик:         «Не лейте зря воды…»

Эта фраза взята из письма великолепной поэтессы Марины Цветаевой, а продолжение её таково; «… потому что в эту же секунду из-за отсутствие её погибает в пустыне человек» Более четверти человечества страдает от недостатка в пресной воды.  Нам трудно это представить, т.к. недостатка пресной воде у нас нет. Более того из курса географии нам известно, что ледники, которых немало на территории Осетии являются хранителями запасов пресной воды в виде вечных льдов. Лед - один из агрегатных состояний воды. Ледники занимают 1,36% всей площади Большого Кавказа. Наиболее обширны ледники Цейского ущелья:

                                               Цейский

                                               Сказский

                                              Уилпатинский

Учитель: Говорить о Цее обойти  Реком - национальную нашу святыню, значить ничего не сказать. Поэтому мы скажем.

Ученик:  В Цее на высоте 1800 м. над  уровнем моря огромная зеленая поляна, посреди которой стоит потемневшее от времени древнее мужское святилище  Реком.  В марте 1995 г. Храм сгорел дотла, но его возродили. Предполагают, что слово « Реком» произошло от «Иры ком», что в переводе означает « ущелье осетин». Душу до слёз затрагивает другое сказание об истории появления святилища, связанная с нартами, а

точнее с Батразом из   книги                   С.Х. Джанайты                       « Три слезы Бога»

«… Пошел Батраз войной с небожителями и победил их.  Оставшиеся из небожителей в живых отправились к Богу жаловаться. Но Бог не желал совершать насилие над Батразом.

- Он ещё мало жил, и не хочется мне, чтобы раньше времени в страну мертвых отправился.

Батраз прослышав , что задта пожаловались Богу, решил сам направиться к Богу на небо- узнать, каков он.    И… задта и дауджыта заставили Бога убить его. Но вот беда… Не могут затащить мертвое тело Батраза в склеп - уперся коленом в притолоку. Задта и дауджыта опять просят Бога о помощи.

… Вот пришел Бог к нему и сказал ему:

- Мой названный сын, чего ты не слушаешься?

-Потому что тебя не видел!

Тогда Бог Три Слезы на Батраза выронил, и из них одна стала

- Таранджелос, другая-

-Мыкалгабырта, а третья-

- Реком.

                                                                                                                         Песня «Цей»

… Теперь Батраза зовут Уаскергием ( Уастырджи)

«…Уастырджийан чи кува, уый ном чи ары,

   Уый махан  нахи у.

        Тыхганаг не стам, фала тыхганаган тых канам…»                                           СЛАЙД

Учитель: Эти строки из Нарты Каджыта. Ребята, это произведение, которому нет цены. В нем вера, предназначенная для продолжения и совершенствования человеческого рода; вера, с великой заповедью:

           «Весь Мир - мой Храм,

                                    Любовь- моя Святыня,

                                                           Вселенная- Отечество моё»

                                 Коста Хетагуров.                                                                                   СЛАЙД

Учитель   Поблагодарить учащихся.

Домашнее задание:  подготовиться к практической работе №5

                                                                                                                                                СЛАЙД

 Рефлексия

                               

         

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока по химии в 8 классе . Тема урока "Признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ"

урок изучения нового матерала с элементами исследовательской работы....

Урок "Признаки химических реакций" химия 8 класс

Урок "Признаки химических реакций" химия 8 класс...

Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".

Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....

Конспект урока "Признаки химических реакций"

Повторить отличия химических явлений от физических. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, эндо – экзотермических реакциях....

Урок " признаки химических реакций" 7 класс

Урок проводится для учащихся 7 класса в качестве пропедевтического курса изучающих химию. На уроке используется работа в группах, по инструктивным картам, творческие и экспериментальные задания....

Презентация к открытому уроку " Типы химических реакций"

Презентация к оккрытому уроку " Типы химических реакций"...

Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций"

Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций" в 8 классе...