Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Пальчикова Нина Андреевна

Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_v_8.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе на тему «Простые вещества – неметаллы.»

Цель урока: создать условия для развития ключевых компетенций школьников через формирование полного представления о неметаллах, об их характерных отличиях от металлов.

Задачи урока:

  1. Способствовать повторению и запоминанию важнейших понятий курса химии 8 класса для подготовки учащихся к естественному и быстрому усвоению нового материала.
  2. Содействовать развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся, через развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
  3. Способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять  выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.

Оборудование: карточки со знаками химических элементов, индивидуальные карточки для контроля знания названий и произношений знаков химических элементов; таблички с терминами по строению атома (см. Приложение №2), образцы для демонстрации: сера, графит, красный фосфор.

Оформление доски: в правом левом углу доски написано стихотворение:

Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

По  середине доски  записана  тема урока, а ниже записан план урока:

  1. Повторение материала прошлого урока.
  2. Проведение разминки: а) термины, б) строение атома, в) знаки химических. элементов, г) химическая связь.
  3. Изучение нового материала (текст учебника, рабочая тетрадь).
  4. Запись домашнего задания.
  5. Подведение итогов урока.

Также на доске начерчены схемы-конструкторы: по видам химической связи и по строению атома:

Рисунок №1 

HCI.   NaCI.  H2. PH3. F2

Рисунок № 2

Изобразить схемы строения атомов

AI;  P:  S:  

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение материала прошлого урока:

Ребята. Что мы изучали на прошлом уроке? (Учитель обращается к детям и получает ответ: «Металлы», при этом учитель хвалит детей за сообразительность).

(Учитель ведет фронтальную беседу по материалам прошлого урока:)

- Что такое металлы?

- Где в таблице Д. И. Менделеева они расположены?

- В чем особенности строения их атомов?

- Что происходит с внешними электронами металлов в химических реакциях?

- Какие свойства металлов Вам известны ?

А теперь, ребята, вспомнив все про металлы, давайте вернемся к стихотворению и попробуем обнаружить ошибку в нем. Как только мы это сделаем - мы узнаем тему сегодняшнего урока. (Учитель опять обращает внимание учащихся на текст стихотворения и получает версии учащихся: «Сера находится  в  6 группе, и у нее на внешнем уровне больше чем 3 электрона, значит, она не является металлом!»)

Итак, ребята, правильно – сера не является металлом! (учитель благодарит детей за помощь). А чем же она является? (учащиеся помогают: « Сера не является металлом, значит она – неметалл!»).

3. Сообщение темы урока:

Таким образом, тема нашего урока сегодня «Простые вещества – неметаллы».

(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в своих тетрадях).

Ребята, а глядя на формулировку темы урока, что мы должны сегодня узнать на уроке, что должны изучить? Помогите мне сформулировать цели урока! (учащиеся формулируют цели урока, а учитель обобщает сказанное,)

Правильно, ребята, цель нашего урока сегодня заключается в том, чтобы:

  • разобраться в особенностях строения атомов неметаллов;
  • найти их место в таблице Менделеева Д. И.;
  • изучить их физические свойства, а также вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов.

И все в сравнении с металлами!

4. План урока:

Сегодня мы будем работать по следующему плану (учитель обращает внимание учащихся на план урока, записанный на доске – см. Оформление.)

5. Разминка (учитель обращает внимание учащихся на план урока на доске):

А) Термины: (Учитель дает определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот, - учитель дает термин, а учащиеся говорят его определение)

  • Окружающие нас предметы – это ….? (физические тела)
  • То, из чего они состоят, называется - …? (веществом)
  • Вещество состоит из -…? (молекул)
  • А молекулы состоят из -…? (атомов)
  • Определенный вид атомов называется -…? (химическим элементом)
  • Химический элемент может быть в виде одного из трех возможных состояний - …? (свободное состояние, в составе простого вещества или в составе сложного вещества)
  • Простое вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)
  • Сложное вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов разных химических элементов.) (

Б) Строение атома, виды химической связи: 

(Учитель обращает внимание учащихся на схему-рисунок, начерченный на доске – см. Рисунок №1, виды химической связи, и на таблички с названиями составных частей строения атома – см.  Рисунок №2. Учитель просит вспомнить строение атома и заполнить схему, прикрепив (с помощью скотча) таблички к схеме на доске. Учащиеся по желанию, по одному выходят к доске, выбирают термин и прикрепляют его к схеме, давая пояснения). Получается следующая схема:  

                       Атом ---ядро----электроны

                                      протоны и нейтроны

В) Знаки: (Учитель обращается к учащимся с вопросами, направленными на актуализацию следующего раздела разминки):

Ребята, а зачем нужны знаки химических элементов? Какую роль они играют в химии?(Учащиеся отмечают особую важность знаков хим. элементов для химии; они сравнивают знаки хим. элементов в химии с буквами в русском языке).

Хорошо, ребята, если Вы понимаете важность знаков хим. элементов для химии, то можете продемонстрировать их знание! (Учитель просит приготовить индивидуальные карточки со знаками хим. элементов и предлагает учащимся поработать с ними – см. Приложение №3.) Учитель проводит фронтальную проверку знаний знаков хим. элементов: их русских названий и произношений, затем предлагает учащимся поработать в парах, а затем предлагает индивидуальную работу:

Я предлагаю, Вам ребята, самим выбрать в какой форме Вы будете демонстрировать свои знания – письменно, на карточках (см. «Приложение№3») или устно - по случайно выбранным индивидуальным карточкам. (Учащиеся осуществляют выбор и приступают к работе – одни письменно, другие - устно по случайно выбранным карточкам, произнося русское название элемента и его химическое произношение; после устных ответов учащихся по 5 выбранным карточкам, учитель собирает карточки у ребят, работающих письменно, и говорит, что оценки за эту работу ребята узнают в конце урока).

Г) Химическая связь:

(Учитель обращает внимание учащихся на схему, начерченную на доске (см. Рисунок № 1) и просит учащихся помочь заполнить её): Ребята, как атомы хим. элементов связываются друг с другом в веществах? Вспомните виды химической связи между атомами в веществах и помогите мне заполнить данную схему. (Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают название хим. связей вместо знаков вопроса, дают пояснения, приводят примеры веществ по просьбе учителя.)

(Учитель благодарит учащихся за активную 6. Новый материал:

А теперь, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебник – п. 14, с. 51 , и ответьте на вопрос: «Что такое «Неметаллы»?», определение запишите в тетради. (Учащиеся открывают учебники, находят данное определение и выписывают его в тетради, учитель обсуждает с учащимися выписанное определение).

Ребята, откройте п. 14 и найдите таблицу 3. В данной таблице приведены сведения о физических свойствах металлов и неметаллов. Сравните физические свойства металлов и физические свойства неметаллов и найдите общее и различное. ( Учащиеся работают с учебником в течение нескольких минут, а затем обсуждают с учителем выявленные сходства и различия физических свойств металлов и неметаллов.)

Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева на форзаце учебника, на цвет знаков химических элементов в ней, и скажите какое место в таблице Д. И. Менделеева занимают неметаллы, затем выполните задание №1 на стр. 38 в рабочих тетрадях. ( Учащиеся выполняют задание, а после обсуждают его с учителем)

Теперь, ребята, вспомните строение атомов и выполните задание № 3 на стр. 54 в рабочей тетради, затем выберите один из предложенных неметаллов и запишите его электронную формулу. (Учащиеся выполняют задание, а затем по желанию выходят к доске, записывают электронные формулы выбранных атомов неметаллов. Каждого учащегося учитель просит пояснить свой ответ, благодарит за работу, а затем обобщает с помощью ребят в чем особенность строения атомов неметаллов в отличие от металлов. После учитель демонстрирует образцы неметаллов – см. Оборудование).

7. Домашнее задание:

Ребята, запишите домашнее задание – п. 14, задания в рабочей тетради № 4-8. (Учащиеся записывают задание в дневники, а учитель дает пояснение к домашнему заданию). Название параграфа совпадает с темой нашего урока, изучив параграф, Вы закрепите все то, что сегодня узнали о неметаллах, а также подготовьте сообщение  о названии благородных газов; и  ответьте на вопросы 4,5 п.14.

8. Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу:

(Пока учащиеся работали в рабочих тетрадях, учитель проверил карточки учеников, которые выбрали письменную проверку знаний знаков хим. элементов).

Учитель оценивает работу учащихся на всех этапах урока в целом и в частности по категориям правильность, самостоятельность, оригинальность ответов, при этом особо оценивает творческий подход, а затем выставляет отметки каждому.

9. Итоги урока (Рефлексия):

(Учитель обращается к ученикам):

Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

(Учащиеся формулируют цель урока). Достигли ли мы сегодня этой цели? (Дети утвердительно отвечают, что достигли в полной мере!). Если наш урок достиг своей цели, значит, мы работали плодотворно и мы – молодцы!

Ребята, а что Вам сегодня на уроке особенно понравилось и почему? (Учащиеся по желанию высказываются).

Спасибо, Вам, ребята за работу на уроке! До свидания!

Урок окончен.

Используемая литература:

  1. Учебник О. С. Габриелян «Химия 8 класс», - М.: Дрофа, 2005 г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по химии 8 класс по теме "Простые вещества" по УМК О.С.Габриеляна

Контрольная работа по теме "Простые вещества"- химия 8 класс по УМК О.С.Габриелян. 25 вариантов, 4 задания....

Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»

Открытыйурок  по химии в 8 классе на тему:«Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»...

Урок в 8 классе на тему: "Простые вещества-неметаллы. Аллотропия"

Урок открытия новых знаний и первичного закрепления, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации....

Разработка урока химии 8 класс по теме "Простые и сложные вещества"

Цель: - Сформировать представления о простых и сложных веществах, химическом элементе как совокупности атомов одного элемента. - Развивать монологическую речь, память, мышление, обще учебные умения и ...

Урок в 8 классе по теме «Простые вещества – неметаллы»

Предлагаю разработку урока формирования новых знаний, основанного на самостоятельной работе учащихся в парах с различными источниками информации. В ходе урока использованы элементы технологического по...