Роль внеклассных мероприятий в обучении химии.
статья по химии по теме

Горбатова Ирина Всеволодовна

Наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школе  используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и удовлетворяют их разнообразные познавательные и творческие запросы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №9» г.Чебоксары      Горбатова И.В.

Роль внеклассных мероприятий в обучении химии.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Но как бы ни были хорошо организованы учебные занятия по химии, каким бы удачным ни было их содержание, ограничиться только ими нельзя. Эти занятия ориентированы, прежде всего, на усвоение основного минимума общеобразовательных знаний. А в жизни столько любопытного, химическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, что вместить все это в содержание уроков невозможно.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

Внеклассную работу можно разделить на два основных вида. С одной стороны - постоянно действующие виды работ во внеурочное время - кружки. С другой стороны проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии и т.д.

Внеклассная работа, помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, в возможность  преодоления отставания по химии, развивает у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

При проведении внеклассных мероприятий учителю приходится сталкиваться и с некоторыми трудностями: много времени уходит у преподавателя на обдумывание и составление сценариев мероприятий, на подбор текстов для выставочных материалов, вопросов для проведения викторин, тестов, на просмотр и отбор литературы, рекомендуемой ученикам.

Организуя внеклассную работу, необходимо учитывать дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной деятельности.

При проведении того или иного общего внеурочного дела учителю необходимо учитывать особенности учеников своей школы и выполнить два принципа: добровольное участие школьников в мероприятиях и комфортность. Всегда надо помнить о том, что материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но он ни в коем случае не должен превышать возрастные особенности детей.

Внеклассные мероприятия по возможности нужно проводить на протяжении всего учебного года. Ученики должны знать, что их ждут в любое время в кабинете химии, что им рады, что с ними хотят сотрудничать.

К каждому мероприятию надо готовиться заранее. Процесс подготовки для ребят важен не менее чем участие и проведение общего дела. Если ученики видят, что педагог заинтересован, любит свою работу и зажигает окружающих своим энтузиазмом, то можно быть уверенным в успехе своих начинаний и можно смело рассчитывать на поддержку детей.

Коротко остановлюсь на некоторых мероприятиях, проведенных мною с учащимися МБОУ «СОШ №9». Во-первых: это различные КВН, викторины, игры. Эти мероприятия проводим либо между параллелями, либо в классе среди отдельных команд. Такие мероприятия развивают умения работать в команде, способствуют становлению целостного коллектива школьников как внутри класса, так и среди параллели, учат сотрудничать, ставить вопросы и решать проблемы, слушать других и отвечать за себя.

Различные викторины и игры проводим даже среди учеников 6-7 классов, которые еще не изучают химию. Эти мероприятия имеют для них пропедевтический характер с точки зрения химических знаний. Организовывать и проводить такие мероприятия помогают старшеклассники. На их плечи ложатся роли ведущих и жюри. В большинстве случаев учителя, присутствующие на таких мероприятиях, являются только гостями.

В прошлом учебном году впервые попробовали провести викторину по химии в два этапа: заочный тур и очный тур. Учащиеся, успешно прошедшие заочный тур были приглашены на участие в очном туре. При составлении вопросов викторины особое внимание было уделено на укрепление межпредметных связей. На основе интеграции курса химии со смежными дисциплинами происходит формирование систем обобщений и умений.

Традиционно в нашей школе в начале декабря проходит неделя естественно-математического цикла. Под моим руководством старшеклассники проводят различные мероприятия для учащихся начальных классов. Малышей ждут занимательные опыты, игры. Они с большим интересом познают новое из уст старшеклассников. Для проведения таких мероприятий сами ведущие должны расширить свой кругозор. Решающую роль в формировании химического кругозора принадлежит разнообразной химической литературе, не обходится, конечно, без Интернет-ресурсов.

В активации познавательного интереса и расширении кругозора могут послужить посещение различных выставок и музеев. Например:  в минералогическом музее кроме экскурсии и лекции, охватывающие широкий круг проблем с природой, экологией,  на выбор предлагали просмотр фильмов о  Чувашии, красоте и богатстве природы края и Российской Федерации, а также тематические видеофильмы: «Малые реки Чувашии», «Торф Чувашии», «Нефть», «Алмаз», «Золото», «Профессия – геолог» и др. Мы неоднократно посещали Чувашский национальный музей, «Музей истории трактора», музей ПАО «Химпром», ЧГПУ. Ребята с удовольствием посещают производственные экскурсии. Нам удалось побывать "Чебоксарской макаронно-кондитерской фабрике "Вавилон", ОАО «Букет Чувашии».

Давно забытое старое – выпуск стенгазет. Ребята находили столько интересного материала, что они вместе совещались и обдумывали, как будет выглядеть их газета, какая информация будет там размещена. Хочется упомянуть о фотовыставке «Удивительное рядом». В появлении этой выставки на свет принимали участие все возрастные группы. И это замечательно, так как ребята сплачиваются, становятся дружными, ведь их объединяет общее дело.

День науки и творчества - традиционный праздник в школе. Учащиеся выполняют исследовательские проекты, тематика их различна. «Роль химии в жизни человека», «Химия в моей будущей профессии», «Все о сладком с точки зрения химии», «Мир камней», «Пища – лучшее лекарство», «Пищевые добавки», «Кислоты в нашей жизни», «Чай или кофе», «Свойства спиртов», «Химия и косметика», «Химия в быту», «Мир углерода» и т.д. При выполнении проекта «Нитраты в продуктах питания» исследовали наличие нитратов в овощах и фруктах, используя закон Ома. По результатам опыта пришли к выводу, чем больше сопротивление, тем меньше нитратов. Недозрелые овощи содержат нитратов больше, чем достигшие нормальной уборочной зрелости. Содержание нитратов в овощах может резко увеличиться при неправильном применении азотистых удобрений. Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности. Есть и «накопители» нитратов. К ним относятся зеленые листовые овощи, которые могут накапливать до 200-300 мг нитратов. Меньше всего нитратов содержатся во фруктах, ягодах и бахчевых. При обычном рациональном потреблении овощей суточная доза нитратов практически никогда не превышается. Содержание нитратов в овощах уменьшается при хранении на 30% - 50%, а при кулинарной обработке, особенно при варке, теряется до 40% в свекле, до70% в капусте и  моркови, до 80% в картофеле.

 В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. Простой способ научится ставить проблему самому и научить учащихся видеть ее – ознакомится с любым связным текстом и найти в нем какие-нибудь противоречия. Помочь учащимся найти проблему, можно задавая наводящие вопросы. Так многочисленные рекламы о жевательных резинках натолкнули на мысль, чтобы учащиеся 9 класса начали работать над проблемой вреда и пользы жевательной резинки. Жвачками «Орбит», «Стиморол», «Дирол», «Эклипс», «Хубба-бубба» были проведены эксперименты на содержание красителей, заменителей сахара, действие соляной кислоты на жевательные резинки. Изучая состава жвачек, выясняли свойства некоторых компонентов жевательной резинки, какие красители, ароматизаторы и вкусовые добавки содержатся. Разрешены ли эти вещества для применения в пищевых продуктах? На основе проблемного вопроса «Так ли вредна Кока-Кола, как  об этом напитке пишут и говорят?» был создан проект «Миф или реальность», где изучалась история создания Кока-Колы. Были проведены различные эксперименты с куриным яйцом, с ржавыми гвоздями, в том числе и с молочным зубом,  который под действием этого напитка почернел и раскрошился через полтора месяца.

Большинство исследовательских работ направлено на решения вопросов сохранения здоровья, ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения — одна из наиболее актуальных проблем. Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии, и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации.

После проведения таких работ с учащимися, можно смело сказать, что организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ  работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.

Еще одно грандиозное мероприятие в школе – это день открытых дверей, который проходит в конце апреля. На этот праздник мы чаще всего готовим постановку сказок на химический лад.. Первая наша сказка называлась «Путешествие в Химляндию». Учащиеся 11 класса показали не только свои знания в области химии, полученные за годы обучения, но и проявили артистические способности. Для  гостей «Химляндии» были проведены викторины, занимательные опыты, много было познавательного материала. Семиклассники не просто сидели и смотрели, а окунулись в эту замечательную страну. Они с удовольствием отвечали на вопросы, радовались и сопереживали героям сказки. Мероприятие имел большой успех.

В прошлом году была поставлена сказка «Снежная королева». Бывшие гости «Химляндии» сами дебютировали. Нужно отметить, что в проведении таких мероприятий важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность. Хорошо подобранные опыты позволяют учащимся на практике получить представление о конкретных веществах, убедиться в справедливости законов химии.

При подготовке и проведении мероприятий информационные технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Привлечение компьютера позволяет сделать любое мероприятие привлекательным и по-настоящему современным. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия по химии являются жизненно необходимыми в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеклассной работы в обучении немецкому языку.

Внеклассная работа по немецкому языку дает возможность ученикам использовать немецкий язык как средство общения,показывает широкие возможности его использования,доказывает необходимость его изучения!...

Роль химического эксперимента в обучении химии

Выступление на областном семинаре 2011 года...

Роль межпредметных связей в обучении химии.

Статья о межпредметных связях при изучении химии....

Внеклассное мероприятие к недели химии "Химия и жизнь"

Химия окружает нас повсюду. Что бы мы ни делали, ни держали в руках, что бы мы ни наблюдали вокруг – всюду нас сопровождают разнообразные вещества и превращения этих веществ. Химию называют «индустрие...