МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Теория электролитической диссоциации. Дисциплина: ОУДп.02. Химия
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

  В медицине широко применяются все неорганические вещества, их растворы обладают терапевтическими свойствами и используются для лечения множества заболеваний нашего организма. Они способны поддерживать все процессы жизнедеятельности, вступают в окислительно-васстановительные реакции, 98% реакций в живых клетках организма идёт в растворах.  Для лучшего понимания этих процессов необходимо знать механизм  диссоциации веществ с ионной и ковалентной связью.  Методическая разработка содержит методический, информационный, операционно-познавательный блоки и блок контроля. Все блоки и задания содержат инструкции помогающие  студенту в выполнении заданий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_elektrolit_dis.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 Тема: Теория электролитической диссоциации.

Дисциплина:  ОУДп.02. Химия

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

квалификация выпускника медицинская сестра/медицинский брат

2017

ОДОБРЕНА

на заседании ЦК ЕНД

Протокол № ____ от ___________ 2017

Председатель ЦК ЕНД
_________/ Савченко О.А.

РАССМОТРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Протокол № ____________

от «   » ______________ 201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_________/Г.Г. Галкина/

«___»___________20__ г.

Составители:

Савченко О.А. – преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ ДЗМ «МК№5»

Рецензент:

Козлова О.В.- преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ ДЗМ «МК№5»

Предназначение: 

Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01.Сестринское дело (базовая подготовка) квалификация выпускника медицинская сестра/медицинский брат


Оглавление:

1.Методический блок-----------------------------2стр.

2.Блок контроля исходного

уровня знаний и умений--------------------------6стр.

3.Информационный блок-------------------------10стр.

  •   Ионные реакции.
  •   Схема составления ионных реакции.
  • Условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов.
  • Словарь терминов.

4. Операционно-познавательный блок----------16стр.

  •   Работа над программами «А», «В», «С»;
  •   Инструкция к лабораторной работе по теме:

«Реакции ионного обмена».

5. Блок контроля знаний----------------------------23стр.

  • Составление уравнений;
  • Проблемные задания;

6. Литература--------------------------------------------25стр.

7.Приложение-------------------------------------------26стр.

  •   Эталоны ответов.
  • Таблицы: «Растворимость веществ», «Ряд напряжения металлов», «Индикаторы».


Тема: «Теория электролитической диссоциации.»

Вид занятия: комбинированное

Продолжительность: 90 минут

Цели занятия

После проработки данной темы Вы будете

 Знать:

  • Механизм диссоциации солей;
  • Реакции ионного обмена.

Уметь:

  • Записывать и объяснять химические реакции;
  • Составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде;
  • Проделывать опыты;
  • Анализировать результаты опытов;
  • Применять свои знания  при изучении клинических дисциплин.

Мотивация

  В медицине широко применяются все неорганические вещества, их растворы обладают терапевтическими свойствами и используются для лечения множества заболеваний нашего организма. Они способны поддерживать все процессы жизнедеятельности, вступают в окислительно-васстановительные реакции, 98% реакций в живых клетках организма идёт в растворах.  Для лучшего понимания этих процессов необходимо знать механизм  диссоциации веществ с ионной и ковалентной связью.  

Сегодня на занятии мы повторим основные правила составления ионных реакций. Затем выполним лабораторную работу в ходе, которой научимся проводить химические опыты, подтверждающие наши знания о характере протекания ионных реакции, научимся составлять уравнения ионного обмена.

                                                     

                             

Место проведения занятия- кабинет химии.

Оснащение занятия:

а. Таблица растворимости солей и оснований.

б. Таблица «Изменение окраски индикаторов» в различных средах.

На бригаду из 2 человек.

Лабороторное оборудование:

1. шпатель

2. подставка с пробирками

3. пипетки

4. пробиркодержатели

 5. нагревательные приборы

 Реактивы:

КОН,

H24,

(NН4)2Cr2О7,

HCl,

4OH,

СаО,

Н2О,

CuSО4,

 Fe,

индикаторы

После выполнения заданий пособия Вам будет задано следующее домашнее  задание.

Задание на дом:

1. С помощью каких превращений можно осуществить следующее превращение. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

CaСаОСа(ОН)2 СаSО4

2. Прочитайте §    выполните задание №

Запишите задние в лекционную тетрадь.

Литература:

  1. Чернобельская Г. М., Чертков И. Н. Химия М.: Альянс 2006.

Уважаемые студенты, при работе  с пособием используйте следующие рекомендации:

  1. Сначала вы письменно выполните задание в тестовой форме, для выявления знаний лекционного материала по данной теме (см. стр. 7-8)
  2. После выполнения тестового задания сверьте ваши ответы с эталонами ответов контроля исходного уровня знаний, которые находятся в Приложении. (см. стр. 27) Произведите самооценку и выставьте  себе, исходя из критериев, ту оценку на которую вы ответили.
  3. Если ваш ответ неудовлетворительный, то необходимо проработать информационный блок. Правильные ответы на те вопросы, в которых вы ошиблись, законспектируйте в тетрадь.
  4. Ответь на вопросы фронтального опроса (см. стр.  27)
  5. Теперь переходите к следующему этапу - усвоение материала.
  • Выполните практическую работу, выполни последовательно программы по мере их усложнения А, Б, С. (см. ст. 17-18 )
  • Выполните лабораторную работу под руководством преподавателя, затем проанализируйте результаты. (см. стр.  19-22)
  1. Для закрепления материала выполните  письменно задания, предлагаемые в блоке контроля знаний (см. стр. 24)
  • Выполненные задания сверьте с эталонами ответов, которые находятся в Приложении в разделе «Эталоны ответов к блоку контроля знаний (см. стр. 30-31)
  • Затем осуществите самооценку по критериям оценки в Эталонах ответов.
  1. Сделайте вывод, что нового для себя вы узнали, изучив и отработав материал пособия.
  2. Запишите домашнее задание.

Желаю успеха!

                                               

                                                             

Для успешного освоения данной темой, Вы должны обладать необходимым минимумом знаний. Проверь свои знания. За каждый правильный ответ 1 балл.

Тестовая самопроверка:

Прочитайте внимательно каждый вопрос и выпишите один правильный из всех перечисленных ответов.

1.Выберите название соли:

  1. сложное вещество состоящее из атомов металла и кислотного остатка
  2. сложное вещество состоящее из атомов водорода и кислотного остатка
  3. сложное вещество, состоящее из атомов металла и гидроксогрупп.

2. Выберите тип химической реакции, соответствующий данной реакции:

Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu

  1. реакция соединения
  2. реакция замещения
  3. реакция обмена

 3. Выберите формулу вещества, которое при диссоциации не образует хлорид- ионы:

  1. KCl
  2. KClO3
  3. NH4Cl

 4. Выбрать название кислой соли К2НРО4 

  1. гидрофосфат кали
  2. дигидрофосфат калия
  3. фосфат калия

5. Выберите условия протекания данной реакции до конца HCl +KOH=KCl +Н2O

  1. выпадение осадка
  2. образование газа
  3. образование воды или малодиссоциирующего вещества

6. Выбрать продукты диссоциации фосфорной кислоты на первой ступени диссоциации

  1. НРО4-2
  2. Н2РО4 -
  3. РО4-3 

7. Отметьте формулу сильного электролита в водном растворе:

  1. CH3COOH
  2. NH4OH
  3. K2SO4

8. Выберите продукты взаимодействия KOH+SО2?

  1. К2O2 
  2. К2SO32О
  3. Н2SO32O

 9. Укажите формулу слабого электролита в водном растворе:

  1. NaCl
  2. HNO3
  3. Al(OH)3

10.  Продолжите определение ионная реакция- это:

  1. взаимодействие молекул в растворе
  2. взаимодействие ионов в растворе
  3. взаимодействие атомов

 Проверьте свои ответы по эталонам. Суммируйте полученные баллы. Тщательно проработайте свои ошибки, используя блок информации пособия.

                                     

Приступайте к следующему этапу,  ответьте  устно на вопросы. Проверьте правильность ваших ответов по эталонам ответов в приложении на странице 27.

Вопросы фронтального опроса

  1. Какие типы реакций вы знаете?
  2. По названию типа реакции предположите, в чём сущность реакции обмена.
  3. Дайте определение  понятиям, растворимость, растворы.
  4. В чём отличие электролита и неэлектролита?
  5. В чём сущность электролитической диссоциации?
  6. В чём отличие между понятиями, катион и анион?
  7. По каким признакам можно определить, что реакции прошли?
  8. Между веществами каких классов могу проходить реакции обмена?
  9. В каких случаях реакция ионного обмена может быть записана в виде только молекулярного уравнения?  
  10. Что является количественной характеристикой электролитической диссоциации?

Выполните письменное задание, составьте уравнения диссоциаций:

  • соляной кислоты,                    
  • гидроксида натрия,
  • сульфата натрия.                  

Внимательно прочитайте материалы лекции. Запишите в тетрадь схему составления ионных уравнений.

Материалы лекции по теме:

«Теория электролитической диссоциации.»

В водных растворах электролиты (кислоты, основания, соли) полностью или частично находятся в виде ионов. Следовательно, химические реакции в растворах электролитов – это реакции с участием ионов.

 Ионные реакции – это химические процессы, которые протекают в водном растворе с участием ионов электролитов.

Такие реакции могут протекать как с изменением так и без изменения степени окисления:

3Cu0 + 8 HN +5O3  (разб.) 3Сu +2(NO3)2 + 2N +2O| +4H2O

3Cu0 + 8 H + +2NO3 - 3Сu +2  + 2NO| +4H2O

NaOH + HCl  NaCl + H2O

H+  + OH-  H2O

В последнем случае реакции называются реакциями двойного обмена ( или обменными реакциями)

Реакции обмена - реакции, происходящие между ионами - частицами, у которых все электроны спарены. Это реакции с ионным механизмом. Если ионы связываются в молекулы полярных соединений или в ионные кристаллы, то обратная реакция невозможна. Поэтому многие реакции ионного обмена необратимы, идут до конца.

Реакции в растворах электролитов идут, когда участвующие во взаимодействии ионы полностью или частично уходят из сферы реакции (в виде осадка, газа или слабого электролита). Сумма электрических зарядов левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов правой части.

Такие реакции в общем случае записываются виде трёх уравнений:

  1. молекулярного,
  2. полного ионного,
  3. сокращенного ионного.

При записи ионных уравнений принято придерживаться следующих правил:

  1. не записываются, в виде ионов как в левой, так и в правой частях уравнения формулы слабых электролитов, нерастворимых и малорастворимых в воде веществ, газов, оксидов.
  2. В виде ионов записываются формулы сильных кислот, щелочей, растворимых в воде солей.

Схема составления ионных реакций.

1.Запишем уравнение реакции в молекулярной форме:

             Na2CO3 +2HCl=2NaCl+CО2 +Н2О

2.Перепишем это уравнение, изобразив хорошо диссоциирующие виде ионов:

           2Na + +CO3 - 2 +2H ++2Cl - =2Na + +2Cl - +CO2 +Н2О

 3.Исключим из обоих частей ионного уравнения одинаковые ионы, т.е. ионы, не участвующие в реакции (они подчеркнуты):

                  CO3 - 2+2H+=CO2 +Н2О

Из этих правил вытекает вывод, который может быть формулирован в виде правила Бертолле:

реакции обмена в растворах электролитов протекают в сторону образования осадков (малорастворимых веществ), газов (легколетучих веществ) или слабых электролитов (малодиссоциирующих соединений), т. е. в сторону связывания ионов.

Условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов

(электролиты – кислоты, основания, амфотерные гидроксиды, соли )

  1. Реакция протекает  в водном растворе.

  1. Между реагентами не протекают ОВР.

  1. Реагентами являются:

        +

                                          или

        +

                                              или

        +

        или

        +

  1. Реагенты при обмене ионами образуют ПРОДУКТЫ, среди которых:

                                  

или

                                                         

 

                                                                                или

Словарь терминов:

Анионы - отрицательно заряженные ионы.

Ионы – это частицы, имеющие заряд.

Катионы – положительно заряженные ионы.

Коэффициент растворимости- максимальное число граммов вещества, которое можно растворить в 100г растворителя при данной температуре.

Насыщенный раствор- это такой раствор, который находится в динамическом равновесии с избытком растворённого вещества.

Неэлектролит – вещества, не распадающиеся на ионы в растворах или расплавах и потому не проводящие электрический ток.

Сильные электролиты- практически полностью продиссоциировавшие электролиты, степень диссоциации которых больше 30% и стремится к 100%.

Слабые электролиты – электролиты степень диссоциации,  которых меньше 3%.

Средние Электролиты - электролиты степень диссоциации,  которых колеблется в пределах от 3% до 30%.

Степень электролитической  диссоциации( α )- отношение числа диссоциировавших молекул к  числу растворённых молекул электролита в растворе.

Растворимость- это свойство вещества растворяться в воде или в другом растворителе.

Растворы – однородные (гомогенные) системы, состоящие  из двух и более компонентов составных частей и продуктов их взаимодействия.

Реакции ионного обмена – это реакции между ионами, образовавшимися в результате диссоциации электролитов.

Электролиты- вещества, распадающиеся на ионы в растворах или расплавах электролитов и потому проводящие электрический ток.

Электролитическая диссоциация – процесс распада молекул электролитов на ионы в растворе или расплаве.

                                     

                                 

                                         

                                                                       

Прочитайте внимательно задание и запишите уравнения данных реакций, расставив коэффициенты.

Программа А

  1. Осуществить превращение:

Металл----основной oкcид----------

                                                                     Соль

Неметалл--- кислотный оксид-------

 2. Указать порядковые номера попарно взятых растворов, которые будут вступать во взаимодействие

  1. СuО      Н2SO4
  2. N2O       CO
  3. СuО       Na2O
  4. N2О       СО2
  5. Na2SO4   HCl
  6. К2СO3  H2SO4
  7. КОН       НNОз
  8. Н2О       HCl

Необратимые реакции написать в ионной форме.

Программа В

  1. Осуществить превращение:

Металл----основной oкcид-------гидроксид---

                                                                                         Соль

Немеет. -----кислотный оксид------кислота ----

2. Закончить уравнения необратимых реакций. Написать в ионном виде.

  1. КзРО4 + ZnCl2
  2. KOH + Н34
  3. CuSO4 + KOH
  4. К2CO3 + HCl
  5. KCl + NaNO3

Программа С

1.Решить превращение:

X----X2O-------XOH---

                                                  X2YO3

Y---YO2------H2YO3 ----

2.Выписать порядковые номера приведенных ионов, которые могут одновременно находится в растворе:

  1. Na+        CO3-2
  2. Ba +2     2NO3-
  3. Ва +2      SO4 -2
  4. Ca +2      SO4 -2

д. Ag+          Cl -

е. 2К+          СО3 -2

ж. Al +3        3OH -

Проверьте по эталону ответов правильность выполнения задания.

Тщательно проработайте свои ошибки, используя блок информации модуля. Приступайте к выполнению следующего этапа  работы.

                                                                             


Для лучшего усвоения материала выполните лабораторную работу по теме: «Теория электролитической диссоциации.», предварительно вспомните правила поведения учащихся  в кабинете химии.

«Правила поведения учащихся в кабинете химии»

  1. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кис
    лот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.
  2. Для опыта берите вещества в указанных количествах.
  3. Наливайте и насыпайте реактивы только над столом.
  4. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала тщательно промой
    те большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующими веществами.
  5. В кабинете химии запрещается: пробовать вещества на вкус есть, пить оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими реактивами, делать глубокий вдох, определяя летучее вещество по запаху, сливать или ссыпать оставшиеся вещества в сосуд, из которого они взяты
  6. С растворами работайте по принципу «не разлей»
  7. С твердыми веществами - по принципу «не рассыпь»
  8. Пробирку  с веществами нагревайте в верхней части пламени спиртовки, прогревая сначала всю пробирку, а затем её дно.
  9. При работе со спиртовкой проверьте резервуар спиртовки , поправьте фитиль, затем зажечь.
  10. После нагревания потушите пламя спиртовки колпачком.

Наведите порядок на своем рабочем месте!


Лабораторная работа.

Тема: «Теория электролитической диссоциации.»

Цель работы:

  • экспериментальное закрепление знаний по реакциям ионного обмена;
  • приобретение навыков работы в лаборатории.

Приступая к выполнению лабораторной работы, разберите по пунктам общий алгоритм действия.

Алгоритм действия студента:

1. Проверьте оснащенность своего рабочего места.

2. Прочитайте условия экспериментальной задачи.

3. Заполните графу« название опыта»

4. Подберите реактивы для выполнения опыта.

5. Ознакомьтесь в инструкции с последовательностью действий.

6. Проделайте опыт.

7. Результаты наблюдений во время химической реакции внести в графы: «что делал», «что наблюдал».

8. Сделайте теоретическое обоснование результатов опыта, заполнив графу «уравнение», используя при этом таблицу растворимости.

9. Сделайте и запишите вывод, пользуясь таблицами приложения.

Все результаты проделанных опытов заносятся в таблицу. Разместите её на развороте тетради.

№№

Название опыта

Что делал?

Что наблюдал?

Уравнение реакции

Вывод

Приступайте к выполнению лабораторной  работы, основываясь на инструкцию. Приблизительное время 40 мин.


Инструкция к лабораторной работе по теме:

«Теория электролитической диссоциации.»

Опыт № 1 «Взаимодействие гидроксида калия и серной кислоты»

Берется одна пробирка. В нее налить 5 капель гидроксида калия, добавить 1 каплю фенолфталеина - наблюдение .за изменением окраски индикатора.

После этого в пробирку добавить 5 капель серной кислоты - наблюдение за изменением окраски индикатора.

Задания для самостоятельных выводов:

  1. Написать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде?
  2. Какая характерная реакция наблюдается при взаимодействии кислот и щелочей?
  3. Почему индикатор меняет свой цвет в пробирке ?

Опыт № 2 «Горение дихромат аммония»

На асбестовую сетку поместить небольшую кучку дихромата аммония и с помощью спички поджечь его. Соблюдение техники безопасности при пользовании спичками.

Задания для самостоятельных выводов:

  1. Написать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде?
  2. Какая характерная реакция наблюдается при горении дихромата аммония?
  3. Идет ли реакция до конца?

Опыт № 3 «Взаимодействие соляной кислоты и гидроксида аммония»

Возьмите две стеклянные палочки. Одну опустите в баночки с соляной кислотой, а вторую в  раствор гидроксида аммония. Поднесите палочки друг к другу.

Задания для самостоятельных выводов:

  1. Написать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде?
  2. Какая характерная реакция наблюдается при взаимодействии этих веществ?
  3. Идет ли реакция до конца?

Опыт №4 «Получение гидроксидов»

В пробирку насыпьте с помощью шпателя оксид кальция и добавьте немного воды.

После этого в пробирку добавьте каплю метилоранжа.

Задания для самостоятельных выводов:

  1. Написать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде?
  2. Какая характерная реакция идет при взаимодействии основных оксидов с водой?
  3. Почему индикатор меняет свой цвет в пробирке?

Опыт № 5 «Взаимодействие металла с солью другого металла»

В пробирку поместите немного железа и добавьте сульфата меди. После этого данную смесь нагрейте в нагревателе.

Задания для самостоятельных выводов:

  1. Написать уравнения реакции в молекулярном и ионном виде?
  2. Какая характерная реакция идет в данном случае?
  3. Проанализируйте правило Бекетова при взаимодействии металлов с металлами другой соли.

           

Для закрепления материала выполните, предлагаемые  задания письменно.

1. Составьте молекулярное уравнение соответствующих  представленным ионным уравнениям:

  1. Н+ + ОН- = Н2О;
  2. 3Са2+ + 2РО43- = Са3(РО4)2;
  3.  Ba2++SO42+ = BaSO4↓;
  4. СО32- + 2Н+ = СО2 + Н2О.

2. Могут ли в растворе одновременно находиться следующие пары веществ, ответы мотивируйте:

  1. Гидроксид натрия и пентаоксид фосфора;
  2. гидроксид бария и углекислый газ;
  3. гидроксид калия и гидроксид натрия;
  4. гидросульфат натрия и хлорид бария;
  5. соляная кислота и нитрат алюминия?

  1. Какие два вещества вступили в реакцию,  если в результате образовались приведенные ниже вещества? (Все продукты указаны без коэффициентов.) Составьте уравнения.

  1. Карбонат бария + воды;
  2. карбонат бария + поваренная соль;
  3. карбонат бария + карбонат кальция + вода.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Чернобельская Г. М., Чертков И. Н. Химия М.: Альянс 2006.

Дополнительная:

  1. Пустовалова Л.М., Никанорова И. Е. Общая химия Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  1. Пустовалова Л.М., Никанорова И. Е. Неорганическая химия Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

   

                                                                 

Эталоны ответов

Блок контроля исходного уровня

Тестовая самопроверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

а

а

б

в

а

в

б

10 баллов соответствуют «5». Поздравляю Вас! 9 баллов- «4»неплохо! 8 баллов- «3»- удовлетворительно.

Вопрсы фронтального опроса

  1. Нам известны реакции трёх типов: соединения, разложения, замещения.
  2. Сущность реакции обмена в том, что вещества обмениваются своими составными частями.
  3. Растворимость- это свойство вещества растворяться в воде или в другом растворителе. Растворы - однородные (гомогенные) системы, состоящие  из двух и более компонентов составных частей и продуктов их взаимодействия.
  4. Электролиты - вещества, распадающиеся на ионы в растворах или расплавах электролитов и потому проводящие электрический ток. Неэлектролит – вещества, не распадающиеся на ионы в растворах или расплавах и потому не проводящие электрический ток.
  5. Электролитическая диссоциация – процесс распада молекул электролитов на ионы в растворе или расплаве.
  6. Анионы - отрицательно заряженные ионы. Катионы – положительно заряженные ионы.
  7. Реакции прошли в том случае если, выпал осадок, выделился газ или образовался неэлектролит или электролит более слабый чем реагент.
  8. Реакции обмена могут проходить между: нерастворимыми основаниями и кислотами, нерастворимыми солями и кислотами.
  9. Если вещества вступившие в реакцию и продукты реакции не диссоциируют в растворе.
  1. Количественной характеристикой  является  степень электролитической диссоциации - отношение числа диссоциировавших молекул к  числу растворённых молекул электролита в растворе.

Письменные задания на составление уравнений диссоциации веществ

HCl = H+ + Cl-

NaOH = Na+ + OH-

Na2SO4 = 2Na+ + SO4 2-

Операцинно - познавательный блок

Программа А

1. Ме + О2 → МеО    

   S + O2 → SO2

     MeO + SO2 →MeSO3

  1. а, ё, ж.

Программа Б

  1. Ме + О2 →МеО

МеО + Н2О → МеОН

S + O2 → SO2

SO2 + H2O →H2SO3

MeOH + H2SO3 → MeSO3 + H2O

  1. РО4 + 3Zn → Zn3(PO4)2↓
  2. 3OH + 3H → 3H2O
  3. Cu + OH → Cu (OH)2 ↓
  4. CO3 + 2H → CO2↑ + H2O
  5. Реакция обратима.

Программа С

  1. 4К + О2 → 2К2О

К2О + Н2О → 2КОН

S + O2 → SO2

SO2 + H2O → H2SO3

KOH + H2SO3 → KSO3 + H2O

  1. а,д,ж.

Лабораторная работа : «Теория электролитической диссоциации.»

№№

Название опыта

Что делал?

Что наблюдал?

Уравнение реакции

Вывод

1

2

3

4

5

«Взаимодействие гидроксида калия и серной кислоты»

«Горение дихромата аммония»

«Взаимодействие соляной кислоты и гидроксида аммония»

«Получения гидроксидов»

«Взаимодействие металла с солью другого металла»

Берется одна пробирка. В нее налить 5 капель гидроксида калия, добавить 1 каплю фенолфталеина.

После этого в пробирку добавить 5 капель серной кислоты - наблюдение за изменением окраски индикатора.

На асбестовую сетку поместили дихромат аммония и подожгли его.

Опустили две стеклянные палочки в растворы и потёрли их между собой.

В пробирку поместили оксид кальция и добавили воду, смесь нагрели. Затем добавили метилоранжа.

В пробирку поместили немного железа и добавили сульфата меди. После этого данную смесь нагрели в нагревателе.

Наблюдение за изменением окраски индикатора в малиновый цвет.

После добавления серной кислоты окраска исчезла.

Наблюдали полное сгорание реактива.

Наблюдали образование белого дыма.

При нагревании оксид кальция растворился, метилоранж окрасился в желтый цвет.

Наблюдали обесцвечивание голубого раствора сульфата меди.

KOH +H2SO4 = K2SO4 + H2O

ОН- + Н+ = Н2О

(NH4)2Cr2O7  Cr2O3 + N2↑+ 4H2O

HCl + (NH4)OH  (NH4)Cl + H2O

H + OH  H2O

СаО + Н2О Са(ОН)2

Fe + CuSO4  FeSO4 + Cu

Fe + Cu  Fe + Cu

Это реакция нейтрализации, так как образуется соль и вода, реакция идет до конца, так как образуется неэлектролит.

При горении дихромата аммония наблюдается реакция разложения, которая идет до конца, так как один из продуктов уходит в виде газа.

Это реакция нейтрализации, так как образуется соль и вода, реакция идет до конца, так как образуется неэлектролит.

Это реакция соединения, в результате реакции среда стала щелочной, поэтому индикатор изменил свой цвет.

Это реакция обмена. Металл стоящий в ряду напряжения металлов до водорода, способен вытеснить металл из его соли, стоящий после него.

Критерии оценки:

«5» - показано знание материала, правильный выбор тактики действий (алгоритм)

«4» - правильный выбор тактики действий, обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога.

«3» - неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога

«2» - неправильно выбранная тактика действий.

Блок контроля знаний

  1. HCl + NaOH = NaCl + H2O
  2. 3CaCl + 2NaPO4 = Ca3(PO4)2↓+ 6NaCl
  3. BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2KCl
  4. Na2CO3+2HCL = 2NaCl + CO2 + H2O

  1. NaOH  и P2O5  не могут находиться в одном растворе, так как они взаимодействуют:

         6NaOH + P2O5 = 2Na3PO4 +3H2O;

  1. Ba(OH)2  и CO2   не могут находиться в одном растворе, так как они взаимодействуют:         Ba(OH)2 + CO2 = BaCO3↓ + H2O;
  2. KOH и  NaOH  могут быть в одном растворе так как у них одинаковые анионы, нечем обмениваться;
  3. NaHSO4 и  BaCl2  не могут находиться в одном растворе, так как они взаимодействуют:     NaHSO4 + BaCl2 = BaSO4↓ +NaCl + HCl;
  4. HCl  Al(NO3)3 могут совместно находиться в растворе, так как в результате реакции обмена не образуют слабых электролитов.

  1. Ba(OH)2 + CO2 = BaCO3↓ + H2O
  2. BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl
  3. Ba(OH)2 + Ca(HCO3)2 = BaCO3↓ + CaCO3↓ + 2H2O

Критерии оценки:

«5» - показано знание материала, правильный выбор тактики действий (алгоритм).

«4» - правильный выбор тактики действия,  имеются недочёты.

«3» - неполный ответ, требующий доработки.

«2» - неправильно выбранная тактика действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний по теме «Теория электролитической диссоциации»

Данный урок проводился после изучения темы ТЭД в качестве закрепления темы, а также для подготовки к практической и контрольной работе.Цель: Обобщение, систематизация и совершенствование знаний ...

Раздаточный материал по неорганической химии по теме Теория электролитической диссоциации

Представлены образцы раздаточного материала для проверки усвоения знаний студентов по теме Теория электролитической диссоциации...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Тема: ГИДРОЛИЗ Дисциплина: ОУДп.02. Химия

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме « Гидролиз» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «ОУДп.02. Химия» для ...

Тренажер для самоконтроля по химии 9 класс по теме «Теория электролитической диссоциации»

Тренажер  для самоконтроля по химии 9 класс по теме «Теория электролитической диссоциации»...

Методическая разработка для проведения практического занятия Тема: «Распорядок дня» Дисциплина ОГСЭ.03. Иностранный язык (английский) Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная методическая разработка по теме "Распорядок дня" предназначена для преподавателей средних медицинских учебных заведений....

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...