Свойства металлов.
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Конспект урока по теме "Свойства металлов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_metallov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свойства металлов.

Цели: 1) Сформировать представление об электрохимическом ряду напряжений

                металлов;

           2) Актуализировать и обобщить знания учащихся о химических свойствах

                металлов;

           3) Развивать умения составлять уравнения химических реакций.

Тип урока: Комбинированный.

Дидактические и материальные оснащения: ноутбук, интерактивная доска, мультимедейный проектор.

Содержание и ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений и навыков.

а) Блиц – опрос.

1. Металлы в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева расположены …

2. Более 80% известных химических элементов образуют простые вещества - …

3. На внешнем энергетическом уровне у атомов металлов имеется …

4. У атомов металлов валентные электроны связаны с ядром …

5. Металлы легко отдают …      и являются …

6. В периодах слева направо восстановительная способность атомов металлов …

7. В главных подгруппах сверху вниз восстановительная активность атомов металлов …

8. Металлургия – это …

9. Металлы в природе встречаются …

10. Пирометаллургия – это …

11. Гидрометаллургия – это …

12. Электрометаллургия – это …

б) Проверка выполнения упражнений заданных на дом.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

     Физические свойства металлов.

  1. Агрегатное состояние.

а) Твердое                                                                                    

     б) Жидкое (Hg)

  1. Электропроводность.
  2. Теплопроводность.
  3. Пластичность.
  4. Твердость

а) Твердые (хром)

б) Мягкие (щелочные, щелочноземельные металлы)

  1. Плотность

а) Легкие (если плотность < 5г/см3)

б) Тяжелые (если плотность > 5г/см3)

  1. Температура кипения

а) Легкоплавкие (если, tпл.< 10000С; ртуть, щелочные металлы)

б) Тугоплавкие ( если tпл.> 10000С; вольфрам)

Химические свойства.

    По химической активности металлы расположены в ряд, который называют электрохимическим рядом напряжений.

    На основании этого ряда напряжений можно характеризовать химические свойства металлов:

  • Чем левее в ряду напряжений стоит металл, тем он химически активнее, тем больше восстановительная способность;
  • Каждый металл, не взаимодействующий с водой, начиная с магния, вытесняет  все следующие за ним металлы из растворов их солей;
  • Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, вытесняют его из разбавленных кислот (исключение –HNO3).

       Электрохимический ряд напряжений металлов применим только к реакциям, протекающим в водных растворах при температуре 250С.

  1. Взаимодействие с неметаллами.

При взаимодействии с металлами неметаллы проявляют минимальную степень окисления)

а) Горение

    2Mg + O2 = 2MgO (выделение теплоты и света)

б) Окисление

     2Cu + O2 = 2CuO (выделение теплоты)

в) Взаимодействие с галогенами

    2Fe + 3CI2 = 2FeCI3

г) Взаимодействие с другими неметаллами

   3Ca + N2 = Ca3N2

  Ca + 2C = CaC2

  2Na + H2 = 2NaH (взаимодействуют щелочные, щелочно – земельные металлы)

  1. Взаимодействие с водой

а) активные металлы

    2K + 2H2O = 2KOH + H2

б) металлы средней активности

   3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 2H2

в) пассивные металлы

    Ag + H2O =

  1. Взаимодействие с кислотами

Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода вытесняют водород из растворов кислот.

Zn + 2HCI = ZnCI2 + H2

  1. Взаимодействие с щелочами

С растворами щелочей взаимодействуют металлы, которые в ряду напряжений стоят до водорода, а их оксиды и гидроксиды амфотерны. К таким металлам относятся цинк, алюминий, олово, свинец.

2AI + 2NaOH + 6H2O = 2Na[AI(OH)4] + 3H2

Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, взаимодействуют с расплавами щелочей.

Zn + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2

  1. Взаимодействие с растворами солей

Каждый металл, начиная с магния, вытесняет все следующие за ним в ряду напряжений металлы из раствора их солей. Не вытесняют только щелочные и щелочно – земельные металлы, так как при обычных условиях они реагируют с водой.

 3 Zn(NO3)2 + 2AI = 2AI(NO3)3 + 3Zn

   

IV. Применение знаний, умений и навыков.

      Выполнение лабораторной работы №9.

      Взаимодействие металлов с растворами щелочей.

V. Д/З s 29, упр.1, 2,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Свойства металлов. Металлы в организме человека

Методическая разработка урока  химии в 9 классе в рамках школьного методического дня «Как сделать вопросы и задания инструментом развития мышления учащихся»....

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Металлы и их соединения. Общая характеристика и свойства металлов.

Данный материал будет незаменим как мультимедийное дополнение на уроке химии по теме "Металлы и их соединения" и будет полезен любому учителю, стремящемуся сделать объяснение нового материала максимал...

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов».

Урок по химии в 9 классе. Тема: «Общие химические свойства металлов. Взаимодействие металлов со сложными веществами. Электрохимический ряд напряжений металлов». Цели урока учебные, воспитательные и р...

Получение металлов. Физические свойства металлов.

План - конспект урока с рабочей инструкцией....