Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках химии.
статья по химии на тему

Тиунова Людмила Владимировна

Типы проблемных ситуаций (Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.):

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_sozdaniya_problemnyh_situatsiy_na_urokah_himii.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тиунова Людмила Владимировна.

Учитель химии, МБОУ «Гайнская средняя общеобразовательная школа», п. Гайны, Гайнский район, Пермский край.

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках химии.

Среди различных форм активизации учебного процесса и формирования компетентостных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого – научить ученика мыслить. Проблемные ситуации позволяют учителю, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно и целенаправленно вырабатывать у них внимание к объекту изучения, стремление овладеть предметом, несмотря не имеющиеся трудности.

Мышление начинается с вопроса, требующего разрешения. Для того чтобы ученик начал активно мыслить, перед ним следует поставить познавательную задачу, причём она должна быть осознана, как действительно требующая выяснения. Этот процесс для ученика должен представлять личный интерес. Проблемное обучение как раз и предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учеником познавательных задач, решая которые, он под руководством учителя активно усваивает новые знания. Внутренняя мотивация – залог успеха образовательного процесса.

В теории и практике проблемного обучения рассматривается несколько видов проблемных ситуаций, возникающих на уроке, но в моей практике наиболее результативны следующие ситуации:

Типы проблемных ситуаций (Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.):

1. Ситуация неожиданности при знакомстве с фактами и идеями, вызывающими удивление.

  • Детям известно, что индикаторы изменяют окраску в кислоте и щёлочи. Растворяем карбонат натрия и хлорид алюминия в воде. Капаем несколько капель лакмуса и наблюдаем изменение окраски в карбонате натрия в синий цвет, а в хлориде алюминия в красный цвет. (гидролиз солей)
  • Любые эффектные опыты: горение натрия в воде, взрыв гремучей смеси, «вулкан» и т.д.
  • Д.И. Менделеев был семнадцатым ребёнком в семье.

2. Ситуация конфликта при знакомстве с фактами и выводами, вступающими в противоречие с устоявшимися в науке представлениями.

  • Опираясь на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, ученики относят его к металлам средней активности, следовательно, реагирует с водой, кислотами и т.д. Почему алюминий широко используется в изготовлении бытовой посуды, пищевой фольги? (алюминий покрыт «защитной» оксидной плёнкой)
  • Ядро атома имеет положительный заряд, а электроны заряжены отрицательно. Почему электроны не «падают» на ядро? (двойственная природа электрона: частица и волна)
  • Можно ли при пропускании углекислого газа через известковую воду получить прозрачный раствор?(Да, образование гидрокарбоната)

3. Ситуация несоответствия при знакомстве с фактами, противоречащими     жизненному опыту учащихся.

  • Как известно карбамид является минеральным удобрением. Однако если мы посмотрим состав жевательной резинки, то обнаружим его там. Для чего? (для предотвращения кариеса: нейтрализует кислую среду ротовой полости после приёма пищи)
  • Как известно нитраты являются минеральными удобрениями. Зачем их добавляют в колбасу, паштеты и тушёнку? (для сохранения цвета)
  • Угольную кислоту можно купить в продуктовом магазине. (да, газированная вода)

4. Ситуация неопределенности при знакомстве с проблемным заданием, содержащим недостаточное количество данных для его решения. Расчет на смекалку, сообразительность и интуицию учащихся.

  • К вам неожиданно должны прийти гости. Вы хотите постряпать пирог, а разрыхлитель теста закончился. Как выйти из ситуации и постряпать вкусный пирог? (питьевая сода, или питьевую соду погасить уксусом)
  • Калгон – умягчитель воды – стоит очень дорого. Какими поручными  недорогими средствами можно смягчить воду для стирки? (кальцинированная сода, полифосфаты, входящие в состав стиральных порошков и др.)
  • NaOH →Ca(OH)2 →Al(OH)3 → продолжите ряд. (гидроксиды: H2SiO3 → H3PO4 → и т.д.)

5. Ситуация предположения при возможности выдвинуть собственную версию о причинах, следствиях исторических событий.

  • Почему Д.И.Менделеев в Периодической системе аргон (атомная масса 40) расположил перед калием (атомная масса 39)?
  • При изучении аренов (а именно, бензола),  ученики проводят аналогию с непредельными углеводородами. Однако, бензол не обесцвечивает марганцевую и бромную воду.
  • Вы поехали отдыхать на берег красивого пруда. Во время отдыха заметили, что вода в радиаторе вашей машины закончилась, а вода в пруду жёсткая. Предложите способы «умягчения» воды «в полевых условиях».

6. Ситуация выбора при решении проблемной задачи с несколькими вариантами ответов.

  • С какими веществами будет реагировать соляная кислота? (любые задания с выбором ответа)

           А) AgNO3     Б)CaCO3   В)Cu   Г)NaNO3    Д)NaOH     Е)Fe

  • Даны вещества: этиловый спирт, глюкоза, глицерин и уксусный альдегид. Как, используя только один реактив, различить вещества?
  • Задания на соответствия.

При реализации проблемного обучения учитель строит взаимоотношения с классом так, чтобы учащиеся могли проявлять собственную инициативу, высказывать предположения, пусть даже неправильные, которые впоследствии будут опровергнуты ими самими, или одноклассниками.    

Таким образом, этап создания на уроке проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Обучающийся ставится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания.

Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно остаться в голове ученика, когда забыты законы физики, химии, теоремы геометрии и правила биологии? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"

Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы  технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не ...

Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка

Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....

Шесть приёмов создания проблемных ситуаций на уроках бурятского языка

Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему....

Использование приёмов создания проблемных ситуаций на уроке литературы ( из опыта работы)

Статья посвящена приемам создания проблемных ситуаций на уроке литературы с целью активации читательского восприятия обучающихся...

Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».

Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.

В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....

«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»

Данная статья предназначена  для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...