Главные вкладки

    Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».
    план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

    Викторова Валентина Геннадьевна

    Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_himiya_i_povsednevnaya_zhizn_cheloveka.docx18.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока химии в  11 классе на тему: « Химия в жизни человека».


    Цель: обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека.


    Задачи:
    Образовательные: ознакомить с альтернативными способами поддержания чистоты в доме и научить защитить свое здоровье от вредного воздействия средств ежедневного использования в ванной комнате, на кухне и в аптечке.
    Развивающие: формировать умения в обращении со средствами бытовой химии, лекарственными средствами.
    Воспитательные: воспитывать любовь к предмету.


    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


    Ход урока


    І. Организационный момент.


    Учитель:

                   Добрый день! Ребята, мы уже заканчиваем с вами изучение школьного курса химии. И логическим завершением этого процесса является обсуждение очень актуальной проблемы. Речь сегодня пойдет об опасности средств бытовой химии, обо всем, что нас с вами окружает на кухни, в ванной комнате, в туалете и в аптечке.


    ІІ.  Озвучивание  темы, цели и задач урока.


    Учитель:

                     Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах (класс заранее разделен на 4 команды:

    «Химия на кухне»,

    «Химия в ванной комнате»,

    «Химия в туалете»,

     «Химия в аптечке»).

    Сформируем навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. Мы послушаем сообщения учеников четырех команд, обсудим проблемы, связанные с многоликой химией вокруг нас и научимся защитить свое здоровье путем использования традиционных средств наведения чистоты и порядка в жилом помещении.
               Начинается первый этап нашего урока. Первая команда, слушаем ваше сообщение! (Учащиеся представляют свой взгляд по данному вопросу).


    III.  Обобщение и систематизация понятий.


    Выступление учащегося из команды «Химия на кухне».

    В современном мире продукты питания представляют серьезную опасность для нашего здоровья. В продуктах, которые мы каждый день употребляем, часто обнаруживаются пестициды, тяжелые металлы, остатки синтетических моющих средств, нитраты, нитриты, токсины микроорганизмов, лекарственные средства и многое другое. Наша команда выяснила, что в нашей стране осуществляется контроль пищевых продуктов на содержание всего лишь 14 химических веществ, наиболее опасными из которых - это кадмий, ртуть и свинец. Тяжелый металл кадмий, как недопустимый компонент в пищевых продуктах, больше всего содержится в растительной пище: в картофеле, в зерновых культурах и фруктах. Другой вредный загрязнитель – свинец, попадает в окружающую среду, затем и на наш кухонный стол, в виде продуктов как растительного, так и животного происхождения с этилированным бензином (алкильные соединения свинца - антидетонаторы). Наличие в продуктах питания ртути, кадмия, свинца – подарки развитой индустрии. Наряду с другими тяжелыми металлами, накапливаясь в органах и тканях, особенно в костной ткани, они оказывают на человека и животных токсическое воздействие. В результате реакции с ними белков, входящих в состав различных ферментов живых организмов, блокируются физиологические функции организма. Уже давно доказано онкогенное действие тяжелых металлов, их патологическое воздействие на кровеносную систему, психическое и умственное развитие.

    Выступление учащегося из команды «Химия в ванной комнате»


                  В ванной комнате, во флаконах с кондиционерами, с шампунями и жидким мылом нас тоже ждут неприятные сюрпризы: аллергия, выпадение волос, мигрень. Наша команда, изучив литературу, выяснила, что в наше время каждый третий страдает аллергией, один человек из семи страдает от мигреней или высокого давления, увеличивается число детей с врожденными отклонениями. Примерно на 26% за последние двадцать лет выросла частота заболеваемостью раком. Проведенный нами опрос среди знакомых и родных показал, что все без исключения используют препараты бытовой химии, а 60% из них серьезно не относятся к последствиям этого для здоровья.

    Выступление учащегося из команды «Химия в туалете».


                    На полочке в туалете часто стоит упаковка стирального порошка, пользуясь которым, люди обращаются к дерматологам, к аллергологам, к ЛОР – врачам, с разными жалобами на самочувствие. И не всегда удается вылечить и помочь им. Синтетические моющие средства занимают около 40% от общего объема реализованной через розничную сеть торговли средств бытовой химии. Выпускается огромное количество разнообразных и красивых порошков, паст и жидкостей для хороших, современных и заботливых хозяек. Очень пугает тот факт, что в современном потребительском рынке товаров на каждом шагу могут попадаться качественные фальсификаты. Ведь большинство товаров бытовой химии не подлежит обязательной сертификации соответствия! Мы выяснили, что большинство стиральных порошков, которые продаются в наших магазинах, часто содержит фосфаты. А эти вещества, мало того что наносят непоправимый вред обитателям водоемов, еще и, проходя через десятки фильтров, все равно попадают к нам в водопровод, так как избавиться от них очень дорого и почти невозможно. А еще нас очень удивил тот факт, что стиральные порошки, содержащие фосфаты, в европейских странах были запрещены еще 15 – 20 лет назад, а у нас рынок наводнен этими недорогими, да и дорогими порошками. И, в заключение, мы советуем покупать порошки, в которых нет фосфатов и анионных ПАВ (поверхностно-активных веществ). Пускай это средство будет стоить в несколько раз дороже, но качество окупится здоровьем вам и вашим близким.

    Выступление учащегося из команды «Химия в аптечке».


                        Наша команда будет рассказывать о домашней аптечке. Лекарства тоже представляют реальную опасность для здоровья человека. Лекарство – это любое вещество, которое может быть использовано или для диагностики, или для лечения, ослабления проявления симптомов какого-либо заболевания, или для предотвращения заболеваний. Лекарств сейчас великое множество, и с каждым днем появляются новые, благодаря методам синтетической химической промышленности и биотехнологиям. При изучении инструкций разных препаратов, мы выяснили, что нет ни одного препарата без побочных действий и противопоказаний. Мы уже знаем про лекарственную болезнь, которая неизлечима. Поэтому настоятельно рекомендуем очень серьезно относиться к лекарствам, без назначения врача их не принимать.
    Учитель:  

    Вот мы с вами завершили первый этап нашего урока, узнали много интересного и нового для себя.

    Теперь переходим ко второму этапу, который называется «Бытовая химия в формулах».

    Сейчас первая команда озвучит свой вопрос, все остальные попытаются ответить на него и записать в тетради, а потом проверим у доски. 
    Участники команд представляют свои вопросы (Приложение 1).

    Если другие команды не отвечают на вопросы и не пишут химические реакции, задающая вопрос команда представляет свой ответ.


    Учитель:

    Вот мы справились и со вторым этапом нашего урока. Сейчас у нас физкультминутка (проводится по заранее утвержденной инструкции).


    Учитель:

    В третьем этапе урока, дорогие ребята, я всем вам раздаю карточки ситуационных задач с вариантами ответов (Приложение 3).

    Через 10 минут мы начинаем обсуждение и проверку ваших ответов. Можете воспользоваться таблицами на ваших партах (Приложение 2)


    ІV.  Подведение итогов.


    По числу правильных ответов второго и третьего этапов определяется команда победителя. 

    V. Рефлексия.


                Что нового вы узнали на уроке? Остались ли области, где бытовая химия процветает и вредит человечеству, а мы о них забыли? Как вы оцените свое настроение на уроке? Что вам не понравилась, что вы не поняли? Взяли на заметку, то что:
    1.Оказывается что, несмотря на разные названия моющих и чистящих средств, в них используются одни и те же вещества.
    2. Нужно читать и изучать этикетки. Состав продукта перечисляется по убыванию массы ингредиентов.

    VI. Домашнее задание.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная работа На тему:"Проценты в жизни человека" Фэнни эзлэну эше: "Кеше тормышында процентлар"

    Проценты – одно из математических понятий, которое часто встречается в повседневной жизни. В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: п...

    Презентация к уроку по химии, 8 класс на тему "Путешествие в мир кислот"

    Урок проводится как вводное путешествие по миру кислот....

    Конспект урока по искусству для 8 класса на тему "Символы в жизни и искусстве."

    Конспект урока в соответствии со Способом диалектического обучения...

    Конспект урока за 5 класс: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

    Роль декоративного искусства в жизни человека и общества...

    Классный час на тему: "Семья в жизни человека"

    Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага..Задачи: Воспитывать уважительное отношени...

    Классный час на тему "Юмор в жизни человека"

    Классный час на тему "Юмор в жизни человека"...

    Сценарий урока по обществознанию в 5 классе на тему "Образование в жизни человека"

    Цели урока, планируемые результаты, ход урока в 5 классе по обществознанию "Образование в жизни человека"...