Технологическая карта урока по теме "Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

сидорова анна владимировна

Технологическая карта урока с использованием приемов технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_himiya_9_klass.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Химия

Класс

9 класс

Тема урока

Щелочные металлы

УМК _О.С.Габриелян__класс _9_

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цели

Создать условия для изучения обучающимися щелочных металлов, продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД)  на материале темы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Способствовать формированию знаний о строении и свойствах атомов щелочных металлов,

2.Содействовать формированию  у учащихся логическое мышление и умение обобщать и делать выводы.

1.Организовывать свою учебную деятельность,

2.Участвовать в групповой работе,

3.Анализировать, аргументировать свою точку зрения, доказывая аргументы фактами,

 4.Критично относиться к своему мнению

1 .Познавательный интерес к предмету

3.Самоопределение

Основные понятия, изучаемые на уроке

Щелочь, пероксид металла.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока,

время

УУД

Деятельность

Демонстрационный, лабораторный эксперимент

(или виртуальный).

Моделирование.

Элементы технологий, техники (приемы)

учителя

учащихся

1

Организационный (2 мин)

Личностные: Самоопределение к деятельности, формирование познавательного интереса

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.       А вот правила, по которым мы сегодня будем работать:

  1. Быть внимательным и сообразительным.
  2. Ни оставлять ни одного вопроса без ответа.
  3. На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.

Желаю всем удачи.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку.

2

Актуализация знаний (5 мин)

Познавательные: формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом.

Регулятивные:

 формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные:

 формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Отгадайте о металлах какой группы идёт речь?

Литий

Пурпурным светом в пламени вулканов

Из недр земли выходит он во мгле.

Чтобы затем трудиться неустанно

В крылатых сплавах и в оптическом стекле.

 

Калий

Он – Соликамска уроженец.

И худо будет, если вдруг

Не достает его в растеньях.

Цветам, плодам он лучший друг.

Собьется с ритма сердце наше,

И наживешь себе врага.

Тогда придет на помощь каша.

Орех, укроп и курага.

 

Натрий

Легко он режется ножом,

Как мячик бегает в воде.

Из керосина лезет на рожон.

В природе нет его нигде.

В озерах соль его таит.

А электролиз, как театр,

Преображает в гидроксид

С названьем чудным: едкий натр.

 

Рубидий

Рубидий наш буквально недотрога,

Горит он в воздухе, взрывается в воде.

В земной коре его совсем немного,

Он в минеральных водах и слюде.

Выскажите свои идеи по поводу этих веществ.

  1. Вещества, которые они образуют при взаимодействуют с водой мылкие на ощупь, едкие, окрашивают фенолфталеин  в малиновый цвет, как они называются?
  2. Как называют эти металлы?

  3.Что же объединяет металлы в 1 группу?

4. Какая тема нашего урока?

5. Как вы думаете, что мы сегодня  о них узнаем?

Молодцы, все верно.

Строят предположения, работают с ПСХЭ. Приходят к выводу, что это металлы 1группы А подгруппы (перечисляют их)

.

Щелочи

Щелочные.

На внешнем слое у них один электрон, который они отдают и являются сильнейшими восстановителями.

Ученики предлагают тему урока:

«Щелочные металлы»

Записывают её в тетради

Ученики формируют  цель, задачи,

составляют план по ее изучению, который учитель записывает на доске

Приём

 « Отгадай»

Элементы технологии критического мышления

3.

Усвоение новых знаний (24 мин)

Личностные:

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Познавательные:

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Коммуникативные:

(сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные:

(формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

Учитель демонстрирует опыт, физических свойств щелочных металлов (плотность, блеск, пластичность)

Определяет задания для  работы в группах:

1 группа.

Соединения щелочных металлов.

Изучить материал учебника П.11 с.54-57.

  • Ответьте на вопросы. Встречаются ли щелочные металлы в природе в чистом виде? Почему?
  • Заполните таблицу (см. маршрутный лист).

2 группа.

Химические свойства щелочных металлов - простых веществ.

Изучить материал учебника

П. 11 с.52-54.

  • Составьте кластер «Химические свойства щелочных металлов простых веществ»
  • Приведите уравнения химических реакций отражающих данные свойства. Назовите полученные соединения.

Группа 3.

Химические свойства соединений щелочных металлов.

  • Свойства оксидов щелочных металлов. Записывают уравнения соответствующих реакций.
  • Свойства гидроксидов щелочных металлов. Записывают уравнения соответствующих реакций.

Учащиеся определяют цвет, блеск; мягкость, записывают физические свойства в тетрадь.

.

Самостоятельно работают группах, заполняют маршрутные листы.

Делают выводы: щелочные металлы взаимодействуют с неметаллами (водородом, хлором, серой, кислородом, с водой).

Отвечают на вопрос: почему скорость взаимодействия щелочного металла с водой будет увеличиваться от лития к цезию?

Делают выводы: оксиды щелочных металлов взаимодействуют с водой, кислотами, кислотными оксидами; гидроксиды – с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными оксидами и гидроксидами.

В конце работы учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Демонстрация физических свойств щелочных металлов (плотность, блеск, пластичность)

Демонстрационный эксперимент (взаимодействие лития,  натрия, калия с водой)

Демонстрирует опыт

Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой, с амфотерными гидроксидами.

4.

Закрепление знаний (7мин)

Познавательные:

( анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные:

( формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

Коммуникативные:

(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)

Учитель предлагает выполнить тест на соответствие.  

(задание 4)

Код ответа, (взаимоконтроль в паре )

Без ошибок-5

1-2 ошибки- 4

3-4 ошибки-3

А

Б

В

Г

Д

Е

1

3

2

4

6

5

Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.

5.

Информация о домашнем задании (2 мин)

Личностные самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предлагает несколько вариантов разно уровневого домашнего задания:

1 уровень: ($ 11 ,упр.№1 б)

2 уровень:  мини сочинение о щелочных металлах;

3 уровень:  тест «Продолжи фразу…»

Ученики выбирают задания по уровням

6.

Подведение итогов (2мин)

Регулятивные формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учитель предлагает ученикам оценить, насколько в ходе урока удалось выполнить план, составленный в начале урока.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке

Делают вывод о строении и свойствах атома щелочных металлов, о их физических и химических свойствах;  необходимости умения решать задачи, наблюдать, проводить эксперимент.

7.

Рефлексия (2мин)

Личностные Выполнение корригирующей самооценки, формирование самоуважительного отношения к себе

Учитель предлагает заполнить таблицу (задание 5)  

Спасибо за работу на уроке. Вы замечательно работали. До свидания.

Учащиеся заполняют таблицу «Знал, узнал нового, смог..»

Техника «Квадрата»

Маршрутный лист

Задание№1.ГРУППА 1

Соединения щелочных металлов.

Изучить материал учебника П.11 с.54-57.

  • Ответьте на вопросы. Встречаются ли щелочные металлы в природе в чистом виде? Если да, то почему?
  • Заполните таблицу

Название соединения по номенклатуре и тривиальное, формула

Применение

Заданием №2.ГРУППА 2

Химические свойства щелочных металлов - простых веществ.

Изучить материал учебника П. 11 с.52-54.

  • Составьте кластер (схему) «Химические свойства щелочных металлов простых веществ»
  • Приведите уравнения химических реакций отражающих данные свойства. Назовите полученные соединения.

Задание 3. ГРУППА 3

Химические свойства соединений щелочных металлов.

  • Свойства оксидов щелочных металлов. Записывают уравнения соответствующих реакций.
  • Свойства гидроксидов щелочных металлов. Записывают уравнения соответствующих реакций.

Задание №4. Тест на соответствие. Заполните таблицу.

А. Щелочные металлы являются сильными…..

Б.  Они легко режутся ножом, потому что ……

В. Они взаимодействуют с неметаллами……

Г. При взаимодействии с кислородом натрий образует…..

Д. При взаимодействии с водой образуют……

Е. Натрий и калий получил английский химик…..

1. Восстановителями

2.  Водород, хлор, сера

3.Мягкие

4.Пероксид

5.Г.Деви

6.Щёлочи

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание №5.Рефлексия.Заполните таблицу

Самое сложное было…

Интересное…

Хочу обсудить …

Могу помочь…

Спасибо за работу!

    Список литературы

1. Габриелян О. С. «Химия. 9 класс». Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2007 г.

3. Химия, 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия» 9 кл. / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин и др. – М.: Дрофа, 2007-2010 гг.

   4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.Блик плюс, 2004-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 8 классе. Кислород. Физические и химические свойства

Урок разработан и проведен с ипользованием элементов технологии деятельностного метода обучения....

Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.

Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....

"Металлы. Железо. Строение атома, физические и химические свойства"

На основании положения в периодической системе химических элементов, строения атома железа учащиеся должны составить представление о физических и химических свойствах железа....

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". 8 класс

Технологическая карта урока на тему: "Предмет химии. Вещества и их свойства". С приемами технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока химии по теме: «Простые вещества-металлы»

актуализация имеющихся у учащихся знаний о металлах, их физических свойствах, особенностях и применении...