Здравствуй химия.
рабочая программа по химии (7 класс) на тему

Шевченко, Александра, Викторовна

Внеурочная деятельность учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_kruzhok_v_7_klasse.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа   кружка  по  химии для  учащихся  7  классов

«ЗДРАВСТВУЙ  ХИМИЯ»

Пояснительная  записка

    Довольно позднее  изучение  химии  ( 8 –й  класс )  снижается  интерес к этому предмету, что делает  его сложным   и непонятным для большого  числа учеников. Если ученик  не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Проблему можно решить, если в 7 классе организовать кружок.                                       Чем  раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими личностями. В современных условиях объем знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать учащимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.  Лабораторные и практические  занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся  позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развиваются их творческие способности.                                                                                                                          На занятиях кружка в свободном общении с учителем, в обмене мнениями с одноклассниками в ходе коллективных дискуссий знания учащихся расширяются и углубляются, возникает интерес к творческой исследовательской работе и практическим занятиям по химии. Такая работа создает больше возможностей для формирования межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует формированию научного мировоззрения.

Цели  программы

  • Познакомить школьников с предметом химии, подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе и сформировать устойчивый познавательный интерес к данному предмету.

Задачи  химического  кружка

  • Развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
  • Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества – простое и сложное, чистое вещество и смесь).
  • Формирование умений работать с веществами,  наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту ,демонстрируемые учителем, соблюдать правила техники безопасности
  • Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание  ученикам простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химических реакции (изменение окраски, выпадение  осадка, выделение газа).
  • Формирование  умений   выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.
  • Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений.
  • Создание условий для формирования интереса к естественно – научным знаниям путем использования различных видов деятельности ( рассказ, беседа активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование). Доступность излагаемого материала.
  • Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
  • Развитие творческих задатков и способностей.
  • Обеспечение ситуаций успеха.
  • Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
  • Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Содержание занятий подбиралось следующим  образом:

1. Интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

2. Использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;

3. Акцент на практические виды деятельности;

4. Отказ от обязательных домашних заданий;

5. Обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.

Занятия рассчитаны для проведения раз в неделю, всего 34 занятия за учебный год.

Содержание  программы  кружка  «Здравствуй  Химия».

Введение ( 2 часа).

Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека.  Алхимия – древнейший прообраз химии. «Философский камень» и «эликсир молодости». Алхимисты в России. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до  целенаправленного изучения веществ и процессов.

Тема №1. « Я наблюдаю вещество» ( 5 часов)

Химия -  наука о веществах. Вещества вокруг нас. Способы познания окружающего мира и веществ – наблюдение, опыт, теория. Л.О. « Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и отличие веществ».  П.Р. «Описание физических свойств веществ».  От  большого к меньшему: вещество – молекула – атом. Форма веществ в различных агрегатных состояниях.

Тема №2. Лаборатория юного химика ( 8 часов)

Правила техники безопасности. Химическая лаборатория. Химическая посуда.                    П.Р. « Правила нагревания веществ, выпаривание, кристаллизация, фильтрование». Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей. П.Р. «Очистка поваренной соли от примесей песка, железных  и деревянных опилок».  Явления физические и химические. Химические реакции и их признаки. П.Р. «Признаки химических реакций -  выделение газа и появление запаха, изменение цвета, образование и растворение осадка».

Тема №3. Дом, в котором «живут» химические элементы ( 7 часов )

Знакомство с Периодической системой Д.И.Менделеева. Символы и названия некоторых элементов.  Поиск химических элементов по их порядковому номеру, номеру группы, номеру периода.  Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительные атомные  и молекулярные массы.

Тема №4. Чудесная жидкость – вода ( 4 часа)

Какая она - вода .  Вода в природе.  Круговорот воды в природе.  А только ли жидкость? Агрегатные состояния воды при различных  условиях. Что такое «чистая вода»? Вода, которой мы утоляем жажду. Растворы. Исчезновение растворяемых  веществ. Сладкий, соленый, горький и кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ.  Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни человека. Приготовление растворов. Источники загрязнения воды. Л.Р. «Выпаривание капли воды и обнаружение на стекле белого налета». Л.Р. «Химия в стакане – растворение сахара и поваренной соли в холодной и горячей воде». Л.Р. «Очистка воды фильтрованием и выпариванием».

Тема №5. Давайте  « похимичим» (6 часов)

Практические работы:

«Превращение  воды  в золото», «Фараоновы змеи», «Выращивание кристаллов»,

«Цветная фотография», «Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок, молоко». Мое любимое вещество.

Тематическое планирование

№ п/п

тема

Вид        деятельности

Планируемые результаты.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Введение  ( 2 часа):

Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека.

Алхимия – древнейший прообраз химии. «Философский камень» и «эликсир молодости». Алхимисты в России. Краткие сведения из истории  развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

Тема №1. «Я наблюдаю вещество» (  5 часов):

Химия наука о веществах. Вещества вокруг нас.

Способы познания окружающего мира и веществ – наблюдение, опыт, теория.

 «Описание физических  свойств – сахара, поваренной соли, кофейного порошка».

От большого к меньшему : вещество – молекула – атом.

Форма веществ в различных агрегатных состояниях.

Тема №2. Лаборатория юного химика ( 8 часов):

Правила техники безопасности.

Химическая лаборатория. Химическая посуда.

 «Правила нагревания веществ, выпаривание, кристаллизация, фильтрование».

 Смеси и чистые вещества. Способы разделения смесей.

 « Очистка поваренной соли от примесей песка, железных и деревянных опилок».

Явления физические и химические. Признаки химических реакций.

 « Признак химической реакции – выделение газа и появление запаха».

«Признак химической реакции – изменение цвета».

«Признак химической реакции – растворение и образование осадка».

Тема №3 «Дом, в котором «живут» химические элементы»

 ( 7 часов):

Знакомство с Периодической системой Д.И.Менделеева.

Символы и названия некоторых элементов.

«Где эта улица? Где этот  дом?»

Химические формулы.

Простые и сложные вещества.

Определение относительной атомной массы.

Определение относительной молекулярной массы вещества.

Тема №4  «Чудесная жидкость – вода  ( 4 часа):

Какая она – вода? Вода в природе. Круговорот воды в природе. А только ли жидкость?

Агрегатные состояния воды при различных условиях.

Что такое чистая вода? Вода, которой мы  утоляем жажду.

Растворы. Исчезновение растворяемых веществ.  Сладкий, соленый, горький и кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов.

 Растворы в жизни человека.

Источники загрязнения воды.

Тема № 5 «Давай «похимичим» (6 часов)

«Превращение воды в золото».

«Цветная фотография»

«Фараоновы змеи»

«Выращивание кристаллов».

«Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок  и молоко».

Итоговый урок «Мой любимое вещество».

Беседа. Просмотр фильма «Химия вокруг нас»

Презентация «История развития химической науки».

Беседа о веществах, их отличиях друг от друга, свойствах веществ.

Л.О №1 «Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. В чем сходство и в чем различие».

Практическая  работа.

Презентация «Из чего сшиты вещества». Модели молекул  углерода, воды, углекислого газа и др. веществ.

Игра  «Агрегатные  состояния».

Ознакомление с лабораторным оборудованием кабинета химии.

Филворд «Химическая посуда и оборудование».

Практическая  работа.

Л.О. « Разделение однородных и неоднородных смесей».

Практическая работа.

Презентация «Явления физические и химические».

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая  работа.

Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева из интернета.

Работа с Периодической системой.

Игра.

Составление формул веществ.

Игра «Узнай меня!»

Работа с П.С.

Л.Р. «Вычисление относительной молекулярных масс воды, питьевой соды, кислорода, углекислого газа и т.д.».

Сообщения и презентации о воде.

Л.Р. «Выпаривание капли воды и обнаружение на стекле белого налета».

Работа с литературой и материалами интернета. Л.Р. «Химия в стакане – растворение  сахара и соли в горячей и холодной воде».

Л.Р. «Очистка воды фильтрованием и выпариванием»

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа

Практическая работа

Химическое творчество.

Понимать место химии в повседневной жизни и природе.

Иметь представление о развитии химии.

Различать понятия «вещество» и «тело».

Сравнивать, наблюдать, констатировать факты.

Работать с лабораторным оборудованием, соблюдать  Т.Б., сравнивать.

Развивать кругозор учащихся и интерес к предмету.

Объяснять расположение частиц в газах, жидкостях и твердых веществах.

Знать Т.Б., химическую посуду и ее назначение.

 Проводить нагревание, выпаривание, кристаллизацию, фильтрование.

Учиться анализировать, ставить проблему и находить пути решения.

Умение  очищать соль от примесей.

Умение  отличать явления физические от  химических.

Работать с лабораторным оборудованием. Наблюдать, делать выводы, соблюдать Т.Б.

Закрепление умений работы со спиртовкой, умение проводить нагревание.

Наблюдать, делать выводы.

Расширение кругозора учащихся, умение находить нужный материал в разных источниках информации.

Умение разговаривать на «химическом языке».

Умение ориентироваться в П.С.

Умение читать химические формулы.

Развитие интереса к науке – химия.

Умение записывать символ хим.элемента и определять его атомную массу.

Проводить математические расчеты по П.С.

Работа с литературой и интернет – ресурсами.

Проводить наблюдения, делать выводы.

Отрабатывать навыки  работы  с литературой и интернетом. Умение делать выводы по  результатам проведенного эксперимента».

Работа с литературой и интернет –ресурсами.

Умение работать с химическими реактивами.

Развитие познавательного интереса к науке – химия.

Уметь ставить эксперимент, наблюдать .

Уметь организовать свою деятельность.

Расширение кругозора учащихся,

умение проводить эксперименты.

 Отработка навыков самостоятельной работы.

 

Требования к учащимся

Учащиеся должны знать:

  • что изучает химия;
  • свойства веществ, их состав;
  • историю развития химии;
  • химические элементы, символику;
  • основные этапы деятельности Д.И.Менделеева;
  • признаки химических реакций;
  • круговорот веществ  в  природе.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать простое вещество от  сложного, вещество от смеси;
  • отличать физические явления от  химических;
  • работать с химическим оборудованием;
  • планировать и проводить эксперименты;
  • описывать явления;
  • работать с Периодической системой.

Ожидаемые результаты:

В результате посещения кружка учащиеся повысят свой уровень теоретической и практической подготовки, научатся выполнять несложные  химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью. Способы определения результативности: самооценка  воспитанника, активность обучающихся на занятиях, участие в олимпиадах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй , здравствуй , Камелик!

Презентация по краеведению...

Занятие "Здравствуй, здравствуй, новый год!"

Даная разрабоа поможет воспитателям детского дома и классным куководителям весело встретить овый год! Предназначенна для воспитанников 14-15 лет....

«Да здравствуют музы, да здравствует разум»

Беседа для обучающихся ДМШ, к 180-летию со дня рождения А.П.Бородина...

Здравствуй химия

Программа кружка...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ, МИР! ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» ( программа деятельности Клуба международной дружбы)

Программа "Здравствуй, Мир! Здравствуй, Друг!" является образовательной программой детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Абакана Р...

Сценарий новогоднего праздника для начальной школы «Здравствуй, здравствуй НОВЫЙ ГОД»

Мама купила мне нынче игрушки:Шарики, бусы, зверей и хлопушки,Ёлку свою я красиво украшу,К себе приглашу я Вику и Машу,Много - премного гостей приглашу,С ними у ёлки я попляшу.А кто же мне ёлку украси...