Степени окисления химических элементов. Химия 8 класс
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему

Носик Светлана Васильевна

Целью данного урока является формирование понятия о степени окисления; отработка навыков нахождения со по формуле вещества и составлению формул бинарных соединений.

 По типу этот урок-урок усвоения новых знаний, он включал в себя 7этапов: организационный; постановка целей и задач, актуализация знаний; первичное усвоение новых знаний; первичная проверка понимания; первичное закрепление; информация о дз; рефлексия.

Чтобы решить цель урока, я подобрала  примеры, вопросы, задание, соответствующие возрасту и способностям учащихся. Задания были разноплановыми(вычисления по молекулярным и структурным формулам)

Такие задания помогут при определении СО в органических веществах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определите, пожалуйста, тип химической связи в веществах и вспомните механизм образования связи. NaCl , Н 2, HCl

Слайд 2

NaCl , Н 2, HCl ИС КНС КПС

Слайд 3

Na 0 +11 2е,8е,1е Cl 0 +17 2 e ,8 e ,7 e Na 0 + Cl 0 → Na + + Cl - → Na + Cl - Ионная связь

Слайд 4

Н + Н  Н Н Может ли быть смещена общая пара к какому-либо из атомов водорода? Ковалентная неполярная связь

Слайд 5

За счет чего дополняется внешний уровень атомов у ковалентных соединений? К какому атому смещена электронная пара? Почему? Какие заряды приобрели бы атомы хлора и водорода, если бы электрон совсем «перешел» от водорода к хлору?

Слайд 6

Сравним соединения NaCl , Н 2, HCl У каких соединений будут наблюдаться заряды?

Слайд 7

Степени окисления химических элементов Учитель химии ГБОУ СОШ№546 Светлана Васильевна Носик

Слайд 8

Цель урока на основе знаний об электронном строении атомов химических элементов и химической связи сформировать знания о степени окисления и умения определять степень окисления химических элементов по формулам бинарных соединений

Слайд 9

С.О . - условный заряд атома в химическом соединении, вычисленный из предположения, что все связи ионные Степень окисления может быть: «+», 0, «-» СО записывают иначе, чем заряды ионов (знак ставят перед числом) Н-р: (Р +5 2 О -2 5 )

Слайд 10

Определить с.о . в соединениях: CaH 2; N 2 O 5 ; O 2 F 2 ??????????

Слайд 11

Задание 1. Используя ПС или ряд ЭО на последнем форзаце учебника, обозначьте на валентном штрихе направление смещения электронной плотности. Рассчитайте С.О.! Н–О–О–Н, Н–О -Н, Н– Н, Н– F Найдите сумму степеней окисления в соединении

Слайд 12

Н О–О Н, Н О Н, Н– Н, Н F +1 -1 ∑ (сумма) с.о .=0 Какие из представленных веществ вам известны? Что Вы знаете об этих веществах(веществе )? +1 +1 +1 +1 -1 -1 0 0 -2

Слайд 13

ВОДА

Слайд 14

Перекись водорода

Слайд 15

Правила определения степеней окисления 1. В простом веществе степень окисления атомов равна - 0. 2 . Сумма степеней окисления атомов в нейтральном соединении равна 0. 3 . В бинарном соединении С.О. более электроотрицательного атома - (+/-) укажите верное. менее электроотрицательного + (+/-) укажите верное. 4 . Cтепени окисления атомов некоторых элементов в соединениях: а) фтора (F) –1; б) металлов Iа группы ( Li , Na , K, Rb , Cs ) +1, металлов IIа группы ( Be , Mg , Ca , Sr , Ba ) +2, алюминия ( Al ) +3 ; в) водорода (Н) в соединениях с металлами -1 , в остальных соединениях +1 ; г) кислорода (О) во фториде OF 2 +2 , в пероксиде O 2 F 2 - +1 , в остальных пероксидах (содержат группу –О–О–) –1 , в остальных соединениях -2 У остальных неМЕ СО (как правило) - переменная. - max СО =№ группы - min СО=№ группы -8 -между ними такая же четная или нечетная как № группы (иск. фтор, кислород, азот).

Слайд 16

Задание 2 Определите возможные С.О. хлора

Слайд 17

-1 0 +3 +5 +7 CL +1

Слайд 18

Вернемся к нашему заданию Используя алгоритм определения СО и математические знания определите СО химических элементов в соединениях: CaH 2 ; N 2 O 5 ; O 2 F 2

Слайд 19

Проверяем!

Слайд 20

Задание №4. Определи степени окисления атомов элементов, входящих в состав первых трех веществ: AlCl 3 , H 2 Se, SiF 4 , AlN , LiH,SF 6 , NH 3 , NF 3 ,

Слайд 21

Благодарю за работу



Предварительный просмотр:

Предмет

Химия, 8 класс

Тема урока

Степени окисления химических элементов

Цель урока

на основе знаний об  электронном строении атомов химических элементов и  химической связи сформировать знания о степени окисления и умения определять степень окисления химических элементов  по формулам бинарных соединений

Задачи урока

обучающие:

- расширение и дальнейшее развитие знаний о химических элементах и веществах,

- формирование понятия степени окисления элементов и её значения для составления   химической формулы вещества;

развивающие:

- развитие познавательного интереса учащихся,

- развитие логического мышления (сравнение, обобщение, формулировка  самостоятельных суждений и выводов),

- развитие  личностных качеств (тренировка памяти, стимуляция познавательного интереса,  развитие умений решать поставленные задачи, развитие  самостоятельности),

- развитие навыков в применении знаний,

- развитие умения устанавливать метапредметные связи;

воспитательные:

- формирование чувства толерантности, умения работать в группе малого состава,

- воспитание химической грамотности  и культуры  химической речи

- умение обосновывать ответ

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Технология (элементы)

технология проблемного обучения; интегрированное обучение; информационно-коммуникативные технологии

Методические приемы

частично-поисковый, «Синквейн», метод проблемных ситуаций, метод подводящего полилога

Организация учебного пространства

компьютер учителя, проектор, учебник «Химия - 8», автор: О.С. Габриелян, алгоритмы определения с.о., задания для самостоятельной работы 

Информационные средства

презентация по теме урока в формате программы PowerPoint

Технологические

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Приемы и методы

Информационные средства

1 этап

Организационный

2 этап

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения.

3 этап

Первичное усвоение новых знаний

4 этап

Первичная проверка понимания

5 этап

Первичное закрепление.

6 этап

Информация о домашнем задании.

7 этап

Рефлексия

Приветствие. Представление.

Направлен на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

На слайде: NaCl, HCl, Н2

Определите, пожалуйста, тип химической связи в веществах и вспомните механизм образования связи.

ИС: Na0 +  Cl0 → Na+ +  Cl- → Na+Cl-

Есть заряды!

КНС: Н* +*Н → Н**Н

Может ли быть смещена общая пара к какому-либо из атомов водорода?

КПС: Н* +*Cl: → H**Cl

За счет чего дополняется внешний уровень атомов у ковалентных соединений?

К какому атому смещена электронная пара?

Почему? (см. ПС или шкалу ЭО)

Что такое ЭО?

Какие заряды приобрели бы атомы хлора и водорода, если бы электрон совсем «перешел» от водорода к хлору?

Сравним соединения: NaCl, HCl, Н2

У каких соединений будут наблюдаться заряды?

У HCl-частичные!

Чтобы определить, насколько в этом случае смещена электронная пара в сторону более эо-го элемента и чему равен частичный заряд-ɗ, химикам приходится всякий раз обращаться к справочникам. Неудобно… И химики всех стран договорились рассчитывать заряды атомов химических элементов в соединениях с КПС, как и в ионных.

Т.е., заряды будут не частичными, а полными!

Эти условные заряды и были названы со

См. определение в опорном конспекте.

Т.о. тема нашего урока…?

Степень окисления может быть: +,0,-

СО записывают иначе, чем заряды ионов (знак ставят перед числом)

Н-р: (Р+52О-25).

А теперь прошу Вас определить со в соед-х: CaH2; N2O5; O2F2

Что нам необходимо?

Мне бы хотелось, чтобы эти правила, мы сформулировали вместе!

Н–О–О–Н,   Н–О– Н, Н– Н, Н–F

Используя ПС или ряд ЭО на последнем форзаце учебника, обозначьте на валентном штрихе направление смещения электронной плотности. Рассчитайте СО!

Найдите сумму степеней окисления в соединении. Чему она равна?

Напишите, проверьте с соседом по парте, обсудите,  придите к общему решению.

Какие из представленных веществ вам известны? Что Вы знаете об этих веществах(вещ-ве)?

Дополняю их рассказ или задаю наводящие вопросы. Рассказываю о применении перекиси водорода. МОЛОДЦЫ!

Правила определения СО (см. конспект).

Заполняем пропуски

Правила определения степеней окисления

1. В простом веществе степень окисления атомов равна ________.

2. Сумма степеней окисления в нейтральном соединении равна _____,

3. В бинарном соединении степень окисления более электроотрицательного атома_____(+/-)

менее электроотрицательного _______(+/-)

4. Степени окисления атомов некоторых элементов в соединениях:

а) фтора (F) –1;

б) металлов Iа группы (Li, Na, K, Rb, Cs) +1, металлов IIа группы (Be, Mg, Ca, Sr, Ba) +2, алюминия (Al) +3;

в) водорода (Н) в соединениях с металлами __, в остальных соединениях____;

г) кислорода (О) во фториде OF2 ____,

в пероксиде O2F2_____ ,

 в остальных пероксидах (содержат группу –О–О–) –1,

в остальных соединениях _____.

5. У остальных неМЕ СО (как правило)-переменная.

-maxСО =№ группы

-minСО=№ группы -8

-между ними такая же четная или нечетная как № группы(иск. Фтор,кислород,азот).

Определите возможные СО для хлора!

Рисунок числового отрезка с возможными СО

Вернемся к нашему заданию(CaH2; N2O5; O2F2 )!

Определение СО происходит с использованием математических действий. Знания математики помогут вам быстро определять с.о., а упражнения по химии позволять закрепить математические умения.

Используя алгоритм определения СО и математические знания определите СО химических элементов в соединениях: CaH2; N2O5; O2F2

Задание №3

Алгоритм определения степеней окисления по формуле:

1.        Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. (Р2О-25); постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);

2.        Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);

3.        Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);

4.        Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р+52О-25).

ПРОВЕРЯЕМ! Похвалить!

Задание№4. Определи степени окисления атомов элементов, входящих в состав первых трех веществ:

 AlCl3, H2Se, SiF4, AlN, LiH, SF6, NH3, NF3, N2H4,  P4O10, I2O5, Ca2Si;

Остальное самостоятельно-ДЗ!

ДЗ на листках (составить синквейн по правилам, определить СО, задания можно выбрать!)

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новым понятием_____________;

-СО-это…?

-научились определять СО в бинарных соединениях.

На следующих уроках вы продолжите изучение данной темы, а затем будете успешно применять, полученные знания при составлении ОВР.

Я благодарю Вас за работу. Мне очень важно знать Ваше мнение об уроке. Я прошу Вас выразить свою степень отношения (СО) к уроку, используя стикеры.

Выходя из кабинета, наклейте их, пожалуйста, в соответствующей области:

«+»-положительное

0-нейтральное

«-«-не совсем понравилось

Спасибо! Урок закончен! Хорошего дня!

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы.

Отвечают-ИС; КПС;КНС

Пробуют ответить:

-нет!

За счет объединения электронов.

К атому хлора.

Более эо

Эо-это…

«+» и «-«

У хлорида натрия и хлороводорода

Степени окисления химических элементов

Возникают сложности!

Правила определения

Выполняют задание в опорном конспекте, обсуждают ответы.

0!

Вода. Рассказывают, что знают… (Может быть перекись)

Вписывают ответы

Называют возможные СО

Определяют СО

Работа по алгоритму

СО

Отвечают определение

Постановка проблемы

проблема

Проблема

Работа в группах

Метод подводящего полилога

Синквейн

Задание с выбором

Слайд

Слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

Слайд

Слайд



Предварительный просмотр:

С.О.

С.О. атома- условный заряд атома  в химическом соединении, вычисленный из предположения, что все связи ионные.

Задание 1.

Используя ПС или ряд ЭО на последнем форзаце учебника, обозначьте на валентном штрихе направление смещения электронной плотности. Рассчитайте СО!

Н–О–О–Н,       Н–О -Н,       Н– Н,      Н–F

 Найдите сумму степеней окисления в соединении.

Правила определения степеней окисления

1. В простом веществе степень окисления атомов равна ________.

2. Сумма степеней окисления атомов в нейтральном соединении равна _____.

3. В бинарном соединении С.О. более электроотрицательного атома_____(+/-) укажите верное.

менее электроотрицательного _______(+/-) укажите верное.

4. Cтепени окисления атомов некоторых элементов в соединениях:  

а) фтора (F) –1;

б) металлов Iа группы (Li, Na, K, Rb, Cs) +1, металлов IIа группы (Be, Mg, Ca, Sr, Ba) +2, алюминия (Al) +3;

в) водорода (Н) в соединениях с металлами __, в остальных соединениях____;

г) кислорода (О) во фториде OF2 ____,

в пероксиде O2F2___ ,в остальных пероксидах (содержат группу –О–О–) –1,

в остальных соединениях _____.

  У остальных неМЕ СО (как правило) - переменная.

-maxСО =№ группы

-minСО=№ группы -8

-между ними такая же четная или нечетная как № группы (иск. фтор, кислород, азот).

Задание 2. Определите возможные С.О. для хлора!

Задание 3. Используя алгоритм определения СО и математические знания определите СО

 химических элементов в соединениях: Ca H2;             N2 O5;         O2 F2.

Алгоритм определения степеней окисления по формуле:

1.Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);      (Р2О-25);

2.Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);

3.Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);

4.Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р+52О-25).

Задание 4. Определи степени окисления атомов элементов, входящих в состав первых трех веществ:

 AlCl3,  H2Se,  SiF4,  AlN,  LiH,  SF6,  NH3,  NF3,  N2H4,  P4O10,  I2O5,  Ca2Si.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание № 1

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку:

CaO    H2S    SO2   Cu2O    NaCl

2. В клетках таблицы вместо точек запиши формулы бинарных соединений АхВy, состоящих из атомов элементов в указанных с. о.

Элемент А

+1
Na

+2
Ba

+3
Al

+5
P

+3
P

+4
C

Элемент В

–2
O

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Cl

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–2
S

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Br

………….

………….

………….

………….

………….

………….

 3. Существует вещество, формула которого -H2SO4.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления к 0.

4.Творческое задание. 

Составить синквейн к уроку по теме «Степени окисления»

Правила составления синквейна (пятистишие)

  •         1 строка- имя существительное (тема)
  •         2 строка - два прилагательных (раскрывающих тему) 
  •         3 строка - три глагола (описывающих действие)
  •         4 строка - фраза или предложение (высказывающая свое отношение к теме)
  •         5 строка- синоним (слово-резюме)

Домашнее задание № 2

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

ZnO    K2S    SO3   Cu O    KCl

2. В клетках таблицы вместо точек запиши формулы бинарных соединений АхВy, состоящих из атомов элементов в указанных с. о.

Элемент А

+1
Na

+2
Ba

+3
Al

+5
P

+3
P

+4
C

Элемент В

–2
O

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Cl

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–2
S

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Br

………….

………….

………….

………….

………….

………….

3. Существует вещество, формула которого -H N O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе: Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

4.Творческое задание. 

Составить синквейн к уроку по теме «Степени окисления»

Правила составления синквейна (пятистишие)

  •         1 строка - имя существительное (тема)
  •         2 строка - два прилагательных (раскрывающих тему) 
  •         3 строка - три глагола (описывающих действие)
  •         4 строка - фраза или предложение (высказывающая свое отношение к теме)
  •         5 строка - синоним (слово-резюме)

Домашнее задание № 3

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

CaO    Na2S    SO2   P2O5    FeCl3

2. В клетках таблицы вместо точек запиши формулы бинарных соединений АхВy, состоящих из атомов элементов в указанных с. о.

Элемент А

+1
Na

+2
Ba

+3
Al

+5
P

+3
P

+4
C

Элемент В

–2
O

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Cl

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–2
S

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Br

………….

………….

………….

………….

………….

………….

3. Существует вещество, формула которого -H2 S O3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с  одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

4.Творческое задание. 

Составить синквейн к уроку по теме «Степени окисления»

Правила составления синквейна (пятистишие)

  •         1 строка - имя существительное (тема)
  •         2 строка - два прилагательных (раскрывающих тему) 
  •         3 строка - три глагола (описывающих действие)
  •         4 строка - фраза или предложение (высказывающая свое отношение к теме)
  •         5 строка - синоним (слово-резюме)

Домашнее задание № 4

1. Расставьте степени окисления элементов в каждом веществе и сделайте проверку – правильно вы сделали или нет.

ZnO    CH4     SO2    Cu O    KCL

2. В клетках таблицы вместо точек запиши формулы бинарных соединений АхВy, состоящих из атомов элементов в указанных с. о.

Элемент А

+1
Na

+2
Ba

+3
Al

+5
P

+3
P

+4
C

Элемент В

–2
O

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Cl

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–2
S

………….

………….

………….

………….

………….

………….

–1
Br

………….

………….

………….

………….

………….

………….

3. Существует вещество, формула которого -NaNO3.

Задание.

Найдите степени окисления всех элементов в сложном веществе. Неизвестную степень окисления элемента возьмите за Х.

Составьте уравнение с одним неизвестным, приравняв сумму степеней окисления  к 0.

   

4.Творческое задание. 

Составить синквейн к уроку по теме «Степени окисления»

Правила составления синквейна (пятистишие)

  •         1 строка - имя существительное (тема)
  •         2 строка - два прилагательных (раскрывающих тему) 
  •         3 строка - три глагола (описывающих действие)
  •         4 строка - фраза или предложение (высказывающая свое отношение к теме)
  •         5 строка - синоним (слово-резюме)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" химия 8 класс

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов"химия 8 класс. В уроке даны материалы по всем классам неорганическиз соединений(оксиды, кислоты, основания, соли). В конспекте присутствуют тес...

Урок химии "Понятие "степень окисления"в органической химии"

Урок для 10 и 11 класса. Цель:  научить определятьстепень окисления в органических соединениях. На уроке отрабатываются умения определять степени окисления атомов химических элементов по формулам...

ВСЕ степени окисления химических элементов

таблица "ВСЕ степени окисления химических элементов" - своеобразная шпаргалка про написании уравнений окислительно-восстановительных реакций, которая поможет не только учащимся но и учителям химии....

правила определения степени окисления химических элементов

Знания и умения определять степень окисления элементов в молекулах позволяют решать очень сложные уравнения реакций и соответственно правильно рассчитывать количества отбираемых веществ для реакций, о...

Степень окисления химических элементов

quot;Степень окисления химических элемкнтов" одновременно и простая и сложная тема 8 класса. От усвоения этой темы зависит дальнейшее успешное изучение химии в 9 классе...

Технологическая карта по химии к уроку "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов" 8 класс Рудзитис, Фельдман...