Рабочая программа по химии 8-9 классы ФГОС
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Вишнякова Татьяна Викторовна

Данная программа составлена на основе требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_fgos_8-9_klassy_2017-2018_g.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

0Рассмотрено.

на заседании ШМО

______________ / Белова Н.Н.

Протокол №1 от 29.08.2017г.

Согласовано.

Зам. директора по УВР

____________ / Курбатова О.Н.

29.08.2017 г.

Утверждено.

Директор МАОУ ООШ с. Малое Перекопное

____________/ Потапова М.И.

Приказ № 80 от 30.08.2017г.

Рабочая программа

по химии

8-9 классы

(Составлена на основе требований ФГОС ООО)

Составитель: Вишнякова Т.В., учитель химии

Рассмотрено на заседании

педагогического совета.

Протокол № 1 от 30.08.2017 г.

                           

                                       2017 – 2022 учебный год

                             

Пояснительная записка

I. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по химии для 8 -9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение)
  3. Примерная программа основного общего образования по химии  8 -9 классы
  4. Программа основного общего образования по химии в 8 классе. Автор О.С. Габриелян.
  5. Основная образовательная программа МАОУ ООШ с. Малое Перекопное.
  • Учебный план МАОУ ООШ с. Малое Перекопное  для 8 – 9  классов в соответствии с ФГОС основного общего образования,  утверждённого педсоветом, протокол № 7 от 24.06.2016 года.
  1. утверждённый педсоветом, протокол  № 7 от 24.06.2016 г.;
  2. Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, дисциплине МАОУ ООШ с. Малое Перекопное, утверждённое  педсоветом, протокол  № 1 от 29.08.2016 г.

Предмет «Химия » изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета.  На изучении биологии в 8- 9 классах отводиться 136 часов (по 2 часа в неделю в каждом классе).

 Учебно – методический комплекс

8 КЛАСС

1. О.С. Габриелян «Химия»  8кл.  Учебник. М.; Дрофа  «Вертикаль» ФГОС

2. О.С. Габриелян «Химия» 8кл. Рабочая тетрадь для учащихся М.; Дрофа

3. О.С.Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»  – М.: Дрофа

9класс

 1. О.С. Габриелян «Химия»  9кл.  Учебник. М.; Дрофа

 2.О.С. Габриелян «Химия» 9кл. Рабочая тетрадь для учащихся М.; Дрофа

3. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»  – М.: Дрофа

          Формы организации уроков:

- урок «открытия» нового знания

- урок общеметодической направленности

- урок рефлексии

- урок изучения нового

- практикум

- урок  общедиагностической направленности

- комбинированный урок

- урок актуализации знаний

- урок закрепления изученного.

Основные виды деятельности учащихся:

Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

Написание рефератов и докладов.

Вывод и доказательство формул.

Анализ формул.

Программирование.

Решение текстовых количественных и качественных задач.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Редактирование програм

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

Анализ проблемных ситуаций.

II. Планируемые  результаты  освоения  учебного предмета

Цели и задачи курса

   Основные цели:  формирование представления   о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
 

Основные задачи:

- формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;

- развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

- раскрытие роли химии  в решении глобальных проблем человечества;

- развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

В результате изучения химии  ученик  должны:

            знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид -, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8-9 классах являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

- формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

- моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов, строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

- разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

- строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.

3. В трудовой сфере:

- планировать и проводить химический эксперимент;

- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

            III. Содержание тем учебного предмета

                     

8 класс

I.  Введение

Предмет химии. Основные понятия и теории химии. Превращения веществ.   Физические и химические явления. Краткие сведения по истории развития химии. Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки. Система химических элементов Д.И.Менделеева Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля

II. Атомы химических элементов

Строение атома. Состав атомных ядер. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы. Состояние электронов в атоме. Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома. Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь.  Электроотрицатльность. Полярные и неполярные связи. Металлическая связь. 

 

III. Простые вещества

Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия. Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.

       

IV. Соединения химических элементов

 Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды  Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси

V. Изменения, происходящие с веществами

 Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции. Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение. Расчеты по химическим уравнениям. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Вода и ее свойства. 

 

V. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролитыИоны. Свойства ионов.  Классификация ионов. Ионные уравнения реакций. Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР. 

 VI. Повторение  

 

Химия                                  

9 класс

I. Повторение основных вопросов курса 8 класса 

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований  и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. 

II. Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элемента главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочно -земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения  щелочно -земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.  Железо. Строения атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и в народном хозяйстве. 

 III. Неметаллы 

   Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».  Водород.  Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид - ион. Краткие сведения о хлоре, броме. Фтор и иод. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II)  и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности

IV. Органические соединения

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.      Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.  Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.  Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трёхатомный спирт – глицерин.  Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.  Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.  Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.  Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. 

V.  Обобщение знаний по химии за курс основной школы 

Физический смысл порядкового номера химического элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.    Типы химических связей  и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.  Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов. Простые и сложные вещества.  Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.         

IV. Тематическое планирование

  Химия - 8 класса

(68 часов; 2 ч. в неделю)

п/п

Темы

Всего часов

Практические и лабораторные

работы

1

Введение

6

3

2

Атомы химических элементов

8

2

3

Простые вещества

7

2

4

Соединение химических элементов

13

10

5

Изменения, происходящие с веществами

11

3

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

19

22

7

Повторение

2

Резерв

2

Итого

68

42

Химия - 9 класс

68 часов (2 ч. в неделю)

п/п

Темы

Всего часов

Практические и лабораторные работы

1

Повторение за 8 класс

5

2

      2

Металлы

20

10

3

Неметаллы  

24

19

4

Органические   вещества

11

5

Повторение

5

Резерв

3

Итого

68

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОС УМК (Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман )

1.1     Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:Фундаментального ядра сод...

Рабочая программа по химии 8-9 классы ФГОС

Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Феде...

Рабочая программа по химии в 8 классе(ФГОС)

Рабочая программа по химии в 8 классе(ФГОС)...

рабочая программа по химии в 8 классе ФГОС автор Журин

рабочая программа по химии в 8 классе ФГОС автор Журин...

Рабочая программа по химии 8-9 класс (ФГОС)

Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе требований ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по химии 8-9 класс ФГОС

Рабочая программа по химии  8-9класс ФГОС...

Рабочая программа по химии для 8 класса, ФГОС, Габриелян

Представленный материал содержит рабочую программу по химии для 8 класса, Габриелян, составленную с учетом требований ФГОС...