Рабочая программа по химии для 8 класса, ФГОС, Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс)

Красинская Елена Валентиновна

Представленный материал содержит рабочую программу по химии для 8 класса, Габриелян, составленную с учетом требований ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Боханского района, Иркутской области

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № __ от ____2019 г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________ Я.С. Бандурист

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

_______ А.И.Батраченко

 __________ 2019 г.

_____________ 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

основного общего образования

для 8 класса

Учителя первой квалификационной категории

Красинской Елены Валентиновны

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предназначена  для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897.
  3. Примерная программа по химии
  4. Авторская программа по химии « Программа курса химии для 8-11 классов
    общеобразовательных учреждений» Габриелян О.С.  М, : Дрофа, 2010
  5. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2019-2020
  6. Учебный план МБОУ «Каменская СОШ» на 2019-2020учебный год.
  7. Положение о составлении рабочих программ МБОУ «Каменская СОШ»

  • Концепция рабочей программы - данный курс позволяет сформировать у учащихся представления о об основных понятиях и законах химии, химической символике, овладеть умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; 
  • Актуальность и значимость программы – рабочая программа является одним из вариантов реализации идей УМК, разработанного авторским коллективом под руководством Габриеляна О.С.

 В представленной рабочей программе сохраняется логика изучения материала. Изменения касаются времени на изучение отдельных тем (в пределах выделенного лимита времени).

Сроки реализации программы - для изучения химии в 8 классе выделено 70 ч., по два часа в неделю в течение учебного года.

Методические рекомендации по изучению курса химии в 8 классе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения химии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Основная форма обучения – урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Система оценки достижений учащихся: в ходе реализации рабочей программы предполагается проведение пяти контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся, в том числе две контрольных работы согласно школьному плану мониторинга знаний учеников 8 класса. Для контроля знаний учащимся предложены задания различного типа, размещенные в учебнике «Химия 8 класс».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ

Сегодня, на пороге вступления в силу новых ФГОС в основной и старшей школе перед учителем стоит сверхзадача — достижение планируемых образовательных результатов нового формата: метапредметных и личностных. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных и метапредметных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Однако, при этом существует необходимость диагностики  сформированности метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД)  у школьников.  Одним из таких способов диагностики, в частности на уроках биологии,  являются учебно-познавательные задания, анализ решений которых позволяет проследить степень сформированности  учебных действий не только предметных, но и личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Эти задания позволяют оценить  умения  самоорганизации, саморегуляции, общения в диалоге и рефлексивные умения школьников.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

8-й класс

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения безопасности по отношению к человеку и природе.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

8-й класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

8-й  класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника

Коммуникативные УУД:

8-й  класс

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

N п/п

Название темы

Основное содержание по темам рабочей программы

1.

Введение

Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.

2.

Атомы химических элементов

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

3.

Простые вещества

Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем. Простые и сложные вещества.

4.

Соединения химических элементов

Понятие о валентности и степени окисления.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. 

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

5.

Изменения, происходящие с веществами

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

6.

Практикум № 1 Простейшие операции с веществом

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

7.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

8.

Практикум № 2 Свойства растворов электролитов

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Домашнее  задание

Корректировка

1.

Введение (4 ч)

1.

1.

 Предмет химии. Краткие сведения по истории развития химии. Знаки (символы) хим. элементов

1.09-7.09

сентябрь

Учить знаки пяти элементов

2.

2.

Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева

1.09-7.09

сентябрь

Учить знаки десяти элементов

3.

3.

Химические формулы. Относительная атомная масса.

08.09-14.09

сентябрь

Учить знаки пятнадцати элементов

4.

4.

Относительная молекулярная масса

08.09-14.09

сентябрь

Учить определения

2.

Атомы химических элементов (10 ч.)

5.

1.

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны

15.09-21.09

сентябрь

Учить знаки восемнадцати элементов

6.

2.

Изотопы.

15.09-21.09

сентябрь

Повторить понятия  в тетради

7.

3.

Электроны. Схема строения атома

22.09-28.09

сентябрь

Нарисовать схему строения атома любых трёх элементов

8.

4.

Электронная формула атома

22.09-28.09

сентябрь

Нарисовать схему строения атома и написать электронную формулу любых трёх элементов

9.

5.

Электронно-графическая формула атома

29.09-5.10

октябрь

Повторить конспект в тетради

10.

6.

Периодическая таблица хим.элементов Д.И. Менделеева и строение атомов

29.09-5.10

октябрь

Схема строения атомов для элементов второго периода

11.

7.

Ионы. Ионная химическая связь

06.10-12.10

октябрь

Три типа формул для трех веществ

12.

8.

Ковалентная неполярная хим. связь

06.10-12.10

октябрь

Учить определение

13.

9.

Ковалентная полярная хим. связь. Электроотрицательность

13.10-19.10

октябрь

Учить определение

14.

10.

Металлическая химическая связь

13.10-19.10

октябрь

п.12 отв.на вопр.

3.

Простые вещества (7 ч.)

15.

1.

 Простые вещества – металлы. Простые вещества – неметаллы

20.10-26.10

октябрь

Таблица сходство-различие для металлов-неметаллов

16.

2.

 Аллотропия

20.10-26.10

октябрь

Сходство-различие для алмаза и графита

17.

3.

 Количество вещества. Молярная масса вещества

27.10-02.11

ноябрь

Найти молярную массу любых пяти веществ

18.

4.

 Молярная масса вещества. Закрепление.

27.10-02.11

ноябрь

Найти молярную массу любых пяти веществ

19.

5.

 Молярный объем газов

10.11-16.11

ноябрь

Повторить конспект "Молярный объем газов"

20.

6.

 Обобщение знаний по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»

10.11-16.11

ноябрь

Повторить конспект "Типы химической связи"

21.

7.

 Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов. Простые вещества»

17.11-23.11

ноябрь

4.

Соединения химических элементов (12 ч.)

22.

1.

Валентность. Определение валентности по формуле

17.11-23.11

ноябрь

Доделать задание в тетради

23.

2.

Составление формул по валентности

24.11-30.11

ноябрь

Доделать задание в тетради

24.

3.

Степень окисления

24.11-30.11

ноябрь

Задание в тетради

25.

4.

 Бинарные соединения металлов и неметаллов, их номенклатура

01.12-07.12

декабрь

Задание в тетради

26.

5.

Оксиды, летучие водородные соединения

01.12-07.12

декабрь

Читать п.19 (18)

27.

6.

Основания

08.12-14.12

декабрь

Доделать задание в тетради

28.

7.

Кислоты

08.12-14.12

Декабрь

п. 21 Упр. 3

29.

8.

Соли, как производные кислот и оснований

15.12-21.12

декабрь

Доделать задание в тетради

30.

9.

Классификация сложных веществ. Кристаллические решетки Лабораторная работа № 1 Знакомство с образцами веществ разных классов

15.12-21.12

Декабрь

Повторить конспект

31.

10.

Чистые вещества и смеси

Лабораторная работа № 2 Разделение смесей

22.12-28.12

декабрь

п.23 з.4

32.

11.

Массовая доля и объемная доля компонентов смеси

22.12-28.12

декабрь

33.

12.

Расчеты связанные с понятием «доля»

13.01-19.01

Январь

Составить и решить задачу в тетради

5.

Изменения, происходящие с веществами (10 ч.)

34.

1.

Физические явления. Химические реакции

Лабораторная работа № 3 Сравнение скорости испарения воды и спирта Лабораторная работа. № 4. Окисление меди в пламени спиртовки

13.01-19.01

январь

Повторить конспект

35.

2.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Лабораторная работа № 5 Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа

20.01-26.01

январь

Расставить коэффициенты в реакциях

36.

3.

Типы химических реакций. Реакции разложения

20.01-26.01

январь

Составить уравнение реакции разложения воды

37.

4.

Реакции соединения

27.01-02.02

февраль

Составить уравнение реакции соединения магния и кислорода

38.

5.

Реакции замещения

Лабораторная работа № 6 Замещение меди в растворе хлорида меди железом

27.01-02.02

февраль

Составить уравнение реакции между соляной кислотой и магнием

39.

6.

 Реакции обмена

03.02-09.02

февраль

Составить уравнение реакции между соляной кислотой и нитратом серебра

40.

7.

Реакции обмена. Закрепление.

Лабораторная работа № 7 Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

03.02-09.02

Февраль

Составить уравнение реакции между серной кислотой и хлоридом бария

41.

8.

 Расчеты по хим.уравнениям

10.02-16.02

февраль

Какой объем кислорода потребуется для сжигания 5 г. Фосфора?

42.

9.

Обобщение знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»

10.02-16.02

февраль

Подготовиться к контрольной работе

43.

10.

 Контрольная работа № 3 «Изменения, происходящие с веществами»

17.02-23.02

февраль

6.

Практикум № 1 Простейшие операции с веществом (5 ч.)

44.

1.

Правила техники безопасности при работе в хим.кабинете

17.02-23.02

февраль

Повторить правила ТБ

45.

2.

Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой

24.02-02.03

март

Подготовиться к практ.работе № 2

46.

3.

Анализ почвы и воды

24.02-02.03

март

Подготовиться к практ.работе № 3

47.

4.

Признаки химических реакций

03.03-09.03

март

Подготовиться к практ.работе № 4

48.

5.

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

03.03-09.03

март

Подготовиться к практ.работе № 5

7.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч.)

49.

1.

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов

10.03-16.03

март

Повторить конспект

50.

2.

Электролитическая диссоциация, основные положения. Диссоциация кислот, солей, оснований

10.03-16.03

март

п.21 упр.3

51.

3.

Ионные уравнения реакций

17.03-23.03

март

52.

4.

Ионные уравнения реакций

04.04-10.04

апрель

Составить ионное уравнение между серной кислотой и гидроксидом бария

53.

5.

Кислоты в свете ТЭД, их классификация

04.04-10.04

апрель

Читать п.38 упр.1

54.

6.

Кислоты в свете ТЭД, их свойства

Л.р. № реакции, характерные для растворов кислот

11.04-17.04

апрель

Читать п.38 упр.4 в,г,д

55.

7.

Основания в свете ТЭД, их классификация

11.04-17.04

апрель

Читать п.39 упр.3 в,г,д

56.

8.

 Основания в свете ТЭД, их свойства

Л.р. № 8 реакции, характерные для растворов щелочей

Л.р. № 9 получение и свойства нерастворимого основания

18.04-24.04

апрель

Читать п.39 упр.3 е,ж,з

57.

9.

Оксиды. Л.р. № 10 реакции, характерные для основных оксидов

Л.р. № 11 реакции, характерные для кислотных оксидов

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей

18.04-24.04

апрель

Читать п.40 упр.3

58.

10.

Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и  массовая доля растворенного веществай

25.04-01.05

апрель

Читать п.41 упр.2 а,б,в

59.

11.

Соли. Закрепление. (Три шага)

Л.р. № 12 реакции, характерные для растворов солей

25.04-01.05

апрель

Читать п.41 упр.2 г,д,е

60.

12.

Генетическая связь между классами неорганических веществ

02.05-08.05

май

Читать п.42 упр.2 а

61.

13.

Качественные реакции

02.05-08.05

май

Составить ионное уравнение между гидроксидом калия и сульфатом железа (III) указать признак реакции

62.

14.

Классификация химических реакций

09.05-15.05

май

Составить ионное уравнение между сульфатом меди и гидроксидом натрия, указать признак реакции

63.

15.

Окислительно-восстановительные реакции

09.05-15.05

май

Читать п.43 упр.1

64.

16.

Составление уравнений реакций методом электронного баланса

16.05-22.05

Май.

Читать п.42 составить электронный баланс для реакции взаимодействия бария и кислорода

65.

17.

Свойства изученных классов веществ в свете ОВР

16.05-22.05

май

Составить электронный баланс для реакции взаимодействия магния и кислорода

66.

18.

ВПР урок контроля знаний

23.05-29.05

Май

Упр. 4 после п.42

8.

Практикум № 2 Свойства растворов электролитов (4 ч.)

67.

1.

Ионные реакции

23.05-29.05

май

Подготовиться к практ.работе № 2

68.

2.

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

23.05-29.05

май

Подготовиться к практ.работе № 3

69.

3.

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

31.05

май

Подготовиться к практ.работе № 2

70.

4.

Решение экспериментальных задач

31.05

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 9 класса (ФГОС)

Рабочая программа по химии 9 класс (ФГОС) автор Новошинская....

Рабочая программа по Химии 9 класс ФГОС.

Рабочая программа по химии ФГОС к учебнику Рудзитиса Г.Е....

Рабочая программа по химии 9 класс (ФГОС)

В рабочей программе представлены цели и задачи  курса химии в 9 классе, представлено календарно -  тематическое планирование....

Рабочая программа по химии 7 класс ФГОС Кольчукова

Модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные дисциплины естественного цикла, и это, к сожаленью, не идет на пользу последним. Например, происходит неуклонное сокращение числа часов, в...

Рабочая программа по химии 8 класс (ФГОС)

Рабочая программа по химии 8 класс (ФГОС)...

рабочая программа по химии 9 класс учебник Габриелян О.С. ОстроумовИ. Г. Сладков С. А.

Рабочая прогамма по химии 9 класс для общеобразовательных школ. Базовый уровень. программа расчитана на 68 часов (недельная нагрузка 2 часа)...

Рабочая программа по химии 10 класс (профиль) Габриелян

Представлена примерная  рабочая программа для изучения химии в 10 классе на профильном уровне по учебнику Габриеляна....