Главные вкладки

    Рабочая программа по химии 10 класс УМК О.С. Габриелян
    рабочая программа по химии (10 класс) на тему

    Рабочая программа по химии 10 класс УМК О.С. Габриелян

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska_10_kl_17g.docx34.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по химии составлена на основе учебного плана МОАУ СОШ №3 с. Бураево, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 г., (приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1577),  примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» 8 –е издание , стереотипное;  /Москва, Дрофа– 2011 г./

       Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 ч в неделю. В ней предусмотрены проведение 3 контрольных и 2 практических работ.

       Программа ориентирована на использование учебника Габриелян О.С. Химия 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. _ М.: Дрофа, 2014 г.

    В авторскую программу внесены следующие изменения:

    1.Уменьшено число часов на изучение тем:

    -  № 1 «Теория строения органических соединений» до 5 вместо 6 часов. Высвободившийся час перенесен во Введение и используется для актуализации знаний по органической химии, полученных в 9 классе основной школы.

    - № 5 «Биологически активные органические соединения» до 5 часов вместо 8, так как эта тема  в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

    - № 6 «Искусственные и синтетические  органические соединения» с 7часов до 6 за счет исключения Практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». Высвободившиеся часы по темам № 5 и № 6 отводятся на подготовку к контрольным работам и обобщению и систематизации знаний по курсу органической химии.

    2. Заменена Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» на более безопасную при выполнении и значимую работу «Обнаружение витаминов».

      Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при то.м количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

      Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей  класса .

       Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ и с использованием ИКТ технологий и виртуальной лаборатории

    Цели курса:

    освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

    овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

    развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

    воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

    применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    Содержание тем учебного курса по химии  10 класс

     (2 часа в неделю, всего 68 часов)

    п\п

    Наименование темы

    Всего

    часов

    Из них

    П Р

    К Р

    1

    Введение

    2

    2

    Тема 1. Теория строения органических соединений

    5

    3

    Тема 2. Углеводороды и их природные источники

    16

    №1

    4

    Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

    19

    .№1

    №2

    5

    Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

    9

    6

    Тема 5. Биологически активные органические соединения

    5

    7

    Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения

    6

    №2

    8

    Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии

    6

    №3

    Итого

    68

    2

    3

    Введение (2 ч)


            Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с  неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

     
    Тема 1 . Теория строения органических соединений (5 ч)

     Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.  

    Тема 2 . Углеводороды и их природные источники (16 ч)

       Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
      А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
      А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
      А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
      А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
      Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
      Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

    Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения

                                                            и их природные источники (19 ч)
     
     Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
      С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.    Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
      К а м е н н ы й  у г о л ь.  Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
      А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
      К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
      С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
    Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
      У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.  Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
      Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза
     полисахарид.

    Тема 4 . Азотсодержащие соединения

                                             и их нахождение в живой природе (9 ч)

      А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
      А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
      Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.  Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

    Тема 5.  Биологически активные органические соединения (5 ч)

    Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
      В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
      Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

    Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.  

    Тема 6 . Искусственные и синтетические полимеры (6 ч)


       И с к у с с т в е н н ы е  п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
      С и н т е т и ч е с к и е  п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

    Тема 7. Систематизация и обобщение знаний  по курсу органической химии (6 ч)

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

    В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
    знать/понимать

    важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология: 

    основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
    состава, периодический закон,

    основные теории химиихимической связи, строения органических соединении.

    важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы, 

    уметь

    называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре, 

    определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

    характеризовать: общие химические свойства органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений,

    объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,

    выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,

    проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
    • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
    • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
    • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
    • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
    • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
    • критической  оценки достоверности  химической  информации, поступающей из разных источников.
    • владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной, рефлексивной.

    Учебно –методический комплект

    1. Программа курса химии для 8-11  классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013 г
    2. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2014 г.
    3.  Химия. 10 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2013
    4. Поурочное планирование по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 10 класс» //А.А.Дроздов .-М.: Экзамен , 2013 г
    5. Поурочные разработки по химии к учебнику О.С. Габриелян «Химия 10 класс» //М.Ю.Горковенко. – М.: ВАКО, 2011 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян

    Рабочая программа по химии 8 класс для учителей общеобразовательных учреждений, работающих по УМК О.С. Габриеляна...

    Рабочая программа по химии, 8 класс, УМК О.С.Габриелян

    Рабочая программа по химии, 8 класс, УМК О.С.Габриелян, рассчитана на 2 ч, в РП прописан УМК...

    Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян

    Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...

    Рабочая программа по химии 8 класс. УМК О.С. Габриелян

    Данная рабочая программа реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как п...

    Рабочая программа по химии 8 класс УМК О.С.Габриелян

    Программа расчитана на 2 часа в неделю всего - 68 часов на 2014-2015 учебный год...

    Рабочая программа по химии 10 класс УМК О.С.Габриелян

    Данная программа расчитана на 1 час в неделю  всего 34 часа на 2014-2015 учебный год...

    Рабочая программа по химии 10 класса УМК О. С. Габриелян

    Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена  на основе:Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для   8 – 11 классов;Программы курса хим...