Мастер -класс "Использование технологии Активных методов обучения (АМО) как способ формирования у обучающихся УУД"
методическая разработка по химии на тему
Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии Активных методов обучения (АМО) как способ формирования у обучающихся УУД
-Помните, уважаемые коллеги, как в школьные год Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках?
И как огорчала необходимость читать скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми заумные фразы? Открою маленький секрет: сегодня ничего не изменилось, и дети точно также хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми неинтересными делами. Им не нравится сидеть неподвижно и молча на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации. Возникает резонный вопрос - почему же мы часто продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас?
Просмотр видеоролика «Покраска забора Тома Сойером» (на фоне ролика):
- Вы все знаете классический пример Тома Сойера, искусно, превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его товарищи отдавали самые дорогие сокровища! Цель, содержание и даже техника остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы!
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому».
Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Именно поэтому я приглашаю Вас на мастер - класс по теме «Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в УВП как средство повышения мотивации в обучении и преподавании».
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Использование активных методов обучения на учебных занятиях способствует созданию условий для формирования общих компетенций у обучающихся в соответствии ФГОС нового поколения.
АМО « Кластер» - Попробуйте расшифровать аббревиатуру АМО в группах. (Защита групп)
Обобщение: - Она настолько АКТИВНА, что вы сможете получать удовольствие от каждого урока! Она настолько МОБИЛЬНА, что позволит вам эффективно управлять классом во время занятия! Это самая современная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ технология!
Давайте посмотрим матрицу АМО для составления технологической карты урока
Универсальная структура урока | Активные методы обучения | |
Ориентировочно-мотивационный блок | ||
1 | Организационный момент | |
2 | Мотивация | Эвристическая беседа, мотивационный ролик |
3 | Совместное целеполагание | Проблемное обучение, учебная дискуссия |
4 | Проверка домашнего задания | Анализ конкретных ситуаций |
5 | Актуализация субъективного опыта обучающихся | Выполнение индивидуальных заданий (практика) |
Операционно-познавательный блок | ||
6 | Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала | Проблемное обучение, исследовательский метод, учебная дискуссия |
7 | Усвоение новых знаний и способов действий | Решение ситуационных задач, действия по инструкции, поисковая лабораторная работа |
8 | Первичная проверка понимания изученного | Учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций |
9 | Обобщение и систематизация знаний | Кейсовый метод, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа |
Контрольно-коррекционный и рефлексивный блок | ||
10 | Контроль, самоконтроль, коррекция знаний | Выполнение индивидуальных задач, учебная дискуссия |
11 | Информация о домашнем задании | Разноуровневые домашние задания с правом выбора |
12 | Рефлексия. Подведение итогов урока | Формы проведения рефлексии, побуждающие диалогическое общение обучающихся |
В основе АМО заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Давайте убедимся, что эта система работает.
Прием называется «Комплимент» (пауза, обращаясь к участникам)
- Вы, как всегда неотразимы, легкая улыбка, глаза блестят.…Только чуть-чуть надо поправить прическу. Дотроньтесь, пожалуйста, до волос. Стоп! Зафиксируйте это движение.
-Какой рукой вы это сделали? (большинство правой)
-А что в это время делала левая рука? (отдыхала)
Давайте условимся, что правая рука у нас будет олицетворять активных, успешных учеников. Левая – всех остальных, не утруждающих себя работой, не заинтересованных в процессе познания.
А теперь давайте спрогнозируем действие учеников на примере рук. Правая – активный ученик, с высокой мотивацией, левая……обычный ученик
В каком случае левая неактивная рука будет вынуждена работать?
(- убрать правую, оставить левую) - это напоминает индивидуальную работу
- если одной руке не справиться (например, унести большой арбуз), то подключается левая – это напоминает работу в группе.
- либо…известно, что невозможно с закрытыми глазами быстро соединить подушечки пальцев растопыренных кистей рук. Стоп! Итак, остановись мгновенье, ты – прекрасно! Заметьте, вас никто не заставлял это делать!
И вы продемонстрировали первую отличительную особенность активного обучения: Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
Ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся благодаря АМО, вовлекаются в насыщенной образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причём их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятёрку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.
Следующее упражнение как раз для обеих рук: возьмите салфетку (раздают бумажные салфетки)
Прием «Невозможное – возможно»
В одной иностранной инструкции по уходу за швейными изделиями написано: ПЕРЕД СТИРКОЙ ВЫВЕРНИТЕ ПЛАТОК НА ЛЕВУЮ СТОРОНУ. Покажите, как это сделать (пробуют выполнить условие)
Задания по химии, которые я применяю из области «Невозможное-возможно»: 1. Плотность картофеля больше плотности воды, то есть в воде он тонет. … А можно ли заставить его плавать? Что для этого нужно сделать? 2. Заставьте кусок пластилина плавать.
Обсудив возможные варианты ответов и посмотрев на практике обязательно нужно обратить внимание учащихся, что в природе встречаются вещества, имеющие плотность больше плотности воды и плавающие на ее поверхности. Это явление называется флотацией. К таким веществам относится сера…
Задача этого приема «Невозможное - возможно» побудить к выполнению невыполнимой задачи, поиск эвристических идей.
Следующий прием «Ассоциативный ряд». Свободные ассоциации позволяют детям учиться мыслить раскрепощенно, оказывается задействованным эмоционально-чувственный аспект восприятия, что делает обучение более эффективным и насыщенным. Выстраивая ассоциативный ряд, дети учатся анализировать взаимосвязь между словами, находить закономерность, развивается творческое и логическое мышление, улучшается память.
Ассоциация «Картинная галерея»- вызвать у обучающихся учебную активность и учебную мотивацию в изучении предмета и темы занятия. Мотивация как этап урока, призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Также с помощью картинок, подготовленных самими ребятами или учителем, посредством размышления и обсуждения их на уроке, ребята самостоятельно приходят к осознанию новых терминов, понятий изучаемой темы.
Перед вами картинная галерея, где используя жизненные знания детей можно на примере исторических фактов, особенностей растений, животных рассмотреть очень сложное понятие в химии - «Амфотерность»
(картинки: Амфора, Амфитеатр, Амфибия)
С чем у вас ассоциируется слово «Амфора»? что такое Амфора? это сосуд, который совмещает кувшин, вазу
Амфитеатр? Арена, зрительный зал
Амфибия? (земноводные, транспорт)
Амфоте́рность (от др. -греч. (ἀμφότεροι — «двойственный», «обоюдный») — способность некоторых соединений проявлять в зависимости от условий как кислотные, так и осно́вные свойства. Основное свойство типичных металлов – реакция с кислотами. Алюминий – это металл, но он реагирует и с раствором щелочи и раствором кислоты, в отличие от большинства металлов.
Проанализируйте предложенные картины: что же объединяет эти картины и какое понятие зашифровано под этими картинами. Что показывает каждая картина?
«Смысловые фразы» - фиксация информаций по начальным буквам (цвета радуги)- такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.
1. Первый из них - приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
Примеров этого приёма в жизни хоть отбавляй!
Кто не помнит как легко можно выучить последовательность цветов радуги?
Одна из сложных тем - ОВР
Окисление-отдача электрона
Восстановление-взятие электрона
Ассоциации должны быть ещё и необычными, нестандартными, невероятными и даже абсурдными. Иначе они быстро забудутся.
Например, можно запомнить, что молекула воды – ушастая.
По количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов:
КАТОД – МИНУС (5 букв)
АНОД – ПЛЮС (4 буквы).
Или по первой букве:
Стеариновая кислота С17Н35СООН (семнадцать и стеариновая – начинаются с буквы «С»)
Пальмитиновая кислота С15Н31СООН (пятнадцать и пальмитиновая – начинаются с буквы «П»)
В программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не “спугнув” ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела органической химии, не вызывая при этом психологического страха и затруднений.
Представленная таблица “Органика в твоих руках” позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.
Работая с таблицей, обращаю внимание учеников на тот факт, что “пальцы” рук пронумерованы по порядку атомов углерода:
С1,С 2, С3……С10 и возле каждого из них соответствующее - название приставки: мета-, эта -, пропа -, тетра- и т.д.
Следующий этап – работа с понятиями “Общая формула”, “Суффикс”, “Класс”, рассматриваем все данные о радикалах, о алканах, алкенах и алкинах.
Это мы с вами рассмотрели методы приемы так называемой принудительной активизации мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
Следующей отличительной особенностью АМО является желание ученика выразить в полной мере себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я»
Следующий прием нам поможет узнать о себе новое
Прием «Создание проблемы»
Игра такова: я, молча (на пальцах) задаю вам количество игроков, которое должно остаться на поле (стоять), остальные должны сесть, НО! Принять решение вы должны за 3 секунды в полной тишине, пока я отвернусь. Игра проходит 3 раза, каждый раз объявляется счет и в чью пользу (ведущего или игроков). Как правило, проблематично за такой малый срок проявиться лидеру, а другим подчиниться его жестам-командам.
Задача приема: поиск путей решения в трудной ситуации, наблюдение за участниками
И так, в группах у нас лидеры определены. А сейчас небольшая групповая работа.
- Как Вы думаете можно ли самим превратить любой репродуктивный метод в активный?
Задания группам: Верю – не верю
- Учитель задает ребятам вопросы, которые, начинаются со слов: «Верите ли вы, что …». Учащиеся отвечают на эти вопросы утвердительно: «Да!» или отрицательно: «Нет!».
Задание: - Попробуйте сделать этот метод более активным.
Защита. Вывод: любой метод можно сделать активным, если творчески подойти к этому.
2. Выберите из предложенного перечня активные методы обучения для одного этапа образовательного мероприятия. Достаточно указать только название методов. Можно привести свои примеры.
Защита групп.
Обобщение: Как Вы думаете, почему у Вас на некоторых этапах в разных группах повторились методы?
-Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей мероприятия. Будучи логически связанными, и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО.
3. Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. (Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни)
И наконец, третья особенность применения АМО - достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.
А сейчас я предлагаю к вашему вниманию метод «Что я почти забыл?», который дает нам возможность проговорить то, что вы не успели сказать или обсудить в ходе работы.
Закройте на минуту глаза и сядьте удобнее…
Представьте себе, что вы возвращаетесь домой и по дороге вспоминаете группу… В голове у вас проносятся лица участников и пережитые ситуации, и внезапно вы осознаете, что по какой-то причине не сделали или не высказали чего-то… Вы жалеете об этом… Что же осталось невысказанным или недоделанным? Теперь откройте глаза… Сейчас у вас есть возможность выразить то, что вы не успели сделать раньше. (Участники высказываются). Спасибо.
Для учителя этап рефлексии очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия. Использование активных методов обучения способствуют формированию у учащихся универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».
сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...
Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"
Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...
Применение технологии активных методов обучения в урочной деятельности при обучении английскому языку
Процесс обучения проходит более эффективно, если обучающийся проявляет познавательную активность. С этой задачей справляются активные методы обучения. Использование технологии активных методов об...
Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...
Мастер- класс«Использование активных методов обучения на уроках информатики в рамках реализации ФГОС»
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они чи...
«Технология активных методов обучения как способ организации образовательного процесса»
В данной статье рассматриваются активные методы обучения и их применение в образоватлеьном процессе....
Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения
Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...