Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма организации - урок-расследование
Форма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах, индивидуальная работа с информационными материалами.
Программа Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа , 2006.; всего 105 ч, в неделю 3 ч.
Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян. - М.:Дрофа,2011.
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, дидактические карточки, информационные материалы, учебник.
Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
· образовательный: сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;
· развивающий: обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся; стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;
- воспитательный: воспитывать в детях самостоятельность, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии через эксперимент, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, щелочами.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
- по виду источника информации:
· словесные (объяснение, беседа с учащимися);
· наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
· практические (работа с карточками, работа в тетрадях, эксперимент).
- по виду учебной деятельности:
· проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_teme_kisloty.pptx | 350.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самопроверка оксиды основания ? MgO NaOH H 2 SO 4 N 2 O 5 Zn(OH) 2 HCl K 2 O Ba (OH) 2 H 3 PO 4 SiO 2
Перед вами предметы из рюкзака туриста. Какое вещество объединяет их?
Кислоты Лакмус будет в них краснеть, Растворяться – цинк и медь. А мелок в них, посмотри, В миг пускает пузыри! И опасны для работы Эти жгучие …… кислоты.
Содержание 1). Определение. Формулы кислот. 2). Классификация кислот. 3). Физические свойства. 4). Химические свойства. 5). Техника безопасности при работе с кислотами. 6). Действие кислот на индикаторы.
Определение. Формулы кислот. Кислотами называются сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов и кислотных остатков. НАЗВАНИЕ КИСЛОТЫ ФОРМУЛА СОЛЯНАЯ HCl АЗОТНАЯ HNO 3 СЕРНАЯ Н 2 SO 4 УГОЛЬНАЯ H 2 CO 3 ФОСФОРНАЯ H 3 PO 4 КРЕМНИЕВАЯ H 2 SiO 3 ЙОДОВОДОРОДНАЯ HI БРОМОВОДОРОДНАЯ HBr СЕРОВОДОРОДНАЯ H 2 S БОРНАЯ H 3 BO 3 СЕРНИСТАЯ H 2 S
Классификация кислот По наличию или отсутствию кислорода в сво ё м составе кислоты делятся на кислородсодержащи е и бескислородные . Кислоты бескислородные кислородсодержащие HCl HNO 3 HBr H 2 SO 4 H 2 S H 2 SiO 3
В состав кислот входит различное число атомов водорода. Если в состав кислоты входит 1 атом водорода, она называется одноосновной , если 2 атома водорода - двухосновной и т.д. Кислоты одноосновные двухосновные трёхосновные HCl HBr HI H 2 SO 4 H 2 CO 3 H 2 SO 3 H 3 PO 4 H 3 BO 3
Физические свойства Многие кислоты – это бесцветные жидкости, например серная H 2 SO 4 , соляная HCl , азотная HNO 3 . Известны также твёрдые кислоты: борная Н 3 ВО 3 . Почти все кислоты растворимы в воде. Пример нерастворимой кислоты – кремниевая H 2 SiO 3 . Признаком, характеризующим кислоты, является кислый вкус.
Химические свойства 1). Действие кислот на растворы индикаторов. (от латинского indicator – указатель) Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет, называются - индикаторами. К ним относятся: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальный и некоторые другие. индикатор цвет индикатора в среде кислой щелочной нейтральной Лакмус красный синий фиолетовый Фенолфталеин бесцветный малиновый бесцветный Метиловый оранжевый розовый жёлтый оранжевый
Техника безопасности при работе с кислотами 1 ). Кислоты нельзя пробовать на вкус, т.к. они вызывают ожоги и отравления. 2). При работе с кислотами, особенно концентрированными, пользоваться резиновыми перчатками. 3). Нельзя вдыхать пары кислот. 4). При разбавлении концентрированных кислот, нужно приливать кислоту в воду, а не наоборот, при постоянном помешивании. 5). При разбавлении кислот необходимо пользоваться только тонкостенной химической или фарфоровой посудой. 6). При попадании кислоты на кожу, промыть под струёй прохладной воды, при необходимости на обожжённое место наложить примочку из 2% раствора питьевой соды.
7). При отравлении кислотой: выпить 5-6 стаканов тёплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же раствора питьевой соды и снова вызвать рвоту. Затем сделать 2 промывания желудка чистой тёплой водой. Общий объём не менее 6 л. Обратиться к врачу. 8). По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с более сильных: «царская водка» – смесь концентрированных HNO 3 и НС l 1:3 по объёму, HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl, уксусная, щавелевая и т.д. 9). Дымящиеся кислоты раздражают слизистые оболочки дыхательных путей и глаз.
Дайте характеристику следующим кислотам HCl , HNO 3 , H 2 SO 3 по плану: 1.наличие кислорода 2.основность 3.растворимость 4.степени окисления элементов, образующих кислоту 5.заряд иона, образуемого кислотным остатком 6.соответствующий оксид
Вопросы для повторения 1). Сложное вещество, состоящее из атома водорода и кислотного остатка называется – 2). Вещества, изменяющие цвет в растворах кислот называются – 3). Какой цвет лакмуса в кислоте – 4). Как называется эта кислота H 2 SiO 3 - кислота индикаторы красный кремниевая
Рефлексия Решены ли нами учебные задачи, поставленные в начале урока? - Какие способы решения учебных задач были наиболее интересными и помогли понять, запомнить материал темы, научиться чему-то? -Как вы оцениваете работу своей группы (отношения в группе, активность членов группы при выполнении задания)? -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? - Где мы с вами можем применять полученные знания и умения ? - Какое у вас настроение после урока?
Спасибо за урок
Но независимое расследование продолжается…. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков 48-54 Деление натуральных чисел и его свойства, 5 класс
Технологические карты уроков 48-54 Деление натуральных чисел и его свойства, 5 класс по ФГОС...
Технологические карты уроков 43-47 Умножение натуральных чисел и его свойства, 5 класс
Технологические карты уроков 43-47 Умножение натуральных чисел и его свойства, 5 класс по ФГОС...
Технологическая карта урока по теме "Деление натуральных чисел и его свойства", математика, 5 класс
Второй урок по теме "Деление натуральных чисел". Учащимся предлагается совершить виртуальное путешествие в мир животных. Выполняя задания по математике, увчащиеся узнают интересные факты о животных....
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".
Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....
технологическая карта урока в 11 классе по теме "Основные характеристики, свойства и использование электромагнитных волн"
Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС и с использованием регионального компонента....
Технологическая карта урока по теме "Плоды и их классификация"
Урок открытия новых знаний для инклюзивного класса с использованием ИКТ технологии на всех этапах....