«Скорость химической реакции».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок - иследование с использованием информационных технологий для 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorost_himicheskoy_reaktsii_8_klass.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     МБОУ СШ №77

                                                                                                                                      Сергучёва Л.П.,

                                                                                                                                       учитель химии

                                                              Конспект урока

Тема урока: «Скорость химической реакции».    

Тип урока: Урок – исследование с использованием информационных технологий.

                   (Изучение новых знаний).

Класс: 8

Цели:

1. Образовательные:

  • Дать определение понятию скорости химических реакций и единицах ее измерения;
  • Изучить факторы, влияющие на скорость химических реакций;

2.  Развивающие:

  • Развитие умений объяснять влияние каждого фактора на скорость химической реакции, продолжить отработку навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами;
  • Развитие у учащихся исследовательских навыков: проведение экспериментов, наблюдений, умений обобщать и делать выводы;
  • Развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, анализировать;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать у школьников научное мировоззрение;
  • Реализовывать принцип связи обучения с жизнью;
  • Воспитывать умение слышать партнера, уважать чужое мнение.

Виды деятельности:

  • Решение экспериментальных задач, основанных на факторах влияющих на скорость химических реакций;
  • Проведение эксперимента;
  • Проведение эксперимента с использованием компьютера «Виртуальная лаборатория»;
  • Составление схем, прогнозирование;
  • Творческое домашнее задание;

Формы работы:

  • Групповая, но при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Оборудование и реактивы (на отдельных подносах):

Для 1 группы:  2 пробирки, гранулы цинка, растворы НСl, раствор уксусной кислоты;

Для 2-й группы: штатив, 4 пробирки, раствор H2SO4, растворы Na2S2O3,  соответственно 25, 20, 15, и 10 % концентрации;

Для 3 группы: штатив, 2 пробирки, порошок и гранула цинка, раствор НСl, спички, лучинка;

Для 4 группы: штатив, 2 пробирки, раствор H2SO4  и раствор Na2S2O2, спиртовка, держатель, спички;

Карточки с заданиями для групп (на рабочих местах).

Задание 1 группе.

  1. В две пробирки положите по грануле цинка.
  2. В одну пробирку налейте раствор соляной кислоты, а в другую – раствор уксусной кислоты.
  3. Сравните скорость взаимодействия различных кислот с цинком.
  4. В чем, по-вашему, причины различной скорости реакций цинка с данными кислотами?

Задание 2 группе.

  1. В четыре пробирки прилейте растворы тиосульфата натрия соответственно 25, 20, 15 и 10 % концентрации.
  2. В каждую из пробирок прилейте раствор серной кислоты.
  3. В какой из пробирок выделение серы началось быстрее?
  4. Как это можно объяснить с точки зрения атомно – молекулярного учения?

Задания 3 группе.

  1. В две пробирки налейте раствор соляной кислоты.
  2. Одновременно в одну пробирку поместите кусочек цинка, а в другую порошок цинка.
  3. В какой из пробирок газ выделяется быстрее?
  4. Как это можно объяснить с точки зрения атомно – молекулярного учения?

Задания 4 группе.

  1. В две пробирки налейте раствор серной кислоты.
  2. И прилейте в них раствор тиосульфата натрия.
  3. Одну из пробирок  из пробирок осторожно нагрейте.
  4. В какой из пробирок сера осаждается быстрее?
  5. Как можно объяснить с точки зрения атомно – молекулярного учения?

Структура урока.

Этап урока

Содержание урока

Формы и методы обучения

Время

1. Подготовительный

Постановка целей перед учащимися, настрой школьников на работу.

2 мин.

2. Формирование новых ЗУН

1. Понятие «скорости».

2. Скорость химических реакций.

3. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Объяснение, рассказ, беседа,

эксперимент,

записи в тетрадях, схемы. Таблицы, рисунки.

5 мин.

10 мин.

ЛБ – 10 мин.

Результаты

4 опытов – 20 мин.

3. Подведение итогов и домашнее задание

Выставить и объявить оценки

§ 29, стр. 118 – 125, упр. 1,5.

Ход урока:

Этап 1. Подготовительный.

- Сегодня мы с вами за 45 минут представим себя учеными – исследователями.

Бурно развивающаяся химическая промышленность ставит перед учеными сложные вопросы. Например, что такое скорость реакции и можно ли ей управлять?

Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.

Слайд №1

Тема исследования: Скорость химических реакций и её зависимость от условий протекания.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятию «скорость химической реакции».

2. Экспериментально выявить факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Итак, перед нами две задачи:

1) Дать определение понятию «скорость химической реакции».

2) Экспериментально выявить, какие факторы влияют на скорость химической реакции.

Этап 2. Формирование новых ЗУН.

Для ответа на первый вопрос мы прибегнем к теоретическим рассуждениям, то есть применим теоретический метод исследования.

Давайте воспользуемся принципом аналогий. Вы ведь уже сталкивались с понятием скорости?

Д/з: Понятие «скорости». Книга рекордов Гиннеса.

Скорость  –  это отношение какой – либо величины ко времени, за которое происходит её изменение

Рекорды скорости:

  • Самое быстрое животное: сокол – сапсан, скорость в полете 350 км/час (Белоруссия)
  • Самое медленное животное – трехпалый ленивец из районов Ю. Америки, передвигается по земле со скоростью 0,16 км/час;
  • Рекорд по скорости насиживания яиц: пестрые дятлы, птенцы выводятся за 10 дней.
  • Рекорд набору SMS: 16-летний юноша Сингапура – набор текста из 160 символов за 41,5 сек.

Речь идет о том, как быстро совершаются определенные действия за единицу времени.

Вспомним определение скорости движения в физике.

«Скорость движения показывает отношение перемещения в определенный промежуток времени».

А сейчас, для того чтобы провести аналогию с понятием скорости химической реакции, вашим исследовательским группам нужно будет ответить на вопросы, предварительно обсудив их между собой.

На обсуждение вопросов отводится 3 минуты.

1) Что может измениться при взаимодействии веществ? Например, в реакцию вступают растворы соляной кислоты и нитрата серебра определенной концентрации. Почему в закрытом сосуде лучинка постепенно гаснет?

Демонстрационный эксперимент.

HCl + AgNO3  ?

Учащиеся в группах обсуждают ответ на первый вопрос в течение 2 мин., затем выносят на общее обсуждение.

Делается вывод о том, что с течением времени в описанных примерах изменяется концентрация веществ: концентрация исходных веществ уменьшается, а образующихся - увеличивается

2) Попробуем записать формулу, выражающую скорость химической реакции с учетом изменяющихся во времени характеристик.

Давайте разберем подробнее, в каких единицах измерения нам следует выразить концентрацию веществ, характеризуя скорость реакции. Для этого ответьте:

? Что происходит с молекулами исходных веществ и продуктов в ходе реакции?

Количество молекул исходных веществ уменьшается, а количество молекул продуктов реакции увеличивается.

? Какая величина характеризует количество частиц? В каких единицах она изменяется?

Количество вещества в молях (моль)

Значит, для характеристики скорости химической реакции удобнее всего взять молярную концентрацию.

Она показывает отношение количества вещества к единице объема и выражается следующей формулой.

СЛАЙД №2

С – молярная  концентрация

C= n  [моль/л]     ( запись формулы в тетрадях)

      V

Как видно из формулы, единицей измерения молярной концентрации является моль/л.

Химики должны характеризовать быстроту химических реакций, т.е. превращения веществ в единицу времени. От этого на химическом производстве, например, будет зависеть заработная плата рабочих.

И наоборот, химики всего мира заняты поисками способов, с помощью которых можно было бы замедлить скорость коррозии металлов. То есть человек должен управлять скоростью химических реакций в своих интересах.

Теперь подставим единицы измерения в формулу скорости химической реакции.

Получаем

Слайд №2

        С1 – С2

Vp= ────── [моль/л ▪ с]

             t

Итак, первую задачу исследования мы выполнили.

_________________________________________________________________________________

Слайд №2

Скорость реакции – величина, показывающая изменение молярной концентрации вещества в единицу времени.

Ученики в тетради записывают определение.

2. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

А сейчас приступим к выполнению второй задачи. Мы должны выяснить, каким образом можно влиять на скорость реакции.

Сегодня у нас работают 4 исследовательские группы. Каждая группа получает задание

Для этого одни представители исследовательской группы выполняют химический эксперимент по инструкции, записанной на карточке, в своей мини-лаборатории.  ( Для этого на ваших столах имеется все необходимое к выполнению работы, Т/Б)

А часть группы выполнит аналогичный опыт – в виртуальной лаборатории и получит график зависимости скорости от фактора.

Время выполнения работы 10 минут. После чего руководители исследовательской группы познакомят всех с полученными результатами.

Примечание: Учащиеся выполняют по инструктивной карточке задания, Учитель выступает в роли консультанта, помогает, если это необходимо, сделать выводы.

После проведения эксперимента от каждой группы выступает один учащийся с докладом о результатах экспериментов. Остальные члены группы при необходимости дополняют его ответ. Учащиеся других групп записывают в тетрадь выводы, зарисовывают схемы экспериментов.

Описание опытов

(рисунок)

Наблюдения

Уравнения реакции, вывод

1 группа.

От природы реагирующих веществ

В первой пробирке газ выделяется быстрее

2HCl + Zn  ZnCl2 + H2

Вывод: На скорость химической реакции влияет природа кислоты.

Учитель: У каждого вещества свой характер, свой «темперамент», своя скорость взаимодействия с определенным реагентом.

График

Соляная кислота сильная неорганическая, а уксусная кислота слабая органическая.

2 группа

От концентрации реагирующих веществ.

Описание опытов

(рисунок)

Наблюдения

Уравнения реакции, вывод

1пробирка -25%

2 пробирка 20 %

3 пробирка 15 %

4 пробирка 10%

В 1 пробирке помутнение раствора происходит быстрее (Выделение коллоидной серы)

Na2S2O3 + H2SO4  

 Na2SO4 + SO2↑ + H2O +S↓

Вывод: Чем больше концентрация реагирующих веществ, тем больше скорость химической реакции.

Слайд №3

В 1867 г. норвежские ученые К.Гульдберг и П.Вааге, а также независимо от них в 1865 г. русский ученый Н.И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики.

V химической реакции прямопропорциональна произведению концентрации реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции.

Закон действия масс.

Реакции nA + mB  pD

Vx ∙ p = k ∙ CAn  ∙ CBm

k – константа скорости.

(запись в тетеради)

3 группа.

От поверхности соприкосновения реагирующих веществ.

Описание опытов

(рисунок)

Наблюдения

Уравнения реакции, вывод

1 пробирка (р-р соляной кислоты + кусочек цинка)

2 пробирка (р-р соляной кислоты + порошок цинка)

Во 2 пробирке газ выделяется быстрее

2HCl + Zn  ZnCl2 + H2

Вывод: скорость химической реакции зависит от площади соприкосновения реагирующих веществ.

.

Слайд № 4 (ДИСК 2, виртуальная лаборатория)

Производство серной кислоты.

4 группа.

Зависимость скорости химической реакции от температуры реагентов.

Описание опытов

(рисунок)

Наблюдения

Уравнения реакции, вывод

1 пробирка (Na2S2O3 p-p + H2SO4 p-p)

2 пробирка (Na2S2O3 p-p + H2SO4 p-p, нагревание)

Во 2 пробирке помутнение раствора происходит быстрее

Na2S2O3 + H2SO4  

 Na2SO4 + SO2 + H2O +S↓

Вывод: С повышением температуры скорость химической реакции увеличивается

Слайд №5 (коллекция диск №2, виртуальная лаборатория)

Портрет Закон Вант – Гоффа (1884 г.)

Этап 3. Подведение итогов и домашнее задание.

Итак, мы справились и со второй задачей нашего исследования:

Выяснили факторы, влияющие на скорость химической реакции.

Они зависят от:

  1. Природы реагирующих веществ.
  2. Температуры.
  3. Концентрации реагентов.
  4. Площади соприкосновения реагирующих веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса.         Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....

«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»...