Рабочая программа по химии .10 класс. О.С.Габриелян. Базовый уровень
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Шарапова Светлана Михайловна

Рабочая программа по химии .10 класс. О.С.Габриелян. Базовый уровеньэ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_bazovyy_uroven_10_klass.doc698 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                             

                                                      

     Пояснительная записка.

      Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 п.3 пп.6), Федерального  компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г); в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по химии и авторской программой  курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О.С. Габриеляна (2011года)

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс. Базовый уровень» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ– М.: Дрофа, 2012

Изучение  предмета « Органическая химия» на базовом уровне   способствует решению следующих задач:

 освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

         

  В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.За счёт резервного времени увеличено количество часов на изучение тем:

« Углеводороды и их природные источники» с 16 часов до 17 часов,

 на изучение темы « Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» с 9 часов до 10 часов.

2.Запланированы уроки повторения и обобщения знаний по изученным темам, контрольные работы.

 Рабочая программа построена с учётом реализации межпредметных связей,  предмет химия опирается на курс  естествознания, физики (строение молекул и атомов), на биологию ( даётся  знакомство  с химической организацией клетки ,  процессами обмена веществ),опирается на практические знания  обучающихся по математике и информатике.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

 

  1. В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен

знать / понимать

  • важнейшие химические понятия:  молекула, химическая связь, валентность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • причины многообразия углеродных соединений ( изомерию); виды связей

 (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ; номенклатуру основных представителей групп органических веществ.

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,  
  • основные теории химии: химической связи,  строения органических соединений;
  •  строение , свойства и практическое значение важнейших веществ и материалов:     метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, уксусной кислоты, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белки, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать:   общие химические свойства   классов   органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения
  •  выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших   органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

--объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  --определения возможности протекания химических превращений в различных      условиях и оценки их последствий;

   --экологически грамотного поведения в окружающей среде;

---оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

---безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

---критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Данная рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов ( 2часа в неделю). 

Предпочтительные  формы организации учебной деятельности учащихся: урок объяснения нового материала. урок закрепления, контроля, проведение практических,  лабораторных работ. На уроках химии используются словесные методы ( беседа, объяснение, рассказ, лекция), наглядные ( опыты, модели молекул, электронные учебники, мультимедийные презентации), практические методы ( распознавание, наблюдение, эксперимент). Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, создание ситуации успеха.

  Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме:

- тестов;

 -контрольных;

- самостоятельных работ;

- практических;

- творческих работ.

Контрольно-оценочная деятельность строится по традиционной системе, включающей проверку трёх основных элементов:   теоретических знаний(устный ответ, самостоятельная работа, химический диктант,), умений применять полученные знания при решении типовых расчётных задач  (контрольная работа, самостоятельная работа) и экспериментальных умений (лабораторные опыты и практические работы). В каждой теме выделены уроки по обобщению и систематизации знаний по отработке умений и навыков учащихся при подготовке к контрольной работе.       Проведение самостоятельных и контрольных работ обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки. Содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находятся в строгом соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В планировании предусмотрено проведение 4 контрольных работ по темам: «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»,» Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»,» Итоговая контрольная работа»

                             

  Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

В том числе:

Уроки

Практические

работы

Контрольные работы

1.

Введение

1

1

2.

 Тема 1.Теория строения органических соединений

6

6

3.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

17

16

1

4.

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники.

19

18

1

5.

 Тема4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе.

10

8

1

1

6.

 Тема 5. Биологически активные органические соединения.

8

8

7.

 Тема 6.Искусственные и синтетические полимеры.

7

5

1

1

 

Итого:

68

62

2

4

                                   Содержание

                                    Введение (1ч,)

 

   Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. 

                                     Тема 1

Теория строения органических соединений (6ч)

 Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

 Демонстрации: 1. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

 В результате изучения данной темы учащийся должен:

 знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: валентность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные теории химии: теория строения органических соединений.

 уметь:

- определять валентность и степень окисления химических элементов

       --объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

  1. проводить самостоятельный поиск  химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

                                    Тема 2

Углеводороды и их природные источники (17ч)

Природный газ как топливо. Состав природного газа.

   Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства . Применение алканов на основе свойств.

   Алкены. Этилен, его получение Химические свойства этилена.. Применение этилена на основе его свойств. Полиэтилен.,его свойства и применение

Понятие об алкадиенах. Химические свойства бутадиена –1;3 и изопрена. Каучуки. Резина.

   Алкины. Ацетилен, егополучение. Химические свойства ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств..  Поливинилхлорид и его применение.  

 Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

 Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

   Демонстрации:

 2. Горение метана, этилена, ацетилена

.3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к бромной воде и раствору перманганата калия

.4. Получение этилена реакцией дегидрирования этанола и деполимеризация полиэтилена, ацетилена карбидным способом

.5. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.

 6. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

  Лабораторные опыты:

1. Изготовление моделей молекул углеводородов.

2. Определение элементного состава органических соединений.

3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

4. Получение и свойства ацетилена.

5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

В результате изучения данной темы учащийся должен:

  знать/понимать:

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол.

 

уметь

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2. определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать общие химические свойства основных классов углеводородов;;
  3. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших углеводородов

.  иметь опыт

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
  • Безопасного обращения с горячими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

--экологически грамотного поведения в окружающей среде;

--оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

Тема 3

Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 19ч)

 Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.  

 Спирты. Получение этанола.Представление о водородной связи. Химические свойства этанола. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

   Понятие о предельных многоатомных спиртах.. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина ..

  Фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Применение фенола. Получение фенола Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция.. Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов.  Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

   Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

   Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров.

   Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров. Применение жиров .

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  -   полисахарид.

   Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации:

.7. Окисление спирта в адьдегид.

 8. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

.9. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. 10.Качественные реакции на фенол.

 11.Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.

12.Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II)

.13.Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

.14. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

 Лабораторные опыты:

 6. Свойства этилового спирта.

 7. Свойства глицерина.

 8. Свойства формальдегида.

 9. Свойства уксусной кислоты.

 10. Свойства жиров.

11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. .

12.Свойства глюкозы.13. Свойства крахмала

В результате изучения данной темы учащийся должен:

  знать/понимать:

  1. важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, ;
  3. важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2. определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать строение и химические свойства изученных органических

 соединений;

  1. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  2. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  3. пользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

--экологически грамотного поведения в окружающей среде;

--оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

                                                       Тема 4

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 10ч )

 Понятие об аминах.. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

   Аминокислоты. Получение аминокислот. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

   Белки. Получение белков. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков. Биохимические функции белков.

   Генетическая связь между классами органических соединений.

   Нуклеиновые кислоты. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

  Демонстрации:

15. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

16. Реакция анилина с бромной водой

.17. Доказательство наличия функциональных групп  в растворах аминокислот.

18. Растворение и осаждение белков

 19. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая

.20. Горение птичьего пера и шерстяной нити

.21. Модель молекулы ДНК

22.. Переходы: этанол ----  этилен------- этиленгликоль-------- этиленгликолят меди (II); этанол---------  этаналь---------  этановая кислота

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

   Практическая работа № 1.  Идентификация органических соединений.

 В результате изучения данной темы учащийся должен:

знать/понимать:

важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  1. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,;
  2. важнейшие вещества и материалы: белки;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2.  определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать  строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  6. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  7. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  Тема 5

Биологически активные органические соединения ( 8ч)

   Ферменты как биологические катализаторы белковой природы.. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

. Понятие о гомонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

   Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии.. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

  Демонстрации:

23. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля

.24. Коллекция СМС, содержащих энзимы.

25.Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.

26. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.

27. Коллекция витаминных препаратов.

28.Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.

29. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

30. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

 В результате изучения данной темы учащийся должен

  знать/понимать:

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  1. важнейшие вещества и материалы: белки;

уметь

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2. принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-экологически грамотного поведения в окружающей среде;

--оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

                                                 Тема 6

Искусственные и синтетические органические соединения ( 7ч )

   Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их  свойства и применение.

   Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров. Структура полимеров. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

  Демонстрации:

31. Коллекция пластмасс и изделий из них

.32. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них

.33. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

 Лабораторные опыты.:

 15. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

 Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.

В результате изучения данной темы учащийся должен:

 знать/понимать

  1. важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  3. важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  1. называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
  2. принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  3. характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  4. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  6. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:-
  7. --критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
  8. экологически грамотного поведения в окружающей среде.

         Контрольно-измерительные материалы .

КИМ №1 «Углеводороды и их природные источники»

Вариант  1.

1.  Углеводороды, молекулы которых содержат наряду с простыми связями также и двойную связь между 2 атомами углерода, относятся к классу:

1) циклоалканов;     2) алкинов;     3) алкенов;     4) алканов.

2.  Формула  2,3-диметилбутена-1:                                                                                            СН3

1)  СН3− С = С − СН3           2) СН3 – С = С = СН2              3)  СН2 = С – СН = СН2       4) СН2 = С – СН − СН3

               СН3 СН3         СН3                                                             СН3                                      СН3 

3. Из  веществ, формулы которых:

а) СН3− СН2− СН2               б)  СН3− СН2− СН2− СН3              в) СН3− СН− СН3            г)   СН2− СН2

                        СН3                                                                                                               СН3                          СН2− СН2

изомерами  являются:  1) б,в           2)  а,б                 3) а,г              4) б,г

4. Гомологом  2,3-диметилбутена-1  является:

1)  СН3− С = С − СН3           2) СН3 – С = С Н− СН2 − СН2 – СН3        3)  СН2 = С – С = СН2       4) СН2 = С Н− СН2– С = СН2

               СН3 СН3         СН3                                                                                            СН3  СН3                                               СН3

1)   1            2)  2                3) 3                  4) 4

5.  С  каждым  из  указанных  веществ:  водой,  бромоводородом, водородом – в  химическое  взаимодействие  вступает:

1) пропан        2) бутен            3)  этан           4)  хлорметан.

6. Коэффициент  перед   кислородом  в  уравнении  реакции  горения  циклопропана  равен:

1)  2             2)  4             3)  6          4) 9

7. Схема, соответствующая  реакции  присоединения:

1)   С2Н6 + Сl2 →  ….                   2) С2Н4 + 3O2 →  ….                 3)  С2Н4  +  С2Н4  + … →  ….      4)  С3Н8 (t,катализатор)→ …

8.  В  схеме  химических  превращений
                                                                        С2Н6  →  Х1  +  Х2  →  С2Н5ОН                       Х1  и  Х2    это:

 1) ацетилен  и  вода       2)  хлорэтен  и  натрий       3)  этилен  и  вода       4)  ацетилен  и  хлороводород .

9.  При  сжигании  11,4 г углеводорода  образовалось  35,2 г оксида  углерода (IV)  и  16,2 г воды.   Относительная  плотность  по  кислороду  паров  этого  вещества  3,5.  Определите  формулу  углеводорода.

10.  Какая  масса  бензола  потребуется  для  получения   738  г  нитробензола,  если  выход  продукта  реакции  составляет  92%  от  теоретически  возможного?

Вариант  2.

1.  Название  гомологического  ряда  нециклических  углеводородов, в молекулах  которых  атомы углерода  образуют  только С−С связи:

1) алканы;     2) алкены;     3) алкины;     4) алкадиены.

2.Вещество, структруная формула которого                                                                                          

     СН3− СН − СН2 – СН − СН2 − СН3               называется:  а) 2,2-диметилбутан                  б) 2,4-диметилгексан

               СН3                     СН3                                                          в) 2-метилгексан                         г) 2,4-диметилоктан

3. Из  веществ, формулы которых:

а) СН3− СН= СН− СН2− СН3       б)  СН2=С− СН2− СН3    в) СН3− СН2− СН2− СН=СН2       г)  СН3− СН2− СН= СН− СН2− СН3

                                                          СН3                         

изомерами  положения  двойной связи  являются:  1) б,в           2)  а,б                 3) а,в             4) б,г

4. Гомологом  3-этилпентена-1  является:

1)  СН3− С = С – СН=СН2          2) СН3 – С Н= С − СН2 − СН2 – СН3        3)  СН2 = С – СН2− СН3       4) СН2 = С Н− СН2– С Н= СН2

               СН3 СН3                          СН3                                                СН3

1)   1            2)  2                3) 3                  4) 4

5.  Для  обнаружения  непредельных углеводородов  можно  использовать  раствор:

1) нитрата  серебра         2) хлорида  бария           3)  аммиака           4)  бромной  воды.

6. Коэффициент  перед   кислородом  в  уравнении  реакции  горения  толуола  равен:

1)  7             2)  8             3)  9          4)  10

7. Схема, соответствующая  реакции  замещения:

1)   С2Н6 + Сl2 →  ….                   2) С2Н4 + 3O2 →  ….                 3)  С2Н4  +  С2Н4  + … →  ….      4)  С3Н8 (t,катализатор)→ …

8.  В  схеме  химических  превращений
                                                                        СН4  →  Х1  →  Х2  →  С6Н5Cl                       Х1  и  Х2    это:

 1) циклогексан  и  бензол                 2)  ацетилен   и  бензол      

3)  ацетилен  и  хлороводород        4)  циклогексан  и  хлороводород .

9.  Относительная  плотность  углеводорода  по  водороду  равна  28.   Массовая  доля  углерода  в нем  85,7%. Определите  формулу  вещества.

10.  Вычислите  массу  карбида  алюминия  Al4C3,  которая  потребуется  для  получения  112  л  метана(н.у.), если выход   продукта   реакции   составляет   80%  от  теоретически  возможного.

10 класс.

КИМ №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

 

Вариант 1

1.Формула предельного одноатомного спирта:

1.С6 Н12 О6        2. С2Н4О2         3. С5Н12О         4. С3Н6 О

2.Содержит 5 атомов углерода:

             1. Бутаналь      2. 2-метилбутаналь       3. Гексанол-1       4.2-метилпентанол

3.Реакцию « серебряного зеркала» даёт:

            1. этаналь           2. уксусная кислота        3. фенол                 4. Крахмал  

4.Какое из перечисленных веществ содержит карбоксильную группу:

            1. метаналь           2. уксусная кислота        3. фенол                 4. крахмал  

5.Синее окрашивание с йодом даёт:

            1.метаналь           2. уксусная кислота        3.глюкоза                 4. крахмал  

6. Не относится к углеводам:

            1.фруктоза            2.сахароза                         3.фенол                    4.глюкоза

7.Напишите уравнение реакции взаимодействия бутановой кислоты и этанола и укажите её название:

                 1.гидролиз        2. Гидратация                  3.нейтрализация        4.этерификации

8.Соотнесите названия веществ и класс органических соединений:

    А. 2- метил пропанол                                           1. Альдегиды

     Б. Крахмал                                                              2.Кетоны

     В. Пентаналь                                                          3. Спирты

     Г. Гексанон-2                                                          4. Карбоновые кислоты

                                                                                        5.Углеводы

А

Б

В

Г

9.Жиры представляют собой:

1.Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

2. Сложные эфиры этиленгликоля и высших карбоновых кислот

3.Смесь солей высших карбоновых кислот

4.Смесь карбоновых кислот

10.  Задача. Какой объём водорода выделится при взаимодействии 460 г этанола с натрием?

1-6,9 вопросы по 1 баллу

7 вопрос-3 балла

8 вопрос-2 балла

10вопрос-2 балла     всего-14 баллов

«5»-13-14 баллов        «4»-11-12 баллов          «3»-7-10 баллов

Вариант 2

  1. Формула карбоновой кислоты:

                1.С6 Н12 О6        2.С2Н4О2        3.С5Н12О         4. С3Н6 О

    2.Содержит 6 атомов углерода:

             1. Бутаналь      2. 2-метилбутаналь       3. Гептанол-1       4.2-метилпентанол

    3.Реакцию « серебряного зеркала» даёт:

            1.  фенол           2. уксусная кислота        3. глюкоза              4. Крахмал

    4.Какое из перечисленных веществ содержит карбоксильную группу:

            1. метаналь           2. фенол        3.Бутановая кислота               4. Крахмал  

     5.Синее окрашивание с йодом даёт:

            1.метаналь           2. крахмал       3.глюкоза                 4.  Глицерин

     6. Не относится к углеводам:

            1.фруктоза            2.сахароза                         3.этанол                    4.глюкоза

    7.Напишите уравнение реакции взаимодействия пропановой кислоты и метанола и укажите её название:

                 1.гидролиз        2. этерификация    3.  гидратация                4.нейтрализация         8.Соотнесите названия веществ и класс органических соединений:

    А. 2- метилгексанол                                        1. Альдегиды

     Б. Фруктоза                                                       2.Кетоны

     В. Гексанон-2                                                    3.Спирты                                                                                                                                

     Г. . Пентаналь                                                   4. Карбоновые кислоты

                                                                                   5.Углеводы

А

Б

В

Г

9.Жиры представляют собой:

1.Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

2. Сложные эфиры этиленгликоля и высших карбоновых кислот

3.Смесь солей высших карбоновых кислот

4.Смесь карбоновых кислот

10.  Задача. Какой объём водорода выделится при взаимодействии 4,6 г этанола с калием?

1-6,9 вопросы по 1 баллу

7 вопрос-3 балла

8 вопрос-2 балла

10вопрос-2 балла     всего-14 баллов

«5»-13-14 баллов        «4»-11-12 баллов          «3»-7-10 баллов

КИМ № 3 по теме «Азотсодержащие органические вещества»

ВАРИАНТ 1

А 1. Общая формула вторичных аминов    

1) R—C—NH2

            |

            R

2) R—N—R

            |

           H

3) H2N—R—NH2

4) R—N=N—R

А 2.  Как называется вещество     H2N-CH2- COOH:

1) серин

2) аланин

3) глицин

4) аминопропионовая кислота

А 3. Нейтральная среда в растворе аминокислоты, имеющей формулу  

1) CH3—CH—COOH

                |

               NH2

2) CH2—CH2—CH—COOH

      |                     |

      NH2              NH2

3) HOOC—CH2—CH—COOH

                                |

                               NH2

4) CH3—CH—CH—COOH

                 |         |

                NH2   NH 2

А 4. Амфотерность аланин проявляет при его взаимодействии с растворами

  1. спиртов
  2. кислот и щелочей
  3. щелочей
  4. средних солей

А 5. Аминокислоты не реагируют ни с одним из двух веществ:

1)

NaOH  и  CH3OH

3)  NaCl  и  CH4

2)

CH3NH2  и  Na

4)  NH3  и  H2O

А 6. Ароматические амины по сравнению с аммиаком  

1)

более слабые основания, т.к. электронная плотность на атоме азота больше,

2)

более сильные основания, т.к. электронная плотность на атоме азота больше,

3)

более слабые основания, т.к. электронная плотность на атоме азота меньше,

4)

более сильные основания, т.к. электронная плотность на атоме азота меньше

А 7. Верны ли утверждения:           А.   аминокислоты входят в состав жиров

                                                    Б.   Анилин  относится к числу ароматических аминов        

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба утверждения
  4. неверно ни одно из утверждений

А 8.  Вещество, формула которого   NH2 - СН2 – СООН, является

  1. органической кислотой
  2. органическим основанием
  3. амфотерным веществом
  4. амином

А 9  .  Изомером    диметиламина    является:

  1.  этиламин;              3) анилин;

2)  метиламин;                                 4) триметиламин.

А 10. Ксантопротеиновой называют качественную реакцию на белки:

  1.  с гидроксидом меди (II);            3) с гидроксидом натрия;
  2.  с азотной кислотой (конц.);              4) с нингидрином.

В 1.   Соль может образоваться в результате  взаимодействия

  1.  C6H5NH2   и   HCl
  2.  C6H5NH2      и     C3H7OH
  3.  NH2 - CH2 - COOH    и    K2O
  4.  NH2 - CH2 - COOH      и   C2H5OH
  5.  CH3 - NH2     и    H2O
  6.  NH2 - CH2 - CH2 - COOH     и    Na2CO3

Ответ:_________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

В 2.  Метиламин взаимодействует с

  1.  этаном
  2.  бромоводородной кислотой
  3.  кислородом

  1.  гидроксидом калия
  2.  пропаном
  3.  водой

Ответ:__________

ВАРИАНТ 2

А 1.  Пептидная связь есть в веществе    

1) R—C—O—CH—R

           ||             |

          O           NH2

3) R—C—O—NH2

            ||

           O

2) R—CH2—N—R

                       |

                      H

4) R—C—N—R

            ||     |              

           O    H

А 2. Соединения, в состав которых входит функциональная группа –NH2, относятся к классу  

1)

альдегидов

2)

нитросоединений

3)

карбоновых кислот

4)

аминов

А 3.  Окраска водного раствора амина в присутствии фенолфталеина

1)

малиновая

2)

желтая

3)

фиолетовая

4)

оранжевая

А 4.  Аминопропановая кислота реагирует с каждым из двух веществ:

  1. HСl,  KOH                           3.   NaCl,  NH3

2.  C2H5OH,  KCl                       4.   CO2,  HNO3

А 5.  Формула аминоуксусной кислоты  

  1. CH3  COOH                                                                            
  2. CH3  CH2 – COOH
  3. NH2 – CH2  COOН
  4. Cl – CH2  COOH  

class=Section20>

А 6.  При  взаимодействии аминокислот между собой образуется

  1. сложный эфир
  2. пептид
  3. новая аминокислота
  4. средняя соль

А 7. Этиламин не взаимодействует  с веществом, формула которого

1)  HCl                           2)  O2                             3)  H2                                  4)  Н2О

А 8.  Изомером пропиламина  не является:

  1. триметиламин;        3) диметиламин;
  2. метилэтиламин;        4) 2-аминопропан.

А 9.  Биуретовой называют качественную реакцию на белки:

  1. с ионами Си2+ в щелочной среде;
  2. с азотной кислотой;
  3. с гидроксидом натрия;
  4. с нингидрин

А 10.  Верны ли утверждения:

       

    А Амины проявляют основные свойства

    Б. Аминокислоты проявляют только основные свойства

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба утверждения
  4. неверно ни одно из утверждений

В 1  Этиламин взаимодействует с

  1. метаном
  2. водой
  3. азотной кислотой
  4. бензолом
  5. кислородом
  6. пропаном

Ответ:__________

В 2  Диметиламин

  1. имеет специфический запах
  2. является жидкостью при комнатной температуре
  3. содержит атом азота с неподеленной электронной парой  
  4. реагирует с кислотами  
  5. является более слабым основанием,  чем аммиак
  6. относится к третичным амин

КИМ № 4.Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

Вариант  1.

1.  Углеводороды, молекулы которых содержат наряду с простыми связями также и двойную связь между 2 атомами углерода, относятся к классу:

1) циклоалканов;     2) алкинов;     3) алкенов;     4) алканов.

2.  Формула  2,3-диметилбутена-1:                                                                                            СН3

1)  СН3− С = С − СН3           2) СН3 – С = С = СН2              3)  СН2 = С – СН = СН2       4) СН2 = С – СН − СН3

               СН3 СН3         СН3                                                             СН3                                      СН3 

3. Из  веществ, формулы которых:

а) СН3− СН2− СН2               б)  СН3− СН2− СН2− СН3              в) СН3− СН− СН3            г)   СН2− СН2

                        СН3                                                                                                               СН3                          СН2− СН2

изомерами  являются:  1) б,в           2)  а,б                 3) а,г              4) б,г

4. Гомологом  2,3-диметилбутена-1  является:

1)  СН3− С = С − СН3           2) СН3 – С = С Н− СН2 − СН2 – СН3        3)  СН2 = С – С = СН2       4) СН2 = С Н− СН2– С = СН2

               СН3 СН3         СН3                                                                                            СН3  СН3                                               СН3

1)   1            2)  2                3) 3                  4) 4

5.  С  каждым  из  указанных  веществ:  водой,  бромоводородом, водородом – в  химическое  взаимодействие  вступает:

1) пропан        2) бутен            3)  этан           4)  хлорметан.

6. Коэффициент  перед   кислородом  в  уравнении  реакции  горения  циклопропана  равен:

1)  2             2)  4             3)  6          4) 9

7. Схема, соответствующая  реакции  присоединения:

1)   С2Н6 + Сl2 →  ….                   2) С2Н4 + 3O2 →  ….                 3)  С2Н4  +  С2Н4  + … →  ….      4)  С3Н8 (t,катализатор)→ …

8.  В  схеме  химических  превращений
                                                                        С2Н6  →  Х1  +  Х2  →  С2Н5ОН                       Х1  и  Х2    это:

 1) ацетилен  и  вода       2)  хлорэтен  и  натрий       3)  этилен  и  вода       4)  ацетилен  и  хлороводород .

9.  При  сжигании  11,4 г углеводорода  образовалось  35,2 г оксида  углерода (IV)  и  16,2 г воды.   Относительная  плотность  по  кислороду  паров  этого  вещества  3,5.  Определите  формулу  углеводорода.

10.  Какая  масса  бензола  потребуется  для  получения   738  г  нитробензола,  если  выход  продукта  реакции  составляет  92%  от  теоретически  возможного?

Вариант  2.

1.  Название  гомологического  ряда  нециклических  углеводородов, в молекулах  которых  атомы углерода  образуют  только С−С связи:

1) алканы;     2) алкены;     3) алкины;     4) алкадиены.

2.Вещество, структруная формула которого                                                                                          

     СН3− СН − СН2 – СН − СН2 − СН3               называется:  а) 2,2-диметилбутан                  б) 2,4-диметилгексан

               СН3                     СН3                                                          в) 2-метилгексан                         г) 2,4-диметилоктан

3. Из  веществ, формулы которых:

а) СН3− СН= СН− СН2− СН3       б)  СН2=С− СН2− СН3    в) СН3− СН2− СН2− СН=СН2       г)  СН3− СН2− СН= СН− СН2− СН3

                                                          СН3                         

изомерами  положения  двойной связи  являются:  1) б,в           2)  а,б                 3) а,в             4) б,г

4. Гомологом  3-этилпентена-1  является:

1)  СН3− С = С – СН=СН2          2) СН3 – С Н= С − СН2 − СН2 – СН3        3)  СН2 = С – СН2− СН3       4) СН2 = С Н− СН2– С Н= СН2

               СН3 СН3                          СН3                                                СН3

1)   1            2)  2                3) 3                  4) 4

5.  Для  обнаружения  непредельных углеводородов  можно  использовать  раствор:

1) нитрата  серебра         2) хлорида  бария           3)  аммиака           4)  бромной  воды.

6. Коэффициент  перед   кислородом  в  уравнении  реакции  горения  толуола  равен:

1)  7             2)  8             3)  9          4)  10

7. Схема, соответствующая  реакции  замещения:

1)   С2Н6 + Сl2 →  ….                   2) С2Н4 + 3O2 →  ….                 3)  С2Н4  +  С2Н4  + … →  ….      4)  С3Н8 (t,катализатор)→ …

8.  В  схеме  химических  превращений
                                                                        СН4  →  Х1  →  Х2  →  С6Н5Cl                       Х1  и  Х2    это:

 1) циклогексан  и  бензол                 2)  ацетилен   и  бензол      

3)  ацетилен  и  хлороводород        4)  циклогексан  и  хлороводород .

9.  Относительная  плотность  углеводорода  по  водороду  равна  28.   Массовая  доля  углерода  в нем  85,7%. Определите  формулу  вещества.

10.  Вычислите  массу  карбида  алюминия  Al4C3,  которая  потребуется  для  получения  112  л  метана(н.у.), если выход   продукта   реакции   составляет   80%  от  теоретически  возможного.

                                     

                                 

                                              Литература

Для учителя:

1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.

2.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: метод. пособие. - М.: Дрофа, 2006

3.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

4.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.

5.Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др.  Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2007.

6.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.

7.Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2007.

8.Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.

9.Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2008.

10.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2009.

Для учащихся:

1.Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, 2007-2008.

2.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии.8 класс.(О.С.Габриелян)

Необходимо каждому учителю систематизировать  материал,создать рабочую программу,которая оптимально систематизирует и объединит всю деятельность учителя в единое целое.Рабочие программы для 8,9,1...

Рабочая программа по химии (11 класс) О.С. Габриелян

Календарно- тематическое планирование по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень.Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, ...

рабочая программа по химии 11 класс, О.С.Габриелян.

 Рабочая программа по химии составленана основе авторской , к учебнику О.С.Габриеляна ,хмиия 11 класс.Рассчитана программа на 34 часа в год, 1 час в неделю . ...

Рабочая программа по химии 10 класс О.С. Габриелян

Рабочая программа по химии разработана на основе примерной программы курса химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна, 2011г. В основе УМК л...

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты обучения...

Рабочая программа по химии 8 класс. О.С. Габриелян. 72 часа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...

Рабочая программа по химии 10 кл. О.С.Габриелян (профильный уровень) 103 часа

В рабочей программе углубленного уровня предусмотрено не только развитие всех основных видов деятельности обучаемых, но и таких видов деятельности, которые обеспечивают реализацию проектируемой образо...