Рабочая программа по химии . 8 класс. О.С.Габриелян
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Шарапова Светлана Михайловна

Рабочая программа по химии . 8 класс. О.С.Габриелян(пояснительная записка., учебно0тематический план,содержание, ким, литература)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_8_klass.doc727 КБ

Предварительный просмотр:

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 п.3 пп.6), Федерального  компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г); в соответствии с Примерной программой основного общего образования по химии и авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О.С. Габриеляна (2012года)

 Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ /,– М.: Дрофа,2013г

.         Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета « Химия» в 8 классе являются:

-использование для познания окружающего мира следующих методов: наблюдения, измерения, опыта, проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

-использование для решения познавательных задач различных источников информации;

-   соблюдение норм и правил поведения в химическом кабинете, а так же правил здорового образа жизни.

Изучение химии на базовом уровне в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение обучающимися знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий получения новых материалов ,производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

-развитие познавательных интересов  и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

-  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

-  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решении практических задач в повседневной жизни.

.Принцип  концентричности не нарушен ,содержание авторской программы О.С. Габриеляна в целом сохранено с дополнениями в соответствии с ГОСом.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту, практические работы сгруппированы в блоки: химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но и средством контроля за качеством их сформированности.

В содержание программы внесены:

дополнения на основе  требований ГОСа:

в тему    « Введение» включены вопросы: химия как часть естествознания; наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование; понятие о химическом анализе и синтезе; в тему              «Соединения химических элементов» -  понятие о валентности.

Изменения:

Из авторской программы исключена тема 9 «Учебные экскурсии» из за реального отсутствия объектов экскурсий. .Увеличено число часов на изучение тем:

-  Тема 2 « Простые вещества» -10 часов вместо 9

-  Тема 3 «Соединения химических элементов»  -17 часов вместо16 .

-  Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» -15 часов  вместо 13 часов  -для увеличения учебного времени на решение расчётных задач.

Внесены дополнения в структуру программы. В каждой теме кроме демонстраций и лабораторных работ, указываются практические работы, типы расчетных задач..

Рабочая программа построена с учётом реализации межпредметных связей, опирается на курс физики 7 класса (строение молекул и атомов), на биологию 6-8 классов ( даётся знакомство  с химической организацией клетки процессами обмена веществ),опирается на практические знания  обучающихся по математике и информатике.

Требования  к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения химии на базовом уровне ученик 8 класса должен

знать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы  химических веществ, химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, уравнения электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, число Авогадро, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализатор,  химическое равновесие.
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; .закономерности изменения свойств в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • определять: степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений; состав веществ по их формулам ;возможность протекания реакций ионного обмена.
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностям строения их атомов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений;
  • обращаться: с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, проводить простые химические опыты, наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  • производить: расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния  химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

     критической оценки информации о веществах, используемых в быту,

приготовления растворов заданной концентрации.

Данная рабочая учебная программа рассчитана на 102 часа (3часа в неделю), из- за отсутствия пропедевтического курса в 7 классе количество часов увеличено за счёт школьного компонента на 1 час в неделю

Предпочтительные  формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная..    Используются следующие формы обучения:  учебные занятия, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа,  презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.

Формы промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация проводится в форме:

- тестов;

 -контрольных;

- самостоятельных работ;

- практических;

- творческих работ.

Контрольно-оценочная деятельность строится по традиционной системе, включающей проверку трёх основных элементов:   теоретических знаний (устный ответ, самостоятельная работа, химический диктант,), умений применять полученные знания при решении типовых расчётных задач  (контрольная работа, самостоятельная работа) и экспериментальных умений (лабораторные опыты и практические работы). В каждой теме выделены уроки по обобщению и систематизации знаний по отработке умений и навыков учащихся при подготовке к контрольной работе.       Проведение самостоятельных и контрольных работ обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки. Содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находятся в строгом соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В планировании предусмотрено проведение пяти контрольных работ по темам «Атомы химических элементов. Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворении. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Итоговая контрольная работа».

                               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

Всего часов

В том числе :

уроки

практические работы

контрольные работы

1.

Введение

6

6

2.

Тема 1. Атомы химических элементов

13

13

3.

Тема 2. Простые вещества.

10

9

1

4.

Тема 3. Соединения химических элементов

17

16

1

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

15

14

1

6.

Тема 5. Практикум

№ 1. Простейшие операции с веществом

5

5

7.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

26

25

1

8.

Тема 7. Практикум №2 Свойства растворов электролитов

4

4

9.

Тема 8.Портретная галерея великих химиков.

6

5

1

Итого:

102

88

9

5

                                      Содержание

                                   Введение (6 часов)

Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений.  Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.

Язык химии. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Группы и периоды периодической системы.

Расчетные задачи.

1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

Знать/ понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и

Уметь: называть химические элементы, вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния  химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту,

Тема №1. Атомы химических элементов (13 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Строение атома. Ядро: протоны и нейтроны.

Изменение числа нейтронов в ядре атома – образование изотопов.    Электроны. Строение электронных оболочек атомов  первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.   Периодическая система химических элементов и строение атомов: физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента.  Ионы.    Образование бинарных соединений. Понятие об ионной химической связи.   Взаимодействие атомов химических элементов -  неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ.  Ковалентная неполярная химическая связь..

Образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная  полярная связь. Металлическая связь.

Демонстрации:

  1. Модели атомов химических элементов.

2.Периодическая система химических элементов.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

Знать/ понимать: понятия ион, химическая связь, периодический закон.

Уметь: называть соединения изученных классов, объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; определять тип химической связи в соединениях.

Тема №2.  Простые вещества (10часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества-металлы.   Важнейшие простые вещества –неметаллы. Аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.   Постоянная Авогадро.  Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.   Расчеты, с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «Постоянная Авогадро».

Расчетные задачи.

3. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

4. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «Постоянная Авогадро».

Демонстрации:

3.Получение озона.

4.Образцы белого и красного фосфора.

5. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

6. Модель молярного объема газообразных веществ

В результате изучения данной темы учащиеся должны

Знать/ понимать: химические понятия моль, молярная масса, молярный объем.

Уметь: вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества.

Тема №3. Соединения химических элементов (17 часов)

Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Определение характера среды.

Кислоты. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Типы кристаллических решеток.   Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи.

5. Расчет массовой и объемной доли компонентов смеси веществ.

6. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

7. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации:

7.Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.

8. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).

9.Взрыв смеси водорода с воздухом.

10. Способы разделение смесей.

11.Дистилляция воды.

Лабораторные опыты:.

1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

Знать/ понимать: формулы химических веществ.

Уметь: называть соединения изученных классов; определять состав веществ по формулам, степень окисления и валентность по формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей, аммиак; обращаться с химической посудой и оборудованием; вычислять массовую долю вещества в растворе

Тема №4. Изменения, происходящие с веществами (15 часов)

Физические явления в химии.    Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. .

Сохранения массы веществ при химических реакциях..Уравнение и схема химической реакции   Расчеты по химическим уравнениям.. Расчеты, с использованием понятия «доля», когда исходное вещество содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Реакции соединения.   Реакции замещения. Электрохимических ряд напряжений металлов.   Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Расчетные задачи.

5. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

6.. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

7. Вычисление массы (количества вещества объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации:

12.Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.

13.Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди(II); г_ растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты:

3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

4.Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

5. Помутнение известковой воды от выдыхания углекислого газа.

6. Получение углекислого газа из соды и кислоты.

7. Замещение меди в растворе хлорида меди(II) железом.

В результате изучения данной темы учащиеся должны

Знать/ понимать: уравнения химических реакций, классификация реакций, закон сохранения массы веществ.

Уметь: характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ; определять типы химических реакций; составлять уравнения химических реакций; вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Тема №5. Практикум №1.

Простейшие операции с веществом (5 часов)

1. Правила техники безопасности в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2.  Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

3. Анализ почвы и воды.

4.  Признаки химических реакций.

5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния  химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту,

приготовления растворов заданной концентрации.

Тема №6.  Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов(26 часов)

Растворение как физико–химический процесс. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.   Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Степень электролитической диссоциации. Слабые и сильные электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие кислот с металлами, с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями и с солями.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями..Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных солей. Взаимодействие солей с металлами, с кислотами, основаниями и солями.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции.  Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно - восстановительных процессах.

Демонстрации:

14.Испытание веществ и их растворов на электропроводимость.

15. Зависимость электропроводимости уксусной кислоты от концентрации.

16. Движение окрашенных ионов в электрическом поле.

17. Взаимодействие цинка с серной, соляной кислотой, хлоридом меди(II).

18. Горение магния

19.. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты:

     8.Реакции, характерные для растворов кислот (HCl, H2S04).

9. Реакции, характерные для растворов щелочей (NaOH, KOH).

10. Получение и свойства нерастворимого основания (Cu(OH)2

11. Реакции, характерные для растворов солей (CuCl2).

12. Реакции, характерные для основных оксидов (СаО).

13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (СО2).

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

Знать/ понимать: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь: определять возможность протекания реакций иоинного обмена; распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы.

Тема №7. Практикум № 2. Свойства растворов электролитов(4 часа)

      6. Ионные реакции.

7.  Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца.

8.  Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

9. Решение экспериментальных задач.

В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы.

Тема № 8 Портретная галерея великих химиков (6 часов)

Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие. 

     

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по химии 8 класс

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ №1

Тема: «Атомы химических элементов», «Простые вещества»

Вариант 1.

1.        Сложное вещество - это:

А. Углекислый газ   В. Водород     Б. Медь     Г, Кислород

2.        Относительная молекулярная масса наименьшая у вещества с формулой:

А. С02   Б. СН4     В. Н20      Г. CS2

3.        Элемент третьего периода главной подгруппы II группы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева:

А. Алюминий   Б. Кальций    В. Бериллий        Г. Магний

4.        Частица (атом или ион), имеющая следующее распределение электронов по энергетическим уровням: 2е;8е;8е

А.Nе0     Б. S0     В. Са2+    Г. Mg2+

5.        Ядро химического элемента, содержащего 16 протонов:

А. Хлора   Б. Кислорода   В. Серы  Г. Фосфора

6.        Атом химического элемента, имеющего в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов и 5 электронов:

А. Бор      Б. Натрий   В. Углерод    Г. Азот

  1. Атом химического элемента, электронная оболочка которого содержит 16 электронов, называется        
  2. Масса 5 моль аммиака NH3 равна:        
  3. Соотнесите.

Тип химической связи:

1. Ионная 2. Ковалентная полярная 3. Металлическая

Химическая формула вещества:

А. С12        Б. NaCl        В.  Fe.        Г. NH3

10.        Задача. Рассчитайте объем водорода Н2 массой 20 грамм (н.у.).

Вариант 2.

1. Сложное вещество - это:

А. Азот    В. Кислород       Б. Железо        Г. Сульфид железа

2.        Относительная молекулярная масса наибольшая у вещества с формулой:

A. H2S   Б. S02     В. Си О      Г. К2 S

3.        Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

А. Кислород    Б. Серы       В. Кальция     Г. Бора

4.        Элемент второго периода главной подгруппы V группы Периодической
системы химических элементов Д.И. Менделеева:

А. Азот        Б. Фосфор      В. Кислород        Г. Углерод

5.        Распределение электронов по энергетическим уровням: 2е;8е; соответствует частице (атому или иону):

A. Mg°        Б. Na +     В. Na°      Г. Са 2+

6.        Ионы калия и хлора имеют:

A.        Одинаковый заряд ядра.        Б. Одинаковую массу.

B.        Одинаковое число электронов.        Г. Одинаковое число протонов.

  1. Атом химического элемента, имеющего в своем составе 9 протонов, 10 нейтронов и 9 электронов называется        
  2. 2 моль газообразного вещества с формулой S02 (н.у.) занимает объем:
  3. 9.        Соотнесите:

Тип химической связи:

1. Ионная 2. Ковалентная неполярная 3. Металлическая Химическая формула вещества:

A. S03        Б.Н2      В. CaF2.        Г. Mg

10.        Задача. Рассчитайте объем углекислого газа С02 массой 220 грамм (н.у.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ №2

Тема «Соединения химических элементов»

Вариант 1

  1. Смесью веществ, в отличие от индивидуального вещества, является:

А. Алюминий        Б. Азот       В. Кислород     Г. Воздух

  1. Ряд формул, в котором все вещества оксиды:

A. ZnO, ZnCb, Н20 .        В. S03, MgO, CuO.

 Б. CaO, NaOH, NH3.        Г. КОН, K20, MgO.

  1. Общая формула основания выражена условной записью: А. М(ОН)х        В. ЭХНЧ

Б. ЭхОу        Г. НхКО

М -металл, Э - элемент, КО - кислотный остаток.

  1. Нерастворимое в воде основание - это вещество с формулой: А. КОН    Б. Си(ОН)2        В.    Ва(ОН)2       Г. NaOH
  2. Число формул солей в следующем списке: H2C03, Fe(OH)3, KN03, NaOH, Ba(OH)2, CaO, SOz, СаСОэ - равно:

A. 1.     Б. 2.        В. 3.        Г.4.

6.        Кислота, в которой заряд иона кислотного остатка равен 2-, имеет формулу:

А. НВг        Б. НС1        В. НNO3        Г. Н2 S03

  1. Массовая доля серы (в%) в серной кислоте H2S04 равна        
  2. Соединение Na2 S04 (по систематической номенклатуре) называется        
  3. Соотнесите: Название вещества:

А. Оксид магния        В. Гидроксид железа (III)

Б. Серная кислота        Г. Хлорид магния

Формула соединения:

1.МпС12 2. Fe(OH)2 3. Fe(OH)3 4. H2S04 5. MgCl2    6. MgO        

7. Mg(OH)2     8. H2S03

10.        Задача. В 180 г воды растворили 20 г. NaCL Чему равна массовая доляхлорида натрия в полученном растворе?

Вариант 2

1.        Чистое вещество, в отличие от смеси, - это:

А. Морская вода.        Б. Молоко       В. Воздух        Г. Кислород

2.        Ряд формул, в котором все вещества - кислоты:

А. НС1, СаСЬ , H2S04        В. HN03, Н2 S03, Н3Р04

Б. НС1, CuO, HN03        Г. NaOH, Н2С03, Н2 S

3.        Общая формула солей изображена условной записью:
А. М(ОН)
х        В. ЭхОу

Б. Мх(КО)у        Г.НХК6

М -металл, Э - элемент, КО - кислотный остаток.

4.        Щелочью является вещество с формулой:

А.  А1(ОН)3        Б. Fe(OH)2        В. КОН        Г. Си(ОН)2

5.        Число формул оксидов в следующем списке: NaOH, К20, MgCl2 S02 ,BaS04 , Са(ОН)2, Н20 - равно:

А. 1.        Б. 2.        В. 3.        Г. 4.

6.        Кислота, в которой заряд иона кислотного остатка равен 1- , имеет формулу:

A. HF        Б. Н 2S04        В. Н 3Р04        Г. Н2 СОэ

  1. Массовая доля азота ( в %) в азотной кислоте HN03 равна

________________

  1. Соединение Zn(OH)2 (по систематической номенклатуре) называется:        
  2. Соотнесите:

Название вещества:

А. Оксид бария        В. Гидроксид магния

Б. Сернистая кислота        Г. Сульфат бария

Формула соединения:

l.H2S04      2. CuS04       3. BaS03      4. ВаО     5. BaS04    6. Mg(OH)2 7. H2S03      8. Ва(ОН)2

10.        Задача. В 450 г воды растворили 50 г соли. Чему равна массовая доля соли в полученном

 раствор

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ №3

Тема: «Изменения, происходящие с веществами»

Вариант1.        Химическое явление - это:

А. Горение свечи        В. Плавление льда

Б. Испарение бензина        Г. Замерзание воды

2.        Уравнение реакции соединения:

A.N2-K3H2 =2NH3        Б. 2 Н20=2 Н2+02

B.        2HCl+Zn=ZnCl2+H2        Г. 2НВг=Н2+Вг2

3.        Признак реакции, наблюдаемый при горении магния:

А. Выделение газа        В. Выделение теплоты и света

Б. Изменение окраски        Г. Образование осадка

4.        Уравнение реакции разложения:

A.CaO+Si02=CaSi03        Б. 2 Н2+02 =2 Н20

B.        FeS+2HCl=FeCl2+H2S        Г. 2KN03=2KN02+02

5.        Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

А1+02     А1203

равна:

А. 4        Б. 6        В. 9        Г. 10

6.        Правильное положение пробирки при нагревании жидкости показано на рисунке:

  1. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются        
  2. По данной левой части уравнения Zn(OH)2 + 2НСГ= восстановите ее правую часть        

9.        Составить уравнение реакции и расставить коэффициенты по схеме:
Серная кислота + гидроксид калия        сульфат калия + вода

10.        Задача. По уравнению реакции

Zn(OH)2 = ZnO+H20

определите массу оксида цинка, который образуется при разложении 9,9 г. исходного вещества.

Вариант 2

1. Физическое явление - это:

А. Ржавление железа        В. Плавление свинца

Б. Горение древесины        Г. Горение спирта

2.        Уравнение реакции разложения:

A.2S03=2S02 +02        Б. 2 Н22 = 2 Н20

B.        CuO+2HCl - СиС122 О        Г. 2НС1 + Zn =H2+ZnCl2

3.        Признак реакции, наблюдаемый при скисании молока:
А. Выделение теплоты        В. Образование осадка

Б. Изменение окраски        Г. Поглощение теплоты

4.        Уравнения реакции обмена:

A.2 Н20 - 2 Н2+02        Б. 2СО+02 = 2С02

B.        Са(ОН)2+2НС1 = СаС12 + 2Н 20  Г. С + 02 = С02

5.        Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

А1+С12        ►     А1С13

равна:

А. 4        Б. 5        В. 7        Г. 8

6.        Палочка находится в самой горячей части пламени на рисунке:

А. 1        Б.2        В. 3

  1. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются        
  2. По данной левой части уравнения ZnO + 2НС1= восстановите ее правую часть        
  3. Составить уравнение реакции и расставить коэффициенты по схеме:
  4.  Гидроксид натрия+хлорид меди (II)Гидроксид меди (П)+хлорид натрия

10.        Задача. По уравнению реакции СаО+Н20= Са(ОН)2 определите массу гидроксида кальция, который образуется при взаимодействии 212 г. оксида кальция с водой, взятой в достаточном количестве.

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ №4

Вариант 1

1.        Вещество, которое практически не диссоциирует на ионы:

А. Хлорид кальция        В. Хлорид магния

Б. Фосфат кальция        Г. Серная кислота

2.        Анионом является:

А. Ион кальция        В. Атом меди

Б. Ион хлора        Г. Ион алюминия

3.        Формула слабого электролита:

A. HN02*        Б. КОН       В. H2S04        Г. NaOH

4.        Веществом X в уравнении химической реакции

X + H2S04 = MgS04 +2Н20 является:

A. Mg        Б. MgCl2        В. Mg(OH)2        Г. Mg S03

5.        Взаимодействие гидроксида натрия и серной кислоты в водном растворе отображается ионным уравнением:

А. ОН" + Н+20        В.2Н+ + С032"=Н2С03

Б. 2 Н+ + S2" = H2S        Г.2Н+ + S032 = H2S03

6 . С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
А. Магний       Б. Никель      

 В. Серебро      Г. Цинк

7.        Какой цвет приобретает окраска лакмуса в растворе, полученном при взаимодействии оксида серы (IV) с водой___

  1. Составьте формулу электролита, образующего при электролитической диссоциации ионы: ЗК+ и Р043~        
  2. Соотнесите.

Формула оксида:

l.S03     2. СаО   3. С02    4. S02

Формула гидроксида:

А.Н2С03        Б. H2S04        В. H2SO3      Г. Са(ОН)2

10.        Составьте генетический ряд кальция, используя схему:

металл -> основный оксид -> основание. Запишите уравнения реакций согласно схеме, расставьте коэффициенты.

Вариант 2

1.        Полностью диссоциирует на ионы в водном растворе:

А. Серная кислота        В. Гидроксид железа (III)

Б. Хлорид серебра        Г. Оксид железа (III)

2.        Катионом является:

А. Фосфат- ион        В. Хлорид - ион

Б. Ион натрия        Г. Атом цинка

3.        Формула сильного электролита:

А.   Н2С03       Б.СаСОз        В. NaOH        Г. H2S

4.        Веществом X в уравнении химической реакции

X + 2НС1 = СиС12 + 2Н20 является:

A.CibO        Б.Си        B.CuS04       Г. Си(ОН)2

5.        Взаимодействие гидроксида калия с соляной кислотой в водном растворе отображается сокращенным ионным уравнением:  

А. ОН- + Н+= Н20        В. Ag+ + СI = AgCl

Б. 2 Н+ + СОг = С02 + Н20  Г. MgC03 + 2 Н+= Mg2++ С02 + Н20

6.        С разбавленной серной кислотой взаимодействует:
А. Оксид серы (VI)        В. Ртуть

Б.Оксид меди (II)        Г. Оксид углерода (II)

  1. Какой цвет приобретает окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии оксида бария с водой: ________________________________________
  2. Составьте формулу электролита, образующего при электролитической диссоциации ионы: Ва2+ и 2СI        
  3. Соотнесите. Формула оксида:

1.С02        2. ZnO        3.S02        4. СаО

Формула гидроксида:

A. H2S03       Б. Са(ОН)2        В. Н2С03        Г. Zn(OH)2

10.        Составьте генетический ряд серы, используя схему:

Неметалл -> кислотный оксид -> кислота. Запишите уравнения реакций согласно схеме, расставьте коэффициенты.

                 КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ №5

Тема «Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса»

Вариант 1

1.        Простое вещество- неметалл:

А. Медь        Б. Сера      В. Серебро      Г. Натрий

2.        Агрегатное состояние простого вещества ртути при обычных условиях:

А. Твердое    Б. Жидкое    В. Газообразное

3.        Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

А. Кислорода Б. Бора    В. Кальция    Г. Серы

4.        Номер группы, которой принадлежит химический элемент (для элементов главных подгрупп), указывает:

A.Заряд ядра атома

Б. Число энергетических уровней

B.        Число электронов на внешнем энергетическом уровне
Г. Все ответы верны

5.        Масса 3 моль сероводорода H2S равна:

А. 33 г.       Б. 34 г.        В. 99 г.       Г. 102 г.

6.        Группа формул веществ, в которой содержатся представители четырех классов неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли):

A.HN03, СаО, Na2 S04, КОН
Б. MgO, НС1, Cu(OH)
2, С02

B.NaOH, КОН , КС1, К20
Г. А1
203, H2S04 , LiOH ,HBr

  1. Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии оксида калия с водой        
  2. Соотнесите:

Тип химической связи:

1. Ионная  2. Ковалентная неполярная  3. Металлическая

Химическая формула вещества:

А. Н20        Б.КС1       В. Си        Г. 02

9.        Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

A.Сu О + НСI -> СuСI + Н20
Б. NH
3 ->  N2 + Н2

B.        AI + O2 ->   А1203

10.        Напишите молекулярные и там, где это имеет место, - ионные уравнения реакций, согласно схеме:

Р   -> Р205     > Н3РО4   ->   Na3P04 Укажите типы реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Задание 9. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

Вариант 2

1. Простое вещество-неметалл:

А. Алюминий       Б. Магний      В.Графит      Г. Железо

2.        Агрегатное состояние простого вещества серы при обычных условиях:

А. Газообразное    Б. Жидкое       В. Твердое

3.        Три электронных слоя (энергетических уровня) имеет атом:

А.Бария     Б. Аргона       В.Серебра     Г. Кислорода

4.        Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома элемента главной подгруппы показывает:

A. Номер периода        Б. Номер группы

B.        Порядковый номер элемента     Г. Заряд ядра атома

5.        Масса 3 моль воды равна:

А. 27 г.       Б. 60 г.        В. 54 г.       Г. 90 г.

6.        Группа формул веществ, в которой содержатся основание, кислота, соль и основный оксид:

А. НС1 ,S03, FeS, Са(ОН)2, Б. СиС12, Н3Р04, КОН, С02 B.HNO3, NaN03, Cu(OH)2, FeO Г. CuO, S02 , NaOH , HC1

  1. Окраска индикатора лакмуса в растворе, полученном при взаимодействии оксида фосфора (V) с водой        
  2. Соотнесите

Тип химической связи:

1. Ионная   2. Ковалентная неполярная  3. Металлическая Химическая формула вещества:

A. Ag        Б. N2        В. С02        Г. MgCl2

9.        Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

A.А1203 + H2S04 -> A12(S04)3 + Н20
Б. Н
2 + С12-> НС1

B.        н2о-> н2+o2

10.        Напишите молекулярные и там, где это имеет место, - ионные уравнения реакций, согласно схеме:

Ва  -> ВаО   -> Ва(ОН)2->   BaS04

Укажите типы реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Литература для учителя    (основная):

1.Примерная программа основного общего образования по химии ;

2.Авторская  программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному  Государственному образовательному стандарту основного  общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян) Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян.  – М.: Дрофа, 2012г.).

3.Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочие тетради.8, 9 к л. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8,9». — М.: Дрофа, 2012г.

4.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2013г.

5..Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.:  Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2012г

6.Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2012г.

7.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2012г.

Литература для учителя (дополнительная)

1. Буцкус П.Ф. Книга для  чтения по неорганической химии – М.: Просвещение, 2005

2.Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 2003

3.Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 8-9 классы. - М.:Дрофа, 2009

4.Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. –М., 2000

5.Лидин Р.А  и др. Химия. 8-9 классы. Дидактические материалы (Решение задач). – М.: Дрофа,2009.

6.CD-ROM диски

1С:репетитор – химия

Уроки химии Кирилла и Мефодия

Электронный учебник для подготовки к ЕГЭ

Органическая химия 10-11кл

Мультимедийный курс на CD-ROM   Химия 8 -11 класс

Цифровые образовательные ресурсы (8 класс)

  7.Химические  Интернет-ресурсы  (занимательная химия , ЕГЭ, сеть творческих учителей  Прошколу.ру)

  Литература для учащихся (основная)

1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2007.

2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2007.

Литература для учащихся (дополнительная)

  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Трион, 1998.
  2. Артеменко А.И. Удивительный мир неорганической химии. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.

                 4.Химические Интернет-ресурсы (Химия для школьников, химоза, занимательная химия ЕГЭ)




           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год  ...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС

Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...