Образование – глобальный объект педагогической психологии.
статья по химии на тему

Грицак Виктория Викторовна

психология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образование – глобальный объект педагогической психологии.

        Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого результата сразу по его завершению. Результатом образования с учётом воздействия наследственности, семейного воспитания, самовоспитания является всё последующее поведение деятельности, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия образовательной деятельности не может контролироваться непосредственно.

        Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он учит,  воспитывает, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Для этого необходимо владеть законами тех психических явлений, которыми хотим управлять и поступать, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых хотим их приложить.

        Образование в силу его культуросообразности объединяет обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами.  При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой.

        Образование как воспроизведение культуры не может не формироваться как определённая система, внутри которой дифференцируется разные подсистемы. Педагогическая психология рассматривает обучающегося и обучающего внутри этой системы в контексте тех условий, которые в ней создаются. Поэтому прежде чем обратится к самим действующим в ней субъектам – учителю и ученику следует отметить основные характеристики образовательной системы.

В первую очередь подчеркнём, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т. д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей составляющей образовательной системы является цель  образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времён, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно – историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период её развития. Специфической является и история становления образования в различных её ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах.

        Образование как система включает в себя понятие педагогической системы, по Н.В. Кузьминой. Педагогическая система может рассматриваться как соотносимая с образовательным процессом  подсистема в общей системе образования. Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами.

        В современных системах образования видна тенденция оценивать результат по выходу (out-come education), который представлен определенными вне зависимости от формы обучения требованиями или стандартами. Образовательные системы в последние десятилетия всё больше осуществляют своё действие в пространстве, переходя от контрактного типа обучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационные средства.

        Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения), где сами термины, трактуются не однозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно и невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско – преобразующих, познавательных задач, а также личностные коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

        Образование как результат рассматривается в двух планах. Первый – образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированной в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определённый курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.

        Второй план существования результата образования – это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяют ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая является общей и профессионально–содержательной. Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется профессиональным специальным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.  

        Для достижения указанных целей, обучение поляризуется вокруг двух его характеристик: управляемости и формирование у учащихся способности «добывать» знания самостоятельно. При этом не одно из направлений в настоящее время не представлено в чистом виде, одно включает элементы другого. Общим требованием для каждого из них является воспитывающий, развивающий характер обучения и активности ученика.

        При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения.

        Традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в частности индивидуально – психологическими особенностями обучающегося.

        В образовании также сформировались и применяются проблемное, программированное, теория поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизированное, развивающее, проектное и др. обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать преимущества того или иного его направления для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно с возможностями и индивидуально – психологическими особенностями, как учащихся, так и самого учителя.

        Рассмотренные направления современного образования редко реализуются в «чистом» виде, первоначальном варианте (в основе и на фундаменте теории поэтапного формирования умственных действий), алгоритмизация обучения, знаково-контекстное обучение. Каждое из них включает элементы другого. Так, обучение на основе теории поэтапного формирования умственных действий и  знаково-контекстное обучение включают проблемность, проблемные задачи; традиционное обучение включает элементы контекстного и т. д.

        Теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения реализует творческое использование основных характеристик образовательного процесса:  его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения в частности, особенностями мыслительной деятельности учащихся программируемость, активность, самостоятельность и учет индивидуальных особенностей учащихся.

        Взращенные нами поколения не всегда подготовлены к тому, чтобы противостоять грузу жизненных испытаний и возникающих трудностей, потому что их ценностные ориентации бывают не всегда адекватны социальным ценностям нашего общества, потому что слабы их убеждения в том, что есть добро, а что – зло. Различных причин много. Одна из них – формализм в учебно – воспитательном процессе. Борьба с формализмом в школе, в деятельности учителей необходима для освобождения педагогического процесса от наслоений стереотипов прошлого, препятствующего его совершенствованию.

        Не претендуя на полноту освещения проблемы формализма и его социальных истоков, попытаемся рассмотреть, что представляет собой формализм как явление, традиционно и стойко утвердившееся в учебном  процессе школы. В самом общем представлении формализм – это преобладание внешних форм  в организации деятельности над совершенствованием её сущности. В обучении формализм выражен в чисто внешнем следовании и догмам, без их осмысления и проверки. В этом отношении формализм в учебной деятельности обусловливает две отрицательные черты: действие без осознания их сущности, смысла. Игнорирование двух важнейших структурных начал учебной деятельности обесценивает субъективно – личностные основы учебной деятельности. Не имея внутренних побуждений к деятельности, не осознавая её смысла, принимая чаще всего на веру то, что надлежит, заучит и запомнить, школьник становится равнодушным к обучению и учению.  Этому содействует догматизм, формализм деятельности учителя – обладателя авторитарной позиции, который следит, скорее, за формой ответа ученика, а не за его смыслом и самостоятельностью убеждений. Прослеживая множества уроков, можно часто слышать такие требования учителя к ответам учеников: «Отвечай полным ответом», «Повтори, как я сказала», «Отвечай, как написано в учебнике», «Не мешай мне своими вопросами» и т. д. За этими формальными требованиями учителя следуют и соответствующие ответы учеников, в которых утрачивается главный смысл учения – сознательное и активное присвоение знаний и овладение умениями оперировать приобретенными знаниями. В процессе обучения подобный  учитель часто раздражается ответом «не по форме», осуждает ученика за «неправильный ответ». В старших классах такие действия учителя осуждаются учащимися, младшие же подростки принимают все требования безоговорочно. Формализм в обучении, как и в его широком использовании, антидиалектичен, бездоказателен: суждение, принимаемое на веру, противодействует тому, чтобы разобраться в первопричине. Формализм опасен в подрыве методических основ теории и практики обучения.

        В процессе обучения формализм многолик. Он проникает через все его компоненты: содержание – методы – организацию обучения.          

        В заключении приведём педагогические заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия; они могут выглядеть как два совета молодому учителю: «пойми ученика» и «помоги ему научиться».

Литература:

  1. Чуприкова Н.И.    Умственное развитие и обучение.// Психологические основы

                                           Развивающего обучения. М., 1996.

  1. Давыдов В.В.        Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
  2. Мид М.                  Культура и мир детства. М., 1988.
  3. Орлов А.Б.            Психология личности и сущности человека: парадигмы,

                                        проекции, практики. М., 1995.

  1. Оконь В.                Введение в общую дидактику. М., 1990.
  2. Лернер И.Я.          Учебный предмет, тема, урок. М., 1988.
  3. Кларин М.В.         Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических  

                                           поисках. М., 1994.

      8.   Ильясов И.И.        Структура процесса обучения. М., 1986.

      9.   Петровский А.В.   Новые педагогическое мышление. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья как объект педагогической работы

СодержаниеВведение1. Значение семьи2. Молодая семья3. Многодетные семьи4. Неполная семья5. Социальные проблемы семьи6. Жестокое обращение в семье7. Формы социальной работы с семьямиЗаключениеСписок ис...

Эссе "Моя педагогическая психология"

Эссе "Моя педагогическая психология" предназначено для конкурса "Учитель года",работа представляет собой размышление по поводу работы педагога,его роли в жизни ребёнка....

Методическая разработка на тему: "Возрастная и педагогическая психология".

Департамент культуры, молодежной политики и спорта администрации города Сургута. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. ...

Презентация "Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии"

Презентация подготовлена для студентов педагогических учебных заведений....

Программа дополнительного образования "Золотой объектив"

В современном мире техника является неотъемлемой частью жизни человека. Почти у каждого человека дома имеются фотографии, домашние и профессиональные видеосъемки. Но не все знают историю возникновения...

Образовательный процесс в школе как объект педагогического проектирования

В презентации рассматриваются закономерности проектирования образовательного процесса и педагогические основы реализации проектировочной деятельности педагогов в контексте гуманистической парадигмы об...

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера как интерактивная форма обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 53. – Ч. 4. – 440 с. – С. 28

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера как интерактивная форма обучения русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. стате...