Презентация "Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии"
презентация к уроку по психологии по теме
Презентация подготовлена для студентов педагогических учебных заведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 285.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы В педагогическом процессе понятия «научение, обучение, учение» являются основополагающими
Психологические понятия Научение, обучение и учение описывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении
Аспекты научения Постепенность изменения Роль упражнения Специфика научения по сравнению с врожденными особенностями индивида
Психологическое понятие Научение ( обучение, учение ) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации
Закономерности научения Закон готовности Закон эффекта Закон недавности Закон соответствия
Р.Г.Аверкин Научение – это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Существуют два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как классическое или оперантное обусловливание, протекают постепенно, а такие, как импринтинг или инсайт – моментально
Р.Г.Аверкин Научение – это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается научением. Проблема научения тесно связана с проблемой развития и созревания. Иногда в молодом организме сложно отличить результат научения от результата созревания, поэтому научение предпочитают исследовать у взрослых.
Р.Г.Аверкин Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ. Упражнение улучшает процесс научения. Видовая принадлежность организма определяет возможности его научения .
Уровни научения Рефлекторный усвоение определенных стимулов и реакций Когнитивный усвоение определенных знаний и определенных действий
Разновидности ассоциативного научения (В.Д.Шадриков) Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира
Разновидности ассоциативного научения ( В.Д.Шадриков) Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения
Разновидности ассоциативного научения (В.Д.Шадриков ) Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их
Разновидности ассоциативного научения (В.Д.Шадриков) Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне
Достоинства теории научения Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение
Недостатки теории научения Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия
Недостатки теории научения Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей. Большой разрыв между теорией и практикой. Поведенческая теория не дает стабильных результатов.
Теория Альберта Бандуры Сущность обучения Обучение через наблюдение Самоэффективность Компоненты обучения через наблюдение
Сущность обучения Оперантное обусловливание - это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции
Рубинштейн С.Л. Основная цель учения , применительно к которой принаравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности Основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества
Рубинштейн С.Л. Осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготавливается к собственной трудовой деятельности Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося
Ительсон Л.Б Это – деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, направленная на научение , имеющая своей целью научение , именуется учением
Проблемы Соотношения и разграничения понятий научение ,учение и обучение Проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития
Проблемы Проблема выявления общих законов и закономерностей научения Проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения
Вывод Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли)
Вывод Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях
Вывод В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося
Вывод Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения
Итак, научение/обучение/учение – это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой является «научение»
Список использованной литературы 1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995. 3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000. 7. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970. 8. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. 9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 10.Митин «Основы психологии высшей школы» 2008.г. 11. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 12. Орлов Ю.М. Научение. М., 1997. 13. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. 14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. 17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 18. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении как фактор повышения мотивации к учению через развитие познавательной активности учащихся
выступление на методическом обединении...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/27/picture-131012-1351313957.jpg)
О слово русское, родное. Микротопонимия села Михайловка через призму понятия "дом".
Русский язык как никакой другой тесно связан с жизнью человеческого общества, его историей и культурой. Измен...
Метод ученической вертикали или учение через обучение
В материале представлены приёмы по организации работы тьюторов на уроке английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/09/picture-65748.jpg)
Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...
Проектная работа «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-9 клас...
Метод проектов - учение через обучение
Метод проектов –это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле св...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615325-1427609064.jpg)
образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"
Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...