Элективный курс. Практическая химия. 8 класс.
опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему

Штаюнда Светлана Николаевна

Элективный курс "Практическая химия" является практическим дополнением к урокам в 8 классе. При организации занятий используется реальный эксперимент, виртуальная лаборатория, задания на интерактивной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_himiya.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Панозерская основная общеобразовательная школа»

Кемский муниципальный район

   

                                                                                                     Утверждаю

                                              Директор школы __________ Дмитриева Е.А.

                                              Приказ № 29 от 02.09.2016

Рабочая программа.

Элективный курс «Практическая химия».

Основное общее

8 класс

Разработчик:

                                  Штаюнда С.Н., учитель химии,биологии

                                   

Согласовано     на МО

                                                                                      Принята  на педагогическом     совете.

Протокол № 1 от 29.08.2016 г                                                         Протокол № 1 от 30.08.2016

Панозеро, 2016

Пояснительная записка.

Современный стандарт содержания образования по химии предусматривает создание условий для достижения учащимися следующих целей:

  • освоение основных понятий и законов химии;
  • овладение умениями производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
  • оспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования по химии. Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки навыков решения задач, а именно задач обеспечивающих закрепление теоретических знаний, которые учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить, т.е. служат формированию культурологической системообразующей парадигмы. Решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.

Большой объем информации на уроках способствует снижению интереса к предмету, не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. Интерес к химии возникает и в том случае, если учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки пользоваться химической посудой, разного рода приборами, реактивами, изобретать необходимые и усовершенствованные приспособления и установки для практического решения экспериментальных задач. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия.

Элективный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Он основан на развитии любознательности, интереса к предмету химия, обучению умения правильно обращаться с веществами в быту. Курс дает возможность учащимся самостоятельно заниматься изобретательной, познавательной и практической деятельностью.

Уроки химии насыщены теоретическим материалом и не всегда есть возможность и время использовать электронные носители. Элективный курс дает такую возможность.

Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения. В данном элективном курсе большое внимание уделяется работе с электронным носителем, а именно, диском «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория». На занятиях в 8 классе  можно использовать следующие  темы: “Оборудование химической лаборатории и приемы работы с ним”, “Свойства неорганических веществ”, "Химические реакции”, “Атомы и молекулы”. Данный диск очень удобен в использовании, так как в каждой из тем выполняются лабораторные работы, тесты по технике безопасности. Контроль полученных знаний осуществляется с помощью итоговых тестов. Помощь при выполнении лабораторных работ и работе с электронным изданием можно получить у "Химика" или, нажав на знак вопроса в нижнем левом углу экрана.                                                В состав ЭИ «Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория» включены следующие разделы:

1. Лаборатория.

В данный раздел включены более 150 химических опытов, предусмотренных для проведения и демонстрации в программе школьного химического образования. Химические опыты проводятся в виртуальной лаборатории, которая включает необходимое химическое оборудование (пробирки, колбы, штативы и др.) и химические реактивы. Состав химического оборудования и химических реактивов, предоставленных учащимся, определяется в соответствии с проводимым химическим опытом.

Для визуализации химического оборудования и химических процессов использованы средства 3D графики и анимации, а также цифровое видео. Кроме этого, в случае необходимости, предусмотрена возможность проведения необходимых измерений виртуальными измерительными приборами и изменение параметров проводимых опытов. В ходе каждой лабораторной работы учащийся производит наблюдения (в виде «виртуальных фотографий»), обрабатывает и обобщает полученные результаты проведенных опытов в «Лабораторном журнале». Предусмотрена возможность демонстрации в специальном «окне» увеличенных изображений происходящих химических процессов.                                                                                                                         На всех этапах выполнения лабораторной работы программой осуществляется контроль за действиями учащихся, и даются соответствующие комментарии и рекомендации в виде текста или реплик педагогического агента, персонажа «Химик». При проведении эксперимента учащийся получает пошаговые инструкции по выполнению опыта. Предусмотрено выполнение опытов с различными параметрами.

При заполнении «Лабораторного журнала» используется специальная программа «Редактор химических формул». Результаты выполнения лабораторной работы учащихся хранятся в индивидуальном файле, который доступен учителю для просмотра и оценки.

1.1.Конструктор молекул.

В данном разделе представлена часть «Виртуальной лаборатории», основанная на «Конструкторе молекул», а также лабораторные работы, предназначенные для выполнения с помощью «Конструктора молекул».

«Конструктор молекул» позволяет учащимся самостоятельно моделировать молекулы органических и неорганических веществ из предоставленного набора атомов химических элементов. Это дает возможность учащимся глубже понять пространственное строение молекул и на основе этого прогнозировать свойства веществ.

На основе «Конструктора молекул» выполняется ряд лабораторных работ, в том числе лабораторная работа 4, основанная на возможностях «Конструктора молекул» визуализировать трехмерные модели молекул с атомными орбиталями.

2.Тесты.

В данном разделе ЭИ представлены средства для тестирования полученных учащимися знаний. Тестирование производится для проверки знаний, полученных учащимся в результате выполнения лабораторных работ. Для тестирования учащихся предоставляется набор контрольных заданий. Предусмотрена возможность использования семи различных мультимедиа форм для записи контрольных заданий. Кроме этого, в лабораторных работах 4.2 и 4.3 используются многовариантные тесты, позволяющие проверять у учащихся умение определять неизвестные органические и неорганические вещества и доказывать их химический состав на основе качественных химических реакций.

По результатам выполнения контрольных заданий осуществляется подсчет полученных баллов и составляется перечень допущенных ошибок. Результаты тестирования по каждому учащемуся записываются в индивидуальные файлы, которые доступны для просмотра учащимся и учителю.

3.Задачи.

Раздел «Задачи» предназначен для выработки у учащегося навыков в решении расчетных задач по химии. Содержит 49 типовых задач. Они по каждому разделу расположены в порядке возрастания сложности, что позволяет учащемуся с недостаточной исходной подготовкой постепенно освоить решение усложненных задач. Раздел «Задачи» охватывает все основные виды расчетных задач из школьного курса химии. Впервые в ЭИ реализована методика обучения решению расчетных химических задач. Этот раздел представляет особую ценность при самостоятельной подготовке учащихся к занятиям и экзаменам.

4.Информационно-справочные материалы.

В данном разделе содержится дополнительная иллюстративная информация, необходимая для проведения лабораторных работ, решения задач и усвоения учебного материала в пределах, предусмотренных стандартом химического образования. Доступ к информации возможен из всех разделов электронного издания и осуществляется по системе меню и гиперссылок.

В данный раздел включены:

  • Коллекция - тематические материалы, содержащие различные мультимедиа компоненты (фото, видео, анимации, графику, формулы, учебные тексты).
  • Информация об ученых-химиках( 55 биографий).
  • Хрестоматия.
  • Таблицы и другие справочные материалы по химии(12 химических таблиц)
  • Ссылки на ресурсы Интернет.

Использование «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория» помогает учителю в процессе визуализации учебного материала, особенно при формировании основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших химических понятий как "химическая связь", "электроотрицательность", реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов  и т.д. К тому в условиях виртуальной лаборатории можно провести практические работы, которые нельзя осуществить по тем или иным причинам (например, использование реактивов I,II группы опасности) в реальной школьной лаборатории. Все это повышает интерес у учащихся к предмету и как следствие этого повышение уровня качества знаний у учащихся. Основная цель применения ЭИ «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», как и использования информационных технологий, это – достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных, средств и форм обучения, а также повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников.

Курс рассчитан на 35 часов. 1 час в неделю.

Цели курса:

  • Расширение кругозора школьников.
  • Формирование устойчивого интереса к изучению химии.
  • Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.

Задачи: 

  • Образовательные
  • углубить и расширить знания учащихся по общей химии;
  • раскрыть роль эксперимента в химии;
  • сформировать у школьников практические навыки, умение правильно обращаться с изученными веществами, приборами, проводить несложные химические опыты.
  • Развивающие
  • сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;
  • развить познавательный интерес учащихся к химии;
  • развить индивидуальные наклонности и возможности учащихся;
  • развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;
  • совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа.
  • Воспитательные 
  • сформировать у учащихся диалектическое понимание научной картины мира;
  • способствовать их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду;
  • подготовить учащихся к сдаче экзамена, поступлению в вуз;
  • подготовить учащихся к сознательному и ответственному выбору жизненного пути.

В процессе изучения курса «Практическая химия» учащиеся приобретут следующие знания, умения:

Знания:

  • Правилах техники безопасности при проведении химического эксперимента.
  • Качественный и количественный состав веществ.
  • Составление структурных и электронных формул
  • Решение задач по молекулярным формулам и химическим уравнением.
  • Измерения в химии.
  • Основные приемы лабораторных работ.
  • Способы очистки и разделения смесей.
  • Свойства металлов и неметаллов.
  • Реакции ОВР и ТЭД.

Умения:

  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
  • Создавать модели атомов и молекул
  • Монтировать простейшие химические установки.
  • Сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения.
  • Проводить различные химические операции: измельчение, растворение, нагревание,  выпаривание.
  • Проводить измерения: массы, плотности, температуры.
  • Получать вещества и изучать их свойства.
  • Работать в виртуальной лаборатории на электронных носителях.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами.

Формы и методы обучения:

  • Лекции с элементами беседы;
  • Лабораторный практикум;
  • Демонстрационный эксперимент;
  • Практические работы по изготовлению лабораторного оборудования, лабораторные опыты с веществами.
  • Работа с дисками «Виртуальная лаборатория»
  • Написание и защита научно-исследовательских проектов.
  • Исследовательские занятия.

Формы контроля и критерии оценки

В данном курсе промежуточный контроль достижений является инструментом положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.
В качестве форм промежуточного контроля рекомендуется использовать рефераты, тестовые задания, расчетные задачи, а также наблюдение активности учащихся на занятии, анализ творческих и исследовательских работ, беседы с учащимися и их родителями.
Целесообразно проводить итоговую аттестацию по результатам изучения курса в виде итоговой конференции.
В конце курса выставляется оценка по балльной школе.

Ожидаемый результат: 

  • Успешное обучение в последующих классах;
  • Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;
  • Умение проводить простейшие расчёты и опыты;
  • Умение ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые уравнения, объяснять свои действия;
  • Знание техники безопасности и соблюдению ее требований;
  • Успешная самореализация школьников в учебной деятельности.

Литература

  1. Леонова О.Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. 1 сентября. Химия, 2005, №8, с.13-21.
  2. Учебное электронное издание: Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория .(2 CD)+ Методическое пособие. - Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.//Методические пособие/Введение.
  3. Программы элективных курсов. Химия. Предпрофильное обучение 8-9 классы. Дрофа. Москва, 2006г.
  4. В.Н. Алексинский. “Занимательные опыты по химии”. М., “Просвещение”, 1980 г.
  5. О. Ольгин. “Опыты без взрывов”, М., “Химия”, 1986 г.
  6. Э Гроссе., Х. Вайсмантель. “ Химия для любознательных”. Издательство “Химия”, Ленинградское отделение, 1978 г.
  7. Абкин Г.Л. “Задачи и упражнения по химии”.
  8.  Габриелян О.С. “Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы”.
  9.  Гаврусейко Н.П. “Проверочные работы по неорганической химии 8 класс”.
  10.  Савинкина Е.В. Свердлова Н.Д. “Сборник задач и упражнений по химии”.
  11.  Суровцева Р.П. “Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе”.
  12. Хомченко И.Г. “Сборник задач и упражнений по химии для средней школы”.

Календарно-тематическое планирование:

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

1

Техника  безопасности в химической лаборатории

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Изготовление простейшего химического оборудования из различных материалов.

1 час

Лекция с элементами беседы. Использование слайдовой презентации.

Демонстрация опытов.

Практическая работа с химическим оборудованием.

Работа с диском «Виртуальная лаборатория»

2

Знаки химических элементов.

1 час

Лекция.

Практическая работа по составлению карточек.

3

Превращение веществ. Свойства веществ.

1 час.

Лекция.

Практическая работа: Описание физических свойств веществ.

4

 

Относительные атомные и молекулярные массы веществ.

1 час.

Нахождение относительной атомной массы атомов. Расчет  относительной молекулярной массы.

5

 

Расчеты по химическим формулам.

1 час.

Решение задач.

6

 

Планетарная модель атома.

1 час.

Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

Создание модели атома из различных материалов.

7

 

Электронные и структурные формулы.

2 часа.

Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

Составление формул веществ

8

 

Определение веществ с различными типами химической связи.

1 час.

Рассказ.

Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

9

 

Свойства металлов.

1 час.

Практическая работа. Изучение физических свойств металлов. Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

10

Свойства неметаллов

1 час.

Практическая работа. Изучение физических свойств неметаллов Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

11

 

Решение задач на Количество вещества.

1 час.

Решение задач.

Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

12

 

Молярный объём газов.

1 час.

Решение задач.

Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

13

 

Измерения в химии.

 

1 час.

Определение массы на рычажных весах, плотности жидкостей аэрометром, температуры различных растворов.

14

 

 Основные приёмы лабораторных работ.

1 час.

Измельчение мрамора, растворение медного купороса, нагревание полученного раствора, выпаривание кристаллов соли.

15

 

 Способы очистки веществ.

1 час.

Практическая работа. Разделение смесей. Очистка чернил адсорбцией. Разделение  смеси глины и медного купороса.

16

Получение оксидов металлов и неметаллов

1 час

Практическая работа.

Взаимодействие простых веществ с кислородом.

17 

Водородные соединения.

1 час

Практическая работа. Физические свойства хлороводорода и аммиака.

18

Основания

1 час

Практическая работа. Знакомство со свойствам оснований.

Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

19

Кислоты

1 час

Практическая работа. Физические свойства кислот. Правила работы с кислотами. Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

20

Соли.

1 час

Практическая работа. Получение медного купороса. Знакомство с физическими свойствами солей Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

21

Кристаллические решетки.

1 час

Моделирование кристаллических решеток разных типов. Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

22

Приготовление растворов определенной концентрации

1 час

Практическая работа.

23

Способы разделения смесей

1 час

Практическая работа.

24

Проведение реакций, протекающих с выделением или поглощением теплоты.

1 час

Практическая работа. Растворение серной кислоты и нитрата натрия в воде.

25

Закон сохранения массы веществ.

1 час

Демонстрационный опыт, подтверждающий закон. Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

26

Реакции разложения.

1 час

Практическая работа. Разложение карбоната кальция, нитрата калия.

27

Реакции соединения

1 час

Практическая работа. Взаимодействие металлов с неметаллами; оксидов с водой. Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

28

Реакции замещения

1 час

Практическая работа. Восстановление оксида меди водородом.

29

Реакции обмена

1 час

Практическая работа. Реакции нейтрализации. Применение индикаторов.

30

Решение задач по химическим уравнениям

1 час

Решение задач.

Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

31

Растворимость веществ в воде

Практическая работа. Определение растворимости различных веществ в воде. Характеристика растворов

32

Теория электролитической диссоциации

1 час

Практическая работа. Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

33

Окислително-восстановительные реакции

1 час

Практическая работа. Работа с диском. «Виртуальная лаборатория».

34

Генетическая связь между классами веществ

1 час

Практическая работа.

35

Занимательные опыты.

1 час

Демонстрационные опыты

Всего

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" для 10 класса

Элективные курсы по химии "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ" (поурочные планы с решениями задач) ...

Элективный курс по химии в 10 классе "Практическая химия"

Элективный курс "Практическая химия" разработан с целью предпрофильной подготовки и расширения знаний учащихсяпо органической химии. Курс расчитан на 17 часов, включает в себя 4 практических занятия. ...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Проект практического занятия элективного курса по химии по теме: «Домашняя химчистка»

Практическое занятие проводится по программе элективного курса для 9 классов «Химия в моем доме». Занятие разработано с использованием проблемного подхода на  основе личностно-ориентированной тех...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ «Решение задач по курсу органической химии.» ДЛЯ 10 КЛАССА

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ХИМИИ«Решение задач по курсу органической химии» ДЛЯ 10 КЛАССА...

Рабочая программа элективного курса "Практический курс речеведения" 11 класс

Программа имеет практическую направленность, способствует развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения  к русскому языку.Значимость программы  состоит в углублении  ли...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....