Программа по химии составленная в соответствии с ФГОС
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Программа по химии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fgos2.docx92.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский»

 ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ХИМИИ

(8-9 классы)

составлена  в соответствии с  требованиями

федерального государственного стандарта

основного общего образования второго поколения  

Программа составлена:

                                                                                                     Казанцевой А.Г.

                                                                                     учителем   Химии

                                                                                  МБОУСОШ № 4

                                                                           г. Советский    

2015

г. Советский

Раздел I. Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения . Основная школа /сост. Е.С.Савинов. – М .: Просвещение , 2014.) ,
  • Примерной программы по учебному предмету ( Гара Н. Н. Химия . Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы. – М. : Просвещение, 2014.)

Цели обучения с учетом специфики учебного предмета .

         В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

        Целью изучения химии является:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  5. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  6. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

         Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

           Велика роль учебного предмета химии в воспитании общей культуры, научного мировоззрения, нравственности, воли и других черт личности, а также в формировании химической и экологической культуры, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решении многих из них используются химические средства и методы. Это подчеркивает значимость учебного предмета химии, необходимость усиления химической компоненты в содержании экологического образования.

            Реализация программы по химии на ступени основного общего образования  предполагает  широкое  использование  межпредметных  и  внутрипредметных  связей.

При изучении основ химии тесно просматриваются связи с историей (истории открытий, историческое значение химии в развитии общества и промышленности,  жизнедеятельность  учѐных  и  т.д.),  физикой  (строение  атома,  свойства  веществ,  условия реакций, ряд формул описывает и физические и химические процессы  и  т.д.).  Тесная  взаимосвязь  наблюдается  в  области  расчетов  и  принципов  составления  формул  с  математикой,  геометрическая  конфигурация  молекул  и  пространственная топология химических связей объединяет химию с геометрией.  Большая роль химических элементов и веществ издревле связывала химию с медициной,  ботаникой,  зоологией,  физиологией  живых  организмов,  ибо  изучение  влияния веществ на живое позволяет улучшать здоровье человека, бороться  с болезнями и вредителями и т.п. Знание формул позволяет определить строение вещества и его свойства, и наоборот. Зная свойства или конечный результат реакции, можно  определить,  что и в каком количестве прореагировало ( это также показывает взаимосвязь химии и криминалистики).

             Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
·
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

                Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

Используемые образовательные технологии

 Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

             Содержание учебного предмета «Химия» в основной школе непосредственно связанно с наукой химией, отражает еѐ объекты и логику химического познания. Это обусловлено ролью химии в познании законов природы и материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества (питание, здоровье, одежда, бытовые и другие средства и т.д.).

                Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем, хемофобию. Химия как учебный предмет призвана вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Она вносит существенный вклад в научное миропонимание и развитие обучающихся.

Раздел III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

         Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

         На изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов, в  том числе по 70 часов в VIII и IX классах (2 часа в неделю) (таблица 1)

                                                                                                                       таблица 1

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего кол-во часов за год

8 класс

2

35

70

9 класс

2

35

70

Итого

140

Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета (по годам обучения)

Требования к уровню подготовки учащихся (предметные результаты)

УУД (личностные, метапредметные результаты)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Выпускник научится

(базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)

Выпускник научится (базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)

8 класс

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

•характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:  по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот оснований солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода,

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

Личностные: 

•осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его

-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение,  

•оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

•формировать  экологическое мышление

Регулятивные: 

•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

•определять цель учебн•ой деятельности;

•выдвигать версии решения проблемы,

-осознавать конечный результат,

•выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;  

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Коммуникативные:

•Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.  •Пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии,  •формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего,  •устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.  

•спорить  и отстаивать  свою позицию не враждебным для оппонентов  образом .  •осуществлять  взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь .  •организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; •определять цели и функции участников, способы взаимодействия; •планировать общие способы работы;.  •уметь  работать в группе — устанавливать  рабочие отношения,

 эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Познавательные:

•анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

•Выявлять причины и следствия простых явлений.

•осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

•составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

•уметь определять возможные источники необходимых сведений,

•производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:

•осознавать познаваемость и объяснимость окружающего мира на основе достижений науки;

•осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

• оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные:

•самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.  •Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.

  при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения,  •выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.  

•адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности

Коммуникативные

 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, •проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Познавательные:

•грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

 • осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

 • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

 •объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, •критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ

9 класс

• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:

 1) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);

2) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);

 3) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Личностные:

формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

воспитание ответственного отношения к природе,

•осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной игровой деятельности;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.

формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения

Регулятивные: 

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные:

умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  

умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планированию и регуляции своей деятельности; владению устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Познавательные:

• проводить наблюдение и эксперимент  под руководством учителя;

 • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 • давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

 • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

 • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

 • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

Личностные:

• •подготовиться  к осознанному выбору индивидуальной образовательной и профессиональной траектории;

•уметь управлять своей познавательной деятельностью;

Регулятивные:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

 • построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

 • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

 • основам саморегуляции  в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

 • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

 • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

 • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

Коммуникативные

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

Познавательные:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

 • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

 • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

 • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Раздел V. Содержание учебного предмета.

       Распределение содержания по классам:

8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.

Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.

Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объём.

Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количества веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Простейшие расчёты по уравнениям химических реакций.

Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неоргани-ческих веществ. Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Водород. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений.

Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены.

       Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

       Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом. Ознакомление с образцами оксидов.13 Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

         Практические работы Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Очистка загрязнённой поваренной соли. Получение и свойства кислорода.  Получение водорода и изучение его свойств.  Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.  Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

         Расчетные задачи: Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Объёмные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.

Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.

Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.

       Демонстрации: Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом

Раздел 3. Строение вещества.

          Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Демонстрации: Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций

           Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

            Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям.

          Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

          Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

         Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Понятие о гидролизе солей.

          Демонстрации: Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотой. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

           Практические работы: Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, солей и оснований как электролитов»

           Лабораторные опыты: Реакции обмена между растворами электролитов Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям реакций

Раздел 2. Многообразие веществ

          Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

          Кислород и сера. Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы (IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы (VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы.             Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

            Азот и фосфор. Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

            Углерод и кремний. Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественные реакции на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода. Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

             Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.

             Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.

             Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

           Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

          Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественные реакции на ионы.

           Демонстрации: Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде. Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

         Практические работы: Получение соляной кислоты и изучение её свойств. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» Получение аммиака и изучение его свойств. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

          Лабораторные опыты: Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений. Качественные реакции сульфид-, сульфит- и сульфат- ионов в растворе. Ознакомление с образцами серы и её природными соединениями. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы. Качественная реакция на углекислый газ. Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+.  

         Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

урока

Тема  раздела,
урока

Кол-во
часов

Дата

Примечание

1

2

3

4

5

I

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (48 ч)

Предмет химии (7 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Различать предметы изучения естественных наук.

Наблюдать свойства веществ и их изменений в ходе химических реакций.

Учиться проводить химический эксперимент.

 Соблюдать правила техники безопасности.

Уметь оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Знакомиться с лабораторным оборудованием.

Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально.

Разделять смеси методами отстаивания , фильтрования, и выпаривания.

Определять признаки химических реакций

1

Вводный инструктаж по ТБ. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства

1

2

Методы познания в химии : наблюдение, эксперимент

1

3

Правила ТБ.  Практическая работа №1 Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени..

1

4

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография

1

5

Правила ТБ.  Практическая работа №2 Очистка загрязненной поваренной соли.

1

6

Физические и химические явления.

1

7

Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций

1

II

Первоначальные химические понятия (15 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», « ион», «элементарные частицы», «вещества молекулярного строения и вещества немолекулярного строения».

Определять понятие «кристаллическая решетка».

Определять валентность атомов в бинарных соединениях

Определять состав простейших соединений по их химическим формулам.

Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов.

Моделировать строение молекул метана, аммиака, водорода, хлороводорода.

Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле.

Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении., молярную массу вещества.

Устанавливать простейшие формулы по массовым долям элементов.

Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступивших в реакцию  веществ.

Пользоваться информацией из других исочников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

8

Атомы , молекулы и ионы.  

1

9

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

1

10

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

1

11

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса .

1

12

Закон постоянства состава веществ.

1

13

Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества.

1

14

Массовая доля химического элемента в соединении.

1

15

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений.

1

16

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

1

.

17

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

1

18

Атомно-молекулярное учение. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова

1

19

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

1

20

Моль – еденица количества вещества..Молярная масса

1

21

Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.

1

22

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия».

1

III

Кислород(5ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Распознавать опытным путем кислород.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

23

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

1

24

Химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Оксиды. Применение кислорода.

1

25

Озон. Свойства и применение.

1

26

Правила ТБ Практическая работа № 3 Получение кислорода и изучение его свойств.

1

27

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

1

IV

Водород(3ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Распознавать опытным путем водород.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать правила техники безопасности.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

28

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при обращении с водородом

1

.

29

Химические свойства водорода. Применение.

1

30

Правила ТБ. Практическая работа №4            « Получение водорода и изучение его свойств».

1

V

Растворы. Вода.(6ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Распознавать опытным путем водород.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

31

Вода. Методы определения состава воды –анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды

1

32

Физические и химические свойства воды

1

33

Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

1

34

Массовая доля растворенного вещества.

1

35

Правила ТБ. Практическая работа №5 «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

1

36

 Контрольная работа №2 по темам «Кислород. Водород. Вода ».

1

VI

Основные классы неорганических соединений.(12ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать правила техники безопасности

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.

Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.

Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.

37

Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура.

1

38

Физические и химические свойства оксидов. Получение

1

39

Основания. Классификация. Номенклатура. Получение.

1

40

Физические и химические свойства оснований.

Реакция нейтрализации. Индикаторы

1

41

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура.

1

42

Физические и химические свойства кислот .Получение.

1

43

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.

1

44

Физические и химические свойствами солей. Растворимость солей в воде

1

45

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

1

46

Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.

1

47

Правила ТБ. Практическая работа №6 . Решение экспериментальных  задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

1

48

Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».

1

VII

Раздел 2.  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. (11ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп.

Устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Формулировать периодический закон Д.И. Менделеева и раскрывать его смысл.

Описывать и характеризовать структуру таблицы « Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма).

Различать периоды, группы, А- и Б-группы.

Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер» , «массовое число», « изотоп» , « относительная атомная масса», « электронная оболочка», «электронный слой» .

Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп.

 Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу.

Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов.

Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические свойства изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

49

Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные соединения.

1

50

Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов.

Естественное семейство щелочных металлов

1

51

Галогены- самые активные неметаллы.

1

52

Периодический закон Д. И. Менделеева.

1

53

Структура таблицы « Периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды.

1

54

Строение атома. Состав атомных ядер. Химический элемент-вид атомов с одинаковым зарядом. Изотопы.

1

55

Электронная оболочка  атомов. Заполнение электронных слоев  у атомов  элементов 1-3 периодов. Современная формулировка периодического закона

1

.

56

Состояние электронов в атомах

1

57

Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и А-группах.

1

58

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И.Менделеева

1

59

Правила ТБ. Практическая работа № 7 «Изучение кислотно-основных свойств гидроксидов  , образованных химическими элементами 3 периода»

1

.

VIII

Раздел 3 Строение вещества.(11ч.)

Химическая связь(7 ч )

Характеристика основных видов деятельности ученика

Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка».

Определять понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», ионная связь», «степень окисления».

Моделировать строение веществ с кристаллической решеткой разного типа.

Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы.

Определять степень окисления в соединениях.

Составлять формулы веществ по известным степеням окисления.

Устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Составлять обобщающие таблицы, схемы.

60

Электроотрицательность химических элементов.

1

61

Ковалентная связь        

1

62

Ионная связь

1

63

Валентность в  свете электронной теории.

1

64

Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

1

65

Повторение и обобщение по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

1

66

Контрольная работа №4 по темам«Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома» «Химическая связь»

1

IX

Количественные отношения в химии (4ч.)

Характеристика основных видов деятельности ученика

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Вычислять молярный объем газов, относительную плотность газов, объемные отношения газов при химических реакциях.

 Использовать приведенные в учебниках и задачниках алгоритмы решения задач

67

Закон Авогадро. Молярный объем газов

1

68

Относительная плотность газов.

1

69

Объемные отношения газов при химических реакциях

1

70

Повторение и обобщение курса химии за 8 класс

1

Раздел VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечения

Материально-техническое обеспечение 

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Примерная  программы по учебному предмету ( Гара Н. Н. Химия . Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы. – М. : Просвещение, 2014.)
  3. Учебник  «Химия 8 » Москва «Просвещение» 2008г. Авторов: Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.
  4. «Пособие для учителя», Москва «Просвещения», 2008г. Автор Н.Н.Гара

  1.  Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений.
  2. Химическое оборудование: наборы химического оборудования и химической посуды, приборы для иллюстрации закона сохранения массы веществ, для демонстрации электропроводности растворов, измерительные и нагревательные приборы.
  3.  Модели кристаллических решёток, наборы атомов для составления шаростержневых  моделей молекул. Учебные пособия на печатной основе: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др.
  4. дидактические материалы на печатной основе (карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний).
  5. Оборудование кабинета химии: демонстрационный стол на подиуме, вытяжной шкаф, учебная доска оборудованная софитами, аптечка, холодное водоснабжение
  6. аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, доска с интерактивной приставкой, коллекция медиа-ресурсов, выход в Интернет.

Раздел VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

    Планируемые результаты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Выпускник научится

(базовый уровень)

Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)

 8 класс

• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:  по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

• приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот оснований солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода,

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид соль;

9 класс

• давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

• называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

• называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков:

 1) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);

2) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);

 3) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Оценка предметной составляющей программы учебного предмета

Параметры

предмет

Содержательность  пояснительной записки, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Планируемые результаты освоения предмета по годам обучения (в табличной форме)

Содержание учебного предмета, курса годам обучения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (в табличной форме)

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Общее количество баллов за составление программы

Количество баллов за количество часов тематического планирования

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой

 Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС

Рабочая программа по физкультуре на 2015-2016 уч.год для 6 класса, составленная в соответствии с ФГОС...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Домашние опасности", составленное в соответствии с ФГОС.

Конспект занятия для детей с ограниченными возможностями о правилах   безопасного поведения в окрпужающей среде....

Примерная рабочая программа по физике для 7-9 классов, составленная в соответствии с ФГОС основного (общего) образования и ориентированная на работу по линии учебников А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.

Рабочая программа по предмету «Физике 7-9» составлена в соответствии с:1. требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 го...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 5 класс на основе рабочей программы Родионова С.Н. в соответствии с ФГОС.

Планирование составлено на основе рабочей программы Родионова Сергея Николаевича в соответствии с примерной программой основного общего образования....

Рабочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы в соответствии с ФГОС

Раочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы, в соответствии с ФГОС...

Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ (на примере программы вариант 3.1.)

В презентации описаны нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ....