Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Домашние опасности", составленное в соответствии с ФГОС.
материал на тему

Буршнева Марина Юрьевна

Конспект занятия для детей с ограниченными возможностями о правилах   безопасного поведения в окрпужающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия89.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное            учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

                                                     КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Образовательное учреждение:

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Занятие: по окружающему миру

Класс:   2 – 4кл.   (слабовидящие дети  или сборная группа)                       

Воспитатель:  Буршнева Марина Юрьевна

Тема занятия:   « Домашние опасности »

Тип занятия и метод - частично-поисковый                                                                                                                                                                 Форма организации: урок- игра – путешествие по станциям                                                                                      Форма организации учащихся – групповая, работа в парах

Оборудование: магнитофон, плакаты, карточки по ПДД, бинты, лейкопластырь,

смайлики.

Цель занятия:

 - учить детей предвидеть опасности при обращении с предметами в быту

  и не   допускать её.    

-Развивать умение самостоятельно изучать новый материал.                                                                            -Развивать  логическое мышление, память, внимание, воображение учащихся.                                                            –Развивать коммуникативные навыки  учащихся.                                                                                                                           - воспитывать осторожное отношение к опасным местам в домашних условиях

Коррекционная составляющая занятия:

 -Развивать  логическое мышление, память, внимание, воображение учащихся.                                                                                  Развивать коммуникативные навыки  учащихся.                                                                                                                           - Воспитывать осторожное отношение к опасным местам в домашних условиях

Планируемые результаты воспитанников[1]:

предметные:

  • узнать какие опасности могут подстерегать дома
  • усвоить что и дома много опасностей
  • научиться думать, прежде чем сказать или сделать
  • овладеть пользоваться бинтом

метапредметные:

  • научиться не нарушать правила, которые узнал на уроке
  • овладеть навыками составления кроссворда
  • сформировать знания по ОБЖ и ПДД
  • расширить знания о предмете

личностные:

  • научиться оказывать первую помощь
  • добиться доверия старших
  • преодолеть тревогу и страх
  • сформировать навыки по ОБЖ
  • убедиться в том, что мне доверяют

Ход урока[2]

Деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

 Ребята,

          Прозвенел веселый звонок,

          Мы начинаем наш урок.                                                                                                                                                                                 Любознательные в классе дети

Всё хотят узнать на свете  

          Наш девиз обучения  

« Помогая другим – учимся  сами».

-Ребята, урок у нас будет в игровой форме - «Путешествие по станциям».

Не забудем, под каким девизом мы с вами будем работать: « Помогая другим – учимся  сами».

 В путь!

                                                                                                                                                 

 Дневник,

 карточки с дорожными знаками,

 бинт,

 лейкопластырь

 карточки со смайликами,

« Помогая другим – учимся  сами».

2.  Определение темы и целей урока[3].                                                          

   

   Ребята, о чём мы с Вами

 говорили на прошлом уроке?    

  Назовите, что бы вы хотели сегодня            

 узнать на нашем уроке.                          

Мы говорили об опасностях,  которые

нас подстерегают на улице.

Где ещё нас  могут подстерегать опасности?                                                          ОПАСНЫЕ МЕСТА.

  1. Планирование деятельности:

 

  -  Проверка домашнего задания

   (работа с карточками)

  -  Воспроизведение и коррекция

    опорных знаний

  -  Изучение нового материала

   -   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА    

   -   Закрепление (практическая работа)

    -  Подведение итогов урока:

      рефлексия, оценка деятельности         воспитанников.

     - Творческое задание.

   Проверка домашнего задания.

             Станция «Дорожная»

-Над какой темой работали на прошлом уроке?  Для чего нужно знать дорожные знаки?                                                                                                        

Город, в котором с тобой     мы живем

Можно по праву сравнить с букварем

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- Давайте вспомним знаки дорожного движения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

 - Я предлагаю Вам поднять ту карточку,  которая содержит  правильный ответ.    Что означает этот знак?

 ( Показываю и озвучиваю полное описание карточки-знака дорожного движения)

1.пешеходная дорожка     2.пешеходный переход    3.движение пешеходов запрещено

1.пешеходная дорожка     2. движение на велосипеде запрещено     3. пешеходный переход

        1.надземный пешеходный переход      2. подземный пешеходный переход         3.пешеходная дорожка

   

       Подведём небольшой итог.

       Для чего нужно знать дорожные знаки?

 Для того нужно знать дорожную азбуку, чтобы на улице быть внимательными, осторожными,

 Для того чтобы остановить нарушителя, уберечь его от опасности.

 Чтобы родные были за нас спокойны.  

5.  Воспроизведение и коррекция опорных знаний.                                                          

                           

            Ребята,

-  Прослушайте, пожалуйста,  отрывок рассказа «Ты – пешеход»  (звучит запись рассказа на магнитофоне).

- Найдите ошибки поведения

  Незнайки, как пассажира.

- Объясните свой выбор.

      «Незнайка отправился в гости к Буратино. Он долго стоял на остановке, ожидая свой автобус, поэтому не выдержал, и стал бегать взад-вперед по бордюру, отделяющему тротуар, oт проезжей части. Когда приехал - автобус, он занял место у самого окна, опередив  при этом  старушку. Путешествие было настолько интересным, что Незнайка даже высунул голову в окно и рассматривал дома, которые проезжал».

- Все ли в рассказе делал  правильно Незнайка по вашему мнению? Есть ли в его поведении ошибки?

- Какие правила пассажира надо соблюдать?

                                                                                                                             

 Незнайка

 стал бегать взад-вперед по бордюру,

 не уступил место старушке,

 высунул голову в окно,

Правила поведения в общественных местах

6. Изучение нового материала (опрос, тренировочные упражнения, отгадывание загадок) 

. Станция «Опасные места»   Домашние опасности.

- Ребята, какие опасности нас подстерегают?                                                                                                              - Что же такое опасность? А как вы понимаете слово безопасность?

        Надо всегда помнить три составляющих безопасности.    ( на партах дети по очереди поднимают карточки, написанные по брайлю)

ПРЕДВИДЕТЬ (опасность)

ИЗБЕГАТЬ (опасность)

ДЕЙСТВОВАТЬ (при необходимости)

-Отлично! Все из вас знают как вести себя на улице.  На улице опасно! Бежим скорее домой!

   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

   3.  Станция «Подвижная» ( Под веселую музыку песенки кота Леопольда «Кручу, верчу»)

Фронтальная работа

- Из перечня мест выберите те, которые могут представлять для вас опасность:

     Квартира,

     входная дверь,

     детская площадка,

    школа,

    балкон,

    лифт,          

    магазин,

    кинотеатр,

    стройплощадка,

    канализационный люк,

    пустырь, лес,

   подоконник,

    библиотека

  Подготовка к новой  теме урока.  

                                                                                                                                                        Станция «Опасные места»  

          Домашние опасности                                                                                                     

 Цель нашего урока ответить на вопросы:

- Можно ли утверждать – «Мой дом – моя крепость»?

- Что необходимо знать и выполнять, чтобы дом был безопасен для вас и вашей семьи?

              Отгадайте загадки.

Кланяется, кланяется, придёт домой -  растянется.                                                                                                                                                                                                                                       Два кольца, два конца, а по середине гвоздик.                                                                                                                                                                                                            Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.                                        

Если хорошо заточен -  всё легко он режет очень.  

           Запомни!

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи 

- Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.

  Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности .

 Отгадайте загадки:

             Не радио, а говорит,
            Не театр, а кино показывает.
 

  Одна рука, да и то на спине, на голове пуговка, в носу решето. 

              Стоит на кухне белый дом, торжественный на вид,
             Как будто твёрдым молоком со всех сторон покрыт.

      -   Как можно назвать эти вещи?    

      -   Какие опасности связаны с электроприборами?

       -  Выберите действия, которые ВЫ  можете совершать.

                               1. Вставить электрическую вилку в радио розетку.

                               2. Нажимать кнопки «Включить», «Выключить».

                               3. Нажимать кнопки переключения каналов.

                              4. Открыть заднюю крышку и разобраться

                                 почему исчезло изображение

                         Запомни!    

       ( правила в рисунках, плакаты)

  1. Не дотрагивайся до неисправных электроприборов.
  2. Не чини и не разбирай их сам.
  3. Не ковыряй в розетке.

 4.  Помни, электричество не терпит соседства с водой

                  Если речка по трубе,
                 Прибегает в дом к тебе.
                 И хозяйничает в нём,
                 Как мы это назовём?

.         

   

      Две важные системы: водопровод и канализация.

  • Водопровод- система труб, по которым вода поступает в дом.

  • Канализация – система труб, по которым вода покидает дом

  Теперь мы знаем, что и дома, если не соблюдать правила может грозить опасность.

 Хором:

ПРЕДВИДЕТЬ (опасность)

ИЗБЕГАТЬ (опасность)

ДЕЙСТВОВАТЬ (при необходимости)

 

    Дети выполняют упражнения

     под  весёлую музыку

Все названные места могут послужить опасностью:

Входная дверь – может войти чужой человек,

Канализационный люк – провалиться,

Подоконник – можно упасть,

Лифт – вдруг остановится,

Балкон - можно упасть,

Пустырь, лес - можно заблудиться,

Стройплощадка – там краны грузы поднимают, сваи заколачивают, кирпич может упасть.  

Квартира – в ней много электроприборов, острых предметов.

Топор

Ножницы

пила

нож

Хором:

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки Ты на место положи

Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности

Телевизор  

Чайник

Холодильник

Электроприборы

 Нажимать кнопки «Включить»,

     «Выключить»

  Нажимать кнопки переключения             каналов.

Водопровод

7.  Закрепление (выполнение творческого задания, проверочная работа, тестовая работа и т.п.).

Практическая работа:  «Как помочь Саше?»

  Саша пришел из школы.

 Он очень торопился, потому что через час у него была тренировка.

 Саша помыл руки и прошел на кухню. Поставил разогревать обед,  быстро стал нарезать хлеб  - и порезал палец.  

 

 Как действовать Саше при порезе?

       

 

 Окажите первую помощь Саше.

          (работа в парах с бинтом)

      Не забудьте сначала, обработать рану, а то может понадобиться медицинская помощь!

Мы хорошо потрудились и теперь можем  подвести итоги занятия

Поможет ли оно вам в жизни?

               

Саша не проявил осторожность

При работе с ножом.

Взять из аптечки перекись водорода полить на рану, остановить кровь.

Вокруг раны помазать йодом, перевязать палец бинтом или залепить бактерицидным лейкопластырем.

 

 Дети делают перевязку бинтом.

   Наклеивают медицинский

   лейкопластырь.

Много интересного и полезного мы узнали, оно нам очень поможет

в жизни.

8.  Подведение итогов занятия: рефлексия, оценка деятельности воспитанников.

- Оцените свою работу на занятии,

 довольны ли вы собой?

 Поднимите смайлики и объясните, почему вы сделали такой выбор.

         

               «Довольны».

       

 «Не совсем довольны».

               

                   

                       «Недовольны».

      Спасибо, ребята, вы молодцы активно работали, были внимательны, и многие сделали правильные выводы.

   

        Дети показывают смайлики.

        Объясняют:

 

 Надо научиться

 думать, прежде чем сказать или сделать.

 Мы, запомнили что надо:

ПРЕДВИДЕТЬ (опасность)

ИЗБЕГАТЬ (опасность)

ДЕЙСТВОВАТЬ (при необходимости)

Азбуку города помню всегда, чтоб не случилась со мною  беда.

Овладели пользованием бинтом.

Поняли, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Полезное и интересное занятие,

пригодиться в жизни.

    На улице много опасностей и дома     много опасностей.

  Я узнал, что везде существуют правила, а их надо соблюдать.

   Не смогу преодолеть тревогу и страх

.

    Мне родители не доверяют.

9.  Творческое задание. 

1 уровень:  

       нарисовать опасные предметы.

2 уровень – творческий:

    составить кроссворд на тему:

      «Домашние опасности»

                    Ребята,

   До свидания, до новых встреч!

   

   


[1] Выбор формулировок целей и планируемых результатов  определяется темой и целями конкретного урока.

[2] Этапы урока могут быть изменены в том случае, если урок построен  по определенной технологии, требующей особых этапов.

[3] Порядок следования и набор этапов урока может быть изменен в зависимости от предмета и темы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"

Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»

Занятие ставит следующие цели: Закрепить знания о характерных признаках осени, закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"

Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с выраженной степенью умственной отсталости на тему "Виды транспорта"

Цели: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательные:закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.упражнять в умени...

Конспект подгруппового занятия по теме: «Использование речевых игр на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи»

Конспект занятия содержит материал по использованию речевых игр на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Цели занятия: закрепление, уточнение и расширение знаний о диких животных; упр...

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром.

Методические рекомендации по построению занятий по развитию основных стратегий саморегуляции деятельности у детей подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающем миром....