Конспект урока открытий новых знаний по теме: "Калий против фосфора. Металл против неметалла"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Разработка урока химии для 9 класса, в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kaliy.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Калий против фосфора». Металл против неметалла. 9 класс.
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека
Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно-следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
- Знают химические свойства фосфора и калия и меры предосторожности при работе с данными веществами;
- Имеют представление о строении атомов данных элементов;
- Называют примеры значения фосфора и калия в природе и в жизни человека.
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
- По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
- По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы:
- Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
- Дополнительные:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные;
- практические (поиск информации, )
- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Этапы урока
- Организационный момент. Обозначение проблемы, формулирование темы и цели урока
- Актуазизация знаний и работа с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
- Работа с дополнительными источниками информации; заполнение таблицы – сравнения, запись уравнений химических реакций; обсуждение полученной информации.
- Формулирование выводов о реакционной способности химических элементовв и их соединений.
- Этап первичного закрепления знаний.
- Рефлексия, самооценка деятельности на уроке, выставление оценок учителем, домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент
Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Менделеева, и я не сомневаюсь в том, что вас ждут новые открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже «понять что-либо значит открыть вновь».
Подведение к формулировке темы урока:
- Два биогенных элемента которые влияют на здоровье человека и играют важную роль в жизнедеятельности организма? (могут быть всевозможные ответы)
Выбрать схемы, которые отражают правильное распределение электронов в атомах и определить химические элементы.
- 3,6,1
- 3,8,2
- 2,8,8,1 (Калий)
- 2,8,5 (Фосфор)
Значит о каких двух элементах сегодня пойдёт у нас речь?
А какова отличительная особенность этих двух элементов? (типичный металл и неметалл)
Тема нашего урока : «Калий против фосфора» металл против неметалла.
Цель нашего урока: получить знания о химических элементах, простом веществе фосфоре и калии, химических свойствах, применении и значении их в природе и жизни человека. Сегодня мы вместе с вами попробуем взглянуть на фосфор и калий глазами геолога, химика, биолога, медика.
Используя дополнительную информацию, заполните таблицу
Химические элементы | К | Р |
Положение в ПСХЭ | IVпериод, I группа главная подгруппа | IIIпериод, V группа главная подгруппа |
Молекулярная масса | 39 | 31 |
Строение атома | +19 К)2)8)8)1 Атом калия состоит из положительно заряженного ядра (+19), внутри которого есть 19 протонов и 20 нейтронов, а вокруг, по 4-м орбитам движутся 19 электронов | +15 P)2)8)5 Атом фосфора состоит из положительно заряженного ядра (+15), внутри которого есть 15 протонов и 16 нейтронов, а вокруг, по трем орбитам движутся 15 электронов |
Число электронов внешнего электронного уровня | Восстановитель | окислитель |
Содержание в природе | Прочитай статью из википедии и выпиши информацию. В земной коре: 2,4 % Море: 380 мг/л В свободном состоянии не существует Породообразующий элемент | Прочитай статью из википедии и выпиши информацию. В земной коре: 0,08—0,09 % её массы Море: 0,07 мг/л В свободном состоянии не существует Породообразующий элемент |
Содержание в живых организмах | Биогенный элемент Входит в состав удобрений для растений,клеток,мыщц,крови | Биогенный элемент Входит в состав клеток, костей, зубной эмали(виде гидроксиапатита и фторапатита) |
Последствия неосторожного обращения с калием ,фосфором и соединениями исследуемых элементов. | Ожог!!! | Белый фосфор ядовит – на коже оставляет болезненные ожоги. Смертельная доза 50-100мг Красный фосфор неядовит, но его пыль ,попадая в лёгкие вызывает пневмонию. |
Химические свойства Отношение к воде | Посмотри видеофрагмент и запиши уравнение реакции. Калий горит в воде со взрывом! | Взаимодействует с водяным паром при температуре выше 500 °С, образуя фосфин и фосфорную кислоту |
С простыми веществами | При сгорании калия на воздухе Калий восстановитель | Фосфор легко окисляется кислородом: при избытке кислорода при медленном окислении Фосфор восстановитель металлами — окислитель, образует фосфиды: |
Взаимодействие фосфора с калием | 3К +Р =К3Р- фосфид калия зелёного цвета |
Этап первичной проверки понимания изученного
Учитель проводит небольшой химический диктант. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с
утверждением:
1. Фосфор – элемент главной подгруппы.(да)
2. В ядре атома калия 15 нейтронов.(нет)
3. Вокруг ядра атома фосфора вращается 15 электронов.(да)
4. Фосфор образует две аллотропные модификации.(нет)
5. Калий входит в состав удобрений.(да)
6. Водородное соединение фосфора называют фосфин.(да)
7. Соединения фосфора с металлами называют фосфаты.(нет)
8. Фосфор может выступать в роли восстановителя и окислителя.(да)
9. Калий не может выступать в роли окислителя.(да)
10.Работать с металлическим калием нужно в защитных очках.(да)
Рефлексивно – оценочный этап.
-Вот и поднялись мы по нашей лестнице познания на самый верх. Поделитесь своими впечатлениями по уроку.
- я знал…
-я хотел узнать…
-я узнал…
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: подготовить интересные факты о соединениях фосфора и калия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.
Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....
Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс
Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"
План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)
технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Конспект урока открытия нового знания в 7 классах по теме "Умножение одночлена на многочлен"
Разработка урока по алгебре по теме "Умножение одночлена на многочлен" по системно-деятельностной методике - урокоткрытия новых знаний....
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...
Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...