Конспект урока открытий новых знаний по теме: "Калий против фосфора. Металл против неметалла"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Козловская Татьяна Васильевна

Разработка урока химии для 9 класса, в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kaliy.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Калий против фосфора». Металл против неметалла. 9 класс.


Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Ожидаемые результаты:
Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к     саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека 


Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.


Предметные:

  • Знают химические свойства фосфора и калия и меры предосторожности при работе с данными веществами;
  • Имеют представление о строении атомов данных элементов;
  • Называют примеры значения  фосфора и калия в природе и в жизни человека.

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;
  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  • Дополнительные: 
  • словесные (беседа, диалог);
  • наглядные;
  • практические (поиск информации, )
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Этапы урока

  1. Организационный момент. Обозначение проблемы, формулирование темы и цели урока
  2. Актуазизация знаний и работа с периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева.
  3. Работа с дополнительными источниками информации; заполнение таблицы – сравнения, запись уравнений химических реакций; обсуждение полученной информации.
  4. Формулирование выводов о реакционной способности химических элементовв и их соединений.
  5. Этап первичного закрепления знаний.
  6. Рефлексия, самооценка деятельности на уроке, выставление оценок учителем, домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Менделеева, и я не сомневаюсь в том, что вас ждут новые открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже «понять что-либо значит открыть вновь».

Подведение к формулировке темы урока:

- Два биогенных элемента которые влияют на здоровье человека и играют важную роль в жизнедеятельности организма? (могут быть всевозможные ответы)

Выбрать схемы, которые отражают правильное распределение электронов в атомах и определить химические элементы.

  1. 3,6,1
  2. 3,8,2
  3. 2,8,8,1 (Калий)
  4. 2,8,5 (Фосфор)

Значит о каких двух элементах сегодня пойдёт у нас речь?

А какова отличительная особенность этих двух элементов? (типичный металл и неметалл)

Тема нашего урока : «Калий против фосфора» металл против неметалла.

 Цель нашего урока: получить знания о химических элементах, простом веществе фосфоре и калии, химических свойствах, применении и значении их в природе и жизни человека. Сегодня мы вместе с вами попробуем взглянуть на фосфор и калий глазами геолога, химика, биолога, медика.

Используя дополнительную информацию, заполните таблицу


Химические элементы

К

Р

Положение в ПСХЭ

IVпериод,  I группа главная подгруппа

IIIпериод,  V группа главная подгруппа

Молекулярная масса

39

31

Строение атома

+19 К)2)8)8)1

Атом калия состоит из положительно заряженного ядра (+19), внутри которого есть 19 протонов и 20 нейтронов, а вокруг, по 4-м орбитам движутся 19 электронов

+15 P)2)8)5

Атом фосфора состоит из положительно заряженного ядра (+15), внутри которого есть 15 протонов и 16 нейтронов, а вокруг, по трем орбитам движутся 15 электронов

Число электронов внешнего электронного уровня

Восстановитель

окислитель

Содержание в природе

Прочитай статью из википедии и выпиши информацию.

В земной коре: 2,4 %

Море: 380 мг/л

В свободном состоянии не существует

Породообразующий элемент

Прочитай статью из википедии и выпиши информацию.

В земной коре: 0,08—0,09 % её массы

Море: 0,07 мг/л

В свободном состоянии не существует

Породообразующий элемент

Содержание в живых организмах

Биогенный элемент

Входит в состав удобрений для растений,клеток,мыщц,крови

Биогенный элемент

Входит в состав клеток, костей, зубной эмали(виде гидроксиапатита и фторапатита)

Последствия неосторожного обращения с калием ,фосфором и соединениями исследуемых элементов.

Ожог!!!

Белый фосфор ядовит – на коже оставляет болезненные ожоги.

Смертельная доза 50-100мг

Красный фосфор неядовит, но его пыль ,попадая в лёгкие вызывает пневмонию.

Химические свойства

Отношение к воде

Посмотри видеофрагмент и запиши уравнение реакции.

Калий горит в воде со взрывом!

Взаимодействует с водяным паром при температуре выше 500 °С, образуя  фосфин и фосфорную кислоту

С простыми веществами

При сгорании калия на воздухе

  Калий восстановитель

Фосфор легко окисляется кислородом:

 при избытке кислорода

 при медленном окислении

Фосфор восстановитель

металлами — окислитель, образует фосфиды:

Взаимодействие фосфора с калием

3К +Р =К3Р- фосфид калия зелёного цвета

Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель проводит небольшой химический диктант. Учащиеся должны согласиться или не согласиться с
утверждением:
1. Фосфор – элемент главной подгруппы.(да)
2. В ядре атома калия 15 нейтронов.(нет)
3. Вокруг ядра атома фосфора вращается 15 электронов.(да)
4. Фосфор образует две аллотропные модификации.(нет)
5. Калий входит в состав удобрений.(да)
6. Водородное соединение фосфора называют  фосфин.(да)
7. Соединения фосфора с металлами называют  фосфаты.(нет)
8. Фосфор может выступать в роли восстановителя и окислителя.(да)
9. Калий не может выступать в роли окислителя.(да)

10.Работать с металлическим калием нужно в защитных очках.(да)

Рефлексивно – оценочный этап.

-Вот и поднялись мы по нашей лестнице познания на самый верх. Поделитесь своими впечатлениями по уроку.

- я знал…

-я хотел узнать…

-я узнал…

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: подготовить интересные факты о соединениях фосфора и калия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)

технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Конспект урока открытия нового знания в 7 классах по теме "Умножение одночлена на многочлен"

Разработка урока по алгебре по теме "Умножение одночлена на многочлен" по  системно-деятельностной методике - урокоткрытия новых знаний....

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...