Методическая разработка игры по химии "Своя игра" "В мире химии"
методическая разработка по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Казначеева Зинаида Анатольевна

Игра  "В мире химии" построена по принципу телевизионной игры "Своя игра" для нескольких  команд. Она включает  разноуровневые вопросы, правильные ответы на которые приносит командам определенное количество баллов. Можно выбрать тему и "стоимость" вопроса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка дидактической игры по химии

“Своя игра” на тему

В мире химии

Задачи игры:

  • расширение и закрепление знаний по предмету;
  • развитие интереса к изучению химии, экологии;
  • продолжение работы по экологическому воспитанию школьников.

Оформление:

  1. Выставка книг по  химии для учащихся.
  2. Компьютер, мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска.
  3. Презентация в программе  Роwer Роint  или игровое поле (если отсутствует компьютерная техника).

Эпиграф: «Химия – это область чудес,  в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.»

                                                                                             М. Горький

Периодический закон и периодическая система химических элементов

1

2

3

4

5

Химические элементы

1

2

3

4

5

Вещества

1

2

3

4

5

Химические реакции

1

2

3

4

5

Химия и биосфера

1

2

3

4

5

Условия игры:

  1. В игре принимают участие две команды.
  2. Игру начинают капитаны согласно жеребьевке.
  3. Команда имеет право выбрать сектор и номер вопроса. Номер вопроса означает также и количество баллов, которое получает команда за правильный ответ.
  4. На обдумывание дается одна минута, после чего команда должна дать ответ.
  5. Если команда не отвечает или дает неверный ответ, право ответить на вопрос переходит к другой команде.
  6. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 10 баллов.

Сектор “Периодический закон и периодическая система химических элементов”

Вопросы:

  1. Как звучит современная формулировка периодического закона?(Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов их атомных ядер.).
  2. Как сформулировал Периодический закон Д.И. Менделеев?(Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.)
  3. Как изменяются  свойства химических элементов в периодах и группах?(В периодах слева направо усиливаются неметаллические свойства, в группах сверху вниз усиливаются металлические свойства.)
  4. Какой химический элемент был сначала открыт на Солнце, а потом на Земле? (Гелий)
  5. Какие ученые из Франции, Швеции и Германии были названы Д.И. Менделеевым «укрепителями Периодического закона»? (Лекок де Буабодран, Л. Нильсон,

 К. Винклер)

Сектор «Химические элементы»

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию  “химический элемент”? (Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра)
  2. Назовите два химических элемента, которые вошли в названия веков? (Медь, железо).
  3. Назовите  не менее трех произведений, в заглавии которых фигурировало бы название химических элементов или веществ.(«Медный всадник», «Золотой теленок», «Человек в железной маске»,»Изумрудный город», «Малахитовая шкатулка», «Как закалялась сталь», «Гранатовый браслет» и др.)
  4. Название какого химического элемента в переводе с греческого означает «разрушение, гибель»? (Фтор)
  5. Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений)

Сектор «Вещества»

Вопросы:

  1. Наличие ионов какого металла определяет красный цвет крови? (Ионов железа Fe3+)
  2. Какой металл академик А.Е. Ферсман назвал «металлом консервной банки»? (Олово)
  3. Какая кислота содержится в клетках крапивы? (Муравьиная)
  4. Что измеряют ареометром? (Плотность жидкостей)
  5. Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена. Но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? (Чарльз Макинтош изобрел непромокаемый плащ, который стали называть его именем).

Сектор «Химические реакции»

Вопросы:

  1. Каким термином обозначают переход вещества из твердого состояния в газообразное? (Возгонка или сублимация).
  2. Может ли гореть  железо в обычных условиях? (Железо воспламеняется на воздухе, если оно находится в виде очень мелкого порошка).
  3. У известной поэтессы А.Ахматовой есть такие строки:

«На рукомойнике моём

Позеленела  медь.

Но так играет луч на нём,

Что весело глядеть».

Объясните химические процессы, упоминаемые в этих строках. (В результате сложного многостадийного взаимодействия меди с кислотами, солями и газами, содержащимися в окружающей среде (коррозии) на медных предметах появляется окрашенная плёнка – патина).

  1. Что означает выражение: «Металл, принесённый в жертву рыжему дьяволу»? (Железо превращается в ржавчину в результате коррозии).
  2. Благодаря чему катализатор ускоряет химическую реакцию? (Благодаря снижению энергии активации)

Сектор «Химия и биосфера»

Вопросы:

  1. Что изучает наука экология? (Экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.)
  2. Какие дожди называют кислотными? (Кислотными дожди считаются, если их рН ниже 5,6. Кислую реакцию дожди приобретают при взаимодействии воды с оксидами серы и азота, в результате которого образуются слабые растворы кислот.)
  3. Всем давно известно, как губительно действие этанола для организма. С пьянством на Руси боролись  давно. Например при Петре I за пьянство вручалась медаль. Из чего она была сделана и где крепилась? (Из чугуна. Медаль надевали на шею и снимали, когда человек переставал пить.)
  4. «— Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Там есть такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

— Почему?

— Из вулканической трещины выделяется газ …»

О каком газе говорится и почему так происходит?  (Углекислый газ, выделяющийся из трещины, тяжелее воздуха, поэтому он собирается внизу пещеры. Человеческая голова выше этой зоны, а собаки или кролика – нет.)

  1. По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через сто лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это вещество получило Гран-при. Под каким названием оно выпускается у нас в стране? (Тройной одеколон)

Литература

  1. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.:5 за знания, 2007.
  2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. книга по химии для домашнего чтения. –М.6 Химия, 1994.                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Своя игра «В мире химии»

Слайд 2

«Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.» М. Горький

Слайд 3

Периодический закон и ПСХЭ 1 2 3 4 5 Химические элементы 1 2 3 4 5 Вещества 1 2 3 4 5 Химические реакции 1 2 3 4 5 Химия и биосфера 1 2 3 4 5

Слайд 4

1. Как звучит современная формулировка периоди-ческого закона? (Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов их атомных ядер.).

Слайд 5

2 . Как сформулировал Периодический закон Д.И. Менделеев? (Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.)

Слайд 6

3 . Как изменяются свойства химических элементов в периодах и группах? (В периодах слева направо усиливаются неметаллические свойства, в группах сверху вниз усиливаются металлические свойства.)

Слайд 7

4. Какой химический элемент был сначала открыт на Солнце, а потом на Земле? (Гелий)

Слайд 8

5. Какие ученые из Франции, Швеции и Германии были названы Д.И. Менделеевым «укрепителями Периодического закона»? ( Лекок де Буабодран, Л. Нильсон, К. Винклер)

Слайд 9

1. Дайте определение понятию “химический элемент”? (Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра)

Слайд 10

2. Назовите два химических элемента, которые вошли в названия веков? ( Медь, железо).

Слайд 11

3. Назовите не менее трех произведений, в заглавии которых фигурировало бы название химических элементов или веществ .

Слайд 12

4. Название какого химического элемента в переводе с греческого означает «разрушение, гибель»? (Фтор)

Слайд 13

5. Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений)

Слайд 14

1. Наличие ионов какого металла определяет красный цвет крови? (Ионов железа Fe 3+ )

Слайд 15

2. Какой металл академик А.Е. Ферсман назвал «металлом консервной банки»? (Олово)

Слайд 16

3. Какая кислота содержится в клетках крапивы? (Муравьиная)

Слайд 17

4. Что измеряют ареометром? (Плотность жидкостей)

Слайд 18

5. Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена. Но он был настоящий химик и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел? (Чарльз Макинтош изобрел непромокаемый плащ, который стали называть его именем).

Слайд 19

1. Каким термином обозначают переход вещества из твердого состояния в газообразное? (Возгонка или сублимация).

Слайд 20

2. Может ли гореть железо в обычных условиях? (Железо воспламеняется на воздухе, если оно находится в виде очень мелкого порошка).

Слайд 21

3. У известной поэтессы А.Ахматовой есть такие строки: «На рукомойнике моём Позеленела медь. Но так играет луч на нём, Что весело глядеть». Объясните химические процессы, упоминаемые в этих строках. (В результате сложного многостадий-ного взаимодействия меди с кислотами, солями и газами, содержащимися в окружающей среде (коррозии) на медных предметах появляется окрашенная плёнка – патина).

Слайд 22

4. Что означает выражение: «Металл, принесённый в жертву рыжему дьяволу»? (Железо превращается в ржавчину в результате коррозии).

Слайд 23

5. Благодаря чему катализатор ускоряет химическую реакцию? (Благодаря снижению энергии активации

Слайд 24

1. Что изучает наука экология? (Экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.)

Слайд 25

2. Какие дожди называют кислотными? (Кислотными дожди считаются, если их рН ниже 5,6. Кислую реакцию дожди приобретают при взаимодействии воды с оксидами серы и азота, в результате которого образуются слабые растворы кислот.)

Слайд 26

3. Всем давно известно, как губительно действие этанола для организма. С пьянством на Руси боролись давно. Например при Петре I за пьянство вручалась медаль. Из чего она была сделана и где крепилась? (Из чугуна. Медаль надевали на шею и снимали, когда человек переставал пить.)

Слайд 27

4. «— Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Там есть такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут. — Почему? — Из вулканической трещины выделяется газ …» О каком газе говорится и почему так происходит? (Углекислый газ, выделяющийся из трещины, тяжелее воздуха, поэтому он собирается внизу пещеры. Человеческая голова выше этой зоны, а собаки или кролика – нет.)

Слайд 28

5 . По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучшего не было придумано и через сто лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это вещество получило Гран-при. Под каким названием оно выпускается у нас в стране? (Тройной одеколон) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия (командной игры)

командная игра "Путешествие в страну "ИНФОРМАТИКА"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: конкурс-игра "Сварщик - лучше профессии нет!"

Цель конкурса: пропаганда профессии «Сварщик», проверка теоретических знаний, полученных на уроках по спецтехнологии, показ значимости межпредметных связей при получении профессии.  На конку...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "От игры-к спорту!" для учащихся 5-6 классов по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие включает в себя игры-эстафеты на внимание, силу, ловкость, быстроту, меткость, находчивость и направлено на популяризацию здорового образа жизни....

Методическая разработка интегративного внеклассного мероприятия – игры «Хочу всё знать» по теме «История ЭВМ. Средства информационных технологий. Графический редактор Open Office Draw»

Данная методическая разработка составлена для преподавателей дисциплин «Информатика и ИКТ» и «Информатика».Представленная разработка содержит методическую разработку интегративного внеклассного ...

Методическая разработка "Цвета" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Видеоуроки:Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомhttp://Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомУрок 3. Учим цвета на английском языке. (часть первая)https://www.youtu...

Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")

Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....