Программа кружка дополнительного образования "Юные друзья химии"
учебно-методический материал по химии (7 класс) на тему

Программа кружка рассчитана на учащихся 7 классов. Объем занятий - 72 часа, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Состав кружка формируется на добровольной основе. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный уровень подготовки. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Программа кружка включает: знакомство с лабораторной техникой, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_7klass_yunye_druzya_himii.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ушьинская средняя общеобразовательная школа»

Программа кружка дополнительного образования

«Юные друзья химии»

для учащихся 7-го класса

Составила: учитель химии Хохлова Елена Юрьевна,

Первая квалификационная категория

д.Ушья, 2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка        3

1.1. Нормативно - правовые документы        3

1.2. Статус документа        3

1.3. Основные функции программы        4

1.4. Структура документа        4

1.5. Общая характеристика курса        4

1.6. Контроль уровня обученности.        5

1.7. Требования к уровню подготовки обучающихся кружка…………………………         …5

1.8. Содержание тем курса «Юные друзья химии».        6

2. Учебно-тематический план        7

3. Список литературы        10


1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы объясняется тем, что концепция школьного химического образования направлена на формирование у учащихся таких черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство нового, чувство выбора. Такие черты характерны для человека, обладающего научным мировоззрением.

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии.

Естественно-научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами вещественного мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. С целью формирования основ химического мировоззрения составлена рабочая программа кружка дополнительного образования «Юные друзья химии».  

Программа кружка рассчитана на учащихся 7 классов. Объем занятий - 72 часа, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Состав кружка формируется на добровольной основе. Предполагает занятия с детьми, имеющими разный уровень подготовки. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Программа кружка включает: знакомство с лабораторной техникой, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.

1.1. Нормативно - правовые документы

  • Закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов и элективных курсов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобразования России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.

1.2. Статус документа

Программа данного кружка по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, «Программы вводного курса химии для 7 классов общеобразовательных учреждений Габриеляна О.С.».

Программа курса конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов и практических занятий.

1.3. Программа кружка выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа определяет пропедевтическую часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Тем самым данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению вводного курса химии в основной школе.

1.4. Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников после прослушивания данного курса.

1.5. Общая характеристика курса

Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии. Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит учащихся с химией как с наукой.

В начале программы происходит знакомство учащихся с понятийным аппаратом, на котором основывается химия (элемент, символ элемента, атом, молекула, химическая формула, вещество), методами изучения химии как науки - химическим лабораторным экспериментом. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами и химическим оборудованием в этом контексте является одной из важных обучающих и воспитательных целей и задач изучения программы.

Дальнейшее «погружение» в химию происходит через связь ее с другими науками о природе на примерах таких объектов, как атмосфера, почва, вода, камни и горные породы, а также через повседневную жизнь человека - быт. Таким образом, школьники знакомятся с простыми и сложными веществами; основными классами химических соединений (оксидами, гидроксидами -кислотами и основаниями, солями); со свойствами (химическими и физическими) веществ, их превращениями (химическими реакциями).

Практическая часть программы органично связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для понимания и успешного выполнения школьниками с любым уровнем практических умений и навыков.

Содержание учебных блоков направлено на достижение целей (пропедевтического) естественно - научного образования.

Целью данного курса является:        

- создать у учащихся положительную мотивацию к изучению химии;

- сформировать представление о химии как интегрирующей науке, имеющей огромное значение в жизни общества;

- вооружить учащихся знаниями о безопасных и опасных веществах, окружающих их в быту.

Задачами курса являются:

  • развитие творческих способностей учащихся, воображения, фантазии;
  • формирование и развитие логических способностей учащихся;
  • формирование у учащихся элементарных умений и навыков выполнения практических и лабораторных работ.

1.6. Контроль уровня обученности

Планируемые метапредметные и личностные результаты:

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:
  • - самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • Познавательные УУД:
  • - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • - пользоваться словарями, справочниками;
  • - осуществлять анализ и синтез;
  • - устанавливать причинно-следственные связи;
  • - строить рассуждения.

  • Коммуникативные УУД:
  • - высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • -докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно -отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
  • - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • задавать вопросы.

  • Личностные результаты:
  • - сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • - мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

1.7. Требования к подготовке учащихся по предмету.

  • Среди ожидаемых результатов изучения данной программы можно выделить:
  • -знание первоначальных сведений о мельчайших частицах, из которых состоит вещество;
  • -знание обозначения элементов и веществ, умение написания и произношения символов элементов и формул основных химических соединений;
  • -умение сравнивать вещества по физическим свойствам;
  •   -умение вычислять относительную молекулярную массу веществ;
  •   -знание простейших правил и навыки обращения с веществами и химическим оборудованием;
  •   -умение выполнять простые химические опыты;
  •  -умение работать с дополнительными источниками информации по предмету;
  •  -формирование научного мировоззрения и целостного представления о природе;


1.8. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Введение

2

Раздел 1

Техника лабораторных работ. Техника безопасности.

2

Раздел 2

Вода в природе

7

Раздел 3

Химия почвы

4

Раздел 4

В мире камня

8

Раздел 5

Воздух и жизнь на Земле

4

Раздел 6

Химия в быту

7

Итого, в том числе

34

Практических работ

8

Основное содержание программы

Введение. (4 ч.)

Знакомство с основными понятиями химии. Атом. Молекула. Химический элемент, его обозначение. Вещества, их формулы, свойства веществ, простые и сложные вещества. Химический состав веществ. Тело.

Раздел 1.Техника лабораторных работ. Техника безопасности. (4 ч.)

Ознакомление с правилами работы в лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.

Ведение лабораторного журнала.

Практическая работа № 1:

Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание.

Раздел 2. Вода в природе. (14 ч.)

Вода во вселенной. Роль воды в природе и технике. Происхождение воды на Земле. Водные богатства края. Источники загрязнения природной воды. Способы очистки воды (физические, химические и биологические). Охрана водоёмов и водных источников своего края. Свойства воды: физические, химические. Вода как оксид. Вода как растворитель. Минеральные природные воды и минеральные источники. Знакомство с индикаторами. Кислоты. Их свойства.

Практическая работа № 2:

Очистка речной воды от взвешенных частиц отстаиванием и фильтрованием, перегонка воды. Практическая работа № 3:

Приготовление водных растворов удобрений для подкормки растений в кабинете биологии.

Практическая работа № 4:

Работа с индикаторами. Приготовление природных индикаторов.

Опыт № 1 (для домашнего выполнения): Опыты с пищевым уксусом.

Раздел 3. Химия почвы. (8 ч.)

Почва - источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы (воздушные и водные). Химико-биологические процессы, происходящие в почве. Кислые и щелочные почвы. Основания. Плодородие почвы и регулирование его человеком. Охрана почв.

Практическая работа № 5: Определение кислотности почвы.

Раздел 4. В мире камня. (14 ч.)

Науки о камне - геохимия, петрография и минералогия. Основатели геохимии и минералогии.

Соли: хлориды, сульфаты, сульфиды. Минералы и горные породы, их образование на Земле. Физические свойства минералов. Химический состав и химические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу. Карстовые явления. Карбонаты и гидрокарбонаты. Кристаллы и их выращивание. Кристаллы - гиганты. Метеориты. Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека.

Практическая работа № 6: Изучение свойств яичной скорлупы, пищевой соды.

Практическая работа №7: Изучение коллекций минералов и горных пород.

Определение минералов и горных пород по внешним признакам и физическим свойствам.

Изучение свойств некоторых минералов.

Опыт № 2 (для домашнего выполнения): Выращивание кристаллов.

Раздел 5. Воздух и жизнь на Земле. (4 ч.)

Состав воздуха. Кислород и азот - простые вещества. История открытия кислорода и определения состава воздуха. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода. Озон. Инертные газы и их использование. Охрана воздуха от загрязнения. Кислотные дожди.

Демонстрационные опыты № 1:

Получение кислорода в лаборатории. Горение веществ в кислороде. Получение оксидов.

Демонстрация презентации «Городу - чистый воздух».

Раздел 6. Химия в быту. (7 ч.)

Виды бытовых химикатов. Мыло и моющие средства. Соли и щелочи в составе моющих средств.  Химчистка на дому. Жесткость воды. Умягчение воды. Химия и приготовление пищи. Химия и одежда. Волокно под увеличительным стеклом.

Практическая работа № 8:

Изучение текстильных волокон по коллекции. Простейшие способы определения типа волокна.

Практическая работа № 9: Удаление пятен.

Опыт № 3 (для домашнего выполнения): Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение её образования.

2. Учебно - тематическое планирование материала

 №

Разделы, тема занятия

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ.

4

1

Знакомство с основными понятиями химии. Атом. Молекула. Химический элемент, его обозначение.

1

2

Вещества, их формулы, свойства веществ, простые и сложные вещества. Химический состав веществ. Тело.

1

3-4

Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента.

2

I

ТЕХНИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.

4

5-6

Ознакомление с правилами работы в лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

2

7-8

Практическая работа № 1:

Знакомство с техникой выполнения общих практических операций: наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твёрдых веществ в воде, нагревание.

2

II

ВОДА В ПРИРОДЕ.

14

9

Вода во вселенной. Роль воды в природе и технике. Происхождение воды на Земле.

1

10

Водные богатства края. Источники загрязнения природной воды.

1

11-12

Способы очистки воды (физические, химические и биологические). Охрана водоёмов и водных источников своего края.

2

13-14

Практическая работа № 2:

Очистка речной воды от взвешенных частиц отстаиванием и фильтрованием, перегонка воды.

2

15-16

Свойства воды: физические, химические. Вода как оксид. Вода как растворитель.

2

17-18

Практическая работа № 3:

Приготовление водных растворов удобрений для подкормки растений в кабинете биологии.

2

19

Минеральные природные воды и минеральные источники.

1

20

Знакомство с индикаторами. Кислоты. Их свойства.

1

21-22

Практическая работа № 4:

Работа с индикаторами. Приготовление природных индикаторов.

2

III

ХИМИЯ ПОЧВЫ.

8

23-24

Почва - источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы.

2

25-26

Свойства почвы (воздушные и водные). Химико-биологические процессы, происходящие в почве.

2

27-28

Кислые и щелочные почвы. Основания. Плодородие почвы и регулирование его человеком. Охрана почв.

2

29-30

Практическая работа № 5: Определение кислотности почвы.

2

IV

В МИРЕ КАМНЯ.

14

31-32

Науки о камне - геохимия, петрография и минералогия. Основатели геохимии и минералогии.

2

33-34

Соли: хлориды, сульфаты, сульфиды. Минералы и горные породы, их образование на Земле.

2

35-36

Физические свойства минералов. Химический состав и химические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу.

2

37-38

Карстовые явления. Карбонаты и гидрокарбонаты. Кристаллы и их выращивание. Кристаллы - гиганты. Метеориты.

2

39-40

Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека.

2

41-42

Практическая работа № 6: Изучение свойств яичной скорлупы, пищевой соды.

2

43-44

Практическая работа №7: Изучение коллекций минералов и горных пород.

Определение минералов и горных пород по внешним признакам и физическим свойствам. Изучение свойств некоторых минералов.

2

V

ВОЗДУХ И ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ.

14

45-46

Состав воздуха. Кислород и азот - простые вещества.

2

47-48

История открытия кислорода и определения состава воздуха.

2

49-50

Кислород и его роль в природе и технике.

2

51-52

Свойства кислорода. Озон. Инертные газы и их использование.

2

53-54

Охрана воздуха от загрязнения. Кислотные дожди.

2

55-56

Демонстрационные опыты № 1:

Получение кислорода в лаборатории. Горение веществ в кислороде. Получение оксидов.

2

57-58

Демонстрация презентации «Городу - чистый воздух».

2

VI

ХИМИЯ В БЫТУ.

14

59-60

Виды бытовых химикатов. Мыло и моющие средства.

2

61-62

Соли и щелочи в составе моющих средств.  

2

63-64

Химчистка на дому.

2

65-66

Жесткость воды. Умягчение воды.

2

67-68

Химия и приготовление пищи.

2

69-70

Химия и одежда. Волокно под увеличительным стеклом.

2

71-72

Практическая работа № 8:

Изучение текстильных волокон по коллекции. Простейшие способы определения типа волокна.

Практическая работа № 9: Удаление пятен.

2

ИТОГО

72 часа

Основные формы:

Беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

3. Литература и Интернет-источники

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2010 год.

2. Программы общеобразовательных учреждений: Химия, 8 – 9 классы. Москва: Просвещение, 2008 год.

3. http://www.chem.msu.su/rus/school_edu - Школьное химическое образование в России: стандарты, учебники, олимпиады, экзамены.

4. http://hemi.wallst.ru/ экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

5. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=131642&tmpl=com – сеть творческих учителей

6. http://festival.1september.ru/articles/subjects/ - сайт «преподавания химии»

6. http://click.1september.ru/?l=16- портал «школа цифрового века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"  военно-патриотической направленности и  направлена на обученние подростков правилам  выполнения стрельб и обращению с оружием....

Программа кружка дополнительного образования

Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...

программа кружка дополнительного образования "Ритмика"

Программа кружка  «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на ос­нове корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...

Рабочая программа кружка дополнительного образования

Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...

Программа кружка дополнительного образования "Радуга" (1-4 классы)

Программа кружка «Радуга» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно...

Программа кружка дополнительного образования "Химия в каждом доме"

Программа кружка дополнительного образования. Программа кружка рассчитана на учащихся 6-7 классов. Объем занятий - 70 часов, 2 часа в неделю. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав...