Разработка интеллектуальной игры по химии "Химический бой" среди учащихся 8-11 классов
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Ондар Чечена Чунаевна

Игра предназначена для учащихся 8-11 классов средних общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_boy_sredi_8-11_klassov.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 имени Байлак Веры

Чульдумовны города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Разработка I муниципальной

интеллектуальной игры

«Химический бой» среди учащихся

8-11 классов

Составила учитель химии МБОУ СОШ № 4 г. Чадана

Ондар Чечена Чунаевна

                                           

г. Чадан-2018 г.

I муниципальная интеллектуальная игра «Химический бой» среди учащихся 8 – 11 классов

Цели мероприятия:

1. Развитие познавательного интереса учащихся к химии.

2. Расширение и углубление знаний учащихся по предмету, роли химии в нашей повседневной жизни.

3. Развитие смекалки и находчивости, умения работать в коллективе и использовать знания, полученные ранее при изучении химии и других предметов.

4. Развитие навыков и умений работы с периодической системой Д.И.Менделеева.

5. Создание для учащихся положительных эмоциональных переживаний в ходе мероприятия.

6. Расширение кругозора и развитие творческих способностей учащихся.

7. Привлечение учащихся к практическому использованию химических знаний и навыков.

Задачи мероприятия:

1. Развивать мышление, умение делать логические выводы.

2. Способствовать установлению межпредметных связей.

3. Учить логически рассуждать.

4. Воспитывать коммуникативные навыки, умение общаться в группе, отстаивать свое мнение и уважительно относительно к мнению других.

5. Закрепить знания и умения учащихся, полученные на уроках химии. 

Оборудование:

1. Компьютер.

2. Экран.

3. Мультимедийный проектор.

4. Раздаточный материал.

План мероприятия:

1. Организационный момент:

2. Представление команд.

3. Первый бой. Разминка.

4. Второй бой. Самый-самый.

5. Третий бой. Химические загадки.

6. Четвертый бой. Пантомимки.

7. Пятый бой. Химический ералаш.

8. Шестой бой. Химический марафон.

9. Седьмой бой. Ба, знакомые все лица!

10. Восьмой бой. Что в имени тебе моем?

11. Девятый бой «Черный ящик».

12. Подведение итогов.

Подготовка к поединку:

1. Формируются две команды по 6 человек из учащихся 8,9,10 классов.

2. Формируется жюри из администрации школы № 4 и педагогов школ кожууна.

3. Каждая команда придумывает название, девиз своей команды, обращение к жюри.

Ход мероприятия:

Весь поединок сопровождается презентацией.

1. Организационный момент.

Презентация: слайды

Учитель химии:

       Мы рады приветствовать всех участников химического боя! Сегодня вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Надеюсь, задания, которые вы будете применять на каждом этапе, раскроют перед вами мир химии несколько с другой стороны. Цель нашей игры – расширить кругозор, повысить эрудицию, расширить и углубить знания по химии, развить умения и навыки работы с таблицей Д.И.Менделеева. Выступление команд будет оценивать жюри. Сегодня игру судят: … (Представление жюри) При этом будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Итак, начнем!

Презентация: слайд

Ведущий 1. Начать наш поединок хочется словами Максима Горького: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».

2. Представление команд.

(до 5 баллов)

Ведущий 2. Теперь пришло время познакомиться с участниками соревнования. Итак, наступило время представления команд!

Каждая команда представляет название и эмблему, называет девиз и обращение к жюри.

Ведущий 1. Мы надеемся, что наши команды будут удивлять нас силой знаний и эрудицией.

Жюри подсчитывает баллы за представление команд.

3. Первый бой. Разминка. «Кто больше» (Командам)

(до 5 баллов)

Ведущий 2. Наши ребята уже неплохо владеют химическим языком. Как в любом языке в нём есть свои буквы – химические элементы. Сейчас мы выясним, кто из них знает больше названий химических элементов. Команды по очереди будут называть химические элементы. Та команда, которая назовет больше – и будет победительницей. При помощи болельщиков команде дается 1 бонусный балл.

Жюри подсчитывает баллы за первый бой.

4. Второй бой. Самый-самый. (Командам)

(1 балл за правильный ответ)

Ведущий 1. Всегда и везде находится самый-самый. В химии таких самых-самых тоже немало. Командам предлагаем вспомнить их и назвать. Болельщики также могут помогать своим командам. За правильный ответ – 1 балл команде. Вы можете набрать до 10 баллов.

Презентация: слайды

Ведущий 2. Самый распространенный элемент в земной коре. (Кислород)

Ведущий 1. Самый жидкий металл. (Ртуть)

Ведущий 2. Самый легкий газ. (Водород)

Ведущий 1. Самая поваренная соль. (Хлорид натрия)

Ведущий 2. Самые ленивые газы. (Инертные газы)

Ведущий 1. Самая гремучая смесь. (1/2 части водорода с 1 частью кислорода)

Ведущий 2. Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)

Ведущий 1. Самый крылатый металл. (Алюминий)

Ведущий 2. Самые активные металлы. (Щелочные)

Ведущий 1  Самый тяжелый металл (Осмий)

(Зрителям)

Ведущий 2. Наши участники уже познакомились с названием, составом и свойствами кислот. Мы предлагаем зрителям отгадать названия кислот, зашифрованные в женских именах.

Презентация: слайд

Ф _ _ _ _ _ _ А Я (Фосфорная)

_ З О _ _ _ Я (Азотная)

_ _ Р _ А Я (Серная)

_ О Л Я _ _ _ (Соляная)

_ _ Е _ _ _ _ В А _ (Кремниевая)

 _ _ОЛ_ _ _Я (Угольная)

Ведущий 1. В это время командам предстоит подготовиться к третьему бою. Участники команд, вам необходимо разгадать предложенные химические загадки. (Раздать задание командам на третий бой).

Жюри подсчитывает баллы за второй бой.

5. Третий бой. Химические загадки. (Командам)

(3 балла за правильный ответ)

Ведущий 2. Этот бой потребует от участников команд внимания, смекалки и, конечно же, знаний. Команды, давайте проверим, насколько правильно вы разгадали химические загадки.

Презентация: слайды

Ведущий 1. Хоть и едкой называют,

Но меня не презирают.

Цвет индикатора меняю,

А в кислоте я исчезаю.                                         (Щелочь)

 

Ведущий 2. От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

А в воду я кидаюсь без оглядки:

Вот тут уж не заест меня среда!                        (Метилоранж)

 

Ведущий 1. Открыт он в виде массы,

Похожей так на воск.

И в темноте светился,

Как свет далеких звёзд.                                     (Фосфор)

 

Ведущий  2. Надёжный щит я образую

Для мягких тел в морской воде,

В различных видах существую,

Состав же мой един везде.                                (Карбонат кальция)

Ведущий 1. Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
                                                                             (Углерод)

Ведущий 2. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
                                                                             (Кислорода)

Ведущий 1. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
                                                                             (Азот)

Ведущий 2. Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …
                                                                          (Кислоты)

Ведущий 1. Я растворчик изучал.
Лакмус в нем синее стал.
Поглощал раствор тотчас
Кислый углекислый газ!
Про такой раствор я знаю,
Что среда в нем …
                                                                        (Щелочная)

Ведущий 2. Вы, ребята, мне поверьте —
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …
                                                                        (Неон)

Ведущий 1. А сейчас, пока жюри подсчитывает баллы, мы увидим некоторые чудеса химии в жизни.

Опыт «Фараонова змея». (Презентация: слайд)

Жюри подсчитывает баллы за третий бой.

6. Четвертый бой. Пантомимки. (Командам)

(2 балла за правильный ответ)

Ведущий 2. Каждая команда получает задание – изобразить жестами и мимикой один из признаков химической реакции, а их соперники должны его отгадать. Пока участники готовятся, зрителям предлагаем ответить на следующие вопросы.

(Зрителям):

Презентация: слайды

Ведущий 1. Что такое явление? (Различные изменения, происходящие с веществами)

Ведущий 2. Как классифицируют явления? (Их разделяют на физические и химические)

Ведущий 1. Что такое физические явления? (Явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а изменяются в агрегатном состоянии или форме)

Ведущий 2. Что такое химические явления? (Явления, в результате которых из данных веществ образуются другие)

Ведущий 1. Приведите примеры физических явлений. (Плавление стекла, испарение или замерзание воды и др.)

Ведущий 2. Приведите примеры химических явлений. (Сгорание топлива, гниение органических веществ, ржавление железа, скисание молока и др.)

Ведущий 1. Какие вы знаете признаки химических реакций? (Выделение теплоты (света), изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа)

Ведущий 2. А теперь давайте предоставим слово командам.

Жюри подсчитывает баллы за четвертый бой.

7. Пятый бой. Химический ералаш. (Командам)

(1 балл за правильный ответ)

Ведущий 1. У нас есть много – много вопросов и заданий, которые могут решить исход поединка. Команды отвечают по принципу “кто быстрее”, могут помогать болельщики  – 1 балл.

Презентация: слайды

Ведущий 2. Каких элементов больше: металлов или неметаллов.

Ответ:  (Металлов)

Ведущий 1. А сколько всего неметаллов?

Ответ: (22)

Ведущий 2. Почему чай называют домашним индикатором?  

Ответ: (Меняет цвет в кислой среде)

Ведущий 1. Что такое «чистая вода».

Ответ: (Дистиллированная)

Ведущий 2. Какова формула ржавчины?

Ответ:  (Fe(OH)3)

Ведущий 1. Сколько литров воды нужно взять, чтобы приготовить 1 литр 10%-ного раствора гидроксида алюминия?

Ответ: (Нисколько. Это нерастворимое основание)

Ведущий 2. Юный химик Вася, забравшись в заброшенную лабораторию, нашёл запаянную пробирку из тёмного стекла. Открыв её он обнаружил в ней жидкость с металлическим блеском. Что это за жидкость и что с ней дальше делать Васе?

Ответ:  (Ртуть; срочно закрыть банку и вызвать спасателей МЧС)

Жюри подсчитывает баллы за пятый бой.

8. Шестой бой. Химический марафон.

(1 балл за правильный ответ)

Ведущий 1. В нашем марафоне отвечает тот, кто первый поднимет руку, могут участвовать и болельщики команд.

Презентация: слайды

Ведущий 2. Название какого химического элемента переводится с латыни как «безжизненный» и почему он так называется?

Ответ: (Азот, он так называется из-за того, что не поддерживает ни дыхание, ни горение?)

Ведущий 1. О каком законе было сказано: «Будущее не грозит ему разрушением, а только надстройки и развитие обещает»? Кому эти слова принадлежат?

 Ответ: (Периодический закон, Д.И. Менделееву)

Ведущий 2. Банка, почти доверху заполненная концентрированной серной кислотой, была оставлена открытой. Через несколько дней жидкость стала переливаться через край банки. Почему?

Ответ: (Гигроскопические свойства серной кислоты или серная кислота обладает свойством поглощать воду)

Ведущий 1. Что такое «сухой лед»?

Ответ: (Твердый углекислый газ)

Ведущий 2. Почему некоторые периоды истории называют «железным» и «бронзовым» веками?

Ответ:  (Железный век — эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий;

Бронзовый век — выделяемая эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы)

Ведущий 1. Для чего в медицине используют активированный уголь? На каком явлении основано его применение?

Ответ: (При отравлениях, адсорбция)

Ведущий 2. Какая кислота входит в состав желудочного сока?

Ответ: (Соляная)

Ведущий 1. Какой самый распространенный элемент-неметалл во Вселенной? Ответ: (Водород)

Ведущий 2. Этот элемент – неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь?

Ответ:  (Азот)

Ведущий 1. Его называют металлом пота, слез и крови людской.

Ответ: (Золото)

Ведущий 2. Какой элемент «погубил» Древний Рим?

Ответ: (Свинец).

Учитель химии: А теперь, давайте проведем такую игру. Вы должны за 2 минуты составить как можно больше формул солей из предложенных катионов и анионов, правильно написать химические формулы солей и назвать их. За игру можно заработать дополнительные баллы. За 1 правильную формулу 1 балл. Начинаем! Время пошло!

Жюри подсчитывает баллы за шестой бой. 

9. Седьмой бой. Ба, знакомые все лица! (Командам)

(3 балла за правильный ответ)

Презентация: слайды

Ведущий 1. В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!  Команда получает 1 бонусный балл.

Ведущий 2. Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии.  

Ответ: (Д.И.Менделеев)

Ведущий 1. Итальянский учёный. В 1811 году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моле вещества.

Ответ: (Амедео Авогадро)

Ведущий 2. Английский химик, который в 1766 г. первым описал физические и химические свойства водорода.

Ответ:  (Генри Кавендиш)

Ведущий 1. А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”.

Ответ: (М.В. Ломоносов)

Ведущий 2. А сейчас вы увидите некоторые интересные химические опыты, но сами не пытайтесь их проводить!

Опыт:

«Взрыв шарика с водородом»;

Жюри подсчитывает баллы за седьмой бой.

10. Восьмой бой. Что в имени тебе моем? (Командам)

(1 балл за правильный ответ)

Презентация: слайды

Ведущий 1. У каждого химического элемента есть своё имя, у этого имени есть своя история, своя маленькая тайна. В заключение нашей встречи я предлагаю командам раскрыть эти тайны и увеличить свои шансы на победу. Болельщики также могут помогать. При правильном ответе – 1 балл.

Ведущий 2. Откуда элемент индий получил свое название?

Ответ: (От синей (индиговой) линии в спектре)

Ведущий 1. Какие элементы действительно названы в честь стран?

Ответ:  (Германий, франций, полоний, рутений, галлий)

Ведущий 2. Какие элементы носят имена ученых?

Ответ: (Курчатовий, нильсборий, эйнштений, фермий, менделевий, нобелий, лоуренсий, берклий)

Ведущий 1. А этот элемент сам дал название одной из стран Южной Америки. Ответ: (Серебро – Аргентина)

Ведущий 2. Какие элементы-металлы названы в честь частей света?

Ответ: (Европий и америций)

Жюри подсчитывает баллы за восьмой бой.

11. Девятый бой. «Черный ящик». Ребята, вам предстоит с помощью наводящих вопросов отгадать, что находится внутри ящика. Это имеет отношение к химии. На сцену выносится черный ящик, в котором лежат 4 пакета. Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Условия конкурса: по очереди  команды задают всего один вопрос ведущему, на который тот может отвечать только словами "Да" или "Нет". После заданных вопросов, команды, посовещавшись минуту, назовут, то что, по их мнению, лежит в этом черном ящике. ( Соль, сода, уксус и сахар).

Команда первая отгадавшая то, что находится внутри получает 2 балла.

12. Подведение итогов.

А теперь жюри подведет итоги.

Учитель химии. Наша встреча стала еще одним подтверждением того, что

химия действительно необыкновенная наука. Наше знакомство

с этой наукой еще долго будет длиться, еще много открытий впереди.

Ах, ребята, без сомнения

Надо химию учить.

Без познания всех явлений,

Невозможно нынче жить.

До новых встреч! Учите химию ребята, это очень интересная наука!

А теперь мы даем вам возможность немного отдохнуть. Танцы! Танцы! Танцы!

(Звучит музыка)……….

Учитель химии: Ну, вот мы и подобрались к самому приятному – подведению итогов и награждению. Слово предоставляется нашему жюри.

Жюри подводит итоги. Призы и грамоты вручаются командам и самым результативным болельщикам.

Список использованной литературы

  1. Курганский С.М. «Увлекательная химия. Внеклассная работа по химии», издательство «Русское слово», 2011
  2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», издательство «Дрофа», 2002
  3. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. «Полезная химия: задачи и истории», издательство «Дрофа», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Морфология.Повторение" для учащихся 3-4 классов

Турнир знатоков русского языка для учащихся 3-4 классов...

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 5-7 классов "Своя игра"

Интеллектуальная иградля 5–7-х классов "Своя игра"Цель игры:расширение кругозора;формирование устойчивого интереса к предмету;развитие интереса к изучению истории родного краяПорядок проведения и прав...

Интеллектуальная игра "Битва эрудитов" для учащихся 5-6 классов

Границы использования представленного материала достаточно широки. Можно рекомендовать использование разработки не только  учителям в урочное и внеурочное время, но и педагогам дополнительного об...

«Тепловые явления» Интеллектуальная игра по физике для учащихся 8-х классов

«Тепловые явления» Интеллектуальная игра по физике для учащихся 8-х классов Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.Г. Белинский Цель игры: Актуализ...

Интеллектуальная игра по биологии для учащихся 5-8 классов

Данная разработка может быть использована при проведении внеурочных мероприятий. Она позволит повысить познавательный интерес обучающихся, формирует метапредметные умения, способствует сплочению учени...

Интеллектуальная игра по биологии для учащихся 5-7 классов

Данная разработка может быть использована при проведении внеурочных мероприятий. Она позволит повысить познавательный интерес обучающихся, формирует метапредметные умения, способствует сплочению учени...

Зоологическая интеллектуальная игра «Птичий базар» для учащихся 6-7 классов

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6-7 классов позволяет показать связь биологии с другими предметами, проверить знания по биологии, развить устойчивый интерес к изучению птиц....