Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения знаний по предмету химия, углубления знаний по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el.kurs_za_stranitsami_shkolnogo_uchebnika.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 5
Утверждена
приказом № 71
от 30.08.2017
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«За страницами школьного учебника химии»
Программу составила
Мальцева Е.В.
г. Калининград
2017 год
Пояснительная записка
Рабочую программу составила на основании:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Положения МАОУ СОШ № 5 об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам;
- Положения МАОУ СОШ № 5, регламентирующего единообразие оформления и структуры рабочей программы дополнительного образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда средней общеобразовательной школы № 5;
- Требований к оснащению учебного процесса по деятельности кружка (секции) заявленного направления.
Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание курса расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии на жизнедеятельность человека.
Химия – наука экспериментальная, поэтому значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.
Особое внимание в данном курсе уделяется химической промышленности и проблемам экологии Калининградской области и города Калининграда.
При изучении курса осуществляется связь с такими предметами, как биология, история, география.
Содержание курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии.
Данная программа составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Программа рассчитана на 68 часов.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Цель курса:
- расширить кругозор школьников;
- показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности;
- вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни;
- развить внутреннюю мотивацию учащихся;
Задачи курса:
- сформулировать знания учащихся по химическому составу пищевых продуктов, синтетических моющих средств, строительных материалов, лекарственных препаратов;
- продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:
- связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
- самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.
- развивать интеллектуальные творческие способности учащихся;
- развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.
- развивать опыт самореализации, коллективного взаимодействия;
- развивать умения и навыки обращения с веществами, выполнение несложных исследований, соблюдая правила по технике безопасности.
Уровень реализации программы.
Вид группы: базовый
Состав группы: постоянный
Особенности выбора: свободный
Формы занятий: групповые
Год обучения: 1-ый год
Количество обучающихся: до 15 человек
Возраст: 9 кл.-15 лет
Количество занятий в неделю: 2 часа
Количество занятий в год: 68 часа
Место проведения: кабинет № 15 МАОУ СОШ №5
Условия реализации программы.
Данная программа предназначена для обучающихся 9 классов. Она рассчитана на 68 часов (1 учебный год). Занятия приводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия-45 мин.
В результате изучения данного курса по химии ученик должен
знать:
- свойства некоторых веществ, входящих в состав пищевых продуктов;
- режим питания для сохранения здоровья;
- какие вещества являются носителями запаха;
- почему одни чистящие средства чистят лучше, другие хуже;
- как в домашних условиях можно почистить различные изделия, вывести пятно;
- что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм (лекарства, пища );
- как влияют химические вещества на окружающую среду;
- какие полезные ископаемые добывают в Калининградской области
- как развивается химическая промышленность в области и городе
уметь:
- смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;
- правильно пользоваться лекарствами в домашней аптечке;
- применять полученные знания в процессе приготовления пищи для максимального сохранения питательных веществ;
- грамотно подбирать пищевые продукты для употребления, изучив состав продукта;
- вывести различные загрязнения с вещей в домашних условиях;
- грамотно использовать синтетические моющие средства (СМС) и чистящие средства в бытовых условиях.
Предусмотрены такие виды занятий, как семинарские и лекционные занятия, экскурсии, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Большое внимание уделяется практическим работам, которые позволяют привить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер (например, исследование наличия белка и крахмала продуктах питания).
Для поддержания интереса к занятиям спецкурса и обеспечения доступности изучаемого материала предусмотрены домашние практические работы.
Учебная деятельность учащихся на занятиях строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формами текущего контроля являются устный опрос, практические работы, итоговый контроль предполагает защиту рефератов.
Количество практических работ -9 (время проведения 90 минут)
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Образовательный продукт |
1. Введение (2ч) | |||
История развития химии. От алхимии к современной науке | 2 | Беседа, рассказ | |
2.Химия в природе(8ч) | |||
Вода - уникальное вещество. Вода в природе, свойства воды. Аномалии воды. | 2 | Практическая работа Исследование свойств воды | |
Сравнение чистой и загрязненной воды (запах, прозрачность, цвет) | 2 | Практическая работа Демонстрация: растворимость различных веществ в воде. | |
Полезные ископаемые Калининградской области | 2 | Беседа, демонстрация коллекций | |
Полезные ископаемые для топливной промышленности | 2 | сообщения учащихся | |
3.Химия в доме (16ч) | |||
Химические вещества в нашем доме | 2 | Беседа, лекция, демонстрация веществ из дома | |
Моющие средства | 2 | Лекция, рефераты | |
Исследование свойств моющих средств | 2 | Практическая работа | |
Химчистка дома | 2 | Лекция | |
Выведение пятен | 2 | Практическая работа | |
Косметика и химия | 2 | Лекция, демонстрация косметических средств | |
Домашняя аптечка и здоровье человека | 2 | Лекция-путешествие по домашней аптечке | |
Приготовление растворов для оказания первой медицинской помощи | 2 | Практическая работа | |
Исследование лекарственных препаратов | 2 | Практическая работа | |
Материалы, из которых построены дома, наша мебель, всевозможные покрытия. | 2 | Проектные работы учащихся | |
Материалы, из которых построены дома, наша мебель, всевозможные покрытия. | 2 | Проектные работы учащихся | |
4.Химия и продукты питания (14ч.) | |||
Микро- и макроэлементы. | 2 | Беседа. | |
Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам). | 2 | Семинар. Лабораторный опыт | |
Определение белка и крахмала в продуктах питания | 2 | Практическая работа | |
Микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. | 2 | Беседа, сообщения учащихся | |
Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека. | 2 | Практическая работа | |
Химические процессы в организме человека. | 2 | Лекция | |
Действие желудочного сока на пищу. | 2 | Практическая работа | |
| |||
Химическая промышленность Калининградской области | 2 | Беседа, видеофильм | |
Химическая промышленность –производство минеральных удобрений | 2 | Семинар | |
Химическая промышленность –производство аммиака | 2 | Видео семинар | |
Химическая промышленность –производство серной кислоты | 2 | Семинар , видеофильм | |
Химическое производство и охрана окружающей среды | 2 | Семинар | |
Медицина и химия | 2 | Экскурсия на медицинский факультет БФУ | |
Профессии, связанные с химий | 2 | Экскурсия на химический факультет БФУ(ХБИ) | |
6. Химия и экология (8ч) | |||
Экология атмосферы | 2 | Семинар, сообщения учащихся | |
Экология и здоровье | 2 | Лекция | |
Экологическое состояние | 2 | Проектная работа | |
Защита рефератов, проектных работ | 2 | Проектная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательный английский» 1 класс
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»
В общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Компас" (духовно-нравственное развитие)
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист»
Материал содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, календарный график....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогического направления филологического объединения «Деловой английский» (стартовый уровень)
Направленность дополнительной образовательной программы. Программа дополнительного образования филологического объединения «Деловой английский» имеет социально-педагогическую направле...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника английского язык»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально – гуманитарной направленности«За страницами школьного учебника английского язык» Возраст обучаю...