Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Мальцева Елена Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения знаний по предмету химия, углубления знаний по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el.kurs_za_stranitsami_shkolnogo_uchebnika.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

         муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 5

Утверждена

приказом №  71

от   30.08.2017

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

 «За страницами школьного учебника химии»

       

Программу составила

Мальцева Е.В.

г. Калининград

2017 год


Пояснительная записка

Рабочую программу составила на основании:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской федерации» N 273-ФЗ  от  29 декабря 2012 года;
  2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  3. Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  5. Положения МАОУ СОШ № 5 об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам;
  6. Положения МАОУ СОШ № 5, регламентирующего единообразие оформления и структуры рабочей программы дополнительного образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда средней общеобразовательной школы № 5;
  7. Требований к оснащению учебного процесса по деятельности кружка (секции) заявленного направления.

    Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание курса расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии  на жизнедеятельность  человека.

Химия – наука экспериментальная, поэтому значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.

Особое внимание в данном курсе уделяется химической промышленности и проблемам экологии Калининградской области и города Калининграда.

При изучении курса осуществляется связь с такими предметами, как биология, история, география.

Содержание курса позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии.

Данная программа составлена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.

Программа рассчитана на 68  часов.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Цель курса: 

  • расширить кругозор школьников;
  • показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности;
  • вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни;
  • развить внутреннюю мотивацию учащихся;

Задачи курса:

  • сформулировать знания учащихся по химическому составу пищевых продуктов, синтетических моющих средств, строительных материалов, лекарственных препаратов;
  • продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:
  • связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.
  • развивать интеллектуальные творческие способности учащихся;
  • развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.
  • развивать опыт самореализации, коллективного взаимодействия;
  • развивать  умения и навыки обращения с веществами, выполнение несложных исследований, соблюдая правила по технике безопасности.

Уровень реализации программы.

Вид группы: базовый

Состав группы: постоянный

Особенности выбора: свободный

Формы занятий: групповые

Год обучения: 1-ый год

Количество обучающихся: до  15 человек

Возраст: 9 кл.-15 лет

Количество занятий в неделю: 2 часа

Количество занятий в год: 68 часа

Место проведения: кабинет № 15  МАОУ СОШ №5

Условия реализации программы.

Данная программа предназначена для обучающихся 9 классов. Она рассчитана на 68  часов (1 учебный год).  Занятия приводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия-45 мин.

В результате изучения данного курса по  химии ученик должен

знать:

  • свойства некоторых веществ, входящих в состав пищевых продуктов;
  • режим питания для сохранения здоровья;
  • какие вещества являются носителями запаха;
  • почему одни чистящие средства чистят лучше, другие хуже;
  • как в домашних условиях можно почистить различные изделия, вывести пятно;
  • что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм (лекарства, пища );
  • как влияют химические вещества на окружающую среду;
  • какие полезные ископаемые добывают в Калининградской области
  • как развивается химическая промышленность в области и городе
    уметь:
  • смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;
  • правильно пользоваться лекарствами в домашней аптечке;
  • применять полученные знания в процессе приготовления пищи для максимального сохранения питательных веществ;
  • грамотно подбирать пищевые продукты для употребления, изучив состав продукта;
  • вывести различные загрязнения с вещей в домашних условиях;
  • грамотно использовать синтетические моющие средства (СМС) и  чистящие средства в бытовых условиях.

Предусмотрены такие виды занятий, как семинарские и лекционные занятия, экскурсии, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Большое внимание уделяется практическим работам, которые позволяют привить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер (например, исследование наличия белка и крахмала продуктах питания).

Для поддержания интереса к занятиям спецкурса и обеспечения доступности изучаемого материала предусмотрены домашние практические работы.

Учебная деятельность учащихся на занятиях строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формами текущего контроля являются устный опрос, практические работы, итоговый контроль предполагает защиту рефератов.

Количество практических работ -9 (время проведения 90 минут)

Тематическое планирование.

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Образовательный продукт

1. Введение (2ч)

История развития химии. От алхимии к современной науке

2

Беседа, рассказ

2.Химия в природе(8ч)

Вода - уникальное вещество. Вода в природе, свойства воды. Аномалии воды.

2

Практическая работа Исследование свойств воды

Сравнение чистой и загрязненной воды (запах, прозрачность, цвет)

2

Практическая работа

Демонстрация: растворимость различных веществ в воде.

Полезные ископаемые Калининградской области

2

Беседа, демонстрация коллекций

Полезные ископаемые для топливной промышленности

2

сообщения учащихся

3.Химия в доме (16ч)

Химические вещества в нашем доме

2

Беседа, лекция, демонстрация веществ из дома

Моющие средства

2

Лекция, рефераты

Исследование свойств моющих средств

2

Практическая работа

Химчистка дома

2

Лекция

Выведение пятен

2

Практическая работа 

Косметика и химия

2

Лекция, демонстрация косметических средств

Домашняя аптечка и здоровье человека

2

Лекция-путешествие по домашней аптечке

Приготовление растворов для оказания первой медицинской помощи

2

Практическая работа

Исследование лекарственных препаратов

2

Практическая работа

Материалы, из которых построены дома, наша мебель, всевозможные покрытия.

2

Проектные работы учащихся

Материалы, из которых построены дома, наша мебель, всевозможные покрытия.

2

Проектные работы учащихся

4.Химия и продукты питания (14ч.)

Микро- и макроэлементы.

2

Беседа.

Пищевая ценность белков, жиров, углеводов.

Анализ состава продуктов питания (по этикеткам).

2

Семинар.  Лабораторный опыт

Определение белка и крахмала в продуктах питания

2

Практическая работа

Микро- и макроэлементы. Пищевые добавки.

2

Беседа, сообщения учащихся

Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

2

Практическая работа

Химические процессы в организме человека.

2

Лекция

Действие желудочного сока на пищу.

2

Практическая работа

  1. Химия в промышленности (14ч.)

Химическая промышленность Калининградской области

2

Беседа, видеофильм

Химическая промышленность –производство минеральных удобрений

2

Семинар

Химическая промышленность –производство аммиака

2

Видео семинар

Химическая промышленность –производство серной кислоты

2

Семинар , видеофильм

Химическое производство и охрана окружающей среды

2

Семинар

Медицина и химия

2

Экскурсия на медицинский факультет БФУ

Профессии, связанные с химий

2

Экскурсия на химический факультет БФУ(ХБИ)

6. Химия и экология (8ч)

Экология атмосферы

2

Семинар, сообщения учащихся

Экология и здоровье

2

Лекция


Экологическое состояние 
г. Калининграда

2

Проектная работа

Защита рефератов, проектных работ

2

Проектная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Компас" (духовно-нравственное развитие)

Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист»

Материал содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, календарный график....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогического направления филологического объединения «Деловой английский» (стартовый уровень)

Направленность дополнительной образовательной программы. Программа дополнительного образования филологического объединения «Деловой английский» имеет социально-педагогическую направле...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника английского язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально – гуманитарной  направленности«За страницами школьного учебника английского язык»  Возраст обучаю...