Использование кейс - технологий на уроках химии
методическая разработка по химии на тему

Степаненко Валентина Сергеевна

С переходам на стандарты нового поколения  изменяются и подходы к обучению обучающихся. От ретронсляции знаний нам необходимо перейти к использованию деятельностного подхода, на любом из этапов изучения предмета. Хорошим подспорьем педагогу в данном вопросе может стать использование в процессе обучения Кейс -технологий. Кейсы могут быть практическими, обучающими, научно-исследовательскими. Их использование позволит работать над формированием и развитием УУД у обучающихся при изучении такого непростого предмета как химия. В данной статье предлогаются некоторые примеры формирования и использований кейсов при изучении отдельных тем, а так же основные правила использования данных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologii.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс - технологий на уроках химии

Если еще  недавно можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то при переходе на новые стандарты главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Поэтому, кейс – технологии очень современны Любое усвоение знаний должно строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Что же подразумевается под  кейс-технологией. Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Так же иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами. Кейс–   совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения, это описание проблемной ситуации на основе реальных фактов, случаев, которые можно перевести в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

Кейсы могут  быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (для осуществления исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетентности). Требования к кейсу:

1.  постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения;

2.  соответствие текста  поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается;

3.  присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения  путей решения исследовательской проблемы;

4.  отсутствие авторской оценки проблемы;

Цель -  научить:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

  • Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, разрабатывать различные проблемы;
  •  анализировать ситуации;
  •  оценивать альтернативы;
  •  выбирать оптимальный вариант решений;
  •  составлять план осуществления решений;
  •  устойчивый навык решения практических задач;
  •  учиться работать с информацией.

Этапы использования кейсов:

1.Подготовительный этап - создание кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока.

2. Ознакомительный этап (учитель организует работу в классе, учащиеся знакомятся с  ситуацией, её особенностями);

3. Аналитический этап

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение. Этапы: -выделение основной проблемы,

-любые предложения по ее решению, -

-анализ последствий принятия того или иного решения

4. Итоговый этап (учитель оценивает вклад учеников в анализе ситуации, подводит к общему выводу).

Например: Вместо традиционных практических работ по химии можно использовать практические кейсы и тогда, вместо простого сливания веществ в пробирках, дети получают хороший тренинг по закреплению знаний, умений, навыков, принятия решений в данной ситуации. Исследовательские кейсы выступают моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Также они предполагают работу по данной исследовательской проблеме, но ребенок должен найти свой собственный подход или метод исследования.

В качестве примера урок с использованием  кейс – метода в 8 классе по теме: «Разделение смесей» 8 класс

Вид кейса -исследовательский

Кейс В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (фольга от чая, конфет), олово (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде дело очень трудоемкое и дорогое. Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.

Задание Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, деревянных опилок, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси. Как вы думаете, будут ли другими методы разделения веществ, если вместо деревянных опилок в смеси присутствует медная стружка.

Тема «Углеводороды» 10 класс урок- «Изомеры. Гомологи» 10 класс

Кейс На уроке химии Саша сказал, что гомологами называют вещества, различающиеся по своему составу на группу CH 2. Однако Валя сказала, что такое возможно не всегда и Саша дал неправильное определение. В качестве доказательства Саша привел формулы двух соединений: С 4 Н 8 и С 5 Н 10. Однако Катя сказала, что данные вещества не могут быть гомологами и в качестве доказательства привела их структурные формулы:

Задание:  пользуясь учебником, напишите формулы которые в качестве аргумента привела Катя. Обсудите проблему с соседом, дайте аргументированный ответ

В кейс технологии входит несколько различных методов Например: Метод инцидентов

Инцидент (от лат. инциденс) – случай, происшествие, столкновение.

В качестве примера рассмотрим кейс урока химии 9 класс «Фосфор и его соединения».

 Проблемная ситуация:  из романа А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»: « Чудовище, лежащее пред нами, поистине могло, кого угодно испугать своими размерами и мощью. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. «Фосфор», - сказал я.»

Для того чтобы разобрать данную ситуацию учащимся предлагается набор кейсов:

Кейс №1 «Фосфор, его химические свойства» вся информация о свойствах фосфора и его соединений.

Кейс №2 «фосфор, аллотропия, физические свойства». «Содержание кейса: Материал из Википедии»

Кейс №3 «Оксиды и гидроксиды фосфора – учебник, а так же информация с сайта (www.alnam.ru/book_chem.phpid=148). 

Кейс 4 Таинственный свет http://www.xenoid.ruЛюминесце́нция (от лат. lumen, род. падеж luminis — свет и -escent — суффикс, означающий слабое действие) — нетепловое свечение вещества, происходящее после поглощения им энергии возбуждения. Впервые люминесценция была описана в XVIII веке.

Изучив материал 4х предложенных кейсов - разрешите данный инцидент. (продолжительность проекта 2 урока)

Так же при применении данной технологии использую: метод проигрывания ролей, игровое проектирование, разбор деловой корреспонденции, групповая дискуссия.

В учебных ситуациях преподаватель может задавать вопросы:

«- Что в ситуации является главным?
- Какие проблемы, изложенные в ситуации, Вам удалось выделить и какая из них приоритетная?
- Что Вы лично думаете об этом?
- Можете ли Вы привести аналогичный пример из практики?
- Что является здесь управленческой компетентностью?
- Затронуты ли в ситуации другие аспекты — например этические, психологические?
- Как бы Вы это оценили?
- Каковы могут быть последствия принятых решений?
- Кого это затронет, на ком отразится?
- Не пропустили ли Вы важную для правильного решения информацию?
- С чьих позиций Вы это предлагаете?»

Например: урок в 8 классе по теме «Вода, свойства, значение» проводится в виде дискуссии по группам. Каждой группе выдается кейс, в котором обозначен вопрос для обсуждения, а также даны источники информации. В течении 5-7 минут группа работает над своим вопросом. Затем спикер доводит до остальных групп информацию и отвечает на вопросы оппонентов (члены группы дополняют ответы на вопросы, возникшие у других групп). Дискуссией руководит модератор (учитель).

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только …….

Кейс №1 «Химические свойства воды. Распадаются ли в воде на ионы ее собственные молекулы?  Может ли вода гореть?  Кто и когда впервые осуществил синтез воды?»

Кейс №2 «Физические свойства воды.  В каких агрегатных состояния встречается вода в природе?Может ли вода течь вверх? Почему бутылка с водой, поставленная в морозилку раздувается?».

Источники: Марк Колтун «Мир химии»; фото: Масару Эмото (Masaru Emoto); презентация;  http://avenue.h10.ru

Кейс №3 «Каковы основные источники загрязнения воды? Какие методы очистки воды? Почему в природе нет чистой воды?». Источники: Марк Колтун «Мир химии»; А.Д.Дмитриев «Экология Чувашской Республики»; Е.А.Криксунов «Экология»;фотографии; презентация; диск «Химия, биология, экология»; видеосюжеты: «Нефтяная пленка», «Качество бензина», «Соревнования по прыжкам в воду»; фрагмент фильма по книге Алистера Маклина «Ночь без конца»; классическая музыка Г.Ф.Гендель «Музыка воды – Анданте».

Кейс №4 «Роль воды в жизни человека. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды, и в каком – наименьшее?».

Список используемой литературы

  1. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса// Маркетинг. 1999. №5.С.113-120; №6.С.117-123.
  2. Каширина И.В., Зинченко Е.С. Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы студентов СУЗОВ (http://www.stvcc.ru)
  3. Мазилкина Н.В. Кейс технологии (http://www.edu.cap.ru
  4. Википедия  wikipedia.org                                                                                   
  5. Академик http://dic.aca


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс - технологии на уроках химии

Теоретический материал и разработка урока по кейс - технологии. ...

кейс-технологии на уроках химиии

статья с примерами уроков...

Кейс технологии на уроках химии

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. В последнее время ш...

Конспект мастер-класса "Использование кейс-технологий на уроках технологии"

Ролевая игра на уроках технологии с использованием кейс-технологий....

Использование кейс-технологии на уроках математики на примере практического кейса для 6 класса.

В данной презентации собраны задачи, которые в доступной форме помогут учащимся повторить материал 6 класса по математике....

Применение кейс-технологии на уроках химии

В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его гл...

Использование кейс-технологий на уроках технологии

Методическая разработка поможет учителям технологии в работе на уроках...