Методические указания по организации и выполнению практических и лабораторных работ обучающихся по учебной дисциплине «Химия»
учебно-методический материал по химии на тему

Юлуева Уралия Радмировна

Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов очного отделения специальности 43.01.09  «Повар, кондитер», 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир», 43.01.02 «Парикмахер».Программой учебной дисциплины «Естествознание» (химия) на проведение практических занятий для базового уровня профессионального образования предусмотрено 14 часов. Практические занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 2 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН               ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ  РЕМЕСЛА И СЕРВИСА ИМ. А. ДАВЛЕТОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по организации и выполнению

практических и лабораторных работ обучающихся

по учебной дисциплине «Химия»

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ  ПРОФИЛЬ

ПРОФЕССИЯ   19.01.17    ПОВАР, КОНДИТЕР


Согласовано:

методист  Л.Н.Скоблик

«       »                       20____г.

_________________________

_______________________

Рассмотрено на заседании            цикловой комиссии

                         Н.Н.Савина

                 Утверждаю:

             зам. директора по УПР

              З.Р.Киньябулатова

           «        »                    20___г.

Организация-разработчик:

                

ГБПОУ УКРиС  имени А.Давлетова, г.Уфа,  проспект Октября, 4

Разработчики:

Бурханова Уралия Радмировна, преподаватель химии и биологии


Пояснительная записка

В Федеральном Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании в Российской Федерации" практическая работа квалифицируется как форма организации учебного процесса, как объективное условие формирования познавательной, исполнительской, творческой активности и самостоятельности обучающихся при обучении.

Методические указания по выполнению практической работы предназначены для студентов очного отделения специальности 43.01.09  «Повар, кондитер», 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир», 43.01.02 «Парикмахер». Программой учебной дисциплины «Естествознание» (химия) на проведение практических занятий для базового уровня профессионального образования предусмотрено 14 часов. Практические занятия проводятся в учебных кабинетах. Продолжительность каждого занятия 2 часа.

Цели  химического образования

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общие  компетенции

Целью химии становится 
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
.

Студенты при выполнении данного вида работ осваивают экспериментальные основы химии

  • Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
  • Проведение химических реакций в растворах.
  • Проведение химических реакций при нагревании.
  • Качественный и количественный анализ веществ.
  • Определение характера среды.
  • Индикаторы.
  • Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
  • Качественные реакции на органические вещества.

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, периодический закон, химическая связь, химическая реакция,
  • уметь
  • приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов,
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: получения синтетических материалов с заданными свойствами
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.

Общая и неорганическая химия

Введение

Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины

мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология-биотехнологияна- нотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.

                                      Основные понятия и законы химии

Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины.

Периодический закон

и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Строение вещества

Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи.

Вода. Растворы

Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические

свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

Химические реакции

Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения..

Практическое занятие

Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов).

Неорганические соединения

Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты,

основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов.

Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода.

Практические занятия

Реакции обмена в водных растворах электролитов.

Определение рН раствора солей.

Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

Органическая химия

Органические соединения

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений.

Углеводороды.

 Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов.

 Кислородсодержащие органические вещества.  

Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры.

Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

   

Азотсодержащие органические соединения.

 Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Реакция получения уксусно-этилового эфира.

Качественная реакция на глицерин.

Цветные реакции белков.

Практические занятия

Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO).

Обратимая и необратимая денатурация белков.

Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон),

полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан).

Практические занятия

Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами.

Определение различных видов химических волокон.

Химия и жизнь

Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

П/П

Наименование  разделов  и тем

Зачетные

лабораторные работы

1

Введение

2

Общая химия

3

3

Неорганическая химия

3

4

Органическая химия

1

ИТОГО:

7

Правила выполнения лабораторных работ

1.  Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.
2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).
3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.
4. До выполнения лабораторной работы  у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.
5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).
7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.

ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ…

…ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять

  • В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу.
  • Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.
  • В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы. Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие-либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за помощью к преподавателю.
  • Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 мл. (3-4 капли)

Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.

  • Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое, отсыпьте в коробку для мусора.
  • В химической лаборатории (кабинете) очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента.

Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием будут работать студенты других групп, - не создавайте им дополнительных трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ

  1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.
  2. Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.
  3. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.
  4. Производить опыты в чистой посуде.
  5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
  6. Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ проводить с особой осторожностью.
  7. Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается.
  8. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
  9. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
  10. Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др., если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или засыпать песком.
  11. Не зажигать горючее зажигалкой. Гасить горючее, накрывая ее колпачком.
  12. В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.
  13. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему помощь.


Лабораторные работы

Лабораторная работа №1

Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией.

Очистка веществ перекристаллизацией.

Для очистки твердых веществ от растворимых примесей используют метод перекристаллизации, который заключается в создании благоприятных условий для выделения данного вещества из насыщенного раствора в кристаллическом состоянии. Растворимые примеси остаются в растворе.

1. Ознакомьтесь с инструкцией по технике безопасности.

2. В тетради для практических работ запишите дату выполнения и тему работы.

3. Сделайте запись об ознакомлении с инструкцией по технике безопасности.

4. Подготовьте таблицу для оформления результатов проведенных опытов.

Название опыта

Ход работы

Наблюдения

Расчеты

Выводы

5. Ознакомьтесь с порядком выполнения опытов, убедитесь в наличии всех необходимых приборов и материалов

6. Ход работы:

А) Взвесьте 5 г медного купороса и добавьте к нему 2-3 кристаллика хлорида натрия.

Б) Полученную смесь перенесите в пробирку и добавьте 8 мл дистиллированной воды.

В) Пробирку с раствором осторожно нагревайте на пламени спиртовки, всё время встряхивая, до полного растворения солей.

 Г) Охладите пробирку с раствором до комнатной температуры, а затем поставьте в ледяную воду.

Д) Полученные кристаллы отфильтруйте:

  • Вставьте фильтр в воронку (его края не должны доходить до края воронки на 5 мм)
  • Смочите фильтр дистиллированной водой для плотного прилегания фильтра к воронке
  • Поставьте под воронку пустой стакан
  • Соль вместе с раствором осторожно перелейте в воронку с фильтром

Е) Кристаллы медного купороса поместите между сухими листами фильтровальной бумаги и высушите полученные кристаллы

 Ж) Высушенные кристаллы взвесьте и рассчитайте выход медного купороса

7. Оформите таблицу результатов

Название опыта

Ход работы

Наблюдения

Расчеты

Выводы

Подготовка смеси

Растворение

Фильтрование

Лабораторная работа №2

Приготовление растворов различных видов концентрации.

Цель работы: Освоение навыков приготовления растворов заданной концентрации и методики их количественного анализа.

Оборудование и реактивы: фарфоровая чашка; шпатель; химические стаканы; воронки; мерные колбы на 100мл; пипетки; бюретки; колбы Эрленмейера. Гидроксид натрия или калия. Растворы: соляной кислоты (0,1 М); гидроксида натрия или калия (0,1 М); фенолфталеина.

Опыт 1. Приготовление раствора NaOH заданной концентрации и установка его титра по HCl.

Приготовьте 100мл приблизительно 0,100 М раствора NaOH (или КОН). Рассчитайте, сколько грамм NaOH (КОН) потребуется для приготовления такого раствора. Кристаллический NaOH (КОН) перенесите шпателем в предварительно взвешенную фарфоровую чашку (бюкс, стакан). Произведите взвешивание, после чего налейте в чашку дистиллированной воды в количестве около половины приготовляемого раствора. Перелейте раствор в мерную колбу, ополосните чашку 2-3 раза водой, соединяя ее с раствором в колбе. Доведите объем раствора до метки. Далее точно определите титрованием концентрацию приготовленного раствора NaOH (КОН).

Определение точной концентрации NaOH (КОН) производится при помощи рабочего раствора 0,100 М HCl, который готовят из фиксанала.

Рекомендуется раствор кислоты помещать в бюретку, а раствор щелочи в колбу Эрленмейера. Это вызвано тем, что отмыть бюретку от щелочи труднее, чем от кислоты. Однако нужно помнить, что щелочь в колбе, особенно при стоянии и перемешивании, может поглотить значительное количество углекислого газа.

Небольшим количеством раствора 0,100 М HCl 1-2 раза ополоснуть бюретку для удаления капель воды со стенок. Заполнить через воронку бюретку рабочим раствором кислоты. Промойте дистиллированной водой три колбы Эрленмейера. Налейте в них по 10 мл анализируемого раствора щелочи. Не забудьте предварительно пипетку промыть дистиллированной водой и ополоснуть 2-3 раза тем же раствором щелочи. В коническую колбу внесите 2-3 капли фенолфталеина и поставьте ее на белый лист бумаги под бюретку так, чтобы носик бюретки входил внутрь колбы.

Начинайте титровать, непрерывно перемешивая содержимое колбы. Титровать следует до того момента, когда добавление одной капли титранта вызовет устойчивое обесцвечивание раствора. Повторите титрование три раза, объемы израсходованной кислоты не должны отличаться более чем на 0,2 мл. Раствор сохранить.

Запись данных опыта. Рассчитайте точную концентрацию, титр NaOH (КОН).

https://studfiles.net/html/2706/363/html_F0fViQ5bYH.dAhD/img-mKBJzX.png

https://studfiles.net/html/2706/363/html_F0fViQ5bYH.dAhD/img-vVNZP5.png

Результаты оформить в виде таблицы.

колбы

С(HCl)

моль/л

V(HCl)

л

Vср(HCl)

л

V(NaOH)

л

C(NaOH)

моль/л

Т(NaOH)

г/мл

1

2

3

Опыт 2. Приготовление раствора H2SO4 заданной концентрации и установка его титра по NaOH.

Рассчитать объем (мл) исходной кислоты, который необходим для приготовления 100 мл 0,1 М раствора. С помощью маленького цилиндра отмерить рассчитанный объем концентрированной серной кислоты, перелить её в мерную колбу на 100 мл, долить дистиллированной водой до метки. Тщательно перемешать раствор.

Небольшим количеством раствора 0,100 М NaOH 1-2 раза ополоснуть бюретку для удаления капель воды со стенок. Заполнить через воронку бюретку рабочим раствором щелочи. Промойте дистиллированной водой три колбы Эрленмейера. Налейте в них по 10 мл анализируемого раствора кислоты. Не забудьте предварительно пипетку промыть дистиллированной водой и ополоснуть 2-3 раза тем же раствором кислоты. В коническую колбу внесите 2-3 капли фенолфталеина и поставьте ее на белый лист бумаги под бюретку так, чтобы носик бюретки входил внутрь колбы.

Начинайте титровать, непрерывно перемешивая содержимое колбы. Титровать следует до того момента, когда от добавления одной капли титранта раствор приобретет слабо розовую окраску. Повторите титрование три раза, объемы израсходованной щелочи не должны отличаться более чем на 0,2 мл.

Запись данных опыта. Рассчитайте молярную концентрацию эквивалента раствора кислоты:

https://studfiles.net/html/2706/363/html_F0fViQ5bYH.dAhD/img-2Jqopx.png

Титр исследуемого раствора серной кислоты, т.е. точное содержание H2SO4 в граммах в 1 мл раствора, рассчитать по формуле

https://studfiles.net/html/2706/363/html_F0fViQ5bYH.dAhD/img-qM3Rry.png

Результаты оформить в виде таблицы:

колбы

С(NaOH)

моль/л

V(NaOH)

л

Vср(NaOH)

л

V(H2SO4)

л

C(½H2SO4)

моль/л

Т(H2SO4)

г/мл

1

2

3

Определение рН раствора солей.

Цель занятия: научиться определять рН раствора солей с помощью индикаторов.

Приборы и реактивы: растворы солей №1, 2, 3; индикаторы: универсальные, метилоранж, фенолфталеин, синий лакмус.

Задания.1. Определить реакцию среды в растворах солей  №1, 2, 3, применяя индикаторы: а) универсальные; б)метилоранж; в)фенолфталеин; г)синий лакмус.

2. Составить таблицу на основании лабораторного опыта.

Ход работы:

1. К 6-7 каплям раствора соли под № 1 прилейте 1-2 капли синего лакмуса. Происходит ли изменение цвета раствора?

Испытайте данный раствор другими индикаторами.

Проведите аналогичные опыты с растворами солей под №2 и №3. Воспользуйтесь таблицей «Изменение цвета универсального индикатора» и определите, какой характер – кислый или щелочной – имеют исследуемые растворы солей.

2.Занесите результаты проведенных исследований в таблицу.

Индикатор

№1

№2

№3

Универсальный

Фенолфталеин

Метилоранж

Синий лакмус

Лабораторный опыт №3

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Цель работы: получить соляную кислоту и изучить ее химические свойства.

Реактивы и оборудование: видеофильм «Получение соляной кислоты», штатив с пробирками, раствор фенолфталеина, растворы HCl, NaCl, NaOH, AgNO3.

Оформление работы

Результаты выполнения работы записывают в таблицу:

Что делали

Что наблюдали

Выводы

Ход работы

Опыт 1. Получение соляной кислоты

Просмотрите видеофильм «Получение соляной кислоты». Оформите опыт в тетрадь для практических работ.

Что делали. В пробирку с хлоридом натрия NaCl прилили концентрированную серную кислоту H2SO4. Закрыли пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустили в пробирку с водой.

Что наблюдали. В пробирке происходит бурное выделение пузырьков газа.

Запишите уравнение химической реакции. Сделайте вывод, взаимодействием каких веществ можно получить хлороводород. Сделайте вывод о растворимости хлороводорода в воде. Сделайте вывод, каким способом можно получить соляную кислоту

Опыт 2. Изучение химических свойств соляной кислоты

а) Взаимодействие с металлами

В пробирку с гранулой цинка Zn добавьте 1 мл раствора соляной кислоты HCl. В пробирку с гранулой меди Cu добавьте 1 мл раствора соляной кислоты HCl.

В какой пробирке наблюдается выделение пузырьков газа? Запишите уравнение химической реакции. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Сделайте вывод, какие металлы взаимодействуют с растворами кислот.

б) Взаимодействие с основаниями

В пробирку с 1 мл раствора NaOH добавьте 2-3 капли индикатора фенолфталеина, затем прилейте 1 мл раствора соляной кислоты HCl.

Как изменился цвет раствора? Сделайте вывод, какая реакция протекает при взаимодействии соляной кислоты с основаниями.

Опыт 3. Распознавание соляной кислоты и ее солей

а) В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты HCl, добавьте 1 мл раствора нитрата серебра AgNO3. Отметьте цвет и характер выпавшего осадка. Запишите уравнение реакции.

б) В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида натрия NaCl, добавьте 1 мл раствора нитрата серебра AgNO3. Отметьте цвет и характер выпавшего осадка. Запишите уравнение реакции.

Отметьте цвет и характер выпавшего осадка. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод, как можно распознать соляную кислоту и ее солей.

Лабораторная работа№4

  «Получение аммиака и изучение его свойств»

Цель: Получить аммиак и ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.

Оборудование: лабораторный штатив, сухие пробирки, пробка с газоотводной трубкой, ступка, ложки для сыпучих веществ, спиртовка, спички, стакан с водой.

Реактивы: кристаллический гидроксид кальция, кристаллический хлорид аммония, раствор соляной кислоты, раствор ф – ф.

ТБ:

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

Выводы.

1.Получение аммиака и исследование его физических свойств.

Получаем аммиак  нагреванием смеси гидроксида кальция и хлорида аммония  в пробирке 

Собираем  аммиак в пробирку дном ...

Разрыхление реакционной массы.
Образование тумана.
Индикаторная бумага окрасилась в ...

О выделении какого газа свидетельствуют наблюдения ?

 Написать уравнение реакции:

     Ca(OH)2 +  NH4Cl   =   ... + NH3↑ + ...

Физические свойства аммиака: ......... Аммиак ... воздуха, поэтому сухая пробирка – приемник  находится дном... .

Mr(NH3) = ...

= ...

 2. Исследование химических свойств аммиака

1. Растворение аммиака в воде.

.Изучение кислотно-основных свойств водного раствора аммиака.

3. Взаимодействие с кислотами:

Сняв с газоотводной трубки прибора пробирку,   помещаем её в химический стакан   с  водой.

Убираем из стакана пробирку и в образовавшийся раствор добавляем  фенолфталеин .

В стакан с водным раствором аммиака в присутствии фенолфталеина  вливают 1мл раствора серной  кислоты

Пробирка наполняется водой.

Раствор приобретает ...

Написать уравнение  реакции, назвать образующееся вещество: 

                      NH3 + H2O     

NH4OH + ...  = ...  + ...

NH4OH +  H+ + ...  =   NH4+ + ... + ...

NH4OH + H+ = NH4+ + H2O

Аммиак  ...  растворим в воде . Продукт взаимодействия аммиака с водой называется  ... . Относится к классу  ... . Механизм образования химической связи в катионе  ... . Тип реакции ... . 

Почему исчезла первоначальная  окраска раствора?

Название продукта взаимодействия гидроксида аммония с соляной кислотой  ... . К какому классу относится продукт реакции?  ... 

Тип реакции  ...

4. Окислительно-восстановительные свойства аммиака

На основе электронного баланса написать уравнение реакции, определить окислитель и восстановитель:

а) Горение аммиак без катализатора

б) Горение аммиак в присутствии катализатора  

Какие  вещества образуются в процессе горения аммиака а) без катализатора; б) в присутствии катализатора?

Вывод:

Задания.

1) Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?

2) Какой объем кислорода потребуется для сжигания 34 г  аммиака?

3) Закончите уравнения химических реакций, дайте названия продуктам реакций:

а)  NH3 + HNO3 =...

 

б)  NH3 + H2SO4 = ...

в)  NH3 + H2SO4 = ...

                            избыток

г)  NH3 + H3PO4= ...

Литература

  1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  2. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.ьпроф. образования. — М., 2014. (электронный вариант)
  3. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. (элекронный вариант)
  4. Гаршин А.П. Учебное пособие: Общая и неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, химических реакция СПб.: Питер, 2011.-288с. Ил
  5. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: ученик для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. -  Н.Е. Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.-288 с. : ил.
  6. Кузнецова Н.Е. Химия: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара – М.: Внтана-Граф, 2011. – 288 с.: ил.
  7. Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралева В.А. Химия. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013 : учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легон, 2013. – 176 с. – (ГИА-9).
  8. Антошин А.Э. ЕГЭ 2012. Химия. Решение задач. Сдаем без проблем! /. – М.: Эксмо, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ. Сдаем без проблем).
  9. Химия: электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.04.ИСТОРИЯ по специальностям: 33.02.01 «Фармация» 34.02.01 «Сестринское дело"

Самостоятельная работа обучающихся - одна из важныж форм организации учебного процасса. Она играет особую роль в подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной р...

Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Литература» для профессий СПО

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.Учебная дисциплина «Литература» является дис...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.12 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся разработаны  на основе Рабочей программы учебной дисциплины физика с учетом требований Федеральных госуда...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной учебной дисциплины "Физическая культура" по профессии 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

В методических указаниях даны основные требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Физической культуре», основные понятия и определения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД. 12 Химия

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Химия» разработаны в соответствии с Федеральным Государственным образователь...

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля

Данная разработка содержит методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине "Литература" по специальностям 1 курса технического профиля.  Цель мето...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (Английский язык) для специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

   Основная цель методических указаний состоит в обеспечении студентов необходимыми сведениями, методиками и алгоритмами для успешного формирования устойчивых навыков и умений по разн...