Школа детективов для тех, кто любит химию (игра-расследование)
план-конспект занятия по химии (10, 11 класс) по теме

Коликова Ольга Юрьевна

Цель внеклассного мероприятия: продолжать формировать познавательный интерес учащихся к химии, развивать их творческие способности и создавать условия для самовыражения. В "Школе детективов" ребята переводят с химического языка на общепринятый пословицы и поговорки, разгадывают шифровку, проводят химический анализ веществ, угадывают только по одному описанию вещества, отвечают на вопросы следствия, используя знания по физике и химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_detektivov_dlya_teh_kto_lyubit_himiyu.docx438.65 КБ

Предварительный просмотр:

Школа детективов для тех, кто любит химию (игра-расследование).

Цель: продолжать формировать познавательный интерес учащихся к химии, развивать их творческие способности  и создавать условия для самовыражения.

Подготовка к игре: в игре принимают участие команды 10 – 11 классов (по 6 – 7 человек), выбирается ведущий и его помощники, формируется жюри (эксперты). Соответствующим образом оформляется класс; подготавливается дидактический материал.

Ход игры:

Ведущий: Сегодня мы открываем «Школу детективов». Все желающие могут сдать вступительные экзамены. И сегодня эти экзамены сдают ученики 10 и 11 классов (представление команд). Для того чтобы определить, смогут ли претенденты стать настоящими криминалистами, будет работать группа экспертов (представление состава экспертов).

Тур 1.

Переведите с химического языка на общепринятый язык следующие фразы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит.)

2. Белый, как карбонат кальция. (Белый, как мел.)

3. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове. (Недосол на столе, пересол на голове.)

4. Феррумный характер. (Железный характер.)

5. Слово – аргентум, а молчание – аурум. (Слово – серебро, а молчание – золото.)

6. Уходит, как аш-два-о в оксид кремния. (Уходит, как вода в песок.)

7. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о. (Алмаз чистой воды.)

8. За купрумный грош удавился. (За медный грош удавился.)

9. Прозрачен, как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия. (Прозрачен, как хрусталь.)

10. Много оксида водорода утекло с тех пор. (Много  воды утекло с тех пор.)

(Эксперты подчитывают число баллов, заработанное каждой командой.)

Тур 2.

На месте ограбления был найден кусочек ткани. При его изучении стало ясно, что он принадлежит преступнику. Дальнейшее исследование помогло обнаружить и место работы предполагаемого преступника – один из химических заводов того города, где и произошло ограбление.

Химический завод состоит из шести цехов. В каждом из них использовалось одно из перечисленных ниже веществ: хлорид натрия, йодид натрия, сульфат калия, сульфат меди (II), карбонат натрия и хлорид железа (III).

Помогите следствию уменьшить область поиска преступника, определив цех в котором он работает. Решите данную задачу рациональным способом.

 (Участники конкурса получают небольшие кусочки ткани, которые заранее пропитаны раствором одного из веществ или растворами разных веществ; они могут использовать любые реактивы.)

Определяемый ион

Реактив

Наблюдаемые признаки

Хлорид-ион Cl

Ион серебра Ag+

Белый осадок AgCl

Йодид-ион I

Ион серебра Ag+

Ярко-желтый осадок AgI

Сульфат-ион SO42–

Ион бария Ba2+

Белый осадок BaSO4

Карбонат-ион CO32–

Ион водорода H+

«Вскипание» раствора из-за выделения пузырьков углекислого газа CO2

Ион меди (II) Cu2+

Гидроксид-ион OH

Голубой осадок Cu(OH)2

Ион железа (III) Fe3+

Роданид-ион SCN

Кроваво-красный раствор Fe(SCN)3

(Эксперты оценивают конкурс по 5-балльной системе, учитывая время, затраченное на определение вещества, количество используемых на это реактивов, а также число проб, использованных для определения всех веществ.)

Тур 3.

Преступники для передачи друг другу сообщений пользуются различного рода шифровками. Расшифруйте имя и фамилию английского химика, который в 1836 году предложил способ определения содержания мышьяка (порядка тысячной доли миллиграмма) в пище.

Участники игры получают криптограмму:

1) 8, 27, 24, 13, 15, 26 – прибор, применяемый при очистке воды от нерастворимых в ней примесей;

2) 6, 3, 27, 4, 22, 7 – предмет для получения огня;

3) 6, 10, 26, 17, 14, 17, 19, 17, 26, 17, 19 – название соединения химического элемента, которым богаты источники курорта Мацеста;

4) 1, 10, 15, 17, 19 – порядок исследования химических явлений;

5) 18, 22, 7, 25, 7 – деталь аналитических весов;

6) 5, 10, 24, 10, 11, 17 – металл, известный с глубокой древности;

7) 22, 7, 24, 13, 31, 27, 32 – металл, соединения которого с хлором входят в состав хлорной извести.

Ключ: 19, 5, 10, 32, 1, 6;  

1, 7, 26, 18

Ответы: 1) фильтр; 2) спичка; 3) сероводород; 4) метод; 5) шкала; 6) железо 7) кальций; Джеймс Марш.

(Эксперты оценивают конкурс следующим образом: первая команда, справившаяся с заданием, получает 5 баллов, вторая – 4 балла.)

Тур 4.

Любой детектив должен только по одному описанию определить, о каком веществе идет речь. Каждой команде будут прочитаны определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после первого определения, то присуждается 5 баллов, со второго – 4 балла, с третьего – 3 балла и т.д.

А. 1) Этот металл известен человеку с глубокой древности.

2) Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд. тонн.

3) Самый большой самородок этого металла весит 112 кг.

4) Из этого металла делают украшения, монеты.

5) Этот металл – символ солнца. (Золото)

Б. 1) Его называют безжизненным газом.

2) Это довольно инертный газ.

3) Он легче воздуха.

4) Он входит в состав воздуха.

5) Его химическая формула N2. (Азот)

В. 1) В организме человека этот элемент присутствует в тканях зубов, печени, клетках нервной системы.

2) Вещество, содержащее этот элемент, входит в состав пудры.

3) Его сплавы используются в предметах домашнего обихода.

4) Этот металл не окисляется кислородом воздуха.

5) Сплав этого металла с медью называется латунь. (Цинк)

Г. 1) Весьма распространенный неметалл.

2) Этот элемент входит в состав белков.

3) Незаменимый элемент при производстве резины.

4) Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы.

5) Горит сине-голубым пламенем. (Сера)

Д. 1) За 350 лет до нашей эры Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.

2) Алхимики часто называли этот элемент меркурием.

3) Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

4) Пары металла ядовиты.

5) Находится внутри градусника. (Ртуть)

Е. 1) Его называют всесъедающим.

2) При открытии этого элемента погибло много исследователей.

3) Входит в состав фреонов.

4) Обладает высокой химической активностью.

5) Элемент входит в состав зубной пасты. (Фтор)

Ж. 1) Серебристо-белый, блестящий металл.

2) Средневековые металлурги считали его пожирателем олова.

3) Растворяется в смеси плавиковой и азотной кислот.

4) Самый тугоплавкий металл.

5) Из него делают спираль лампы накаливания. (Вольфрам)

Тур 5.

Перед вами в пяти пронумерованных склянках находятся вещества белого цвета: сахар, соль, сода, стиральный порошок, мука, крахмал. Внимательно посмотрев на эти склянки, как настоящие детективы, определите их содержимое.

За каждое правильно определенное вещество команда получает 1 балл.

Тур 6.

Найдите «родственников». Вспомните классификацию химических веществ и найдите среди приведенных здесь веществ родственные пары: 1 – вазелин; 2 – крахмал; 3 – гашеная известь; 4 – железо; 5 – йод; 6 – лимонная кислота; 7 – мел; 8 – медный купорос; 9 – нафталин; 10 – нашатырный спирт; 11 – поваренная соль; 12 – сахар; 13 – питьевая сода; 14 – уксус.

Ответы: 1 и 9 – углеводороды; 2 и 12 – углеводы; 3 и 10 – основания; 4 и 5 – химические элементы; 6 и 14 органические кислоты; 7 и 13 – карбонаты (соли угольной кислоты); 8 и 11 неорганические соли.

Тур 7.

Вам будут предложены отрывки из цикла «Приключения доктора Варнике». Прослушав внимательно эти отрывки и применив знания по физике и химии, вам предстоит ответить на вопросы следствия. На обдумывание 2 минуты.

Кто же преступник? (рисунок 1)

- Исчезло ровно 2 056 марок. Я дважды пересчитывал сумму.

- Кого вы подозреваете в преступлении?

- Откровенно говоря, не знаю, ответил кассир.

- Расскажите, как было дело.

- Это произошло при следующих обстоятельствах. Я пересчитывал деньги. Вдруг в комнате стало темно. Потухла лампа. Я поставил на стол стул, вскарабкался на него и схватился за лампу. От сильного ожога я пошатнулся и свалился на пол.

Некоторое время я был без сознания, а, очнувшись, увидел весь этот беспорядок. Деньги исчезли. По телефону я известил об этом случае заводскую охрану. Вот, пожалуй, и все, что я могу вам сообщить.

- Я обвиняю вас в краже денег! Все рассказанное вами – сплошной вымысел, так как…

Что сказал инспектор Варнике кассиру?

Ответ: Очевидно, кассир никогда не дотрагивался до лампы дневного света (а именно такая лампа установлена в узком потолочном плафоне), иначе он бы знал, люминесцентные лампы – это лампы холодного света и не нагреваются выше температуры 40 – 45°С. Другое дело лампы накаливания. Стеклянный баллон 100-ваттной лампочки, например, нагревается до 135°С, а 200-ваттной – до 165°С.

Разбитая ваза (рисунок 2)

Вчера я вернулся домой со службы несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате жены что-то упало. Я бросился туда и увидел лежащую на полу старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. Ваза была разбита. В этот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним. Но, как только я оказался на улице, стекла моих очков тотчас запотели. Вы ведь знаете, что сейчас у нас стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Я очень прошу вас разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеревался ограбить нашу квартиру. К тому же, как я объясню жене – а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ее ваза оказалась разбитой?

- Я не могу понять, почему вы, господин Вальдемар, так боитесь своей жены. Вы вот пытаясь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы просто расскажите жене, как все произошло.

Почему инспектор Варнике отказался расследовать это происшествие?

Ответ: Господин Вальдемар немножко перепутал. Он помнит, что очки у него неоднократно запотевали, но он забыл, что случалось это всякий раз, когда он с мороза входил в теплое помещение, а не выбегал из квартиры на улицу.

Эксперты объявляют общее число баллов, набранное каждой командой. Команда-победительница зачисляется в школу детективов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа детективов.

Урок- игра  расширяет представление учащихся о кодировании и декодировании информации....

Статья : Почему современные ученики не любят химию?

     В школьном химическом образовании, на мой взгляд, наибольшие сложности составляют следующие проблемы:Временная: неуклонно сокращается время, выделяемое на изучение химии...

Игра-расследование « ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

ТИП УРОКА: контрольно-обобщающийДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:  обобщение   и   контроль   знаний   по   теме   «Важнейшие   класс...

Игра-расследование по теме "Обобщение знаний о спиртах, альдегидах и карбоновых кислотах" (Органическая химия, 10 класс)

Игровые цели:1. Учащиеся должны расшифровать схему превращения веществ, используя свои знания о спиртах, альдегидах и кислотах;  а также - умения решать задачи на вывод формул органических вещест...

Творческая игра «Школа детективов».

Игра проводится с детьми среднего и старшего возраста.Дети делятся на команды.В каждой команде 10 человек. Ведущий объясняет правила игры, объявляет о приёме  в школу детективов о начале исп...

"Школа детективов" зачет по теме "Четырехугольники"

Повторение свойст четырехугольников. решение задач. Зачет по этой теме....

ИП Квест "Школа детективов"

Квест – это современный микс тематической вечеринки и традиционного праздника с приглашённым ведущим. Его основа – достижение поставленной цели через преодоление череды заданий или ребусов...