Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники.
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Тема №3 Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники.

Тема урока: Химические свойства этанола.

Тип урока – урок усвоения нового материала

Цель:  изучить химические свойства спиртов и выявить  зависимость применения от свойств веществ;

Задачи:

учебные

1.        Проанализировать информацию на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.

2.         Изучить особенности строения молекул спиртов.

образовательные:

1.         Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.

2.         Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.

развивающие:

1.         Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;

2.         поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

3.         включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

воспитательные:  

1.        Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;

2.        Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

 Реактивы и материалы: пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанолом, глицерином, фенофталеином, H2SO4, уксусной кислотой, CuSO4; фарфоровая чашка,  вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.

глицерин; лакмусовая бумага, фарфоровая чашечка для капельного анализа

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор;

Раздаточный материал:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

2. Ряд электроотрицательности неметаллов.

3. Схема «Классификация спиртов».

 

Этапы урока: мотивационно – ориентировочный; операционно-исполнительный; итогово – оценочный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химия 10 класс Урок 26 (3)

Тема №3 Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники.

Тема урока: Химические свойства этанола.

Тип урока – урок усвоения нового материала

Цель:  изучить химические свойства спиртов и выявить  зависимость применения от свойств веществ;

Задачи:

учебные

  1. Проанализировать информацию на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.
  2.  Изучить особенности строения молекул спиртов.

образовательные:

  1. Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.
  2. Формирование общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.

развивающие:

  1. Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;
  2. поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности
  3. включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления; 

воспитательные:  

  1. Повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
  2. Продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

 Реактивы и материалы: пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанолом, глицерином, фенофталеином, H2SO4, уксусной кислотой, CuSO4; фарфоровая чашка,  вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.

глицерин; лакмусовая бумага, фарфоровая чашечка для капельного анализа

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор;

Раздаточный материал:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

2. Ряд электроотрицательности неметаллов.

3. Схема «Классификация спиртов».

Этапы урока: мотивационно – ориентировочный; операционно-исполнительный; итогово – оценочный.

 План урока

 

  1. Постановка учебной цели. Мотивация на реализацию цели.
  2.  Объявление прогнозируемого результата и критерий оценивания знаний.
  3. Актуализация знаний: отдельные представители, классификация, номенклатура, виды изомерии.
  4. Повторение правил техники безопасности.
  5. Физкультминутка.
  6. Объяснение нового материала
  7. Выполнение теста и взаимоконтроль.
  8. Прослушивание пояснений к выполнению домашнего задания
  9. Подведение итогов.

 

Ход урока

I Организационный момент.

 Постановка учебной цели.

Сегодня у нас урок «Химические свойства спиртов».

Мы уже встречались с этим классом соединений на уроках биологии при изучении темы «гликолиз». Спирты имеют огромное народнохозяйственное значение. Именно поэтому мы их и изучаем.

Цель:  изучить химические свойства спиртов и выявить  зависимость применения от свойств веществ;

Прогнозируемый результат, который одновременно будет служить критерием оценки ваших знаний.

знать: строение, гомологические ряды спиртов, номенклатуру, изомерию, свойства отдельных представителей.

уметь: сравнивать, обобщать свойства спиртов

Цель нашего урока определяет этапы работы. Что мы будем делать на уроке?

Рассмотрим  шаростержневые модели, будем делать анализ информации, смотреть демонстрацию, выполнять опыт. Во второй половине урока проведем тестовый контроль. Базовый уровень – 3 задания, один правильный ответ – один балл (одно задание 4– дополнительное, повышенного уровня сложности оценивается в 1 балл).

Еще один балл – за активную работу на уроке;  

II Фронтальный опрос о классификации, изомерии, номенклатуре спиртов, получение спиртов.

  1. Определение классов спиртов и общая формула. CnH2n+1OH      общая формула спиртов
  2. Представители 

CH3OH                метанол или метиловый спирт   

 2            1

CH3 - CH2 –OH              этанол или этиловый спирт

  1. Классификация спиртов – рисунок рис 1

Общая группа атомов, определяющая принадлежность к классу и характерные химические свойства называется функциональной, у спиртов это группа гидроксильная, её формула –OH     

Гидроксильная группа –OH определяет общие свойства спиртов. Рис 1

  1. Формула многоатомного спирта

   1                    2                  3

 CH2OH- CHOH–CH2OH     пропантриол-1,2,3 или глицерин Рис 1

  1. Номенклатура. Названия одноатомных спиртов образуются от названия соответствующего углеводорода (по числу атомов и строению углеродной цепи) с прибавлением суффикса –ол. Фиксируется положение гидроксильной группы Рис 1
  2. Виды изомерии , характерные для спиртов?  Для спиртов характерны 3 вида изомерии: изомерия углеродного скелета, функциональной группы и межклассовая.(назвать класс) Пример рис 1
  3. Спирты – это жидкости, между молекулами которых существует связь. Какая?

Водородная химическая связь – это связь между атомами одной молекулы и атомами сильно электроотрицательных элементов (FON) другой молекулы. –презентация «Химич связь»

Составление шаростержневой 2 модели метанола.показать атомы, между которыми водородная связь

  1. Способы получения спиртов

спиртовое брожение: C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2 глюкоза → спирт этанол

            получение спирта из алкена: 

 CH2= CH2 + H2O → C2H5OH алкен → спирт  

Вывод: нам известны 2 способа получения спирта: брожением глюкозы и гидратацией (присоединением воды) этена

  1. Физические свойства спиртов:

Давайте вспомним основные положения по Т\Б: 

Что входит в состав органолептической  оценки?     Как нюхать реактивы?

Можно ли пробовать на вкус?

Можно ли проводить незапланированный опыт?

Если пролили или просыпали реактив?

1 Опыт. Даны 2 флакона со следующими веществами: водой и этанолом.  Определите при помощи органолептической оценки местонахождение каждого вещества. Сделайте вывод о свойствах спиртов.

Вывод: Одноатомный спирт этанол имеет специфический запах.

 2 Опыт. Перед вами на столе стоит настойка лекарственного средства. Какое свойство этилового спирта использовано.

Вывод: этиловый спирт растворитель и сам растворяется в воде.

ВОПРОС УЧ- СЯ: Специфические свойства метанола и этанола?

 Растворимость в воде этанола и глицерина.

Вывод: этонол в воде растворим, глицерин – нет.

При взаимодействии 5 мл. воды и 5 мл. этанола температура увеличивается на термометре до 320 С.

Вывод: реакция взаимодействия воды и спирта – экзотермическая (с выделением теплоты), т. е. спирт является энергетиком.

Физкультминутка.

 

Достаточно долго наши мышцы находились в относительной статике (физика – неподвижность). Переходим к физкультминутке. Осанка определяет красоту и здоровье, а подвижность суставов – наше долголетие. Встаем и повторяем упражнения:

  1. И. П. – основная стойка. Ладони развернуты, плечи опущены. Правая и левые ладони соединить в замок за спиной. Мы проверили правильность осанки.
  2. И. П. - основная стойка. Повороты головы вправо, влево.
  3. И. П. - основная стойка. Правое плечо вверх, вниз – 2 повторения. Левое плечо вверх, вниз – 2 повторения.
  4. И. П. - основная стойка. Туловище – вправо, в исходное положение, влево, бедренный пояс неподвижен - 2 повторения.
  5. И. П. - основная стойка. Ноги на ширине ступни. Перенос веса на носочки и одновременно на обе ноги и по переменке. Два повторения.

И. П. - основная стойка. Упражнения на расслабление.

 

III. Новая тема. 

Химические свойства.

  1. Сопоставьте область применения спирта и его свойство. Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает октановое число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо известных вам спиртовках.

Вывод: для этанола характерна реакция горения

Спирты горят некоптящим, почти бесцветным пламенем (демонстрация):

 C2H5OH + 3O2  → 2CO2 ↑ + 3H2O

стр 68 учебника Габриэляна – прочитать

  1. По связи -О-Н спирты взаимодействуют со щелочными и щелочно-земельными металлами (рекция в вытяжном шкафу)

 кислотные (взаимодействие с металлами с образованием соли-алкоголята и водорода)

2C2H5OH+ Na → 2C2H5ONa + H2

                              алкоголят Na

 

2R-ОН + 2Nа  = 2R-ОNa+ Н2

                                соли  алкилат натрия – алкоголят

  1. Определение принадлежности спирта к классу оснований

 Качественная реакция на –OH группу

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами: NaOH; этанол; глицерин; фенофталеин.

Вывод: спирты не проявляют свойств сильных оснований

NaOH      +    кислота → соль + вода

Реакция этерификации C2H5OH    +    кислота → эфир + вода

 

 C2H5OH + CH3COOH = CH3COO- CH3 + H2O

                       Укс кислота = Метилацетат –эфир

Или  метиловый эфир  уксусной кислоты

  1. «Спирт используется как обеззараживающее средство», следовательно он может проявляет окислительные свойства. (О). Эту реакцию можно использовать как качественную на метанол и этанол, так как их альдегиды имеют характерные запахи:

(запах зеленого яблока)

  1. Презентация «Влияние алкоголя на организм человека» 

В соответствии с сегодняшней классификацией спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющем на его жизнедеятельность. Ксенобиотики подразделяются на 3 группы:

- питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией;

- лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы;

     - яды, вызывающие нарушения в работе организма и биологическую смерть.

Этиловый спирт относится ко всем 3 группам: его действие зависит от количества и состояния здоровья.

При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета.

 Этиловый спирт является наркотиком. Он дополнительно возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за наше самочувствие и эмоции. Наступает привыкание, и человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Получается замкнутый круг. Полагая, что он контролирует ситуацию, пьющий человек подвергает риску своё здоровье, психику, наследственность и даже социальное положение.

  1. Качественная реакция на многоатомные спирты

Реактивы:  NaOH; CuSO4; глицерин.

Ход работы: в пробирку с NaOH прилить раствор CuSO4, затем из флакона по каплям приливать глицерин.

Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимодействие со свежеполученным осадком меди, который   растворяется с образованием ярко-синего раствора.

  1.  Обнаружение сорбита (ксилита, маннита) в жевательной резинке (дополнительный):

Измельчить жевательную резинку, залить водой и оставить на 20 минут

В другой хим. стакан + 3-4 капли CuSO4+ 1 мл NaOH → осадок синего цвета + добавить (немного) взвесь из химического стакана. Цвет получается темно-синий.

Вывод: жевательные резинки (любые) содержат многоатомные спирты: сорбит, ксилит, маннит.

III Закрепление: по вариантам

Ответы

№ варианта

верный ответ на задание 1

верный ответ на задание 2

верный ответ на задание 3

верный ответ на задание 4

1

1

1

321

3

2

1

1

321

1

 

IVДомашнее задание:

обязательное: §9; зад 13,14 или    творческое: сделать презентацию или буклет «портрет» спиртов

 

V Подведение итогов.

Все этапы работы выполнены, цель достигнута. В результате мы получили с вами образовательные продукты: опорный конспект; с нами останутся все чувства, эмоции, испытанные во время урока. Мне было приятно с вами поработать. Спасибо за сотрудничество.

 

Источники.

  1. Абрамова С.И.Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя химии / С.И.Абрамова – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 35).
  2. Дерябина Н.Е.Строение атома : Деятельностный подход к методике преподавания /Н.Е. Дерябина – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 36).
  3. Газеты Издательского дома «Первое сентября» газеты  2010-2011 г.
  4. Образовательные сайты и порталы:

www.1september.ru – сайт «Издательский дом “Первое сентября”»;

http://school-collection.edu.ru – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»;

www.openclass.ru – сайт «Открытый класс»;

http://zavuch.info – сайт «Завуч. Инфо»;

http://shkola.edu.ru – сайт «Школа. Образование»;

                     Контроль усвоения знаний (тестовый контроль).

 

Тест по теме «Спирты»

Вариант 1

Фамилия, имя

1

2

3

4

На уроке

итого

 

 

 

 

 

 

  

1. Функциональная группа в молекулах спиртов:

1) -OH   

2) -COOH            

3) -COH           

 

2. Реакция этерификации это реакция взаимодействия между:

1) спиртом и кислотой

2) альдегидом и кислородом

3) металлом и неметаллом

    

3. Установите соответствие между названием органического вещества и его формулой:

 

А

 

        H      H

        │      │

 H― C― C―OH     

        │     │

         H    H

 

Б

        H     

        │     

 H―C―OH              │                                                H

       

       

В        

        H      H       H

        │      │       │

 H― C ― C ― C ― H          

        │      │       │

      OH    OH     OH

 

1. пропантриол - 1. 2, 3   или глицерин

2. метанол    или метиловый спирт

3. этанол    или этиловый спирт

Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________

 

4.

http://uchitel.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/bezymyannyy11111%281%29.bmp

 

 

Контроль усвоения знаний (тестовый контроль).

     Тест по теме «Спирты»

Вариант 2

 

Фамилия, имя

1

2

3

4

На уроке

итого

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Название функциональной группы спиртов:

1) гидроксильная;

2) аминогруппа;

3) карбонильная

 

 

2. Продукты реакции в реакции горения:

1) углекислый газ и вода

2) эфир

3) соль

 

 

3. Установите соответствие между названием органического вещества и  классом органического соединения:

 

А) метанол

Б) этен

В) метан

 

1) алкан

2) алкен

3)спирт

 

Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________

  

  1. Найдите пентанол-3

http://uchitel.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/bezymyannyyaaa.bmp 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по химии "Кислородосодержащие органические соединения"(10 класс)

Данный тест предназначен для контроля знаний обучающихся по теме: "Кислородосодержащие органические соединения"...

Контрольная работа по химии 10 класс профиль "Кислородосодержащие органические соединения"

Контрольная работа представлена в двух вариантах, содержит задания уровня  ЕГЭ и имеет схожую структуру....

Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»

Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....

Тест по теме "Кислородосодержащие органические соединения" 10 класс

Тест по теме "Кислородосодержащие органические соединения" 10 класс...

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы по теме «Свойства кислородосодержащих органических соединений»

При выполнении лабораторной работы обучающиеся должны иметь чёткие инструкции по ходу выполнения.  В инструктивной карте показан алгоритм выполнения работы, а так же  показаны форма отчёта и...

Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"

Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...