Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы по теме «Свойства кислородосодержащих органических соединений»
план-конспект занятия по химии (10 класс)

Русакович Ольга Владимировна

При выполнении лабораторной работы обучающиеся должны иметь чёткие инструкции по ходу выполнения.  В инструктивной карте показан алгоритм выполнения работы, а так же  показаны форма отчёта и критерии,  по которым будет оценивается выполнение лабораторной работы. Обучающиеся самостоятельно может оценить свои действия и даже поставить себе оценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы по теме «Свойства кислородосодержащих органических соединений»

Цель: используя, полученные теоретические знания, изучить химические свойства карбоновых кислот (на примере уксусной кислоты)

Оборудование: пробирки, инструкция по выполнению лабораторной работы, ПСХЭ Д.И. Менделеева

Реактивы: уксусная кислота, соляная кислота, индикатор – метилоранж, магний, оксид магния,     гидроксид натрия,  фенолфталеин, карбонат  кальция

     

Таблица заданий, результатов исследований и выводов

Ход работы (задание)

наблюдения

Уравнения реакций выводы

Задание 1.

Визуальный анализ жидкостей в 1 и 2 пробирке.

Цвет-

Агрегатное состояние-

Запах-

Прозрачность-

Подвижность-

Растворимость в воде-

Вывод: можно ли визуально отличить неорганическую кислоту от органической

Задание 2.

Сравнение свойств неорганической и органической кислот.

Опыт 1.

- к растворам жидкостей в 1 и 2 пробирке добавить метилоранж

Опыт 2.

- в 2 пробирки прилить по 2 мл гидроксида натрия и  капнуть в них фенолфталеин

- прилить в обе пробирки по одинаковому  количеству кислот

Опыт 3.

- к растворам жидкостей в 1 и 2 пробирке добавили по несколько стружек магния

- к растворам жидкостей в 1 и 2 пробирке добавили  небольшое количество порошка оксида магния

- к растворам жидкостей в 1 и 2 пробирке добавили  небольшое количество карбоната кальция

Опыт 1

- какова окраска растворов после добавления индикатора

Опыт 2.

- какова окраска раствора щёлочи после добавления фенофталеина;

- что наблюдается с окраской растворов в пробирках после добавления кислот

Опыт 3

- что наблюдается в пробирках после добавления магния и оксида магния

- что наблюдается в пробирках после добавления карбоната кальция.

Вывод:

1. На основании цвета индикатора сделайте вывод о кислотности среды в 2-х пробирках.

2. Закончить уравнения реакций:

HCl + NaOH =

CH3COOH + NaOH=

3. Закончить уравнения реакций:

HCl +Mg =

CH3COOH + Mg =

HCl +MgO=

CH3COOH + MgO=

HCl +CaCO3 =

CH3COOH + CaCO3 =

Проанализируйте       выполненную работу и сделайте вывод о сравнении химических свойств органических кислот по сравнению с неорганическими

Вывод по работе

Контрольные вопросы

1. Какие вещества называются предельными карбоновыми кислотами, напишите формулы низших и высших карбоновых кислот?

2. В пищевой промышленности уксусная кислота используется в качестве консерванта и регулятора кислотности под кодом Е260. Напишите структурные формулы предыдущего и последующего гомологов этой кислоты, имеющие коды Е236 и Е280 соответственно. Назовите оба вещества.

3. При взаимодействии магния с 50г уксусной кислоты образовался ацетат магния, найдите его массу, если выход продукта реакции по сравнению с теоретическим составил 93%.

Критерии оценивания выполнения лабораторной работы.

Отчёт о работе содержит:

1) название и цель работы

2) оборудование и реактивы

3) заполненная таблица заданий, результатов исследований и выводов

4) ответы на контрольные вопросы

задания

баллы

примечания

Визуальный  анализ

1

Наблюдения и вывод сформулированы грамотно и правильно

Сравнение свойств неорганической и органической кислот.

Максимально 8

Закончены уравнения реакций, правильно сформулирован вывод о кислотности среды

Вывод по работе

2

Сформулирован вывод по работе, проанализировав ход выполнения работы и заданий

Контрольные вопросы:

Вопрос 1

Вопрос 2

Решение задачи

1

2

3

Ответы на вопросы полные и правильные, записаны формулы вещества и даны им названия

Задача:

- записано условие, уравнение химической реакции

- произведены расчёты

- получен правильный ответ

ИТОГО

17

        

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл

Вербальный аналог

90-100

15-17

«5» –отлично

80-89

13-14

«4» –хорошо

70-79

10-12

"3" - удовлетворительно

Менее 70

0-9

"2" - не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивные карты для выполнения практических работ по географии

Инструктивные карты для выполнения практических работ по географии по линии  учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова  6-9 класс. Пошаговое выполнение практических работ: те...

Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов

Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий...

Контрольная работа по теме «Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова»

Контрольная работа по теме «Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова»...

Технологическая карта к уроку "Кислородосодержащие органические соединения-одноатомные спирты"

Технологическая карта урока поможет преподавателям химии в подготовке к занятию в 10 классе, при изучении классоа органическиех соединений- кислородосодержащих веществ. В технологической карте указаны...

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме: «Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»

Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме:«Изучение химических свойств оксидов с применением цифровой лаборатории»...

Инструкционная карта проведения исследовательских лабораторных работ по теме "Динамика" в 7 классе

Инструкционная карта  лабораторных работ по теме "Динамика" в 7 классе содержит примерные задания для использования на уроках физики при проведении исследовательских работ....

Самостоятельная работа по теме "Свойства кислородсодержащих органических соединений"

Самостоятельная работа по химии по теме "Свойства кислородсодержащих органических соединений" может быть использована для проведения текущего контроля знаний обучающихся...