Презентация и конспект "Строение атома"
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме

Штрек Ирина Александровна

Презентация и конспект для урока химии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stroenie_atoma.ppt684 КБ
Microsoft Office document icon stroenie_atoma._sostav_atomnyh_yader.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Познание (Большой энциклопедический словарь) – творческая деятельность субъекта, по получению новых знаний о мире

Слайд 3

Пути познания эмпирический теоретический Непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям

Слайд 4

Модели строения атома Ф.И ученого Год Описание модели

Слайд 5

Модели строения атома Ф.И ученого Год Описание модели Демокрит 2500 лет до н.э. Легенда о яблоке

Слайд 6

Модели строения атома Ф.И ученого Год Описание модели Демокрит 2500 лет до н.э. Легенда о яблоке М.В. Ломоносов 1741 Корпускулярная теория вещества

Слайд 7

Модели строения атома Ф.И ученого Год Описание модели Демокрит 2500 лет до н.э. Легенда о яблоке М.В. Ломоносов 1741 Корпускулярная теория вещества Д.Томсон 1903 «пудинг»

Слайд 8

Модели строения атома Ф.И ученого Год Описание модели Демокрит 2500 лет до н.э. Легенда о яблоке М.В. Ломоносов 1741 Корпускулярная теория вещества Д.Томсон 1903 «пудинг» Э. Резерфорд 1911 Планетарная модель

Слайд 9

Элементарные частицы атома Название частицы Обозначение частицы Местонахождение Масса Заряд Протон р Ядро 1 а.е.м. +1 Нейтрон п Ядро 1 а.е.м. 0 Электрон е Орбиталь 1/1836 а.е.м. (≈0) -1

Слайд 11

Состав атомов Z – порядковый номер химического элемента A – массовое число N – число нейтронов Z – указывает на заряд ядра, а следовательно на число протонов, а так как атом нейтрален, то число протонов равно числу электронов. A – сумма протонов и нейтронов в ядре атома A = Z + N Введем обозначение химического элемента: Х - символ химического элемента Z - заряд ядра A – массовое число

Слайд 13

Пути познания "Путь паука" – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума». «Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается практический опыт, сбор фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны». «Путь пчелы», по Бэкону, – идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» теории, понять ее сущность.

Слайд 14

Домашнее задание Литературные источники: 1. Большая школьная энциклопедия, т 1. Естественные науки (автор составитель С. Исмайлова). М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 704с. 2. Энциклопедический словарь юного химика. Сайты: www.hemi.nsu.ru http://fcior.edu.ru



Предварительный просмотр:

Строение атома. Состав атомных ядер.

Цели урока:

- обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и атомного ядра;

- научить пользоваться Периодической системой  химических элементов  Менделеева  для       определения состава атома;

- познакомить учащихся с историей развития взглядов на строение атома.

Задачи урока.

Обучающие.

Формирование знаний учащихся о составе атома и атомного ядра.

Развивающие.

Развивать умения сравнивать, анализировать, составлять опорный конспект.

Воспитательные.

Формировать естественно-материалистическое мировоззрение.

Развивать познавательный интерес.

Расширить кругозор учащихся.

Уважаемые ребята!

Я прошу вас прочитать высказывания на столах и занять место за тем столом, высказывание на котором соответствует вашему мироощущению.

Начать урок я хочу словами Николая Бердяева: «Познание – это солнечный свет, без которого человечество не может развиваться». Мне хочется, чтобы эти слова стали не только эпиграфом сегодняшнего урока, но и девизом нашего успешного, я уверена в этом, продвижения в познании мира, который нас окружает. Ведь человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами природы есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За годы своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к глубокому и всестороннему проникновению в сущность Природы.

Ребята, а как вы думаете, что такое познание?

- Путь знания, поиск знания, путь исследования.

Правильно. Познание (Большой энциклопедический словарь) – творческая деятельность субъекта, по получению новых знаний о мире  

А как мы познаем окружающий мир?

- Через органы чувств. Наблюдая, измеряя.

Вы правы.

Различают:

 1) наблюдение, эксперимент, измерение;

2) гипотезы, теории, законы (если затрудняются, обращаю к высказыванию).

Различают два пути научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический путь научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне: осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, происходит первичная систематизация полученных знаний, например: в виде таблиц, схем, графиков.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит выявление наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Я предлагаю Вам сегодня разговор об открытии атома.

«Далеко лежит за пределами нашего чувства вся природа начал» (Тит Лукреций Кар)

Приоткрыть эту тайну мы попробуем сегодня. А для успешности нашей работы я предлагаю составить ее план. Пусть он будет в виде вопросов, на которые мы сегодня будем искать ответы.

Вопрос – это всегда направление к ответу. Итак, давайте сформулируем вопросы сегодняшнего урока:

  1. Попытки исследования структуры атома
  2. Из каких частей состоит атом?

Для того чтобы познакомиться с исследованиями структуры атома, предлагаю обратиться к учебному тексту в рабочих тетрадях.

Ваша задача заключатся в заполнении таблицы «Модели строения атомов»

Ф.И ученого

Год

Описание модели

- Дж. Томсон «сливовый пудинг» 1903г.

- Э.Резерфорд «планетарная модель» 1911г.

- Н.Бор «постулаты Бора» 1913г.

Итак, сделаем некоторые выводы. Исходя из описания моделей атомов, что можно сказать об атоме в целом?

- Атом имеет сложное строение.

А давайте попробуем разгадать тайну атома.

На свете много великих тайн. Вот, например, яблоко.

- Какая же это тайна? Съесть его и – все дела!

- А если разрезать яблоко пополам, что тогда?

- Получатся две половинки яблока.

- А если каждую из этих половинок – ещё раз пополам?

- Яблоко разделится на 4 части.

- А если ещё?

- Получится 8 частей.

- Правильно! Но сколько раз можно делить это яблоко? Есть ли предел делению его на части?

Вот вам и великая тайна – делимость вещества.

Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов.

Само слово «атом», кстати, означает «неделимый».

 В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы).

Но в начале прошлого века ученые обнаружили, что атом, как и яблоко, можно делить на части.

На сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц).  

Какую роль в атомах играют нейтроны?

Нейтроны подобны ленивому человеку в доме. Он никому не доставляет неприятностей – просто смотрит телевизор. В доме ссорятся, спорят. Но он способен гасить очаг напряжения своей коронной фразой: «Замолчите сейчас же! Я смотрю телевизор». После этого в доме восстанавливается мир.

Таким же образом нейтроны не позволяют ядру разваливаться на части. Протоны, отталкиваясь друг от друга, разделены нейтронами, что не дает ядру распасться.

Таким представляется нам сейчас строение атома. Однако мы не забываем, что атом для нас всё ещё загадка.

Проанализируйте данные таблицы и определите черты сходства и различия элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.

                                   Таблица элементарных частиц

Название частицы

Обозначение частицы

Местонахождение

Масса

Заряд

Протон

р

Ядро

1 а.е.м.

+1

Нейтрон

п

Ядро

1 а.е.м.

0

Электрон

е

Орбиталь

1/1836 а.е.м. (≈0)

-1

Обсудим данные таблицы.

  • Орбиталь – это место расположения электрона в атоме. Вы будете это изучать в дальнейшем.
  • В ядре сосредоточены весь положительный заряд и большая часть массы атома.
  • Запись «а.е.м.» означает атомную единицу массы. Поскольку ядерные частицы чрезвычайно малы, нет смысла выражать их массу в килограммах (протон и нейтрон весят примерно 1,67• 10-27кг, а электрон – 9,11• 10-31кг).

Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Вы, знаете, что каждому химическому элементу присвоен порядковый номер и для каждого элемента подсчитана атомная масса. Но это не просто числа, они имеют физический смысл. В чем он заключается, мы сейчас узнаем.

Введем следующие обозначения

Z – порядковый номер химического элемента

М – массовое число, М =Ar

N – число нейтронов

Z – указывает на заряд ядра, а следовательно на число протонов, а так как атом нейтрален, то число протонов равно числу электронов.

М – сумма протонов и нейтронов в ядре атома

М = Z + N  

Введем обозначение химического элемента:         

Х  - символ химического элемента

Z  -  заряд ядра

М  – массовое число

Например:   формула состава атома кислорода: (8р; 8е;8N)

Физминутка 

Атом наш не так уж прост.

Чуть на шарик он похож.

Что в ядре? Протон, нейтрон,

Вокруг кружится электрон.

На него ты посмотри,

Поводи глазами, отдохни.

А сейчас я вам предлагаю выполнить задание работая в группах.

I-группа – создание модели атома.

II-группа – изображение модели атома.

Индукция (от лат. Inductio – наведение, побуждение) есть метод или способ познания, то есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему. Индукция, широко применяемая в научном познании, обнаруживая сходные признаки, свойства многих объектов, делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса. Родоначальником классического индуктивного метода познания является Френсис Бэкон, но он трактовал её очень широко, как универсальный метод познания природы. На самом деле методы научной индукции служат главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений.

Дедукция (от лат. Deductio – выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Примером общенаучных методов, применяемых на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, являются анализ и синтез.

Это:

• «путь паука»;

• «путь муравья»;

• «путь пчелы».

"Путь паука" – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается практический опыт, сбор фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны».

«Путь пчелы», по Бэкону, – идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» теории, понять ее сущность.

Сегодня мы говорим о научных методах познания. А ведь еще существует и образное познание мира.

Какие искусства помогают нам понять наш мир лучше?

- Изобразительное искусство, музыка, театр, литература

Отрицать важную роль образного, художественного способа познания мира нельзя. Еще Менделеев писал: «Система сложилась в моей голове как образ, а затем я перенес ее на бумагу».

Я предлагаю вам представить себя в виде электрона, вращающегося на одной из орбиталей вокруг центра знаний об атоме. Отметьте значком свое местоположение в начале урока и в конце его и стрелочкой покажите, в каком направлении вы сегодня двигались, возможны три варианта: двигались по кругу, не приближаясь к знанию, уходили от него, или, наоборот, приближались и насколько?

Я предлагаю вам творческое домашнее задание:

Рассмотрите рисунки. Большая окружность условно показывает границу атома, маленькие – ядерные частицы.

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\str_at.gif

1.Дорисуйте электроны каждого атома.

А закончить урок мне хочется пожеланием удачи в вашем поиске истины, на пути познания мира словами Декарта:

«Нельзя представить себе ничего настолько невозможного, чтобы не быть познанным тем или иным философом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"

Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...

Строение атомов. Состав атомов.

Методический материал в форме заданий ЕГЭ....

Проверочная работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов", 8 класс

Тестовая работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов" предназначена для учащихся 8-х классов и включает в себя 10 заданий с выбором одного правильного ответа....

Тест "Строение атома. Электронная оболочка атома"

Тестовая работа включает 10 вопросов, 4 варианта. Задания на выбор одного верного ответа из четырех предложенных, задания на соответствие....

Тест - Состав атома. Состояние электрона в атоме

Тест - Состав атома. Состояние электрона в атоме...

Примеры заданий по теме: Строение атома. Строение электронных оболочек атомов

Разработка представляет собой подборку   заданий по теме: "Строение атома. Строение  электронных  оболочек  атома"(задание 1). Задания могут быть использованы...