«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Гафарова Алфинур  Замилевна

разработка урока  по химии «Приго­товление рас­твора с определённой массовой долей растворённого вещества» 8класс,  урок с использованием практического модуля – закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков, проблемно-развивающее обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_tehnologicheskaya_karta.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Елховская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Разработка урока  по химии

«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества»

8класс

(Тип урока с использованием практического модуля – закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков, проблемно-развивающее обучение)

Гафарова Алфинур Замилевна,

 учитель химии

2017


Тип урока

с использованием практического модуля – закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков

Цели

научить готовить раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. 

Задачи

Общеобразовательные: создать условия  для выполнения практической работы активизировать познавательную активность.

 Воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность; воспитывать чувство товарищества и ответственности; воспитать культуру экономного расходования времени. 

Развивающие: способствовать развитию логического мышления и интереса у школьников к химической науке;  развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Средства обучения

Учебник: Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений

Оборудование и реактивы: весы, мерный цилиндр, колба на 100мл, стакан с водой, поваренная соль, стеклянная палочка, шпатель.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: парная, индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

научатся давать определение понятию «раствор», знают формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умеют вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.

Получать возможность научиться приготовить раствор с определенной долей растворенного вещества

Познавательные: понимают термин «массовая доля соли в растворе», проводят измерения массы и объема; строят логические рассуждения и делают выводы.

Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); продуктивно взаимодействуют со своими партнерами, письменно описывают опыт.

Регулятивные: умеют планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планируют пути достижения цели, владеют основами самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

формирование познавательного интереса к предмету исследования; понимают потребность в химических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I.Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент. Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей урока. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно сформулировать

Фронтальная работа

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания и беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала

Организует  проверку домашнего задания по вопросам.

Отвечают на вопросы.

(Приложение 1)

Фронтальная Индивидуальная работа

Устные ответы

III. Основной этап

Инструкция по выполнению практической работы.

Как можно приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества? (учебник стр81, задание 5).

Проведите мысленный эксперимент.

Организует работу по учебнику и инструкции.

Комментирует последовательность действий при выполнении практической работы.

Раздает задания  (по партам)

(приложение 2,3,4)

Знакомятся с инструкцией (учебник, стр 88), задают уточняющие вопросы,  составляют план выполнения работы,

самостоятельно выполняют расчеты.

(приложение 2,3)

Индивидуальная, парная работа

Взаимопроверка расчетов, записи в тетрадях

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практикум

Организует практикум, проверяет расчеты.

Выполняют практическое задание.

(приложение 2,4)

Парная работа

Делают записи

V.Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Чему вы сегодня учились на уроке?

Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества?

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу. Организует контроль

Оформляют отчет.

Отвечают на вопросы.

(приложение 4)

Индивидуальная работа, Фронтальная

Оценивание работы учащихся на уроке

VI. Домашнее задание

Повторить §28-29

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

  Проведите мысленный эксперимент, решив следующую практическую задачу.

В медицине используют так называемый физиологический раствор, представляющий собой 0,9%-ный раствор хлорида натрия в воде. Рассчитайте объем воды и массу соли, которые необходимо взять для приготовления  1л такого раствора. Плотность воды 1000 г/л.


Приложение1.

 Вопросы для проверки домашнего задания:

1)Что такое растворы?

2)Дайте определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

3) Поясните физический смысл каждой величины из формулы для расчета массовой доли вещества в растворе: w(вещества)= m(вещества) / m (раствора).

3) В каком диапазоне может изменяться массовая доля вещества в растворе?

(Назовите наименьшее и наибольшее возможные значения w.)

4) Как от значений массовой доли, выраженной в долях от единицы перейти к выражению массовой доли в процентах и наоборот?

5) Из каких двух составляющих (компонентов) складывается масса раствора?

6) Назовите два способа увеличения массовой доли вещества в растворе и один способ ее уменьшения.

Приложение 2

Инструкция по выполнению практической работы.

1. Рассчитайте массу соли, необходимую для приготовления раствора.

2. Рассчитайте массу, а затем и объем воды, необходимый для приготовления раствора.

Помните! Плотность воды  ρ (H2O)= 1000г/л             ρ=m/V

3. Уравновесьте лабораторные весы.

Взвешиваем на весах соль определенной массы. Для этого на одну чашку положите лист бумаги и разновесы, соответствующие заданию, а на другую постепенно шпателем присыпайте соль на лист бумаги до уравновешивания.

 4. Поместите отмеренное вещество  в колбу. После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.

 5.С помощью мерного цилиндра отмерьте рассчитанный объем воды.

6. Перелейте воду в колбу с веществом.

6. Размещайте содержимое колбы стеклянной палочкой для полного растворения.

7. Оформите отчет о работе.

Приложение 3

Задание

1 вариант

2 вариант

1.Приготовьте 60мл  раствора  поваренной соли с массовой долей 5%.

2.Как изменится массовая доля растворенной соли, если к данному раствору добавить еще 1 г соли? Ответ подтвердите расчетами.

1.Приготовьте 50мл  раствора  поваренной соли с массовой долей 10%.

2.Как изменится массовая доля растворенной соли, если к данному раствору добавить еще 1 г соли? Ответ подтвердите расчетами.

Приложение 4.

Алгоритм оформления  отчета по практической работе.

1. Запишите название практической работы.

2. Запишите цель практической работы.

3. Перечислите необходимое оборудование и реактивы.

4. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с данными реактивами и оборудованием.

5. Получите задание у учителя.

6. Выполните необходимые  расчеты.

7. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению эксперимента.

8. Оформите отчет о выполнении работы в произвольной форме (в виде таблицы или текстовой форме).

9. Ответьте на 2 вопрос, заданный в вашем варианте.

10. Запишите выводы о правилах приготовления растворов соответствующей концентрации.

 Проведите оценку собственной деятельности, в которой каждый из пунктов (оценивается до 5 баллов):

1) ответ на вопросы домашнего задания;

2) достижение целей работы;

3) выполнение и оформление работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"

Данный урок способствует развитию умения учеников применять полученные знания на практике. при приготовление растворов с заданной  массовой долей растворенного вещества ....

Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества (соли).

Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого  вещества (соли)....

«Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цели: Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необх...

План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"

План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"...

Инструктивная карта практической работы "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества"

Практическая работа "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества", 4  варианта. В заданиях предусматривается не только  приготовление раствора с опр...

Инструктивная карта практической работы "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества"

Практическая работа "Приготовление растворов с определенной массовой долей растворимого вещества", 4  варианта. В заданиях предусматривается не только  приготовление раствора с опр...