Методическая разработка урока "Реакции ионного обмена"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Киселева Татьяна Леонидовна

материал предназначен для учителя химии, содержит полезную информацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_reaktsii_ionnogo_obmena.docx342.06 КБ

Предварительный просмотр:

предмет

химия

класс

9

тема урока

Реакции ионного обмена

тип урока

 Урок закрепления знаний

форма

фронтальная, индивидуальная, работа в парах

используемые технологии

проблемного обучения, исследовательская

цель

выработка умений и навыков по теме «Реакции ионного обмена»

 

Этапы урока

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые компетенции

время

1.Организационный момент

Приветствие учащихся

На данном уроке будем обмениваться информацией, заданиями, знаниями и положительными эмоциями

1 мин

2. Актуализация опорных знаний и их коррекция

Кроссенс (приложение №1)

Показывает    слайд «Кроссенс»  и предлагает учащимся озаглавить его и составить  рассказ 

Самостоятельно  устанавливают связи, составляя рассказ, затем отвечают 3 – 4 учащихся

умение переводить информацию из одной формы в другую,  обладание монологической и логической речью, умение выражать свои мысли, умение строить высказывание в устной  форме

10 мин

3. Определение границ (возможностей) применения этих знаний Целеполагание

Рассказ учителя (приложение № 2)

Рассказ учителя с созданием проблемно-поисковой ситуации:

 По словам Аррениуса теория электролитической диссоциации, «оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки». Вот один из примеров Приложение № 2

Предлагает сформулировать тему урока

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Цель  урока - выработка умений и навыков по теме «Реакции ионного обмена»

Слушают рассказ учителя. Анализирую предложенную информацию, обращаются к слайду «Кроссенс»   и предлагаю варианты темы урока и цели.

Развитие мышления, развитие умений анализировать предложенную информацию и делать выводы на основе наблюдений и из рассказа учителя и учеников

Понимание учащимися ценности приобретения знаний о реакциях ионного обмена

3-5 мин

4. Применение знаний

Таблица растворимости

Предлагает записать  уравнение в молекулярном виде на примере взаимодействия нитрата свинца (II) с сульфидом натрия.

Необходимость записи этого уравнения в полном и сокращённом ионном виде, чтобы показать какие ионы взаимодействуют между собой.

В ходе беседы выясняет знания алгоритма записи уравнений в ионном виде. Дает время на выполнение задания, затем  записывает на доске под диктовку одного учащегося, успешно освоившего тему

Записывают молекулярное уравнение и делают вывод, что протекает реакция обмена, так как сульфид свинца выпадает в осадок.  Работают по алгоритму:

1. убедиться по таблице растворимо вещество или нет

2. если растворимо, то на какие ионы распадается

3. записать ионы с зарядами, учитывая их количество

4.если вещество не растворимо, то его переписать и отметить, что выпадает в осадок

5. сократить несвязанные ионы и что осталось переписать.

Обсуждение результата

Умение  отбирать нужную информацию из   источника,  переводить словесную информацию в знаковую.

Умение  применять теоретические знания на практике, решать химические задачи на применение полученных знаний

5 мин

Учебник «Химия 9» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман с 14 – 15 таблица № 3 «Свойства ионов»

Объявляет, что полученный осадок имеет черный цвет, обращается к таблице № 3 учебника, указывает,  какие могут быть результаты реакций (осадки разного цвета, выделение газов)

Просматривают таблицу

расширятся  кругозор

1 мин

Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний

Реактивы для демонстрации опыта: вещества содержащие ионы железа(II) и гидроксид - ионы

Демонстрирует опыт и дает задание: запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде, чтобы образовался осадок зеленого цвета

Учащиеся  работают самостоятельно, делая записи в рабочих тетрадях.

Один учащийся у доски

умения работать самостоятельно,  анализировать исследуемый объект

3 -4 мин

Задание: запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном виде, соответствующее сокращенному ионному уравнению

SO3 2- + 2H+ → SO2 + H2O

Учащиеся обсуждают  в парах, делают записи в тетрадях

Коммуникативные умения,  умения работать в паре,  выслушивать мнения партнера, четко формулировать и излагать мысли

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

4 мин

Упражнения с переносом знаний в новые условия

Карточки с заданием (приложение № 3)

Раздает карточки с заданием.

Собирает работы учащихся.

Индивидуально выполняют работу на листах ниже задания,  записывают уравнения в молекулярном и полном ионном виде согласно сокращенным ионным уравнениям

Умение определять область знаемого и незнаемого

8 мин

Домашнее задание

Учебник «Химия 9» Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман п 4, с 22 вопрос № 4(пис)

По желанию творческое задание: предложить варианты решения задачи с жеребьевкой в шахматной партии.

Объясняет цель домашнего задания

Записывают д/з

2 – 3 мин

Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подведит итоги  урока, достигнуты ли  цели урока? Обсуждение.

Приложение № 1 Кроссенс

1

Химические соединения - Х - Статьи - Информационно-развлекательный портал Borshec

2

Рис. 4. Прибор для проверки электропроводности растворов

3

http://www.s-kunica.ru/15-deti/08/55-08.jpg

 4

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/497/99497898_542506_600.jpg

5

http://www.seznaika.ru/images/stories/2.jpg

6

http://www.affordable-water-ionizers.com/images/NaCl.gif

http://www.affordable-water-ionizers.com/images/NaCl1.gif

7

http://mmarcos.blogia.com/upload/20110509103814-viento.gif

8

http://static.headline.kz/assets/images/2013/11/3f9afc0658c87d73d95bedaec0053ee3.png

9

http://www.businessofyoumindset.com/wp-content/uploads/2012/03/human-resources-business-of-you.png

Приложение № 2

В майском номере журнала «Химия и жизнь» за 1985 год была опубликована заметка «Черные или белые?». В ней рассказывалось об оригинальной жеребьевке, проведенной в Голландии на матче претенденток на звание чемпионки мира по шахматам между Наной Александрией и Милункой Лазаревич. Жеребьевка проводилась с помощью графина и мензурок Жидкость, которую налила Нана из графина в мензурку, окрасилась в черный цвет, а в мензурке Милунки осталась прозрачной. Таким образом, Милунке «вылилось» играть первую партию белыми. Изобретателем оригинальной жеребьевки был фармацевт фирмы, которая финансировала проведение матча. Какой тип химической реакции был положен в основу данной жеребьевки?

Приложение № 3

Cu2+

+

2 OH-

Cu(OH)2

+

X1

+

+

+

+

S2-

2H+

2H+

?

CuS

2H2O

Cu2+

Ba SO4

+

+

+

+

X1

X1

2H2O

?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест-презентация по теме "Электролитическая диссоциация веществ. Реакции ионного обмена". 9 кл

Один из вариантов теста по электролитической диссоциации веществ и реакциям ионного обмена....

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

"Реакции ионного обмена и условия их осуществления" тест для учащихся 9 класса ГИА

Тест для учащихся 9 класса  ЧАСТЬ А   А8  " Реакции ионного обмена и условия их осуществления " для подготовки к ГИАТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.)+ИНСТРУКЦИЯВыберите...

Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"

Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1  курса НПО....

Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"

Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1.      Формирование знаний об обрати...

Методическая разработка "История одного обмана"

Методическая разработка по проведению тренинга «История одного обмана» составлена по материалам программы «Здоровая Россия» по  формирования навыков здорового образа жизни...

Разработка урока по теме "Реакции ионного обмена"

Разработка современного урока по теме "Реакции ионного обмена"...