РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии «Химия – союзник медицины»
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей ______________________ | по УВР | __________ О.И. Реймер |
Протокол №______________ | _________(А.Д. Денисенко) | Приказ № ____________ |
от «____»____________20__г. | «____»_________20__г. | от «___» __________20__г. |
Руководитель МО __________ (Л.И. Ермоленко) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по химии
«Химия – союзник медицины»
основное общее образование, базовый уровень
Составитель
Реймер Ольга Ивановна, учитель химии
р.п. Благовещенка – 2018
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Календарно – тематический план 4
3. Планируемые результаты освоения учебного курса 8
5. Учебно-методическое обеспечение 9
6. Лист внесения изменений и дополнений 10
7. Выполнение программы 11
Пояснительная записка
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию химии.
Данный элективный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по химии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета).
Цель курса: расширение знаний учащихся о применении химических веществ в медицине, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего обучения.
Основные задачи курса – предоставить учащимся возможность:
- реализовать интерес к химии и применять знания о веществах в повседневной жизни;
- совершенствовать свои экспериментальные умения;
- развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
- активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Формы контроля усвоения материала: отчёты по лабораторным и практическим работам, отчёт об экскурсии, тест, подготовка и защита рефератов.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Возможные темы рефератов:
- Лекарственные растения;
- Наркомания: дорога в бездну;
- Физиологический раствор в медицинской практике;
- Витамины;
- Чудесный гриб Александра Флеминга;
- Полимеры в медицине;
- Продукты пчеловодства: пчелиный яд;
- Дезинфекция.
Календарно – тематический план
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | Введение | 1 | Учащиеся должны знать: о химических веществах, используемых в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, способы оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
2-3 | Домашняя аптечка | 2 | Учащиеся должны знать: состав домашней аптечки, знать о препаратах аптечки и их назначении в медицине, понятие о некоторых лекарствах и механизмах их действия на организм, способы оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: находить необходимые в домашней аптечке лекарственные препараты. | |
4-7 | Пока не пришёл врач | 4 | Учащиеся должны знать: правила оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при ранах, ушибах, царапинах, ожогах и отравлениях; накладывать основные виды повязок. | |
8-9 | Лечит природа | 2 | Учащиеся должны знать: о полезных веществах, содержащихся в растениях, знать продукты пчеловодчества, состав витаминов и других веществ. Учащиеся должны уметь: определять лекарственные растения, использовать правильно продукцию пчеловодчества, правильно применять витамины, фитонциды и другие вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности человеческого организма. | |
10-11 | Вокруг аспирина | 2 | Учащиеся должны знать: состав аспирина и правила проведения химического анализа аспирина, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препарат аспирин, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений, входящих в аспирин; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
12-15 | Анализ лекарственных препаратов | 4 | Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
16-19 | За стеклом аптеки | 4 | Учащиеся должны знать: особенности работы аптечной системы, какие правила распределения лекарственных препаратов существуют, как продаются лекарственные препараты. Учащиеся должны уметь: уметь по инструкции определять необходимость использования препаратов без рецепта и назначения врача, сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
20-21 | Болезнь XXI века - аллергия | 2 | Учащиеся должны знать: что такое аллергия, какие симптомы аллергии проявляются у человека, как лечить аллергию. Учащиеся должны уметь: правильно использовать лекарственные препараты, назначенные врачом при лечении аллергии. | |
22-23 | Химик направляет здоровье | 2 | Учащиеся должны знать: работу химика с лекарственными препаратами, правила проведения химического анализа препаратов, реагенты на качественные реакции органических соединений, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
24-25 | Полимеры в медицине | 2 | Учащиеся должны знать: правила проведения химического анализа на полимеры, реагенты на качественные реакции на полимеры, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, проводить качественные реакции на функциональные группы полимеров; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
26-28 | Химические элементы в организме человека | 3 | Учащиеся должны знать: какие химические элементы находятся в организме человека, правила проведения химического анализа препаратов на наличие элементов в составе препарата, реагенты на качественные реакции элементов, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по качественному составу на элементы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
29-30 | Химия в стоматологии | 2 | Учащиеся должны знать: какие препараты используют в стоматологии, правила проведения химического анализа препаратов, правила техники безопасности с химическими реактивами. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты, используемые в стоматологии, проводить качественные реакции на функциональные группы; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
31-32 | Химия на службе у онкологов | 2 | Учащиеся должны знать: основные особенности заболевания, препараты, используемые для лечения и облегчения боли. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при данном заболевании, проводить и знать качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
33-34 | Итоговое занятие | 2 | Учащиеся должны знать: основные особенности различных заболеваний, лекарственные препараты, используемые для лечения и облегчения боли. Учащиеся должны уметь: анализировать лекарственные препараты по составу при различных заболеваниях, проводить и знать качественные реакции на функциональные группы органических соединений; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы. | |
Итого:1*34=34 часа |
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учащиеся должны знать:
– понятия «лекарственные вещества», «ядовитые вещества», «белки »,«жиры »,«углеводы », «ферменты »,« гомеостаз» ,« буферные системы»,« витамины», роль неметаллов и металлов в природе, «макроэлементы »,«микроэлементы », «осмотическое давление », «лекарственное растение »
– фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;
- семейства растений, морфологические признаки изученных на занятии лекарственных растений;
– влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;
– правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
– правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
– проводить качественные реакции на белки, жиры, углеводы, катионы и анионы;
– работать с лабораторным оборудованием;
– идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;
– решать расчетные задачи с медицинским содержанием;
– работать в группе;
– анализировать состав лекарственных препаратов;
- определять лекарственное растение при помощи определителя растений.
Учебно-методическое обеспечение
- Вехова В.Н. Растения и животные. Руководство для натуралиста. - М.: Мир, 2007.
- Кузнецова М. А. Сказания о лекарственных растениях - М.: Высшая школа, 1992.
- Насонова Т.И. Химия – союзник медицины: Элективный курс.9 класс/ Т.И. Насонова. – М.: Чистые пруды, 2008.
- Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Книга для чтения. - М.: Просвещение, 2011.
- Хомченко Г.П. Пособие по химии. - М.: Новая волна, 2002.
Лист внесения изменений и дополнений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
Выполнение программы 2018 – 2019 уч.г
ФИО учителя:___Гаврилова Е.И.________________
Курс: ____химия_______________
Классы: __9__
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
I четверть | |||||
II четверть | |||||
III четверть | |||||
IV четверть | |||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-122112-1350116624.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-155485-1366548560.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-324229-1382900132.jpg)
Авторская рабочая программа элективного курса (предмета) по химии "Химия в помощь сельскому жителю - владельцу земельного участка"
Предлагаемый элективный курс (предмет) предназначен для учащихся 9 (10) классов сельских школ. Имеет прикладную направленность, способствует профессиональной ориентации старшеклассников. Сохраняя стру...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-577688-1425137808.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины"
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия - союзник медицины" ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/01/picture-1246276-1588320106.jpg)
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-694912-1445670123.jpg)
Рабочая программа элективного курса Основы общей химии 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Основы общей химии "11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/29/picture-54582-1690657765.jpg)
Рабочая программа элективного курса "В мире химии"
Программа предназначена для дополнительного образованию учащихся 8 класса по химии. Способствует формированию химической грамотности учащихся, расширяет кругозор, способствует формированию естественно...