Зачем нужен профессиональный стандарт
методическая разработка по теме

Очирова Надежда Михайловна
Эссе учителя в обсуждение инноваций в сфере управления педагогическими кадрами
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhen_professionalnyy_standart.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – это сеятель разумного, доброго, вечного. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!» Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плоду». Слово «учитель» приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся мыслителей, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы, направления во всех областях духовной сферы, имеющих своих учеников, последователей.

Кто же такой учитель? В словаре С.И.Ожегова приводится толкование этого слова: «Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель». Но настоящий учитель передаёт не одни знания, он способствует воспитанию многих необходимых человеческих качеств – интеллигентности, честности, милосердия, толерантности. Существуют области деятельности, где на каждый приём работы есть чёткие, исчерпывающие инструкции: «Делай так…» Школьной работе это противопоказано. Свои главные, трудные задачи учитель решает сам, полагаясь на своё мастерство, опыт.

Из четырех детей нашей семьи трое выбрали профессию учителя. Авторитет и уважение к учительскому труду воспитали в нас родители, не имеющие педагогического образования. И сейчас, я с гордостью могу сказать, что никогда не пожалела о том, что стала учителем. А вот выбор предмета зависел от моего отношения к личности учителя, который преподавал: вначале это была география, а в старших классах химия.

По моему мнению, требования, предъявляемые обществом сельскому учителю, оказываются более высокими, чем городскому. Так как образ жизни каждого жителя небольшого села известен, и тем более учителя, ведь учитель на селе одна из главных фигур. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Небольшие ошибки в поведении самого учителя или в отношении его к учащимся не будут забываться за дверями школы. Поэтому сельский учитель должен быть более самокритичным, ведь мнение большинства жителей и является объективным. А уважительное же отношение будет ему дополнительным стимулом для его самореализации как учителя.

Я часто смотрю передачу А.Малахова «Пусть говорят», особенно те, в которых рассказывают «невыдуманные истории» об учителях и проблемах учительства. В прошлом году показывали случай, который произошел в одной из школ г. Иркутска, где уроки физкультуры старшеклассникам преподавала учительница в возрасте 70 лет, и как дети на уроке закидывали её мячом, при этом смеялись и оскорбляли. Невозможно представить, как нелегко было этой пожилой женщине ежедневно переносить грубость, жестокость от своих же учеников. Но все-таки, в первую очередь, надо критически отнестись к данному учителю, который может быть в силу уже преклонного возраста, слабого здоровья, задавленности житейскими проблемами стал неинтересен своим воспитанникам. Поэтому достигнув солидного возраста, и не справляясь со своими обязанностями не нужно испытывать таких стрессов, а уходить на заслуженный отдых.  

А сколько подобных случаев, возможно, происходит в разных школах и что нужно предпринять, чтобы избежать такого? Вместе с вводом профессионального стандарта учителя их стало бы меньше, так как учителя, не соответствующие требованиям стандарта, не вели бы преподавание в школе, а нашли бы свое призвание в другом.

Отношения «учитель – ученик» - достаточно серьёзная педагогическая проблема. Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Достоинство и уверенность в себе должны быть присущи как ученику, так и учителю. Требование к ученику должно быть связано с уважением к нему, а уважение к ученику обеспечивается педагогическим тактом, проявляемым учителем.

Недавно, в передаче А.Малахова «Пусть говорят», рассказывали об учителе детской школы искусств «Радуга» (не помню какого города). Молодая учительница танцев подрабатывала вечерами, учила взрослых девушек танцевать стрип-пластику. Видео со своим «сольным» танцем выложила в Интернете, за что была уволена руководителем школы. Было много недовольств со стороны родителей, они обвиняли её в том, что педагог не может заниматься после занятий подобными танцами. Существуют общепризнанные нормы морали и если они нарушаются, то за это можно ругать, осуждать или учителю нужно оставить место работы. Он приходит в школу учителем и уходит из неё тоже учителем. Для наших воспитанников, особенно младшего возраста, учитель является неоспоримым примером для подражания. И что же могут подумать эти девочки, увидев такое видео? Учитель как строитель. Он строит человеческие судьбы. Но при строительстве не надо забы­вать, что они не из бетона, а из хрусталя. Одно неверное слово, неаккуратное движение и мож­но сломать всю постройку.

Результаты учительского труда в успехах, достижениях наших учеников. Успехи и достижения будут в том случае, если у учащихся будет выработано стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к учителю. Отношение к учителю зависит также и от семьи учащегося. Не всякая семья может поднять учителя в глазах ребёнка. Поэтому нам очень важно быть непоколебимым авторитетом для учащегося и его родителей. Никакая другая профессия не имеет такого важного общественного признания и ни к одной из них не предъявляются такие высокие требования.

Также в одной из передач первого канала показывали случай, когда родитель нанес телесные побои учителю начальных классов, молодой девушке за замечание, сделанное его ребенку. А ведущий передачи «Поле чудес» Л.Якубович часто бросает оскорбительные шуточки в адрес участников – учителей, называет «училка» и т.д. Таким образом, престиж нашей работы никак не поднимается, надо (если можно) на государственном уровне подвергнуть критике подобные вещи, особенно на первом канале,  имеющего наибольший рейтинг в стране. Ведь правительство нашего государства предпринимает много усилий для качественного обучения учащихся в школе: ввели новую систему оплаты труда, стимулирование идет через денежные отношения, введение ЕГЭ позволило особенно сельским детям поступать по его результатам в ВУЗы страны. Также введение профессионального стандарта учителя имеет цель повысить содержание и качество профессиональной педагогической деятельности.

Если учитель соответствует требованиям профессионального стандарта, то это поднимает его самооценку. Чувствуя себя спокойно и уверенно, учитель будет благожелателен и ровен к учащимся. Понимание слабых сторон своего труда, намерения их исправить не разрушает общей положительной самооценки. А учитель с низкой самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству самозащиты. Хотя у каждого учителя свой индивидуальный стиль его деятельности и общения. Учитель имеет право на реализацию своего индивидуаль­ного почерка в работе, при этом главным аргументом в пользу его индивидуальной манеры будет умственное и личностное развитие его учеников. Работая в своем стиле, учитель меньше напрягается и устает.

В свое время Я.А. Коменский находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени, сквозь века обращался он к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.

          Введение профессионального стандарта, возможно, поднимет значимость работы учителя, из-за высоких требований к профессии со стороны общества, родителей, детей. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность. И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества.

Учитель! От его творческой работы зависит во многом ус­пешность, гармоничность каж­дого человека. Учитель - первый наставник, советчик, ему отдана и доверена судьба человека. На учителях лежит огромная ответственность за каждого гражданина, а значит, благополу­чие и будущее нашей республи­ки и страны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужен английский язык?

Рассказ для детей...

Что ответить ребёнку на вопрос: зачем нужен лес?

Очень часто дети задают вопрос родителям: для чего же нужен лес? В этой ситуации нужно помочь детям поразмышлять.Лес важен для жизни на планете. Лес - отличное устройство для образования кислорода, ко...

Конспект урока "Зачем нужен суд?"

Цель:  сформировать представление о суде, как о государственном органе, рассматривающем гражданские, административные и уголовные дела на основании действующего законодательства....

Как устроен Мир или зачем нужен Большой Адронный Коллайдер?

В статье собраны материалы для обобщающей лекции "Современная физическая картина мира" в 11-м физико-математическом классе....

Конспект урока английского языка для 10 класса по теме "Зачем нужен спорт"

Конспект урока английского языка для учащихся 10 класса...

Зачем нужен учитель нового типа?

Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учител...

Зачем нужен учитель нового типа?

   Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного измен...