Конспект урока "Зачем нужен суд?"
план-конспект урока (обществознание , 7 класс) по теме

Сафарова Зоя Николаевна

 

Цельсформировать представление о суде, как о государственном органе, рассматривающем гражданские, административные и уголовные дела на основании действующего законодательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhen_sud.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

д.  Панкратовка

УРОК

по обществознанию

7 класс

              Подготовила и провела:  

                 Сафарова З. Н. –

                                                    учитель истории и обществознания

2010 год

Цель:  сформировать представление о суде, как о государственном органе, рассматривающем гражданские, административные и уголовные дела на основании действующего законодательства.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Закрепление и систематизация основных знаний по теме «Подросток и закон».
  2. Усвоить основные понятия  и термины: суд, юридическая ответственность и ее виды, адвокат, прокурор, самосуд.
  3. Объяснить,  каковы  юридические границы подросткового возраста.

Развивающие:

  1. Развивать умение обобщать и систематизировать полученные знания.
  2. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков решения практических правовых задач.
  3. Способствовать совершенствованию умений и навыков  работы с учебником, документальными материалами, источниками.
  4. Направлять работу учащихся на установление причинно – следственных связей  в изучении темы «Подросток и закон».

Воспитательные:

  1. Воспитание у подростков уважения к закону.
  2. Формирование умений осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.
  3. Воспитание культуры речи.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, раздаточный материал на 4-х листах, шашки черного и белого цветов.

Источники: Конституция Российской Федерации, УК  РФ; Правила дорожного движения.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Уважаемые семиклассники! Сегодня мы поговорим на тему «Зачем нужен суд?».  Слайд 1 

Такая серьезная тема! Кто-то из вас может возразить: «Мы еще маленькие обсуждать такие вопросы».

Лично я считаю, что вы уже не маленькие, и такие вопросы с вами можно обсуждать по-взрослому.

Цель нашей работы сегодня  -  сформировать представление о суде, как о государственном органе, рассматривающем гражданские, административные и уголовные дела на основании действующего законодательства.

Суд появился с зарождением государства. Этот орган был призван защищать интересы государства и его жителей. Но в разные времена и суд был разным. Обратимся к истории.

Слайд 2.

В древние времена на Руси письменных законов еще не было, а формой выражения права был  обычай или традиция. Например,  в драке одному выбили зуб,  значит, виновному тоже должны выбить зуб. Если же виновный совершал убийство,  то его тоже убивали. Недаром появилась поговорка «Око за око, зуб за зуб».

Слайд 3.

Первый же письменный свод законов на Руси появился в период правления Ярослава Мудрого, и назывался он  - «Русская Правда». Позднее его сыновья в 1072 году дополнили документ, включив в него новые  правила.

Слайд 4.

С позиций сегодняшнего дня мы бы сказали, что законы были несправедливыми, равенства различных слоев общества  перед законом не было.

? О чем говорит данный пример?

Слайд  5.  

Ст. 7. « А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен».

Ст. 14. «За убийство тиуна огнищаного или конюшего платить 80 гривен».

СТ. 17. «А за смердии холопа - 5 гривен, а за рабу - 6 гривен».

Ожидаемый ответ: 

Суд защищал интересы богатых и знатных людей. Клок бороды свободного человека стоил дороже жизни зависимого человека или раба. Штраф за  убийство приближенного к князю был в 16 раз больше,  чем за смерда.

Слайд 6.

  Значительную роль в судебном процессе играл Суд Божий, который должен был подтвердить или опровергнуть  вину подсудимого.

Как это происходило?

Учитель. Идет время, меняется жизнь, происходят перемены и судебной  системе, но суды по-прежнему стоят на стороне богатых и тех, кому принадлежит власть. А еще  в суде творился жуткий произвол. Перед вами картина «Суд в Московском государстве».

Слайд 7.

Что вы видите на этой картине?

Ожидаемый ответ:

На данной картине художника Иванова мы видим, как осуществлялся суд в Московском государстве. Суд вершили воевода, приказной дьяк и подьячий.

 Перед судьями стоит обвиняемый. Наверное, его считают очень опасным разбойником, поэтому он крепко связан.

 В избе много народу. Кто-то пришел из любопытства, кто-то выступал в роли истца, кто-то был свидетелем. В толпе мы видим женщину, на лице у нее страх, тревога. Возможно, судят её мужа.

Приказной оглашает приговор. Крупным планом художник изобразил человека, готового сечь осужденного кнутом. Значит, в суде часто применяли телесные наказания. Мы видим, что в избе есть и другие орудия наказания: топор, дыба. Я думаю, если использовать такие орудия пыток, то можно даже невинного человека заставить себя оговорить и признать виновным. Из этого можно сделать вывод, что суд не всегда был справедливым.

Вот и доказательство! Возле стола стоят мешки. Не соломой же они набиты! Это взятки, которые брали судьи. Суд был на стороне тех, кто больше даст.

На стене избы видим нечеткое изображение. Можно догадаться, что это икона. Художник подчеркнул, что даже Бога судьи не боялись, творя беззаконие. В приказной избе они были главными, выше Бога.

Все, что происходит в суде, вызывает у меня осуждение, но в те времена это было обычным явлением.

Учитель.  Люди не верили в справедливость суда. Русский народ  часто высмеивал судей,  которые творили беззаконие, хотя  зачастую это был смех сквозь слезы. Это нашло свое отражение в пословицах, поговорках, сатирических произведениях. Обратимся  к «Повести о Шемякином суде», выдающемуся сатирическому произведению  17 века.

Слайд 8.  «Повесть о Шемякином суде».

Учащиеся инсценируют данное произведение. (Инсценеровка готовится к уроку заранее).

Задание. Выскажите свое мнение о Шемякином суде.

Слайд 9.  Пословицы и поговорки о суде.

 Закон- дышло, куда захочешь, туда и вышло.

 В суд поди - и кошелек неси.

 Бог сотворил два зла: приказного и козла.

 Дари судью, так не посадят в тюрьму.

 Сила закон ломит.

 Судьям то и полезно, что в карман полезло.

?  Как вы понимаете  смысл представленных на ваш суд народных изречений?

?А если бы каждый из вас был судьей, обвинили бы вы или оправдали  бедняка? 

У себя на парте вы видите 2 камешка - черный и белый. С их помощью вы покажете, какое решение вы приняли? Черный - виновен, белый - не виновен.

Почему вы приняли такое решение?

Учитель.  В 19 веке судебная система получила свое дальнейшее развитие. Это нашло свое отражение в принятии  судебной реформы 1864 года.

Слайд 10. Судебная реформа 1864 г.

  • способствовала утверждению правовых норм в судебной  практике;
  •  ограничила судебный произвол;
  • вводила новые принципы судопроизводства:

- независимость суда;

- гласность суда;

-состязательность;

-суд присяжных заседателей.

                     ?  Какие из данных принципов вам понятны? Что из списка требует пояснения?

Значение реформы было велико. Она способствовала утверждению правовых норм в судебной практике, ограничению судебного произвола.

А теперь  перенесёмся в день сегодняшний.

Слайд 11.

?  Как вы думаете, уменьшается ли роль суда в современном обществе? (проблемное задание).

Заслушиваются ответы обучаемых.

Учитель:  Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши высказывания, давайте разберем следующую ситуацию.                                    

Рабочий лист №1 (раздаточный материал)

Работа  по правовой  ситуации.

В зале судебных заседаний  обвиняемый сидел, обхватив голову руками. Это был молодой водитель-таксист, сбивший мальчика велосипедиста 13 лет, который ехал на своем новеньком велосипеде посередине дороги. Руль велосипеда он держал одной рукой, и когда решил повернуть налево - столкнулся с машиной, которой управлял молодой водитель-таксист, недавно получивший водительское удостоверение и проработал таксистом менее года. Мальчик к счастью остался жив, но получил средней тяжести повреждения. Данное происшествие было рассмотрено в суде. Пострадавший мальчик со своими родителями требовал наказать водителя по всей строгости закона.

?  Скажите. Кто будет поддерживать обвинение в судебном процессе? Ожидаемый ответ: прокурор.

  ?  Кто будет защищать подсудимого?

Ожидаемый ответ: адвокат.

 ?   Кто еще привлекается к судебному разбирательству?

Ожидаемый ответ: свидетели, эксперты.

Задание:  вам предлагается выступить в роли участников судебного процесса.

1  группа  обучаемых готовит речь прокурора, 2 группа – речь адвоката.

  (Для работы учащимся предоставляется дополнительный материал - статьи УК РФ)

Остальные дети могут выступить в роли свидетелей.

 Могут ли свидетели давать неправдивые показания?

Какая ответственность предусмотрена за дачу ложных показаний в суде?

Чтобы группы справились с заданием, школьникам предоставляется следующая информация.

Слайд 12.  Извлечения из «Правил дорожного движения».

Пункт 24. 1. Управлять велосипедом… разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.  

Пункт 24.2. Велосипедисты… должны двигаться только по  крайней  правой полосе… возможно правее.

Пункт24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить  не держась за руль хотя бы одной рукой..;  поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Вывод: эта информация еще раз заставит вас задуматься о поведении велосипедистов на дорогах, а что вы любите кататься на велосипедах, я нисколько не сомневаюсь.

Итак, слово стороне обвинения.

Ожидаемый ответ 1 группы:

мы считаем, что водитель виноват в случившемся. Мальчику причинен вред здоровью средней тяжести. Это произошло потому, что водитель ненадлежащим образом исполнял свои профессиональные обязанности, что отмечено в статье 118 УК РФ. Этим самым он создал опасную ситуацию на дороге, это грозило жизни и здоровью участников дорожного движения, среди которых и был 13 летний подросток.

Водитель только недавно получил водительское удостоверение, не имеет опыта вождения, проработал водителем меньше года. Подсудимый должен понести наказание.

Ожидаемый ответ 2 группы:

Подсудимый не виновен. Было установлено, что мальчик двигался посередине дороги, а это запрещено Правилами дорожного движения. П.24.2.

Руль он держал одной рукой и стал поворачивать налево, что также запрещено. П.24.3.

Подросток не должен находиться на дороге, так как ему нет 14 лет.

 П. 24.1.

Водитель был трезв. Нельзя обвинять его в том, что он недавно получил водительское удостоверение, получено оно законным путем.

Сторона защиты просит оправдать водителя.

Ответ 3 группы: дети моделируют правовую ситуацию, являясь «свидетелями» ДТП.

?  Какое решение примет суд?

Ожидаемый ответ: водитель будет оправдан.

Учитель. Верно! Но есть одно дополнение к рассматриваемой ситуации. В  ДТП  пострадала машина водителя, ремонт обошелся в копеечку. А велосипед мальчика отремонтировать уже было нельзя.

? Как, на ваш взгляд, будет рассмотрена эта ситуация?

Ожидаемый ответ: суд может принять решение о возмещении ущерба водителю родителями подростка.

Учитель.  Произошедшая авария вызвала большой общественный резонанс. И это понятно, мы с вами  знаем,  что много случаев, когда дети попадают в аварии, и, к сожалению, много случаев гибели.

В период следствия один журналист напечатал в газете статью, назвав водителя  «преступником, посягнувшим на жизнь ребенка».

?  Имел ли право журналист назвать подсудимого преступником? 

А  чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статье 49 Конституции РФ.

Слайд  13. Конституция РФ. Статья 49.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим  в законную силу приговором суда.

Ответьте, когда можно назвать подсудимого преступником?

Ожидаемый ответ:

подсудимого можно назвать преступником после того, как приговор суда вступит в законную силу.

Учитель Мы разобрали конкретную ситуацию, которая могла быть рассмотрена в суде. Но в реальной жизни ситуаций, которые рассматриваются судом, очень много. Так что же такое суд?

Слайд 14. Суд- это….. ( работа над понятием)

Учитель. Давайте, ребята, сформулируем ответы на вопрос: «Зачем нужен суд?»

Для этого выполните задание на соотнесение позиций левого и правого столбцов. 

  1. Защищать

А) спорные вопросы

  1. Разбирать

Б) граждан от несправедливости

  1. Наказать тех,

В) граждан от несправедливости

  1. Предупреждать

Г) кто совершил преступления или правонарушения;

Слайд 15.

Учитель. Правильность выполнения задания проверяем на следующем слайде.

Слайд 16.

  • Защищать граждан от несправедливости;
  • Разбирать спорные вопросы;
  • Наказать тех, кто совершил преступления или правонарушения;
  • Предупреждать правонарушения.

Каждый человек должен грамотно и цивилизованно защищать свои права. Учиться этому надо!

С какого возраста граждане могут обращаться в суд?

Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте с учебником.  Стр. 106, 1-й абзац.

Ответ: с 14 лет.

Говоря о суде, как о государственном органе, мы знаем, что там работают высочайшие профессионалы. Сейчас вашему вниманию будет представлено интервью с судьей, записанное накануне.

Интервью (просмотр видеоролика)

Учитель.  Живя в современном обществе, граждане твердо должны усвоить, что ни одно правонарушение не может остаться безнаказанным?

Но какая ответственность наступает  за нарушения норм права, и с какого возраста  она наступает, мы узнаем,  поработав с учебником.       

Слайд 17. Учебник, страница106  - 107.Слайд 18.  Заполните  таблицу.

 

Рабочий лист №2 (раздаточный материал)

Гражданско-правовая

Дисциплинарная

с 16 лет;                                   с 16 лет                           с  14 - имущественная      

с  14 лет за                                                                                ответственность

особо тяжкие

преступления

?  Какой вид ответственности самый строгий и суровый?

Учитель.  Как мы с вами уяснили, наказание за совершенное противоправное деяние может вынести только  строгий и справедливый суд. Но есть еще одна характеристика нашего суда. Какая именно, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Задание: Какое высказывание зашифровано в лабиринте?   

Рабочий лист № 3 (раздаточный материал)

Слайд  19. «Наш суд - самый гуманный суд в мире».

Учитель: К сожалению, бывают такие случаи, когда спорные вопросы решаются незаконными способами. Постарайтесь определить, о чем идет речь, прослушав небольшое шуточное стихотворение.

Слайд 20.  «Самосуд».

К судье на бархан

Приплелся Варан,

Сказал: «Послушай,  Судья.

Один  Таракан

Сказал мне с утра,

Что будто Баран я.

А я ни «Бе», ни «Ме» не кричу,

А я все время молчу.

Я новых ворот не беру на таран.

Какой из меня Баран?

Воскликнул Судья:

«Успокойся, Варан,

Неграмотный был Таракан.

Он «Б» от «В» отличить не мог

И надо его научить.

Ко мне приведи его завтра с      утра,

Чтоб я ему объяснил!»

«Не выйдет, -

Печально вздохнул Варан,

Ведь я его проглотил!»

 Какое противоправное действие совершено Вараном?    

Допустимы ли такие действия по российскому законодательству?

Учитель. А сейчас мы закрепим полученные знания, выполнив работу по тестам.

Рабочий лист №4 Тесты (раздаточный материал)

Вариант  1

 Тест 1 . Что такое суд?

А) место решения споров;

Б) место, где встречаются деловые партнеры ;

В) место, где заключаются сделки.

Тест 2  Кто такая Фемида?

А) супермодель;

Б)  богиня правосудия;

В) известная всему миру правозащитница.

Тест 3.  Самый суровый закон -  

А) семейный;

Б) административный;

В) уголовный.

Тест 4.  Интересы  подсудимого в суде защищает:

А) участковый милиционер;

Б) присяжные заседатели;

В) адвокат.

Тест 5.  Преступником подсудимого может назвать только:

А) следователь;

Б) суд;

В) прокурор.

                                                    Вариант 2.

Тест 1.  Предусмотрен ли  в российском законодательстве самосуд?

А) да;

Б) нет.

Тест 2.  Каким  правом регулируются имущественные отношения?

А) трудовым;

Б) гражданским;

В) уголовным.

Тест 3.  Судьи :

А) назначаются Указом Президента;

Б) назначаются губернатором;

В) назначаются Председателем  Правительства.

Тест 4.  Государственным обвинителем на суде является:

А) судья;

Б) адвокат;

В) прокурор.

Тест 5.  Уголовная ответственность наступает:

А) с 14 лет;

Б) с 16 лет;

В) с  18 лет.

Наш урок подходит к концу. Выскажите свое мнение о нашей работе,  о проблеме, которую мы обсудили.

Подведение итогов.

Домашнее задание: работа с учебником, стр. 105 – 107; задания 5, 6 стр. 111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Срочно нужен переводчик"

Конкурсная программа для учащихся 8-9 классов о молодежном сленге....

"Я тоже всему свету нужен". Конспект урока по произведению А.П.Платонова «Юшка»

Этот урок относится по своей структуре к урокам продолжения знакомства с А.П. Платоновым и с его удивительной прозой. В системе уроков он является первым уроком в теме.Цели:Обучающие:v продолжит...

Конспект урока английского языка для 10 класса по теме "Зачем нужен спорт"

Конспект урока английского языка для учащихся 10 класса...

Конспект классного часа "Когда в семье лад, не нужен и клад"

Классный час предназначен для 5-6 классов. Для проведения нужна интекартивная доска или экран, компьютер для показа видеороликов. (1. Мимо текла река, 2. Есенин С.-Родина)...

Конспект урока по русскому языку "Зачем нужен язык?" 5 класс

Урок "Зачем нужен язык?" является первым уроком в программе русского языка в 5 классе, поэтому он должен быть интересным, познавательным и лёгким. К конспекту прилагается презентация для использования...

Конспект урока по экологии «Мир ,который нужен мне..»

Материал  предназначен для проведения занятия направленного на экологическое воспитание детей....

План-конспект группового занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: « Не нужен клад, когда в семье лад!» ( для детей 4-6 классов)

Данный материал можно использовать как материал классного часа или других мероприятий воспитательного характера. Рассчитан на  детей среднего школьного возраста. Помогает закрепить основные понят...