"Я тоже всему свету нужен". Конспект урока по произведению А.П.Платонова «Юшка»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Новикова Наталья Александровна

 

Этот урок относится по своей структуре к урокам продолжения знакомства с А.П. Платоновым и с его удивительной прозой. В системе уроков он является первым уроком в теме.

Цели:

Обучающие:

v продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его удивительной прозой;

v совершенствовать умение анализа художественного произведения, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

Развивающие:

v включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;

v развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;

          Воспитывающие:

v воспитывать любовь и уважение к человеку;

v попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям».

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока.

1.    Организация урока

2.    Сообщение темы и цели урока

3.    Слово о писателе

4.    Беседа по теме урока

5.    Итог урока

6.    Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Платонов "Юшка"24.17 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по творчеству А.Платонова "Я тоже всему свету нужен"

Цели:

  1. применение компьютерных технологий на уроках литературы;
  2. воспитание у подростков чувства милосердия, сострадания и уважения человека.

Задачи:

  1. расширить знания учащихся по теме «Творчество А.Платонова»;
  2. научить подростков сострадать и уважать человека;
  3. учить выразительному чтению литературного текста;
  4. учить видеть авторскую позицию.

Оборудование:

  1. портрет А.Платонова;
  2. слайды на компьютерном диске в программе PowerPoint;
  3. набор карточек.

Учитель. Добро и зло… за этими словами, казалось бы, очень простыми и знакомыми, скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история человечества – это история борьбы добра и зла.

Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам в этом книга Андрея Платоновича Платонова с негромким и коротким названием «Юшка». (слайд №1)

И начнём мы наш разговор с размышления: для чего рождается человек? Как вы считаете? (Ответы учеников.) Да, сколько людей - столько и мнений. Послушайте мнение современного поэта Дмитрия Голубкова, как он размышляет о назначении человека на Земле: (слайд №2)

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной , тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

- В каких строчках поэт выразил своё мнение о назначении человека? (Ответы учеников.)

Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, которому суждено было стать писателем. Это Андрей Платонович Платонов (Климентов) (слайд №3) Его имя нам немного знакомо по рассказам «Никита», «В прекрасном и яростном мире…»

- Кто напомнит, о чём эти рассказы? (Ответы учеников.)

Мы узнали, что для Платонова важно многое: и животные, и растения, и природа. Но самое главное – это человек, который по-отцовски относится ко всему, что находится рядом. Вспомните, как заканчивается рассказ «В прекрасном и яростном мире…»:

помощник Мальцева Костя доверил ослепшему машинисту вести состав и признался, что «боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Как к своим родным детям относился Платонов ко всему живому.

Жизнь А. Платонова (Климентова А.П.) была недолгой и нелёгкой.

1 ученик. (слайд №4) Андрей Платонов родился в 1899 году в семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямская г. Воронежа (сейчас это район улицы Донбасской и виадука над железной дорогой). Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Потом началась работа: с 13 лет Платонов работал на Воронежском паровозоремонтном заводе.

2 ученик. (слайды №5, 6) Его учёба в железнодорожном техникуме прервалась уходом в Красную Армию, но по возвращении продолжилась. До середины 1926 года А.Платонов живёт в Воронеже и работает по электрификации сельского хозяйства. В это время созданы первые книги «Электрификация», «Епифанские шлюзы», которые принесли автору известность.

3 ученик. Произведения А.Платонова были многим непонятны, поэтому на него обрушились беды: критика, непонимание, запреты, обыски. Писатель умер в одиночестве в 1951 году.

И только после смерти пришло признание. Платонов жил очень скромно, не пробуя кого-то перекричать, оглушить. Он был простым человеком. который пытался понять самое сокровенное – человека и его душу, его сердце. И начал об этом говорить в своих первых произведениях – сказках. Это самый любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (слайд №7)

- Вспомните, какая борьба отражается в сказках? (Борьба между добром и злом.)

- А что в сказках всегда побеждает? (Добро.)

- А всегда ли так бывает в жизни?

(слайд №8, заглавие) Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка, каким он был?

(Юшка был ростом мал и худ, в руках у него не было силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай. Не покупал сахара, а одежду носил одну и ту же долгие годы.)

- Что за человек был Юшка? Какой его характер? Какие чувства он вызывает?

(Слабый, неказистый, невзрачный, тихий, незаметный, кроткий.) (Открывается левый столбик на 8 слайде со словами, на доске уже вывешены такие же слова, учитель поднимает карточки, где записаны значения этих слов, а дети должны найти, какому слову оно соответствует, учитель прикрепляет тоже на доску.)

Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в мире? Как относятся к нему дети?

(Прочитать от слов «Когда Юшка рано утром шёл в кузницу….» до слов «…что он твёрдый и живой».)

- Дети терзали Юшку! Они «удивлялись, что он живой, а сам не серчает на них». Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку?

(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не хватает хворостину и не погонится за ними, как это делали другие взрослые. Дети хотели, чтобы он рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка молчал и не трогал ребятишек. Тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним.)

«Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно всё сделать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Согласны ли вы с Юшкой?

- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Дети высказывают своё мнение, и разговор обязательно должен выйти на следующий вопрос.)

- А почему дети не научились любить? (В результате размышлений надо сделать вывод о том, что их не научили любить взрослые.)

- А как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?

(Дети повторяли поступки взрослых, которых Юшка раздражал своей непохожестью на них. Горе и обиду они вымещали на беззащитном человеке. Молчание Юшки превращалось в его вину, а кротость приводила людей в большое ожесточение. Даже Даша, хозяйская дочь, говорила ему: «Лучше бы ты умер».)

(Открывается правая половина слайда №8, и выполняется такая же словарная работа.)

- Мы сказали, что дети не научились любить Юшку. А что значит, любить человека? (заголовок слайда №9) Что отвечал Юшка на слова Даши: «Лучше бы ты умер»? («Меня, Даша, народ любит. Сердце в людях бывает слепое») (Открывается левая половина этого слайда.)

- «Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете эти слова?

(Слепое сердце бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро, не испытывающего жалости и сострадания к другим.)

(Открывается правая половина этого же слайда, и проводится словарная работа.)

- Вернёмся к тексту и прочитаем описание природы. Как отрывок помогает лучше понять Юшку?

(Читаем от слов «В июле или августе…» до слов «…как здоровый человек».)

- Мы уже настолько привыкли к Юшке, что стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все от него так долго ждали, - он осерчал. Случайно ли это слово? Можно было сказать, что Юшка рассердился, разозлился, разгневался. А Платонов употребляет именно: осерчал. Почему?

(Нельзя Юшку представить разгневанным. Слово как нельзя лучше подходит к образу.)

- Как вы понимаете слова Юшки: «А по надобности мы все равны»?

(Люди рождаются, чтобы жить.)

- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь?

(Впервые Юшка защитил себя.)

- Переживает ли прохожий за содеянное?

(Нет, пошёл домой со спокойной душой пить чай.)

- Произошло то, чего хотели люди, - Юшка осерчал и ушёл из жизни. Признали ли его своим, похожим? Раскаялись?

(Простить с Юшкой пришли все, похоронили и забыли.)

- У Юшки, без сомнения, было большое, доброе сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир? (слайд №10) Не будем пока однозначно отвечать на этот вопрос.

- Нужен ли Юшка всему свету? Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?

(Стало ещё хуже, теперь вся злоба оставалась среди них, теперь её не на ком выместить.)

- Неужели весь смысл Юшки в том, чтобы принимать злобу и глумление на себя? Когда и почему ещё раз вспомнили о Юшке?

(О приёмной дочери, ради которой Юшка не пил чай, не покупал сахара, чтобы «она его ела». Юшкина добрая душа жила теперь в этой кроткой, тихой девушке.)

- Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. (слайд №11) Платонов читал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека, - «из смерти работать жизнь». А жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Юшка выполнил своё предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».

Значит, способен что-то изменить даже тихий, кроткий, безответный Юшка? (слайд №12) Значит и жизни Добро побеждает зло.

Сегодня мы прикоснулись к сердцу прекрасного человека, который болел душой за всех людей, который понимал, что всем людям нужнее человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, на после смерти. И ещё Платонов точно знал (слайд №13): «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…».

Домашние задание.

Написать сочинение-размышление «Какие чувства вызвал во мне рассказ Платонова «Юшка»?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 7 –м  классе  по  теме:  "Я тоже всему свету нужен". 

Этот урок относится по своей структуре к урокам продолжения знакомства с А.П. Платоновым и с его удивительной прозой. В системе уроков он является первым уроком в теме.

Цели:

Обучающие:

  1. продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его удивительной прозой;
  2. совершенствовать умение анализа художественного произведения, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

Развивающие:

  1. включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы;
  2. развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;

          Воспитывающие: 

  1. воспитывать любовь и уважение к человеку;
  2. попытаться донести до ребят мысль «…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям».

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока.

  1. Организация урока
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Слово о писателе
  4. Беседа по теме урока
  5. Итог урока
  6. Домашнее задание

Информация о домашнем задании была дана после тематически соответствующего этапа урока.

Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Методы.

На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

- коммуникативно-ориентированный

- учебная работа под руководством учителя

- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации)

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

- словесный метод (рассказ, элементы беседы)

- методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности)

- логические методы (сравнение, анализ)

- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя)

Мотивационная обеспеченность урока.

В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.

Специфика урока состоит в применении современных инновационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса,  следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.

Урок состоит из 3-х этапов мотивации:

1) Ориентировочно-мотивационный

Он включает в себя следующие учебные действия:

- создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы

- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке);

2) Операционально-исполнительский

Он предполагает:

- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;

- положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.

3) Рефлексивно-оценочный

На этом этапе происходит:

- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;

- подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта;

     - «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости.

Важным было повышение уровня мотивации учащихся.

Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.

Содержательная сторона урока.

Содержание материала личностно ориентировано, доступно.

Виды речевой деятельности.

Чтение.

Говорение.

Формы работы:

- Фронтальная;

- Групповая.

Средства обучения.

Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.

Контроль знаний, умений и навыков.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в вопросно-ответной форме.

Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных  особенностей учащихся и познавательного интереса.

Подведение итогов.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, применяла дифференцированный подход.

Отклонений от плана урока не было.

Результативность урока хорошая.

              Учитывая большую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Перегрузки детей не было.

Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"

Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"

Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...