Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Колесникова Елена Григорьевна

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей используются разные формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема: «Я тоже всему свету нужен…». (По рассказу А. Платонова «Юшка».)

Цель: Создать условия для осмысления рассказа А. Платонова «Юшка»,  

           понимания своеобразия характера главного героя; способствовать

           переосмыслению понятий «человек в окружающем мире», «ценность

           человека на Земле».

Оборудование: 1) учебники;

                           2) раздаточный материал (карточки, кроссворды)

Эпиграфы:                              Надо к людям относиться по-отцовски.

                                                                         А. Платонов.

                                                 Без меня народ неполный.

                                                                          А. Платонов.

Ход урока:

I. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

        Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаясь пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

        Андрей Платонович Платонов, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души, постигнуть её красоту и заставить удивляться ей окружающих. Художественный мир писателя наполнен оптимизмом, верой в человека, в его возможности. А Платонов побуждает своего читателя обратить взор внутрь самого себя, задуматься о своих поступках.

        Сегодня мы обратимся к рассказу А. Платонова «Юшка». Тема нашего урока: «Я тоже всему свету нужен…». Цель: понять, в чём ценность человека на Земле, какие нравственные уроки мы можем извлечь из этого произведения. Запишите число, тему урока и два эпиграфа.

III. Словарная работа.

        Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значения слов, которые будут способствовать пониманию смысла произведения. (Слова даются на слайде без толкования лексического значения. Учащиеся объясняют лексическое значение данных слов.)

        Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

        Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь горем, несчастьем. (Со (совместное) + страдание; сострадать – разделять чужую боль.)

        Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

        А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Слова даются с толкованием лексического значения.)

        Кротость – незлобивость, покорность, смирение.

        Блаженный – 1) в высшей степени счастливый;

                                    2) глуповатый (разг.).

        Юрод – чудаковатый, помешанный человек.

IV. Работа по новому материалу.

1. По какой художественной детали мы можем определить, что представляет из себя герой произведения, каков его внутренний мир, отношение автора к этому герою?

        (По описанию внешности человека, портретной характеристике. Портрет – изображение внешности героя в литературном призведении.)

2. Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что вы узнали о нём? Зачитайте.

На какой портретной детали сосредоточено внимание писателя?

Какова роль этой детали?

        (Главное, что выделяет автор, – это глаза Юшки. Глаза – зеркало души; следовательно, плачет душа героя.)

3. Какой образ жизни вёл Юшка?

4. Что же за человек Юшка? Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать этого героя.

        (Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий, смирный и т. д.)

5. Групповое задание.

Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. Как ощущает себя Юшка среди своих односельчан?

1) Как относятся к Юшке дети?

2) Как относятся к Юшке взрослые?

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается исследовать определённый отрывок текста и выделить ключевые слова, передающие действия детей, взрослых, Юшки. Представители групп по очереди подходят к компьютеру и вносят в таблицу на слайде результаты работы своей группы. В результате составляется таблица, которая затем демонстрируется классу. По ней учителем ведётся дальнейшая работа с классом.

Дети

Юшка

бежали, кричали, поднимали сор, бросали, снова окликали,

снова бросали, подбегали, трогали. толкали, опять толкали, начинали серчать,

останавливали, делали слишком больно, не слышали, не понимали, по-прежнему толкали, радовались, терзают,

обижали, сердце наполнялось лютой яростью, бил, приходил в ожесточение, бил больше

не отвечал, не обижался, не закрывал лица, не серчает,

шел, молчал, не трогал, не отвечал, радовался,

останавливался, слушал,  молчал, лежал

ЗЛО, ЖЕСТОКОСТЬ

КРОТОСТЬ

4) Что лежит в основе действий детей и взрослых? (Жестокость, зло.)

5) Что лежит в основе действий Юшки? (Кротость.)

6) Возвращаемся к основному вопросу: «Как ощущает себя Юшка среди своих односельчан?»

(Делается вывод, что Юшка бесконечно одинок и несчастен.)

6. Почему односельчане издевались именно над Юшкой?

(Люди хотели, чтобы Юшка походил на них. Юшка раздражает своих односельчан своей непохожестью на них, раздражает тем, что он оставался самим собой, раздражает его безответность, молчаливая кротость. Люди, наверное где-то, в глубине души, осознавали, что Юшка живёт иной, не такой скучной и гнетущей жизнью, как все остальные.Он не такой, как все.)

7. Почему Юшка безропотно переносил жестокое обращение детей и взрослых?

        (Юшка считает, что народ его любит.)

Прав ли Юшка?

        (Конечно, неправ: если человека любят, то его не обижают, не поступают так жестоко.)

8. Умеют ли люди, по мысли Платонова, любить человека? Почему?

        («Сердце в людях бывает слепое».)

9.  Парная работа.

Как вы понимаете смысл выражения: «Сердце в людях бывает слепое»? Обсудите в парах этот вопрос.

Далее несколько учеников высказывают своё мнению всему классу.

10. А что же значит уметь любить человека? Обратимся к первому эпиграфу: «Надо относиться к людям по-отцовски». (А. Платонов.) Сравните своё мнение с авторской позицией.

11. Были ли счастливе мгновения в жизни Юшки? В какие моменты жизни Юшка испытывает радость и счастье? Подтвердите свои мысли текстом.

        (В жизни Юшки были счастливые минуты. Юшка испытывает радость и счастье, оставаясь наедине с природой.)

        Выразительное чтение отрывка «В июле или августе…».

Почему Юшка чувствует себя счастливым?

        (Юшка умел видеть красоту окружающего мира, умел ценить эту красоту. Он чувствует себя наедине с природой гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам». Ему даёт силу и поддержку то, что не может творить зло. И сладкий аромат цветов, и голос рек, и бабочки, и жуки – всё это питает его душу, потому что само рождается в ласке и не может рождать зла.)

12. И вот в жизни Юшки произошло вдруг то, чего от него все так ждали, – он осерчал. Как вы понимаете значение этого слова? Объясните его через подбор синонимов.

        (Рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился.)

Почему Юшка именно осерчал?

        (Юшка, будучи кротким и незлобивым, не может разгневаться, он может лишь осерчать.)

Чтение по ролям отрывка «Встреча Юшки с прохожим».

Надо ли было Юшке осерчать?

        (Осерчать надо было обязательно, потому что нельзя всё время терпеть издевательства.)

Чего не вынес Юшка?

Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

        (Юшка не вынес того, что никчемно и ненужно существование его, «юрода негодного» на земле. Оскорблено его принципиальное чувство и убеждение: каждое существо уникально и «по надобности» равно другому.

        Юшка осознаёт свою ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен».)

13. Сопоставьте слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен…» со вторым эпиграфом: «Без меня народ неполный». (А. Платонов.)

        (У каждого человека своё предназначение на земле. Каждый человек неповторим, а потому бесценен и заслуживает уважения и бережного отношения к себе.)

14. Произошло то, чего хотели люди,  Юшка осерчал и ушёл из жизни. Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки? Стало ли им легче жить?

        («Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.»)

15. Так что же получается? Выходит, что в обществе преобладает закон волчьей стаи: «Побеждает сильнейший». Неужели же весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?

        (Учащиеся рассказывают о приёмной дочери Юшки. Говорят о том, что цель жизни Юшки заключается в том, чтобы делать людям добро.)

16. В чём состоит смысл жизни Юшки?

        (Смысл жизни Юшки заключается в том, чтобы делать людям добро, приносить им пользу.)

Слово учителя

        Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А. Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека,  «из смерти работать жизнь». Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».

17. Групповое задание.

        Я предлагаю вам в группах разгадать кроссворд. Разгадав его, вы сможете прочитать зашифрованное в нём по вертикали ключевое слово, которое ярко характеризует Юшку.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Чего никогда не ел Юшка? (Сахар.)

2. На кого осерчал Юшка? (Прохожий.)

3. Сколько лет было Юшке? (Сорок.)

4. Место, где Юшка чувствовал себя легко и свободно. (Природа.)

5. Самое главное качество Юшки. (Доброта.)

6. Профессия приёмной дочери Юшки. (Врач.)

7. В какое время года Юшка уходил от хозяина? Лето.)

8. Место, где работал Юшка. (Кузница.)

9. Место, где жил Юшка. (Кухня.)

10. Цвет глаз Юшки. (Белый.)

11. Настоящее имя Юшки. (Ефим.)

        Дети читают ключевое слово «сокровенный». Учитель объясняет толкование лексического значения этого слова.

        Сокровенный – сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. – М., 1991. – Т. 4.)

Слово учителя

        Обычно сокровенными называют мысли, мечтания, желания. Но А.Платонов употребляет это слово в сочетании со словом «человек». У писателя есть рассказ, который называется «Сокровенный человек». Вы будете изучать его в 11 классе. Но сегодня я хочу, чтобы вы знали, что через всё творчество А. Платонова проходит тема «сокровенного человека». Употребляя слово «сокровенный» в сочетании со словом «человек», автор указывает на необычность своего героя, на сокрытый в его душе особый, неповторимый, ни на что не похожий мир.

18. Почему Юшку можно назвать «сокровенным человеком»?

Какое сокрытое начало он хранит в себе?

        (Юшку можно назвать «сокровенным человеком», потому что он обладает особым даром – добрым сердцем, способен сопереживать всему живому. Труд, забота о девочке-сироте, стремление переболеть чужой болью, как своей собственной, - вот что составляет цель его жизни.)

Слово учителя

        А. Платонов был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие – и перед тобой откроется сокровище.

V. Обобщение.

1. О чём заставляет вас задуматься этот расска?

2. Какие черты характера Юшки вы хотели бы видеть в себе и окружающих вас людях?

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание дифференцированное.

«4» Прочитать сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок». Ответить на вопрос: «Что общего между Юшкой и неизвестным цветком?»

«5» Написать письмо односельчанам Юшки, в котором объяснить, как нужно относиться к человеку.

VIII. Рефлексия.

Закончить фразу: «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…».

Слово учителя

        В качестве напутственного слова я хочу прочитать вам стихотворение О. Высотской.

        Берегите друг друга.

        Суету позабудьте

        И в минуту досуга

        Рядом с другом побудьте.

        Берегите друг друга

        Без притворства и лести.

        Берегите друг друга:

        Ненадолго мы вместе.

Задания для групп

Карточка № 1

        «А малые дети и даже те, которые стали подростками, увидя тихо бредущего старого Юшку, перевтавали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

- Вон Юшка идет! Вон Юшка!

        Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

- Юшка! – кричали дети. – Ты, правда, Юшка?»

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.                 

Карточка № 2

        «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

        Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.                 

Карточка № 3

        «И они (дети) снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как делают все большие люди. Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

        Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли… Дети начинали серчать…».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.

Карточка № 4

        «Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им…

        Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

        … дети смеются над ним и мучают его, … терзают его».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.

Карточка № 5

        «Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него, и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе… Но Юшка не трогал их и не отвечал им. … Юшка тоже радовался.»

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия Юшки по отношению к детям.

Карточка № 6

        «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.

        … И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия взрослых по отношению к Юшке.



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема: «Я тоже всему свету нужен…». (По рассказу А. Платонова «Юшка».)

Цель: Создать условия для осмысления рассказа А. Платонова «Юшка»,  

           понимания своеобразия характера главного героя; способствовать

           переосмыслению понятий «человек в окружающем мире», «ценность

           человека на Земле».

Оборудование: 1) учебники;

                           2) раздаточный материал (карточки, кроссворды)

Эпиграфы:                              Надо к людям относиться по-отцовски.

                                                                         А. Платонов.

                                                 Без меня народ неполный.

                                                                          А. Платонов.

Ход урока:

I. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

        Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаясь пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

        Андрей Платонович Платонов, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души, постигнуть её красоту и заставить удивляться ей окружающих. Художественный мир писателя наполнен оптимизмом, верой в человека, в его возможности. А Платонов побуждает своего читателя обратить взор внутрь самого себя, задуматься о своих поступках.

        Сегодня мы обратимся к рассказу А. Платонова «Юшка». Тема нашего урока: «Я тоже всему свету нужен…». Цель: понять, в чём ценность человека на Земле, какие нравственные уроки мы можем извлечь из этого произведения. Запишите число, тему урока и два эпиграфа.

III. Словарная работа.

        Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значения слов, которые будут способствовать пониманию смысла произведения. (Слова даются на слайде без толкования лексического значения. Учащиеся объясняют лексическое значение данных слов.)

        Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

        Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь горем, несчастьем. (Со (совместное) + страдание; сострадать – разделять чужую боль.)

        Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

        А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Слова даются с толкованием лексического значения.)

        Кротость – незлобивость, покорность, смирение.

        Блаженный – 1) в высшей степени счастливый;

                                    2) глуповатый (разг.).

        Юрод – чудаковатый, помешанный человек.

IV. Работа по новому материалу.

1. По какой художественной детали мы можем определить, что представляет из себя герой произведения, каков его внутренний мир, отношение автора к этому герою?

        (По описанию внешности человека, портретной характеристике. Портрет – изображение внешности героя в литературном призведении.)

2. Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки. Что вы узнали о нём? Зачитайте.

На какой портретной детали сосредоточено внимание писателя?

Какова роль этой детали?

        (Главное, что выделяет автор, – это глаза Юшки. Глаза – зеркало души; следовательно, плачет душа героя.)

3. Какой образ жизни вёл Юшка?

4. Что же за человек Юшка? Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать этого героя.

        (Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий, смирный и т. д.)

5. Групповое задание.

Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. Как ощущает себя Юшка среди своих односельчан?

1) Как относятся к Юшке дети?

2) Как относятся к Юшке взрослые?

Класс делится на группы. Каждой группе предлагается исследовать определённый отрывок текста и выделить ключевые слова, передающие действия детей, взрослых, Юшки. Представители групп по очереди подходят к компьютеру и вносят в таблицу на слайде результаты работы своей группы. В результате составляется таблица, которая затем демонстрируется классу. По ней учителем ведётся дальнейшая работа с классом.

Дети

Юшка

бежали, кричали, поднимали сор, бросали, снова окликали,

снова бросали, подбегали, трогали. толкали, опять толкали, начинали серчать,

останавливали, делали слишком больно, не слышали, не понимали, по-прежнему толкали, радовались, терзают,

обижали, сердце наполнялось лютой яростью, бил, приходил в ожесточение, бил больше

не отвечал, не обижался, не закрывал лица, не серчает,

шел, молчал, не трогал, не отвечал, радовался,

останавливался, слушал,  молчал, лежал

ЗЛО, ЖЕСТОКОСТЬ

КРОТОСТЬ

4) Что лежит в основе действий детей и взрослых? (Жестокость, зло.)

5) Что лежит в основе действий Юшки? (Кротость.)

6) Возвращаемся к основному вопросу: «Как ощущает себя Юшка среди своих односельчан?»

(Делается вывод, что Юшка бесконечно одинок и несчастен.)

6. Почему односельчане издевались именно над Юшкой?

(Люди хотели, чтобы Юшка походил на них. Юшка раздражает своих односельчан своей непохожестью на них, раздражает тем, что он оставался самим собой, раздражает его безответность, молчаливая кротость. Люди, наверное где-то, в глубине души, осознавали, что Юшка живёт иной, не такой скучной и гнетущей жизнью, как все остальные.Он не такой, как все.)

7. Почему Юшка безропотно переносил жестокое обращение детей и взрослых?

        (Юшка считает, что народ его любит.)

Прав ли Юшка?

        (Конечно, неправ: если человека любят, то его не обижают, не поступают так жестоко.)

8. Умеют ли люди, по мысли Платонова, любить человека? Почему?

        («Сердце в людях бывает слепое».)

9.  Парная работа.

Как вы понимаете смысл выражения: «Сердце в людях бывает слепое»? Обсудите в парах этот вопрос.

Далее несколько учеников высказывают своё мнению всему классу.

10. А что же значит уметь любить человека? Обратимся к первому эпиграфу: «Надо относиться к людям по-отцовски». (А. Платонов.) Сравните своё мнение с авторской позицией.

11. Были ли счастливе мгновения в жизни Юшки? В какие моменты жизни Юшка испытывает радость и счастье? Подтвердите свои мысли текстом.

        (В жизни Юшки были счастливые минуты. Юшка испытывает радость и счастье, оставаясь наедине с природой.)

        Выразительное чтение отрывка «В июле или августе…».

Почему Юшка чувствует себя счастливым?

        (Юшка умел видеть красоту окружающего мира, умел ценить эту красоту. Он чувствует себя наедине с природой гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам». Ему даёт силу и поддержку то, что не может творить зло. И сладкий аромат цветов, и голос рек, и бабочки, и жуки – всё это питает его душу, потому что само рождается в ласке и не может рождать зла.)

12. И вот в жизни Юшки произошло вдруг то, чего от него все так ждали, – он осерчал. Как вы понимаете значение этого слова? Объясните его через подбор синонимов.

        (Рассердился, разозлился, разгневался, вознегодовал, возмутился.)

Почему Юшка именно осерчал?

        (Юшка, будучи кротким и незлобивым, не может разгневаться, он может лишь осерчать.)

Чтение по ролям отрывка «Встреча Юшки с прохожим».

Надо ли было Юшке осерчать?

        (Осерчать надо было обязательно, потому что нельзя всё время терпеть издевательства.)

Чего не вынес Юшка?

Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

        (Юшка не вынес того, что никчемно и ненужно существование его, «юрода негодного» на земле. Оскорблено его принципиальное чувство и убеждение: каждое существо уникально и «по надобности» равно другому.

        Юшка осознаёт свою ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен».)

13. Сопоставьте слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен…» со вторым эпиграфом: «Без меня народ неполный». (А. Платонов.)

        (У каждого человека своё предназначение на земле. Каждый человек неповторим, а потому бесценен и заслуживает уважения и бережного отношения к себе.)

14. Произошло то, чего хотели люди,  Юшка осерчал и ушёл из жизни. Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки? Стало ли им легче жить?

        («Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.»)

15. Так что же получается? Выходит, что в обществе преобладает закон волчьей стаи: «Побеждает сильнейший». Неужели же весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать «злобу и глумление» на себя?

        (Учащиеся рассказывают о приёмной дочери Юшки. Говорят о том, что цель жизни Юшки заключается в том, чтобы делать людям добро.)

16. В чём состоит смысл жизни Юшки?

        (Смысл жизни Юшки заключается в том, чтобы делать людям добро, приносить им пользу.)

Слово учителя

        Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. А. Платонов считал, что главное предназначение всего живого, прежде всего человека,  «из смерти работать жизнь». Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы ещё лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен».

17. Групповое задание.

        Я предлагаю вам в группах разгадать кроссворд. Разгадав его, вы сможете прочитать зашифрованное в нём по вертикали ключевое слово, которое ярко характеризует Юшку.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. Чего никогда не ел Юшка? (Сахар.)

2. На кого осерчал Юшка? (Прохожий.)

3. Сколько лет было Юшке? (Сорок.)

4. Место, где Юшка чувствовал себя легко и свободно. (Природа.)

5. Самое главное качество Юшки. (Доброта.)

6. Профессия приёмной дочери Юшки. (Врач.)

7. В какое время года Юшка уходил от хозяина? Лето.)

8. Место, где работал Юшка. (Кузница.)

9. Место, где жил Юшка. (Кухня.)

10. Цвет глаз Юшки. (Белый.)

11. Настоящее имя Юшки. (Ефим.)

        Дети читают ключевое слово «сокровенный». Учитель объясняет толкование лексического значения этого слова.

        Сокровенный – сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. – М., 1991. – Т. 4.)

Слово учителя

        Обычно сокровенными называют мысли, мечтания, желания. Но А.Платонов употребляет это слово в сочетании со словом «человек». У писателя есть рассказ, который называется «Сокровенный человек». Вы будете изучать его в 11 классе. Но сегодня я хочу, чтобы вы знали, что через всё творчество А. Платонова проходит тема «сокровенного человека». Употребляя слово «сокровенный» в сочетании со словом «человек», автор указывает на необычность своего героя, на сокрытый в его душе особый, неповторимый, ни на что не похожий мир.

18. Почему Юшку можно назвать «сокровенным человеком»?

Какое сокрытое начало он хранит в себе?

        (Юшку можно назвать «сокровенным человеком», потому что он обладает особым даром – добрым сердцем, способен сопереживать всему живому. Труд, забота о девочке-сироте, стремление переболеть чужой болью, как своей собственной, - вот что составляет цель его жизни.)

Слово учителя

        А. Платонов был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие – и перед тобой откроется сокровище.

V. Обобщение.

1. О чём заставляет вас задуматься этот расска?

2. Какие черты характера Юшки вы хотели бы видеть в себе и окружающих вас людях?

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание дифференцированное.

«4» Прочитать сказку-быль А. Платонова «Неизвестный цветок». Ответить на вопрос: «Что общего между Юшкой и неизвестным цветком?»

«5» Написать письмо односельчанам Юшки, в котором объяснить, как нужно относиться к человеку.

VIII. Рефлексия.

Закончить фразу: «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…».

Слово учителя

        В качестве напутственного слова я хочу прочитать вам стихотворение О. Высотской.

        Берегите друг друга.

        Суету позабудьте

        И в минуту досуга

        Рядом с другом побудьте.

        Берегите друг друга

        Без притворства и лести.

        Берегите друг друга:

        Ненадолго мы вместе.

Задания для групп

Карточка № 1

        «А малые дети и даже те, которые стали подростками, увидя тихо бредущего старого Юшку, перевтавали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

- Вон Юшка идет! Вон Юшка!

        Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

- Юшка! – кричали дети. – Ты, правда, Юшка?»

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.                 

Карточка № 2

        «Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

        Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.                 

Карточка № 3

        «И они (дети) снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как делают все большие люди. Дети не знали другого такого человека, и они думали – вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

        Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли… Дети начинали серчать…».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.

Карточка № 4

        «Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им…

        Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

        … дети смеются над ним и мучают его, … терзают его».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия детей по отношению к Юшке.

Карточка № 5

        «Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него, и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе… Но Юшка не трогал их и не отвечал им. … Юшка тоже радовался.»

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия Юшки по отношению к детям.

Карточка № 6

        «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью.

        … И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Задание.

Выписать ключевые слова, передающие действия взрослых по отношению к Юшке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"

Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"

Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...